Просмотр содержимого документа
««Методические рекомендации педагогам по созданию ситуации успеха на занятии декоративно-прикладным творчеством»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ВЕНЕД»
«Методические рекомендации педагогам по созданию ситуации успеха на занятии декоративно-прикладным творчеством»
Панкова Е.Е.
Педагог дополнительного образования
Нефтекамск, 2015
Оглавление.
Введение
Природа – учитель создания ситуации успеха.
Типы ситуаций успеха.
Неожиданная радость.
2.2 «Общая радость»
2.3 «Радость познания»
2.4 «Мнимый успех»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Каждому человеку приятно получать комплименты в свой адрес. Но нужно не только получать комплименты, но и уметь их возвращать. Сегодня речь о ситуации успеха, ее типах и создании ситуации успеха в практической деятельности педагога на занятиях декоративно-прикладным творчеством.
Очень часто в нашей повседневной работе нам приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти не только в школу, но и в центр дополнительного образования, так же выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Почему это происходит? Первоклассник приходит в школу преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этой надежды – самая серьезная проблема обучения. Так почему же он теряет интерес к обучению? Виноваты ли в этом образовательные учреждения и методы обучения? Какую роль играет при этом педагог? Может ли педагог сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их.
Во центре творчества большинство обучающихся приходит заниматься не только для того, чтобы удовлетворить свои интересы к познанию, но и попробовать самоутвердиться в коллективе среди сверстников, особенно это важно неуверенным в себе детям, детям которые чувствуют свою отверженность, поэтому важно помнить, что именно таким детям необходимо в начале обучения создавать ситуацию успеха, повышать мотивацию к деятельности в учебном коллективе.
На эти и другие вопросы искали ответ не только наши современники, но педагоги прошлых лет. Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Доктор педагогических наук Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни, и он настаивает на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее.
Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.
Счастливого человека может воспитать только счастливый. Основная парадигма в работе педагога дополнительного образования «Дать каждому ребенку шанс проявить себя».
Природа – учитель создания ситуации успеха.
Удивительно, насколько гармонично все в природе. Поражает точная симметрия крыльев красивой бабочки, согласованность членов большой семьи муравьев и пчел, слаженность действий в стае волков. Природа неустанно преподносит нам уроки успеха самых разных обитателей планеты. Почему бы внимательнее не присмотреться к тому, что происходит рядом с нами, не задуматься, а почему именно так, а не иначе задумано матушкой Природой.
Природа на своём примере преподносит нам пять уроков проявления успеха.
Уроки природы
1. Первому из уроков успеха мы можем научиться у дятла. Да, у дятла! Он называется “урок реалистичной фокусировки”.
Дятел во многом умнее нас. Да, он бьется головой о дерево, но делает это он очень успешно. Он реалистичен – он не пытается разбить дерево пополам одним ударом, как это хотят сделать многие из нас, и он сфокусирован – он не стучит в дерево со всех сторон.
Он фокусировано бьет в одну и ту же точку, медленно продвигаясь к своему червячку. Для успеха нам часто не хватает фокусировки и терпения довести дело до конца.
2. Второй урок успеха можно выучить у рыбы. Он называется “урок потока”. Рыба всегда плывет против течения и вопреки общему мнению это правильно. Она это делает не для того чтобы усложнить себе жизнь, а для того чтобы больше воды мимо себя пропустить. Так мимо нее в потоке воды проплывает больше еды и кислорода. Так ее жизнь становится в несколько раз богаче. Мы же, в отличие от рыбы, всегда пытаемся плыть по течению в стагнирующем потоке, и в результате вместо 40 лет жизненного опыта, мы нажили однолетний жизненный опыт 40 раз. Мы не хотим выходить из комфортной зоны и потом удивляемся, почему в жизни было так мало возможностей. Мы хотим выиграть лотерею жизни, даже не купив лотерейного билета. Вывод «урока потока»: Если Вы встретили человека, достигнувшего больше, чем Вы, знайте – он просто вышел из своей зоны комфорта и пошел против … правил, норм, удобства, общественного мнения, собственной лени. В его жизни больше возможностей!
3. Третий урок достижения успеха можно выучить у маленьких львят. Этот урок успеха называется – “запачкайте морду кровью”. Они умеют учиться. Они учатся у старших более опытных львов. И учатся они не по учебникам и разговорам, а на деле. Они точно знают – чтобы научиться охотится нужно запачкать морду кровью. Мы же боимся даже руки замарать. Мы садимся за парты и смотрим на стоящего у доски разодетого зайца, который учит нас охотиться. Или еще хуже, закрываемся дома и учимся сами с собой, а когда приходит время охоты, мы не то что охотится не умеем, мы боимся запаха крови, опасности… Уроки успеха опытные львы преподносят своим малышам сразу, как только последние научатся стоять на ногах. Нет ни учебников, ни тетрадей, ни долгих нравоучений. Только практика. Вывод: Мы же боимся испачкать кровью не только морду, но и руки. Часто учимся у тех, кто и сам ни разу не охотился.
4. Четвертый урок успеха мы можем выучить у собаки. Он социальный и называется “повиляй хвостом первый”. В 21 веке уже не важно, что делаешь ты, а важно на что ты мотивируешь других людей. И прекрасный пример здесь собака. Собака не думает: “Сначала ты меня домой приведи, накорми и помой, а потом я тебе повиляю хвостом.” Собака первая отдает свои чувства и лишь потом получает взамен то, что ей нужно. При этом она не заставляет вас ей ничего отдавать, она делает так, что вы сами хотите это сделать. Собака – отличный мотиватор. Добродушное виляние хвостом, преданный взгляд, и Вы готовы достать из сумки кусок колбасы, чтобы ответить на такое искреннее проявление чувств. Собака вряд ли продумывает сложную мыслительную цепочку: «Сначала меня накорми, напои, а потом я тебе вильну хвостом». Она первая дарит свои чувства и получает взамен награду. Вывод: Умение мотивировать людей в наше современное время не просто важно, а крайне важно. «Повиляйте хвостом первыми», и получите то, на что рассчитываете.
5. Пятый урок успеха нам должна преподать змея. Урок называется “не надо ныть”. Она не думает: “У меня нет ни рук, ни ног, у меня плохое зрение, я родилась не в той стране, меня никто не любит, мои родители обо мне не заботились с момента как я вылупилась”. Да и привычное место обитания не вызывает особой зависти ни у кого. Змея обходится тем, чем наградила ее природа. И тем не менее, этого обитателя – «инвалида» боятся все. И если ей что-то не нравится, она просто меняет шкуру и ползет дальше без сожалений. Вывод: Перестаньте ныть по поводу того, что Вас никто не любит, что родились не в то время, не в том месте, не у тех родителей. Сбросьте шкуру и ползите дальше! Успех и счастье приходит к тому, кто знает духовные законы и применяет их в своей жизни.
Знание и применение законов успеха может изменить нашу жизнь. Всё, что нужно сделать – изучить эти законы, разобраться в них и применить в своей жизни.
В результате человек получает гармонию, здоровье, хорошие отношения, энергию, энтузиазм и даже материальное благополучие. Таким образом, чтобы достичь успеха и счастья в этом мире, нужно не так уж много – изучить и применить духовные законы. Их изучением мы сейчас и занимаемся.
Типы ситуаций успеха.
Для реализации основной цели своего педагогического творчества педагог большое внимание уделяет созданию ситуации успеха на занятии. Вот несколько основных типов ситуаций успеха.
2.1 «Неожиданная радость.»
«Неожиданная радость» – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребёнка превзошли все его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога. "Неожиданная радость» типична для детей с традиционно заниженной самооценкой.
Приём «Эмоциональные поглаживания». Педагог на занятии хвалит детей: «Вы у меня молодцы», «Умницы», «Я горжусь вами».
Виды похвалы могут быть разнообразными: одобрение, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок. Похвала требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться "медвежьей услугой" или быть непедагогичной.
При проявлении похвалы необходимо придерживаться следующих правил:
● Хвалить следует за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога.
● Не следует при детях хвалить ребёнка за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если только один воспитанник из группы подготовился к занятию, похвала в его адрес, как правило, противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этом случае лучше похвалить его наедине.
● В каждой группе всегда есть неформальная иерархия, одни считаются более заслуживающими похвалы, чем другие. Настойчиво хвалить того, кого не любят в классе – дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить. Как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы, обращая ее внимание на те или иные успехи не столь популярных одногруппников.
● Дети очень охотно и преувеличенно приписывают педагогам "любимчиков", и у педагогов действительно есть более приятные для них воспитанники, но хвалить их нужно с учетом подходящего, адекватного для похвалы момента.
Прием «Лестница» Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника вверх поступательно.
1 шаг: Психологическая атака. Суть - переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.
2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть - заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Главное – помочь ребёнку найти причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен”, переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.
Прием «Даю шанс». Подготовленные ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.
Прием «Умышленная ошибка». Можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.
Прием «Авансирование». Речь идет о тех случаях, когда педагог заранее предупреждает ребёнка о самостоятельной итоговой работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе это - упреждающий контроль. Смысл - в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с педагогом подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия.
Прием «Холодный душ». На занятии у способных воспитанников можно наблюдать, что периоды подъема могут сменяться расслаблением. Такие дети очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Их ахиллесова пята – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для них «Холодный душ» может быть полезен.
«Общая радость»
«Общая радость» – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Она может быть подготовленной педагогом или спонтанной, заметной или незаметной. Радость тогда в радость, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка.
Прием “Следуй за нами”. Смысл - разбудить дремлющую мысль воспитанника. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом, и результатом усилий.
2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного воспитанника. Для этого нужен взаимный интерес, чтобы ребёнок не испытывал свою унизительную слабость перед другими детьми, у него существовал аванс доверия.
3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.
Прием “Эмоциональный всплеск”. Главная роль отведена педагогу. Его слова, эмоциональный всплеск его стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха.
Прием “Обмен ролями”. Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся, превращаясь из формы деловой игры в прием создания ситуации успеха.
Прием “Заражение”. Поедзаражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного воспитанника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
«Радость познания»
«Радость познания» - суть данного типа успеха состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное "открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
Прием “Эврика”. Суть - создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга педагога в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые задачи. Нужно помнить, что:
● успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку связи между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;
● ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужны внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;
● ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.
Прием «Линия горизонта». Если педагог подводит детей к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит, он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ребёнок может почувствовать себя творческой личностью.
«Мнимый успех»
«Мнимый успех» - удовлетворенность воспитанников невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи.
Задачи педагога - преодоление ситуаций мнимого успеха путем создания таких условий, при которых ребёнок сможет повысить свои достижения.
● внушает ребёнку уверенность в собственных силах;
● появляется желание вновь достигнуть хороших результатов;
● создаёт ощущение внутреннего благополучия;
● происходит переоценка своих возможностей.
Каковы последствия создания ситуации успеха?
Педагогу следует помнить о том, что:
● Успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к завышенной оценке своих возможностей.
● За сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует расслабление: если в этот период ребёнку предложить какую-либо работу, то она будет выполнена менее успешно.
● Ребёнка можно травмировать, если результат, важный и значимый для него не будет адекватно оценен другими людьми («Пятёрка по рисованию? Лучше бы по чтению получил…»).
● Постоянное обеспечение успешности учения может сформировать не активное, а привычное отношение к образовательной деятельности.
● Постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях. Внушить ребенку веру в себя - залог успешного воспитания. Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания, и грамотно разговаривать с воспитанниками. Только тогда вы будете хорошим педагогом, а ваш воспитанник - успешным, когда в общении с детьми на занятиях и вне их вы будете ориентироваться на позитивные качества личности!
На занятиях по декоративно-прикладному творчеству используются творческие задания, как часть игры, где ребенок осваивает различные роли- конструктора, художника. Детское творчество специфично. Нередко оно является результатом ориентировочно-исследовательских действий. В нем проявляется стремление ребенка выразить словами свое отношение к окружающему, свое мироощущение, передать в содержании рисунка, рассказа, конструкции и пр. свои впечатления, переживания, представления и т.д.
В творческой деятельности подросток развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности. Учащимся творческого объединения свойственны такие качества личности, как независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному, самостоятельность, склонность к экспериментированию и риску, высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях. Большое внимание уделяется коллективной творческой работе. Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе, осваивая навыки командного взаимодействия, предполагает непосредственное объединение усилий разных детей для решения какой-либо единой задачи.
Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме.
Процесс приобщения воспитанников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Основными формами работы с воспитанниками являются: индивидуальная, групповая и работа с микрогруппой. Большое значение придается групповым формам работы, требующим объединения творческих усилий всех её участников. В групповой работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий.
На занятиях по ДПИ особое значение приобретает включение в них драматургии активных средств эмоционально-образного воздействия — слова, музыки, зрительных образов. Задача педагога- умело направить внимание детей в нужное русло. Можно предложить им, не ограничиваясь понятиями «нравится», «не нравится», не боясь ошибиться, проанализировать выставленные работы с точки зрения соответствия их декоративной трактовки материала, его технологических особенностей. Педагог при этом должен направлять весь ход обсуждения, тактично вносить поправки в оценку детьми положительных и отрицательных сторон выполненных работ, подводить итог общего разговора.
Очень важным моментом в работе с воспитанниками является широкое признание их творческих успехов. И для этого недостаточно только оценки педагогов, родителей или одноклассников. Необходимо, чтобы детские работы увидела более широкая аудитория. Презентация произведений детского творчества необходима и самим детям, и обществу, но её преобладающие формы должны быть более бережными по отношению к детям. Не персональная выставка малолетнего «художника», а участие в хорошей детской выставке. Очень важно, чтобы и сам ребёнок, и его педагог, и родители видели его произведения в ряду других.
Участие в творческих конкурсах различных уровней позволяет воспитанникам не только сравнивать свои и чужие достижения, но и получать адекватную оценку собственного творческого роста. Надо отметить и тот факт, что конкурсы дают возможность выявлять наиболее талантливых и художественно одарённых детей.
Заключение
В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителей начальных классов, которые закладывают основы творческой деятельности, развивают креативные способности детей. Доктор психологических наук Д.Б. Богоявленская писала: «Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество — норма детского развития». Как известно, в детском возрасте очень большую роль играет фантазия и воображение ребенка. К сожалению, большинство родителей не уделяют должного внимания развитию детского воображения, чем значительно ограничивают возможности детей в будущем. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность. Это помогает им достичь успеха в любом деле. В будущем детям, которые умеют мыслить неординарно, искать решение нестандартными путями, будет проще выбрать профессию и найти в жизни свой путь.
До определенной поры никто не знает, какой талант, какие именно способности проявятся у ребенка – к музыке ли, к рисованию, к литературе или же к пению. Творчество начинается с желания что-либо создать своими руками. Творение, создание - это выход из обыденного течения жизни, открытие в себе новых возможностей. Те, кто становятся на путь творчества, движутся к вершинам искусства. Может быть, не всем суждено достигнуть его высот, но творческий процесс возвышает и совершенствует человека. Важно помнить, что творческие способности начинаются с умения мыслить творчески.
Заботливые родители должны сформировать соответствующую среду, в которой у ребенка смогут проявиться его способности к творческим видам деятельности. «Но где взять для этого время? - спросит большинство из родителей. Ответ прост. Большую помощь родителям в решении этого вопроса могут оказать учреждения дополнительного образования, где существует множество объединений по различным направлениям. Все они будут способствовать развитию творческих способностей. Но при этом не следует записывать ребенка в как можно большее число кружков и секций. Всесторонне развитый ребенок – это хорошо, но очень утомительно для нервной системы, особенно младших школьников. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Поэтому процесс обучения творчеству в объединении строиться так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Для этого в программу обучения вводится много разных технологий работы с различными материалами. Для того чтобы из задатков развились способности, самой по себе деятельности, пусть самой развивающейся, по любой, самой прогрессивной методике, совершенно недостаточно. Необходимо в качестве обязательного, непременного условия - удовольствие от деятельности, ярко выраженные положительные эмоции. Необходимо, чтобы ребенок получал радость от самого процесса, а не только от его результата. Если этого нет, и ребенок выполняет задание по любым другим мотивам, например из послушания, из желания получить награду (ту же пятерку), из страха наказания, то знания и умения ребенок таким путем, конечно, получит, но к способности это не будет иметь ни малейшего отношения. Хотите, чтобы ребенок был способным, нужно, чтобы он любил труд - от этой неумолимой зависимости никуда не деться.
Список использованной литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука. 1980.-335 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
3. Алферов А.Д. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению. Ростов н/Д., 1991. -244 с.
4. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. - // Педагогический поиск. /Сост. И.И Баженова - М.: Педагогика, 1987. - 544с.
5. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание, 1980. - 96 с.
6. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: В 3-х ч. Ч. 2. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. - 174 с.
7. Анализ ситуации условие успеха / В. Соловьева, М. Глазунова, Е. Полевая и др. // Народное образование. - 1996. - № 1. - С. 80-84.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1968. -339с.
9. Андреева А.Д. Особенности отношения к учению подростков и младших школьников. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.,1989. - 20 с.
10. Ю.Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. 94 с.