Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации и проведению предметной олимпиады (социально-гуманитарный цикл)»
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МАОУ СОШ №5 с углубленным изучением отдельных предметов
им. Г.Н.Зайцева
Методические рекомендации по организации и проведению предметной олимпиады
(социально-гуманитарный цикл)
«Ценнейшее в жизни качество – вечно юное любопытство, не утоленное годами и возрождающееся каждое утро».
Рамен Роллан
Олимпиада (предметная) – интеллектуальное состязание в различных образовательных областях носящих предметный или интегративный характер. Это комплекс мероприятий, направленных на выявление лучшего знатока той или иной области знания.
Содержание олимпиады должно носить повышенный уровень сложности и соответствовать возрастной категории участников. Олимпиада носит массовый и публичный характер. К судейству привлекаются независимые эксперты, компетентные в рассматриваемой области и готовые к работе в конкретной форме олимпиады. При организации необходимо соблюдать поэтапность олимпиадных состязаний, предлагая его участникам разнообразные формы.
Цель предметной олимпиады: создать условия для развития мотивационной сферы и познавательного интереса учащихся в рамках изучения учебных дисциплин.
Задачи:
Активизировать степень развития общей эрудиции обучающихся.
Способствовать готовности осуществлять поиск необходимой информации, творчески применять ее по назначению
Продолжить формирование их самостоятельного критического мышления
Сертифицировать образовательные и творческие достижения обучающихся.
Формы состязательных мероприятий олимпиады:
Викторина, Диспут, Деловая игра, КВН, тест, защита рефератов, конкурс эссе, исследовательских работ и т.д.
вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Игры в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, а также вознаграждение за правильно данный ответ.
Существуют настольные викторины с заранее подготовленными вопросами. Очень часто на рынке настольных игр одновременно представлено несколько версий одной и той же игры, различающихся набором (часто уровнем сложности) вопросов. Встречаются также дополнительные наборы вопросов, продающихся отдельно от игры.
Слово «викторина» появилось в 1920-х годах. Его придумал известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов в качестве названия газетной подборки, включающей в себя различные вопросы, шарады, ребусы и т. п. Готовил эту развлекательную полосу некий Виктор, сотрудник газеты. От этого Виктора и произошла «викторина». Впоследствии нашли связь этого слова со словом «победа». Виктор - лат. победитель. Этим словом стали обозначать все, что имеет вопросы и ответы. Как вид викторины: игра «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», Брейн-ринг ит.д.
2. Диспут
происходит от латинского disputare - рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы. Важной особенностью диспута является строгое соблюдение заранее принятых правил и регламента:
Критерии оценки деятельности участников диспута:
Выявлять и формулировать проблему
Аргументировать свои высказывания
Слушать и слышать
Соотносить свои высказывания с высказываниями других
Придерживаться темы диспута с тем, чтобы прийти к решению проблемы
Быть терпимым к другим мнениям
Алгоритм проведения диспута:
Подготовка:
1.Формулируется тема проблемы, не имеющая однозначного ответа уточнить состав команд.
2. Команды подбирают аргументы «за» и «против», распределяют роли, составляют портфель аргументов, которые будут использоваться в ходе диспута.
Ход диспута:
Ведущий объявляет тему
Команды тянут жребий, выбирая роль «утверждения» или « отрицания»
Команды берут время на обдумывание и уточнение аргументов.
Выступает спикер команды «утверждения».Представляет команду, формулирует тему спора, выявляет аспекты спора, выдвигает аргументы «за» в поддержку спорного тезиса.
Команда «отрицания» готовит и задает вопросы команде «утверждения» Цель вопросов – принизить значение аргументов команды «утверждения».
Команда утверждения отвечает на вопросы.
Выступление спикера №1 команды «отрицания». Представляет команду, выявляет аспекты спора, выдвигает аргументы «против», т.е опровергает позиции «утверждения». Мастерство спикера может проявиться в использовании ответов команды «утверждения».
Команда «утверждения» задает вопросы команде «отрицания».
Команда «отрицания» отвечает на вопросы.
Выступление спикера №2 команды «утверждения» с опровержением всех аргументов команды соперника. Опровергает аргументы оппонента. Восстанавливает и развивает собственную линию. Приводит новые доказательства.
Команда отрицания задает вопросы спикеру.
Выступление спикера №2 команды «отрицания». Опровергает аргументы оппонента. Восстанавливает и развивает собственную линию. Приводит новые доказательства.
Команда утверждения задает вопросы.
Выступление спикера №3 команды «утверждения». Выделяет наиболее важные вопросы, по которым произошло столкновение мнений, сравнивает позиции сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые командой аргументы более убедительны. Делает эффектное заключение.
Выступает спикер№3 команды « отрицания». Опровергает аргументы и доказательства утверждающей стороны , представляет финальный контраст вопросов для усиления и доказательства отрицающей линии.
Время выступления спикеров не более 5 минут, обсуждение ответов на вопросы не более 10 минут. Жюри оценивает каждого игрока дискуссии в отдельности по вышеназванным критериям. Зрители могут решить какая из сторон была наиболее убедительной. Присуждается приз зрительских симпатий.
3. Эссе - «жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь». (Большой энциклопедический словарь)
Черты, свойственны ученическому эссе:
- личный характер восприятия проблемы и ее осмысление;
- небольшой объем;
- свободная композиция;
- непринужденность повествования;
- парадоксальность;
- внутреннее смысловое единство. (М.Ю. Брандт)
Тема эссе формулируется в виде цитаты или афоризма
Критерии оценки эссе (письменный вариант)
Критерии оценки эссе (письменный вариант)
Баллы
Владение теоретическим материалом:
- изложение опирается на теоретический материал, понятия и термины использованы убедительно и уместно;
5
- нет явной опоры на теоретический материал, понятия и термины использованы либо не уместно, либо не вполне корректно;
4-3
- изложение на обыденном уровне, понятия и термины использованы либо не уместно, либо не вполне корректно;
2-1
- изложение на обыденном уровне, понятия и термины не использованы.
0
Аргументированность суждений и выводов
- аргументация логична и вполне убедительна, есть постановка проблемы и выводы;
5
- аргументированность не вполне убедительна или логична, есть перескоков мысли, повторы отсутствует либо постановка проблемы, либо выводы;
4-3
- аргументация не убедительна, нелогична, есть перескоки мысли, повторы, отсутствует постановка проблемы, либо выводы;
- примеры не всегда конкретны, не всегда убедительны и достаточны;
3-2
- примеры не конкретны, не убедительны, однообразны, не достаточны;
2-1
- примеры отсутствуют.
0
Внутреннее смысловое единство, соответствие теме:
- изложение логично, есть главная идея, проблема и выводы, нет повторов и перескоков мысли;
5
- изложение логично, нет либо главной идеи, проблемы, либо не сформулированы выводы, есть повторы и перескоки мысли;
4-3
- изложение не вполне логично, нет главной идеи, проблемы, не сформулированы выводы, есть повторы и перескоки мысли;
2-1
- изложение лишено логики.
0
Оригинальность решения проблемы:
- суждения вполне самостоятельны, проявлена собственная жизненная позиция, оригинальна форма изложения суждений (приветствуется парадоксальность в рассуждениях);
5
- рассуждения не вполне самостоятельны, собственная жизненная позиция выражена невнятно, оригинальная форма изложения суждений отсутствует;
4-3
- рассуждения не самостоятельны, собственная жизненная позиция не выражена;
2-1
- суждения и рассуждения отсутствуют.
0
Критерии оценки публичной защиты эссе
Критерии оценки публичной защиты эссе
баллы
Логика изложения
Аргументированность речи
Правильность и чистота и выразительность речи
Умение ответить на поставленные вопросы
Соблюдение регламента
Примерная проблематика для написания эссе по истории России:
Проблема модернизации в истории России.
Власть и общество в истории России.
Россия и ее соседи.
Роль государства в истории русского народа.
Самозванцы как явление политической жизни в истории России.
Россия многонациональная.
Роль личности в истории России.
Варианты цитат:
«Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне»
Макиавелли Николо
«Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу»
Ключевский В.О.
«Можно благоговеть перед людьми, веровавшими в Россию, но не перед предметом их верования»
Ключевский В.О.
«Наша история идет по нашему календарю: в каждый век отстаем от мира на сутки» Ключевский В.О.
«Наше сочувствие религиозной старине не нравственное, а только художественное: мы только любуемся ее чувствами, не разделяя их, как сладострастные старики любуются молоденькими девицами, не будучи в состоянии любить их»
Ключевский В.О.
«Пролог ХХ века - пороховой завод. Эпилог - барак Красного Креста»
Ключевский В.О.
«Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же»
Радищев А.Н.
«Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности»
Соловьев В.С.
«Сравнивают народ с растением, говорят о крепости корней, о глубине почвы. Забывают, что и растение, для того чтобы приносить цветы и плоды, должно не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чужих влияний, для росы и дождя, для свободного ветра и солнечных лучей»
Соловьев В.С.
«Участок - великая вещь! Это место свидания меня и государства»
Хлебников В.
«Право государства на выход к морю при известных условиях есть право естественное»
Маклаков В.
Реферат - письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т. п.
Композиция реферата:
Введение. Во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные реферируемого текста (название, где опубликован, в каком году), сообщены сведения об авторе (Ф.И.О., специальность, учёная степень, учёное звание), раскрывается проблематика выбранной темы.
Основная часть. Содержание реферируемого текста, приводятся основные тезисы, они аргументируются.
Заключение. Делаются общие выводы по проблеме, заявленной в реферате.
Реферат имеет следующие признаки:
содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;
содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;
имеет постоянные структуры.
Рефераты пишутся обычно стандартным, клишированным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делаем следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т. п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Им, как правило, присущи неопределённо-личные предложения, отвлечённые существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, слова-жаргонизмы, деепричастные и причастные обороты.
У рефератов особая логичность подачи материала и изъяснения мысли, определённая объективность изложения материала. Всё это связано не со скудостью лексики автора, а со своеобразием языка рефератов (в особенности узкоспециализированной направленности, где преобладают жаргонизмы, специфические термины и обороты).
В завершение работа должна получить соответствующую рецензию с оценкой. Рецензия составляется на основе следующих факторов:
- уровень эрудированности автора по изученной теме (современность и своевременность рассмотренной проблемы, степень знакомства автора работы с актуальным состоянием изучаемой проблематики, полнота цитирования источников, степень использования в работе результатов исследований и установленных научных фактов);
- личные заслуги автора реферата (дополнительные знания, использованные при написании работы, которые получены помимо предложенной образовательной программы, новизна поданного материала и рассмотренной проблемы, уровень владения тематикой и научное значение исследуемого вопроса);
- характер реферата (логичность подачи материала, грамотность автора, правильное оформление работы.
5. Тест - система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся.
Специфическая форма тестовых заданий отличается тем, что задания теста представляют собой не вопросы и не задачи, а задания, сформулированные в форме высказываний, истинных или ложных, в зависимости от ответов.
Определенное содержание означает использование в тесте только такого контрольного материала, который соответствует содержанию учебной дисциплины; остальное в педагогический тест не включается ни под каким предлогом.
Возрастающую трудность заданий можно образно сравнить с барьерами на беговой дорожке стадиона, где каждый последующий выше предыдущего. Поскольку в педагогическом тесте задания упорядочиваются по принципу возрастающей трудности, одни испытуемые "заваливаются" уже на самом легком, первом задании, другие - на последующих заданиях. Ученик среднего уровня подготовленности могут ответить правильно только на половину заданий теста и, наконец, только самые знающие в состоянии дать правильный ответ на задания самого высокого уровня трудности, расположенные в конце теста.
Ответ на задание педагогического теста представляет собой краткое суждение, связанное по содержанию и по форме с содержанием задания. Каждому заданию ставятся в соответствие ответы правильные и неправильные. Критерии правильности заранее определяются авторами теста. Вероятность правильного ответа на любое задание зависит от соотношения уровня знаний испытуемого и уровня трудности задания.
Чем больше правильных ответов, тем выше индивидуальный тестовый балл испытуемого. Обычно этот тестовый балл ассоциируется с понятием "уровень знаний" и проходит процедуру уточнения на основе той или иной модели педагогического измерения. Один и тот же уровень знаний может быть получен за счет ответов на различные задания.
В качестве инструмента анализа заданий очень эффективно использование компьютера.
Рекомендуемая литература
для подготовки обучающихся к олимпиаде
Горяйнов С.А. Задачник по истории России. Ростов на Дону. М. 1997.
Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории. 5-9 класс. М. 1997.
Мамина О.Н. Эссе по обществознанию. Методические рекомендации для учителей. Сократ 2008.
Митрофанов К.Г., Шаповал В.В. Как написать реферат по истории на «отлично».-М., 2003. Раздел «Эссе как жанр письменной творческой работы.
Няньковский М.А. Неизвестное об известном: интеллектуальные игры для школьников. Ярославль. 1997.
Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России: практическое пособие для учителей. М. 2001
Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История 10-11 класс. М. 2006.