Методические рекомендации по организации профилактической работы с неблагополучными семьями.
Методические рекомендации по организации профилактической работы с неблагополучными семьями.
Актуальность работы обусловлена остро стоящей проблемой роста семей, в которых прослеживается пренебрежения к родительским обязанностям. Родительская необязательность и безответственность по отношению к своим детям, злоупотребление алкоголем, скандалы и частое проявление жестокости в семье наносят непоправимый вред и ущерб физическому и психическому здоровью ребенка, его благополучию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации профилактической работы с неблагополучными семьями. »
Методические рекомендации по организации профилактической работы
с неблагополучными семьями.
Пояснительная записка
Современная семья в России переживает кризис. В сложившихся социально-экономических условиях за последние годы обнаружен значительный рост числа неблагополучных семей, семей «группы риска».
По данным демографического ежегодника ООН 2012 года, Россия - первая среди стран с самым большим числом разводов. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона детей в России ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав.
Установлено, что в сравнении с детьми, живущими в нормальных семьях, дети из неблагополучных семей в 7 раз больше подвержены риску суицида, они в 3 раза чаще попадают в детский дом или аналогичные государственные учреждения, у таких детей в 2 раза чаще вероятность раннего брака, в 2-3 раза больше риск психических заболеваний, в 3 раза сильнее склонность к девиантному поведению.
Семья – это основной социальный институт, где осуществляется процесс социализации, происходящий в результате усвоения образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей.
Семейный климат, по мнению многих ученых, имеет существенные значения в профилактике негативных социальных явлений. На судьбах детей пагубно сказываются семейные конфликты, алкоголизм отца или матери, просчеты в воспитании. С семьей тесно связано психическое и физическое здоровье человека. Напротив, нормальная, прочная семья, имеющая хорошие традиции, является основой, которая нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка.[1 ]
Невыполнение семьей части своих функций не всегда является признаком неблагополучия. В литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска и т.д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке.[2]
В научных исследованиях нет четкого определения семейного неблагополучия. Каждый автор, изучающий неблагополучные семьи, вкладывает свой смысл в это определение, поэтому во многих научных исследованиях понятие «неблагополучная семья» разнится, при этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Практически все авторы, занимающиеся данной проблемой, считают главной характеристикой неблагополучной семьи отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.[1 ]
Актуальность обусловлена остро стоящей проблемой роста семей, в которых прослеживается пренебрежения к родительским обязанностям. Родительская необязательность и безответственность по отношению к своим детям, злоупотребление алкоголем, скандалы и частое проявление жестокости в семье наносят непоправимый вред и ущерб физическому и психическому здоровью ребенка, его благополучию .[1]
Цель: Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
Задачи занятий:
Содействовать формированию позитивных взаимоотношений между членами семьи.
Формировать позитивный образ собственного будущего.
Формировать навык конструктивного поведения в конфликте.
Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями. Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. [8]
Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам: 1-й этап. Сбор и анализ информации о социально неблагополучной семье. Источники информации о семье и ребенке:
-классные руководители (могут представить информацию о социальном статусе ребенка, посещаемости занятий и успеваемости по предметам школьной программы, об интересах несовершеннолетнего, о его взаимоотношениях в семье, в школьном коллективе и т.д. );
- специалисты КДН или ПДН (состоит ли несовершеннолетний на учете, совершал ли ранее правонарушения, привлекался ли к уголовной ответственности; зарегистрированные случаи жестокого обращения с несовершеннолетним со стороны родителей);
-специалисты органов опеки и попечительства (информируют о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью;
-специалисты органов социальной защиты населения (могут сообщить о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации)
2-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с семьей, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.
С целью укрепления контактов внутри семьи, при возможности, привлекаются три поколения. Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить к 3-му этапу взаимодействия с семьей.
3-й этап. Изучение семьи.
1) Изучение семьи.
Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.
2) Диагностика причин семейного неблагополучия.
Для диагностики причин семейного неблагополучия используются такие формы работы как:
- консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;
- использование методов психологической диагностики ( Программа компьютерной обработки блока психологических тестов « Диагностика родительско - детских отношений» научно- производственная фирма Амалтея, проективные методики )
-групповая работа.
Работа с неблагополучной семьей строится на основе принципов:
- не обвинения, а принятия (помощь в создании условий для выхода из кризиса);
- индивидуальный подход (решение конкретных проблем конкретной семьи);
- контакт с семьей и доверительные отношения;
-уважение норм и ценностей семьи;
-ориентация на развития позитивного потенциала семьи.
Условия реализации занятия.
Занятие предназначено для групповой работы с социально неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей. Группы формируются из числа семей состоящих на учете в Отделении социальной помощи семье и детям; в Подразделении по делам несовершеннолетних и Комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме того, участниками занятий могут стать семьи, направленные классными руководителями, социальным педагогом и психологом общеобразовательного учреждения.
Количество семей, принимающих участие в групповой работе – 5-6 (10-12 человек).
Структура занятия.
Занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть (Приветствие. Принятие правил работы в группе).
2. Основная часть ( упражнения, групповые дискуссии и ролевые игры, информационная часть, диагностика.)
3. Завершение (Рефлексия. Ритуал прощания.)
В ходе проведения занятия ожидаются следующиерезультаты:
Формирование позитивного образа собственного будущего.
Улучшение взаимоотношений в семье.
Способность к самоанализу.
Повышение уровня самоконтроля поведения.
План-конспект занятий
Занятие 1. « Я и моя семья»
Цель: определение круга проблем во взаимоотношениях с ребенком, обучение навыку выявления своей позиции и позиции ребенка по методу трансактного анализа, повышение правовых знаний об ответственности родителя в воспитании детей.
1.Знакомство.
Цель: Знакомство участников между собой.
Родители по кругу называют свое имя и имя ребенка, объясняя, почему они его так назвали.
Информация для ведущего. Некоторые родители могут не вспомнить, почему они именно так назвали своего ребенка. Нужно успокоить их, сказав, что возможно , это спонтанное решение, поэтому и не запомнилось.
2.Принятие правил работы в группе.
3.Информационная часть «Стили воспитания»
Цель: предоставление информации о стилях семейного воспитания.
Содержание.
Взаимодействие с ребенком складывается на основе стиля воспитания, которого придерживаются родители.
Родителям предлагается вспомнить проблемы, которые возникали у них во взаимоотношениях с детьми, и связать их с одной из фраз
«Ваш ребенок становится хуже»;
« Вы оказались плохим родителем»;
« Ребенок не любит вас»
Многие проблемы возникают из-за неправильно выбранного родителями стиля взаимоотношений с ребенком. В каждом человеке существуют три эго- состояния: родитель, взрослый, дитя. в различных состояниях общения люди думают , поступают и чувствуют, находясь в одной из этих позиций.
В позиции «дитя» человек чаще просит, обижается, боится. Его жесты умоляющие, интонации- игривые или заискивающие. Поведение спонтанно ,импульсивно, он может как подчиняться , так и бунтовать, если его потребности не удовлетворяются. Основная направляющая его поведения - « Я хочу»
В позиции «родителя» человек проявляет опеку, заботу, контроль (заботливый родитель) или ругает, наказывает, выговаривает. Его взгляды надменны, снисходительны, жесты указующие или угрожающие. Он может игнорировать или быть навязчивым. Основная направляющая поведения - «Я должен»
В позиции «взрослого» человек стремится разобраться в ситуации. Он отвечает на вопросы: зачем? Что происходит? Каковы перспективы? Какие точки зрения еще есть? Он берет ответственность за происходящее на себя. Основная направленность поведения - «Надо»
В зависимости от того, с какой позиции родители общаются со своим ребенком, и складываются их взаимоотношения.
Позиция родителей часто сводится к тому, что они:
убеждают себя, что власть над детьми дана им от Бога, и продолжают деспотически навязывать им свои мнения, суждения и оценки;
начинают побаиваться своих детей, отступают перед ними, боясь получить упрек.
То есть, как правило, они переходят на авторитарный или попустительский стиль общения. Самым же эффективным стилем является демократическое общение - тогда, когда родитель помогает ребенку научиться быть ответственным за свои поступки и свою жизнь.
4. Диагностика семейных взаимоотношений.
Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г.Эйдемиллера,В.В. Юстицкиса
5.Информационно –правовая часть «Ответственность родителей»
Цель: информирование об ответственности родителей за воспитание своих несовершеннолетних детей.
Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье
1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.
Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.
Статья 56. Право ребенка на защиту
1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.
Статья 65. Осуществление родительских прав
1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.
6. Рефлексия
Цель: получение обратной связи.
Участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии.
Занятие 2. « Наша семья и конфликт»
Цели: определение способов разрешения конфликтов, знакомство с методами беспроигрышного разрешения конфликтов
1. Приветствие.
2. Упражнение «Ассоциации»
Цель: осознание чувств, появляющихся при возникновении конфликта.
Содержание .
Участником задается вопрос, какие ассоциации возникают у них при слове «конфликт», с каким животным, цветом, погодой ассоциируется конфликт. Далее член группы должен встать и с закрытыми глазами удержать перед собой то, что является конфликтом, прислушаться к своим чувствам и сделать с этим образом все, что хочется. Затем необходимо обсудить те чувства, которые испытывали члены группы в этой ситуации, и что им хотелось сделать с этим образом.
3.Информационная часть « Способы разрешения конфликтов»
Цель: формирование умения разрешать конфликты с детьми без потерь с обоих сторон.
Зачастую родители и дети принимают за конфликты ситуации ,когда они чем-то недовольны или отстаивают свое мнение, вступая при этом в спор. Но не каждый спор или противостояние превращается в конфликтную ситуацию. Для нее характерно эмоциональное напряжение сторон, всплеск негативных чувств, выраженное недовольство друг другом. Между детьми и родителями конфликты могут возникать по самым различным мотивам.
Участников просят привести пример одного из конфликтов, которые происходили между родителем и ребенком, а затем проанализировать поводы, мотивы и исходы этих конфликтных ситуаций.
Можно адресовать им следующие вопросы: кто в предложенной ситуации выиграл, а кто проиграл? Чего бы вам хотелось в этой ситуации: одержать победу, сдаться или найти иной способ разрешения?
В каждом возникшем конфликте любая сторона желает одержать победу. Нередко любыми путями, даже если страдают собственные интересы. На примере деления апельсина родителям и детям можно показать, как происходит разрешение конфликтов.
Упражнение. Двум соперникам необходимо разделить апельсин. Существуют следующие исходы этого дележа:
Апельсин делится пополам. в этом случае обе стороны идут на компромисс и страдают обе стороны, ведь каждый возможно желал получит целый апельсин.
Апельсин получает противник, но в этом случае ущемляются собственные интересы.
Апельсин присваивается себе, что ущемляет интересы противника.
В двух последних случаях конфликт не разрешен, так как может последовать его продолжение. Компромиссное решение приводит к ущемлению обеих сторон, но конфликт все – таки разрешается.
Существует еще и четвертый вариант - нахождение других способов разрешения.
На примере деления апельсина можно разобрать любую конфликтную ситуацию. Главное - осознать, что же вы в этой ситуации хотите, что хочет ваш противник, и обсудить с ним это. Когда вы говорите о конфликте, то его уже не существует, вы только обсуждаете его. Конфликты происходят не только между родителями и ребенком, но и между другими членами семьи или между самими родителями. Как чувствуют себя те члены семьи которые наблюдают за конфликтом. Какие поступки можно совершить после наблюдения подобных сцен.
4.Взглянем вместе.
Цель: Развитие способности чувствовать партнера и согласовывать с ним свои действия .
Содержание: диада родитель и ребенок встают спинами друг к другу. По команде ведущего они сосредотачиваются друг на друге и поворачиваются друг к другу лицом. Задание: оба партнера должны оказаться лицом друг к другу одновременно и посмотреть в глаза.
По окончанию выполнения упражнения родители и дети высказывают : трудно ли было угадать желание партнера? Что помогало его почувствовать
5.Релаксация «Сад моей души»
Цель: Осознание своей ценности и значимости, вне зависимости от внешних ситуаций, обучение технике снятия напряжения и восстановления гармоничного состояния .
Содержание.
На фоне спокойной музыки ведущий читает текст:
« Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь. Почувствуйте, как ваше тело тяжелеет и теплая волна расслабления растекается по мышцам. Сейчас вы будете представлять образы, но не заставляйте себя, а просто позвольте себе понаблюдать за собой.
Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота. Вы протягиваете руку и открываете их. За ними виден прекрасный сад. Вы идете по дорожке и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение легкости и свободы. Вы гуляете по дорожкам и впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему , вы чувствуете что-то близкое и родное. Подойдите и всмотритесь в него. Он единственен и неповторим, он прекрасен. Поговорите с ним, скажите ему о том, что вы испытываете. а теперь взгляните на мир так, как его видит этот цветок, узнайте, что он чувствует, как он думает, как ему в этом мире.
Раз, два, три. Сейчас вы опять – это вы. Что вы сейчас испытываете к миру, к цветку?
6. Проективная методика «Рисунок семьи»
7. Рефлексия
Цель: получение обратной связи.
Участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии.
Занятие 3. « Я родитель»
1.Приветствие.
2.Упражнение « Я хороший родитель»
Цель: повышение самооценки в роли родителя.
Содержание : участникам по кругу предлагается продолжить предложение: « Я хороший родитель потому, что…»
Если у участников возникают трудности, нужно помочь им найти в себе положительные родительские черты.
3.Визуализация «Погружение в детство»
Цель: Предоставление родителям возможности осознать переживания ребенка, вспомнить себя в детстве.
Содержание : Упражнение проводится на фоне спокойной музыки: « Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула . Закройте глаза и прислушайтесь к вашему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит Вас в детство , в то время когда вы были маленькими . Представьте теплый день , вам 5,6 или 7 лет , представьте себя в возрасте в котором вы себя лучше помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето , какая одежда, какая обувь. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую, надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете вперед, но недалеко , ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается . Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло.
А сейчас пришло время вернуться обратно в комнату, и, когда вы будете готовы, вы сможете открыть глаза»
В этой визуализации актуализируется чувство привязанности переживание потери.
4.Осознание родительских установок
Рассказ педагога о сути понятия «психологическая установка» и ее влиянии на восприятие реальности должен быть максимально прост и иллюстративен. Здесь возможно использование упражнений, позволяющих родителям на примере перцептивно-когнитивных процессов ощутить влияние установки. Основной тезис этого этапа, который можно предложить родителям записать, состоит в следующем: «На наши взаимоотношения с детьми оказывают влияние установки, сформированные еще в детстве нашими родителями, независимо от нашего желания — пока мы не осознаем их. Если же установка осознана — она перестает верховодить нами, мы можем ее изменить».
Упражнение. «Родительские установки».Участников просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов — и на фоне расслабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, проступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что...», «Непослушный ребенок — это...», «Родители должны...»? Затем, после выхода из состояния расслабления, участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие», то есть рациональные, эффективные — и «мешающие», то есть нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений.
Занятие 4. (индивидуальное) «Генограмма семьи»
1.Совместное построение генограммы семьи (приложение )
2. Линия жизни семьи
Занятие 5.(индивидуальное) « Моя семья в будущем»
Краткосрочные и долгосрочные цели семьи
Собирается весь анамнез семьи из всех источников, а очно - при встрече, важно понять, как свою проблему видит семья. В дальнейшем работа строится на образах и представлениях семьи.
Зачастую не всегда этот образ может совпадать с реальностью. Для начала вместе с семьей формулируется проблема так, чтобы она была решаемой, выясняется та социальная ситуация, где эта проблема необходима. Каких изменений хочет достичь семья, верит ли семья в выход из ситуации или нет, в помощь, кого обвиняет в сложившейся ситуации.
В ходе встречи происходит подведение к мысли, что ответственность за решение проблемы лежит на всей семье. Только в случае принятия такого вывода можно говорить о том, что станет свидетельством решения проблемы для семьи и переходить к составлению плана или договора о выходе из сложившейся ситуации.
Приложение.
Метод генограммы в работе с семьей.
Цель метода генограммы - получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений.
Посредством построения генограммы показать, как образцы поведения и внутрисемейных отношений передаются из поколения в поколение, а также как важные события, произошедшие в семье, влияют на современные поведенческие образы.
Задачи метода генограммы:
1.Сбор информации о проблемной семье
2.Выявление закономерностей, которым неосознанно следуют члены семейной системы.
Генограмма представляет собой форму графической семейной родословной, на которой особым образом- с помощью специальных знаков – записывается информация о членах семьи, по крайней мере, в трех поколениях.
Построение генограммы.
Работа по составлению семейной генограммы, может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой метод сбора информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она, как правило, проводится в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.
Использование генограммы семьи.
Генограмма содержит в себе громадное количество информации, представленной в схематическом виде на небольшом пространстве, что позволяет охватить всю семейную историю единым взглядом. В процессе работы на основе данной техники, члены семьи получают возможность самоидентификации, узнают о том, что действительно происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как эти корни влияют на современное состояние отношений в семье. Работая с генограммой, можно помочь семье разрушить эмоциональные разрывы, дисфункциональные треугольники , снизить тревожность, т.е. произвести позитивные изменения в семейной системе. Кроме того, генограмма представляет собой мощное диагностическое средство.
ИНСТРУКЦИЯпо использованию метода генограммы.
1. Генограмма составляется, начиная со второго поколения семьи, расположив квадрат и круг посредине листа, указав возраст супругов в фигурах. Соединяются две фигуры линией, отображающей тип взаимоотношений между супругами, и отмечается дата регистрации или расторжения брака. Если один из, супругов умер, проживает отдельно и другое, то используется соответствующее обозначение.
2. От фигур, обозначающих каждого из супругов (верхняя часть генограммы), отображаются их родительские семьи (родители, братья и сестры), указав тип взаимоотношений между членами семьи, родственниками, а также важные события в истории семьи, используя условные обозначения.
3. Под вторым поколение семьи изображается третье поколение (дети второго поколения), используя условные обозначения и указывая даты.
На завершающем этапе построения генограммы используется перечень стандартных вопросов для дополнения генограммы недостающей информацией.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ГЕНОГРАММЫ
1. Состав Семьи: « Кто живет вместе в квартире (доме)? В каких они родственныx отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи?»
2. Демографические данные: имена, пол, возраст членов семьи, продолжительность брака, род занятий и образование членов семьи и т.д.
З. Формулировка проблемы. Настоящее состояние проблемы: «Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?
4. История развития проблемы: «Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты и кем? Обращалась ли семья раньше к специалистам, и были ли случаи госпитализации? Что нового появилось или исчезло во взаимоотношениях в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Считают ли члены семьи, что проблема изменяется? В каком направлении? К лучшему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Как члены семьи представляют себе взаимоотношения в будущем?».
5. Недавние события и изменения в жизненном цикле семьи: рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т.д.
6. Реакции семьи на важные события семейной истории: «Какова была реакция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван? Когда и почему семья переехала в этот город? Кто тяжелее всего пережил смерть этого члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал похороны?». Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганизаций семьи после потерь и других критических переходов, дает важные ключи к пониманию семейных правил, ожиданий.
7. Родительские семьи каждого из супругов: «Живы ли родители? Если умерли, то когда и от чего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда родители встретились? Когда они поженились? Есть ли братья и сестры? Старшие или младшие, и какова разница в возрасте? Чем занимаются, состоят ли в браке, есть ли у них дети?»
8. Другие значимые для семьи люди: друзья, коллеги, учителя, врачи и тд.
9 Семейные взаимоотношения: «Есть ли какие-либо члены семьи, которые прервали взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки друг другу? Кому в семье тот или иной человек доверяет больше всего? Все супружеские пары имеют некоторые трудности и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в вашей паре? У ваших родителей? В браках ваших братьев и сестер? Как каждый из супругов ладит с каждым ребенком?» .
10. Семейные роли; «Кто из членов семьи любит проявлять заботу о других? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в семье может считаться волевым человеком? Кто самый авторитетный? Кто из детей наиболее послушен? Кому сопутствует успех? Кто постоянно терпит неудачи? Кто кажется теплым? Холодным? Кто больше всех болеет в семье?».
11. Трудные для семьи темы: «Имеет ли кто-нибудь из членов вашей семьи серьезные медицинские или психические проблемы? Проблемы, связанные с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо были арестованы? Каков их статус сейчас?».
Показатели эффективности использования метода генограммы в работе с семьей.
№п/п
показатели
критерии
оценка в балах
1
Выявлена проблема, имеющая в семье, причина ее появления, источник и время появления
да
2
нет
0
частично
1
2
Семья осознала наличие проблемы
да
2
нет
0
частично
1
3
Негативные перспективы развития семейной системы явились стимулом для решения проблемы
да
2
нет
0
частично
1
4
Семьей определены ресурсы для решения проблемы
да
2
нет
0
5
Степень решения проблемы в семье
да
2
нет
0
частично
1
Количество баллов
Степень эффективности метода
от 0-2
очень низкая
2,1-4
низкая
4,1-6
средняя
6,1-8
выше среднего
8,1-10
высокая
Список рекомендуемой литературы.
1. Белоногова, Е.В. Основы работы с социально неблагополучными семьями в целях предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних [Текст]: методическое пособие/ Е.В.Белоногова, Л.А. Худых- Типография Офсет,2010-80с.
2. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьёй [Текст]/Учебное пособие: Т.И. Шульга-М.:Дрофа,2005-254 с.
3. А. Г. Лидерс , Психологическое обследование семьи , 2006 г-2 изд.-М: Издательский центр «Академия»
4. Флорес Каслоу, Генограмма, как проективная техника в диагностике и психотерапии, М, 2006 г.