Просмотр содержимого документа
«методические рекомендации для тренеров-преподавателей по взаимодействию с родителями обучающихся»
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа № 4»
Е.Ю. Лобова
методические рекомендации
для тренеров-преподавателей
по взаимодействию с родителями обучающихся
г. Новоуральск
2016 г
Основной задачей спортивной школы по проблеме воспитания юных спортсменов является организация системы работы тренера с родителями.
Цель этой работы - помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти своё место в современном обществе, понимать и принимать общечеловеческие ценности. Детско-юношеская спортивная школа призвана помочь семье в воспитании детей и основная главная роль отводится тренеру-преподавателю. Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений преподавателя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку.
Это кропотливая ежедневная работа формы и методы её разнообразны. Это и родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, пропаганда психолого-педагогических знаний, консультации, педагогические практикумы, “круглые столы”, посещения на дому, привлечение к непосредственной работе с детьми. Однако тренер должен понимать, что разнообразие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех работы. Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений он должен обладать большим терпением и тактом. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.
Уважения к себе требуют не только взрослые, но и современные дети. Порой желание ребенка отстоять своё собственное мнение мы принимаем за дерзость и невоспитанность. Со временем непонимание, нелюбовь, обиды, несправедливость (в детском представлении) делают его “трудным”. Уважение и искренняя любовь в сочетании с педагогическим мастерством учителя - вот ключ к воспитанию и развитию личности! И тренеру и родителям необходимо подходить к каждому воспитаннику с оптимистической верой в то положительное, что в нём есть, что можно развить, помочь ребёнку поверить в себя, раскрыть свою индивидуальность.
Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности тренера и родителей. Такие взаимоотношения закладывают основу правильного воспитания, формируют уверенных в себе детей, любящих себя и мир.
Почему необходимо сотрудничество между
МАУ ДО «ДЮСШ № 4» и родителями?
Сотрудничество необходимо:
- чтобы контролировать ребенка;
- для общения и взаимопонимания;
- чтобы действовать в одном направлении;
- чтобы помочь ребенку получить дополнительные навыки;
- для поддержки детей с неустойчивым характером;
- помогли ребенку раскрыться и поверить в себя;
- чтобы узнать, что представляет из себя ребенок, меняется ли характер.
Ожидаемые результаты: - укрепление взаимосвязей в семье; - разработка модели успешного семейного воспитания; - повышение педагогической культуры родителей; - активное участие родителей в общешкольных мероприятиях; - проведение родительских собраний при явке до 90 % родителей; - соблюдение единства требований педагогов и родителей в воспитании подрастающего поколения; - сокращение числа неблагополучных семей из числа родителей воспитанников спортивной школы; - сохранность контингента.
Совместная деятельность детей, родителей и преподавателей может быть успешной, если:
- дети, родители, тренеры положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
- осуществляется совместное планирование, организация и проведение итогов деятельности, с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;
- создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;
- отсутствует навязывание, давление на детей и родителей, действия, стиль тренера-преподавателя способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.
2. Формы работы с семьей
2.1. Формы сотрудничества:
Собрание, где обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Собрание может иметь форму конференции, коллективного творческого дела.
2.2. Формы познавательной деятельности:
- день открытых дверей;
- праздник знаний (импровизации вместе с родителями);
- турниры и т.д.
Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов; в турнирах соревнуются дети и родители являются активными участниками оказываю психологическую поддержку детей (особенно применимо для групп начальной подготовки)
2.3. Формы трудовой деятельности:
- оформление (плакаты)
- материально-финансовая помощь спортивной школе (ремонт, техническое оснащение; благотворительность, спонсорство)
2.4. Формы досуга:
- совместные оздоровительная работа семьи и школы (Дни здоровья, спортивные мероприятия, праздники);
- экскурсии, походы
2.5. Встреча с администрацией, специалистами (психологи, врач)
2.6. Вечер вопросов и ответов (после опроса родителей)
2.7. Работа с родительским комитетом, индивидуальные беседы, групповые консультации, практические занятия (овладение навыками)
Исходя из проблемно-ориентированного анализа педагогической ситуации было выявлено, что тренеры-преподаватели испытывают затруднения при взаимодействии с родителями своих воспитанников. И сами родители не всегда компетентны в воспитании своих детей.
Ребенок пришел заниматься в школу: 1. На первом родительском собрании можно разобрать следующие вопросы: - Что понимают под сотрудничеством людей?Назовите основные его проявления.- Почему необходимо сотрудничество тренеров-преподавателей и родителей?- В чем спортивная школа может помочь родителям, а родители спортивной школе?- Что мешает тренерам-преподавателям и родителям успешно сотрудничать?- Что необходимо, чтобы взаимодействие тренеров-преподавателей и родителей было плодотворным?- Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе? 2. Определиться в совместных требованиях к ребенку, не ущемляя его прав и свободы. 3. Выработать оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома. 4. Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет спортивная школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка. 5.Выявить причины дезадаптации ребенка к школе и совместное с родителями их устранение. 6. Привлечь родителей к совместной деятельности как в спортивной школе, так и вне ее. 7. Анализировать отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи. Индивидуальная работа с родителями может проводиться в форме непосредственного и опосредованного взаимодействия. В качестве опосредованного взаимодействия со спортивной школой разрабатываются памятки, информационные буклеты для родителей, где содержится информация о правах и обязанностях МАУ ДО «ДЮСШ № 4», родителей и детей; часах и днях консультаций для родителей со стороны тренера и администрации; основные мероприятия за год и д.р. Информационные буклеты выполняют еще одну важную функцию - поддерживают уверенность родителей в том, что они являются частью образовательного коллектива, равноправными участниками процесса воспитания и обучения детей. Другая форма опосредованного общения - календари, где отмечены даты проведения основных соревнований, мероприятия, в которых могут и должны участвовать родители. Непосредственное взаимодействие - встречи и беседы, которые носят развивающую и поддерживающую функцию. От успешного развития взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета, удовлетворенность своей работой. Для родителей результатом становится лучшее знание своих детей и обучающих программ, уверенность в том, что при обучении учитывается их мнение и пожелание, увеличение родительской компетентности, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к МАУ ДО «ДЮСШ № 4», к тренировочным занятиям, в развитии их знаний и умений, успешном социальном становлении. 3. Основные формы общения родителей и тренеров - организация родительских собраний, индивидуальных встреч, интересных и полезных встреч со специалистами; - работа телефонной линии, по которой родители связываются с тренерами-преподавателями или получают консультацию; - проведение неформальных встреч родителей, детей и тренеров (праздники, спортивные игры и т.д.); - уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей;
- Индивидуальная работа тренера-преподавателя с родителями необходима и потому, что семья — глубоко интимный коллектив. Обсуждение отдельных воспитательных ситуаций и вопросов, возникших у родителей, становится возможным только в ходе личностного общения и не может быть успешно реализовано даже в небольшой группе. Индивидуальная работа с семьей позволяет наметить конкретную программу воспитания ребенка, выбрать индивидуальную воспитательную траекторию, предупредить возможные отклонения в его поведении.
4. Принципы в работе с семьей - системность, - уважительность, - единство общественного и семейного воспитания, - оптимальность сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм повышения педагогической культуры родителей. Деятельность тренерско-преподавательского состава школы по организации работы с родителями реализует следующие цели: - просветительская - способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми; - консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков; - коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
5. Анкеты и тестирования для родителей и обучающихся
Анкета 1
«ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ»
На первой же встрече тренера с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:
Какого мнения вы о нашем ДЮСШ и о коллективе, в котором будет заниматься ваше ребёнок?
Каким вы видите руководителя этого коллектива?
Каким бы вы хотели видеть детский коллектив, в котором предстоит заниматься вашему ребёнку?
Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
Чем вы могли бы помочь руководителю ДЮСШ в создании детского коллектива?
Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?
Анкета 2
«ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»
С каким чувством переступает порог ДЮСШ ваш сын или дочь?
Как чувствует себя ваш ребенок в коллективе?
Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка из коллектива ДЮСШ? Назовите их.
Как у вашего ребёнка складываются отношения с тренером?
Создаёт ли, по вашему мнению, ДЮСШ условия для самореализации вашего ребёнка?
Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его деятельности?
Анкета 3
«ВАШ РЕБЁНОК»
С целью изучения характера воспитанников, их взаимоотношений в семье, можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?
Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
Делится ли ваш ребёнок с вами своими впечатлениями о событиях, происходящих в ДЮСШ, о жизни коллектива, который он посещает?
Приглашает ли ваш ребёнок Вас на мероприятия, проходящие в ДЮСШ, хочет ли демонстрировать свои достижения?
Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?
Методика
«НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Эта методика используется для диагностики взаимоотношений воспитанников и их родителей. И дети, и родители дают ответы на одни и те же вопросы, что позволяет определить причины конфликтов в их взаимоотношениях. Ни для кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей могут привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Проанализировав ответы воспитанников и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных воспитательных мероприятий, как с родителями, так и с детьми.
Предложения для учащихся:
- ДЮСШ для меня – это …
- Коллектив, в котором я занимаюсь, - это …
- Тренер для меня – это человек, который …
- Мои товарищи по коллективу – это …
- Занятия для меня – это …
- Деятельность, которая мне нравится, - это …
- Деятельность, которая мне не нравится, - это …
Предложения для родителей:
- ДЮСШ, где занимается мой ребенок, - это …
- Коллектив, в котором обучается мой ребёнок, - это …
- Товарищи моего ребёнка по коллективу – это …
- Деятельность, нравящаяся моему ребёнку, - это …
- Деятельность, которая не нравится моему ребёнку, - это …
В целях изучения традиций и обычаев семей воспитанников, их нравственных ценностей можно использовать такие незаконченные предложения:
Для воспитанников:
- Я радуюсь, когда …
- Я огорчаюсь, когда…
- Я плачу, когда…
- Я злюсь, когда…
- Мне нравится, когда…
- Мне не нравится, когда….
- Я верю, когда…
- Если у меня хорошие новости, то я…
- Если у меня, плохие новости, то я …
- Если у меня что-то не получается, то я…
Для родителей:
- Я радуюсь, когда мой ребёнок….
- Я огорчаюсь, когда мой ребёнок….
- Я плачу, когда мой ребёнок….
- Я злюсь, когда ребёнок…
- Мне нравится, когда мой ребёнок…
- Мне не нравится, когда мой ребёнок…
- Я не верю, когда мой ребёнок…
- Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…
- Если у моего ребенка хорошие новости, то…
- Если у моего ребёнка плохие новости, то ….
- Если у моего ребёнка что-то не получается, то….
Сочинение-размышление
Такая диагностика возможна там, где тренер-преподаватель и родители – единомышленники, объединенные единой целью – сделать жизнь в ДЮСШ, и в семье лучше, добрее. Темы размышлений могут быть самыми разнообразными. Главное – родители и дети должны быть в них искренними.
Тематика подобных сочинений для детей и родителей может быть следующей:
«Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) - это…»,
«Мой дом – моя крепость?!»,
«Моя будущая семья… Какой ей быть?»,
«За что я люблю своих родителей»,
«Радости моего дома»,
«Праздники и будни моей семьи»,
«Истории и предания моего рода»,
«Самый печальный день в жизни моей семьи»,
«Советы родителям по воспитанию детей»,
«Законы жизни семьи» и др.
Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.
Тест
«Я РОДИТЕЛЬ, Я ПРИЯТЕЛЬ?!»
На вопросы этого теста предлагается ответить родителям.
Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребёнок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты. Как вы поступите?
А) выполните просьбу и посмотрите передачу вместе;
Б) попросите подождать, так как фильм скоро закончится;
В) не обращаете внимания на просьбу ребёнка;
Г) злитесь на ребёнка за то, что он обратился с такой просьбой.
Вы видите в своих детях:
А) людей, равных себе;
Б) людей, копирующих вас в молодости;
В) маленьких взрослых;
Г) благодарных слушателей.
Какую причёску вы предпочитаете?
А) которая больше всего вам подходит;
Б) которая отвечает последней моде;
В) которая копирует чью-то причёску;
Г) которая копирует стиль ребёнка.
Немного о возрасте родителей:
А) знают ли дети ваш возраст;
В) вы подчёркиваете возрастную черту между собой и детьми;
В) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;
Г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.
Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?
А) стараетесь не отставать в одежде от молодёжного стиля;
Б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребёнок;
В) стараетесь надевать ту одежду, которая вам подходит;
Г) следуете своему пониманию стиля;
Представьте, что ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?
А) посчитаете это личным делом ребёнка;
Б) станете подшучивать над его (её) поступком;
В) признаете, что это стильно;
Г) сделаете то же самое.
Если музыка звучит в доме на полную громкость:
А) вы затыкаете уши ватой;
Б) уменьшаете громкость;
В) миритесь с увлечением своего ребёнка;
Г) включаете еще громче.
Если вы спорите со своим ребёнком, то:
А) стараетесь ему возразить;
Б) признаёте его правоту;
В) спорите до полной победы;
Г) уходите от спора.
Ваш ребёнок празднует день рождения:
А) вы сидите вместе с ним за одним столом;
Б) обслуживаете детей за столом;
В) уходите из дома.
Ребёнок идёт на дискотеку:
А) вы идёте вместе с ним;
Б) вы не разрешаете ему идти;
В) вы выясняете, с кем идёт ваш ребёнок;
Г) вы ограничиваете его во времени.
В общении со своими детьми вы:
А) откровенны;
Б) закрыты;
В) сдержанны;
Г) открыты.
В отношениях со своими детьми вы:
А) ведёте себя как приятель;
Б) как строгий судья;
В) как друг;
Г) как родитель.
Оценку результатов теста родители проводят самостоятельно, так как он наглядно выявляет возможные проблемы взаимоотношений с детьми-подростками.
На основе данной диагностики можно провести с родителями воспитанников вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». Такой тест заставляет многих взрослых иначе посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения.
В ходе встречи с родителями необходимо не только говорить с ними об их ребёнке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем.
Определение самостоятельности ребёнка
Можно предложить родителям выполнить следующее задание: определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребёнка.
Родителям предлагается перечень действий ребёнка. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.
Ваш ребёнок самостоятельно
Только по вашему требованию, с вашей помощью и с вашего разрешения
…
…
Перечень действий:
- собирается в школу;
- выбирает себе одежду для тренировочного процесса и для праздника;
- делает уроки;
- определяет, с кем ему дружить;
- выбирает направление для занятий в ДЮСШ;
- готовит еду, если это необходимо;
- убирает квартиру по собственной инициативе;
- ходит в магазин за покупками;
- помогает по дому и на даче;
- приглашает друзей к себе домой;
- определяет время возвращения домой после школьного вечера и дискотеки;
- принимает решения в различных ситуациях повседневной жизни;
- распоряжается денежными средствами, которые вы ему даёте;
- объективно оценивает себя и свои поступки;
- сдерживает свои негативные эмоции в общении с другими людьми;
- терпимо относится к младшим братьям и сёстрам;
- помогает в воспитании младших.
Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребёнок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности.
Выявление эмоциональной атмосферы в семье
Ещё одна таблица, которую уместно заполнить родителям, – это показатель словесного проявления положительных эмоций в семье по отношению к ребёнку. Такая диагностика полезна при подготовке к тематической консультации. Она позволяет определить причину высокой тревожности воспитанников. Принято считать, что высокий уровень тревожности связан с проблемой адаптации. Однако дело не только в адаптации. Это связано ещё и с изменением положения ребёнка в семье. «Раньше ты был маленький, а теперь большой! Я не буду сюсюкать с тобой, как раньше!» - такие высказывания демонстрируют изменения эмоционального восприятия ребёнка в семье, которое выражается в жестах, мимике, взглядах и, конечно же, в словах.
Таблица для родителей
Слова и фразы, с помощью которых я
Поддерживаю ребёнка
Ругаю его
…
…
Если в коллективе есть трудные дети, а значит, и проблемы с их воспитанием, то необходимо предложить и воспитанникам заполнить аналогичную таблицу, а затем провести сравнительный анализ таблиц родителей и детей.
Таблица для детей
Слова и фразы, которыми мои родители меня
Поощряют
Как часто
Ругают
Как часто
…
…
…
…
Заключение
Участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к дополнительному образованию.
Список литературы
Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности/ Д.И.Фельдштейн. – Избр. тр. в 2 т. – М.; Воронеж: МПСИ НПО 2005.