Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах разработаны в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………
Общие сведения…………………………………………………….
Инструкция для студентов по работе с рекомендациями..………
Перечень тем и рекомендаций по выполнению самостоятельной работы……………………………………………………………………………..
Порядок оформления видов и форм отчетности по самостоятельной работе………………………………………………………….
Образцы отчетности по самостоятельной работе…………………
Блок контроля……………….............………………………………
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации предназначены для самостоятельного изучения дисциплины ОП 14 Автоматизированные системы управления обучающимися независимо от форм обучения.
Рекомендации содержат набор тем, которые соответствуют темам рабочей программы по дисциплине в рамках ФГОС по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах.
Структура комплекта методического пособия содержит в себе:
- общие сведения;
- инструкция для студентов по работе с рекомендациями;
- тематический план изучения дисциплины;
- технологическая карта самостоятельной работы;
- перечень тем и рекомендаций по выполнению самостоятельной работы;
- блок контроля внеаудиторной самостоятельной работы.
В источниках информации для самостоятельного изучения дисциплины указаны действующие нормативно-правовые документы и перечень литературы, имеющейся в арсенале библиотечного фонда колледжа. Использование других источников, но не с истекшими сроками издания, также допустимо.
Форма отчетности предусматривает изучение источников информации по вопросам плана изучаемых тем, разработку опорно-логических конспектов, опорно-логических схем и т.д. с последующим оформлением всех видов работ в виде отчета. и в портфолио студента.
Выполненные все виды предлагаемых заданий в соответствии с методическими рекомендациями и грамотно оформленные являются итоговым самоотчетом студента и служат основанием для допуска к сдаче итоговой аттестации.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОП 14 Автоматизированные системы управления разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП 14 Автоматизированные системы.
Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по данной дисциплине соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего профессионального образования нового поколения.
По учебному плану рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины следующее: максимальная учебная нагрузка обучающегося 102, в том числе:
Цельюметодического пособия является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся, определение ее содержания, установление требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.
Целью самостоятельной работы является формирование и развитие профессиональных и общих компетенций (пункт 7.1 ФГОС СПО) и их элементов.
Задачамиметодических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
- развитие комплексного подхода к изучению дисциплины на основе освоения ее методологических основ применения ранее полученных знаний и умений с использованием междисциплинарных связей;
- активизация самостоятельной работы обучающихся;
- содействие развитию творческого отношения к данной дисциплине;
- выработка умений и навыков рациональной работы с литературой и нормативными документами;
- управление познавательной деятельностью обучающихся.
Функциямиметодических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
- определение содержания работы обучающихся по овладению программным материалом;
- установление требований к результатам изучения дисциплины.
Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения обучающихся.
Дисциплина ОП 14 Автоматизированные системы управления имеет междисциплинарные связи с другими дисциплинами ОПОП.
В результате освоения учебной дисциплины ОП 14 Автоматизированные системы управления обучающийся должен
уметь:
решать типовые задачи АСУ с использованием MathCad и MS Excel,
применять 1С: Предприятие 8.2 и Консультант-Плюс для решения управленческих задач
знать:
состав и жизненный цикл автоматизированных систем управления (АСУ);
типовые технические и программные средства для создания АСУ;
назначение и состав информационно-поисковых, интеллектуальных, экспертных систем.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДЛЯ РАБОТЫ
С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
Уважаемый студент!
Вы должны знать, что самостоятельная работа, как форма учебной деятельности, согласно требованиям ФГОС СПО , является важным элементом образовательного процесса. В соответствии с учебным планом по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах впроцессе изучения учебной дисциплины ОП 14 Автоматизированные системы управления Вам необходимо более углубленно сформировать и совершенствовать профессиональные и общие компетенции через выполнение заданий для внеаудиторной самостоятельной работы. Чтобы выполнить предусмотренные задания Вам необходимо воспользоваться рекомендациями по выполнению и оформлению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОП 14 Автоматизированные системы управления
В соответствии с рабочей программой по дисциплине ОП 14 Автоматизированные системы управления . объем часов, отводимый на самостоятельную работу составляет 34 часа
Обратите внимание, что все виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы указаны в технологической карте внеаудиторной самостоятельной работы и перечне тем и рекомендаций по ее выполнению. Вам необходимо очень подробно и тщательно изучить эти два документа.. Они являются вашим ориентиром и маршрутом в выполнении предложенных вам видам работ. Особое внимание обратите на выполнение практических заданий предусмотренных для самостоятельного выполнения . В рекомендациях приводятся алгоритмы и образцы выполнения заданий. В технологической карте обозначены формы выполнения и контроля заданий, они различны.
Контроль за выполнением заданий для внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель будет осуществлять с помощью карты-маршрута внеаудиторной самостоятельной работы студента (см приложение). Она будет выдана на руки каждому из Вас. Кроме того, приводится стандарт карты-маршрута ( п. 8.2) Карта - маршрут предполагает необходимый стандарт набора баллов по оценке сформированных знаний, умений, общих и профессиональных компетенций в ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.. Если предлагаемые условия не выполняются, то рекомендуемые баллы корректируются в сторону уменьшения. На руках у студента должен быть незаполненный образец карты-маршрута по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.(п. 8.2 )
Каждый вид задания будет оценен соответствующим баллом. Карта маршрут должна находиться в Вашем портфолио студента. Отметки о выполнении заданий будет производить преподаватель.
Сроки проверки заданий преподаватель устанавливает в зависимости от применяемых видов контроля: текущий, рубежный, промежуточная аттестация. В основном контроль будет осуществляться на этапе рубежной аттестации, т. е. после изучения каждой темы учебной дисциплины ………… В зависимости от количества часов, отведенных на выполнение заданий и их сложности, преподаватель может осуществить текущий контроль. Преподаватель может спросить по теме любые вопросы в любой последовательности. О проведении контроля Вы будете заранее предупреждены. Карта - маршрут с оценками преподавателя вместе с портфолио студента окончательно должна быть представлена на этапе промежуточной аттестации, т. е. на экзамене (зачете) по учебной дисциплине.
1 *
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине ОП 14 Автоматизированные системы управления
специальность 230115 Программирование в компьютерных системах
Наименование разделов и тем
Макс. учеб. нагрузка студента (час)
Самостоят. работа студента (час)
Количество аудиторных часов
Всего
Теоретическое обучение
Лабораторные и практические занятия
Раздел 1.
Общая характеристика автоматизированных систем управления
22
8
14
14
-
Тема 1.1.
Автоматизированные системы управления: основные понятия
10
4
6
6
-
Тема 1.2.
«Состав и структура АСУ»
6
2
4
4
-
Тема 1.3.
Этапы разработки и эксплуатации АСУ
6
2
4
4
-
Раздел 2.
Типовые средства АСУ
62
18
34
12
32
Тема 2.1.
Информационное обеспечение
4
2
2
2
-
Тема 2.2.
Программное обеспечение
34
6
28
4
24
Тема 2.3.
Математическое обеспечение
16
6
10
2
8
Тема 2.4.
Техническое обеспечение
4
2
2
2
-
Тема 2.5.
Прочие виды обеспечения
4
2
2
2
-
Раздел 3.
Особенности функционирования автоматизированных систем управления
18
8
9
7
2
Тема 3.1.
Типы автоматизированных систем управления
10
4
6
4
2
Тема 3. 2.
Эффективность автоматизированных систем управления
4
2
2
2
-
Тема 3. 3.
Тенденции развития автоматизированных систем управления
4
2
1
1
-
Всего:
102
34
68
34
34
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Методические рекомендации по выполнению и оформлению самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОП 14 Автоматизированные системы управления включают в себя технологическую карту самостоятельной работы, отражающую в себе изучаемые разделы и темы дисциплины, тематику самостоятельной работы, количество часов, виды самостоятельной работы, ее информационное обеспечение и форму контроля. Она разработана таким образом, чтобы обучающиеся могли самостоятельно выполнять предложенные задания, а преподаватель будет только проверять выполненные задания.
Тенденция современного образования - самостоятельное приобретение знаний под руководством преподавателя.
Технологическая карта самостоятельной работы поможет обучающимся организовать свою работу и мобилизовать себя на достижение поставленных задач. Из данной карты обучающиеся узнают наименования тем и тематику самостоятельной работы; ее виды как обязательные, так и по выбору обучающихся. Информационное обеспечение, обозначенное в карте, содержит в себе источники информации для самостоятельной работы. Предусмотренная форма контроля определяет функции преподавателя по проверке результатов самостоятельной работы и указывает на ее оформление. Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику освоения содержания учебной дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия, включает единицы содержания, выделенные преподавателем для самостоятельного изучения
Технологическая карта самостоятельной работы студента по дисциплине ОП 14 Автоматизированные системы управления
специальность 230115 Программирование в компьютерных системах
Наименование и номер раздела
Наименование темы
Тематика самостоятельной работы
Кол-во часов
Виды самостоятельной работы
Информационное обеспечение
Форма контроля
Обязательная
По выбору студента
1
2
3
4
5
6
7
8
Раздел I Общая характеристика автоматизированных систем управления
Автоматизированные системы управления: основные понятия
Подготовка обзора программных средств различных информационных технологий.
Подготовка реферата на тему «Перспективы развития информационной технологии (по вариантам)»
4
Подготовка реферата
Подготовка сообщения по теме
ПК, интернет, учебные пособия
Взаимопроверка студентов
«Состав и структура АСУ»
Анализ одной из существующих АСУ (АРМ, ИС) (По материалам сети Интернет)
2
Подготовка сообщения
Анализ АСУ. Сообщение
ПК, интернет, учебные пособия
Взаимопроверка студентов
Этапы разработки и эксплуатации АСУ
Работа с учебником [2]. Изучение раздела 1.4 «Методы, стадии и этапы создания АИС», ответы на контрольные вопросы
Составление презентации по возможностям одной из типовых конфигураций 1С:Предприятия 8.2
2
Подготовка презентации
Подготовка сообщения по теме
ПК, интернет, учебные пособия
Демонстрация презентаций, сообщение по теме
Математическое обеспечение
Подготовка сообщения на тему «Возможности современных математических пакетов»
- Составление обзора возможностей Excel для решения аналитических задач
6
Подготовка сообщения
Подготовка презентации
ПК, интернет, учебные пособия
Взаимопроверка студентов, устный опрос
Техническое обеспечение
Работа с учебником [2]. Изучение раздела 2.4 «Техническое обеспечение», ответы на контрольные вопросы
2
Подготовка сообщения
Подготовка презентации
ПК, интернет, учебные пособия
Взаимопроверка студентов
Прочие виды обеспечения
Подготовка сообщения «Особенности вида обеспечения (по вариантам)
2
Подготовка сообщения
Подготовка презентации
ПК, интернет, учебные пособия
Взаимопроверка студентов
Раздел 3. Особенности функционирования автоматизированных систем управления
Типы автоматизированных систем управления
Подготовка презентации на тему «Примеры информационно-поисковых систем»
- Подготовка обзора функциональных возможностей информационно-справочных систем «Консультант-Плюс», «Гарант»
4
Подготовка презентации
Подготовка сообщения
ПК, интернет, учебные пособия
Демонстрация презентаций
Подготовка сообщения
Эффективность автоматизированных систем управления
Работа с учебником [2]. Изучение раздела 3.2 «Эффективность автоматизированных информационных систем», ответы на контрольные вопросы
2
Подготовка сообщения
Изучение раздела 3.2
ПК, интернет, учебные пособия
Взаимопроверка студентов, устный опрос
Тенденции развития автоматизированных систем управления
Подготовка сообщения на тему «Перспективные направления развития АИС»
2
Подготовка сообщения
Подготовка презентации
ПК, интернет, учебные пособия
Взаимопроверка студентов
5. ПЕРЕЧЕНЬ
тем и рекомендаций по выполнению самостоятельной работы
дисциплина ОП 14 Автоматизированные системы управления
Для успешного и эффективного выполнения предусмотренной тематики самостоятельной работы с целью формирования выше указанных общих и профессиональных компетенций обучающимся предлагается перечень тем и рекомендаций по выполнению самостоятельной работы. В нем более подробно обозначены виды самостоятельной работы, примерный план изучения или выполнения и форма отчетности.
Основные понятия АСУ
Классификация АСУ
Подсистема технического обеспечения: назначение, содержание, исследование
Информационное обеспечение и его состав. Информационные потоки
Проблемы и задачи при внедрении АСУ
Системы автоматического управления
Автоматизированные системы обработки информации и управления
6. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ВИДОВ И ФОРМ ОТЧЕТНОСТИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Методические рекомендации по подготовке презентации
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже - раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для
выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
объем текста на слайде - не больше 7 строк;
маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.
Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);
Максимальное количество графической информации на одном слайде - 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Основная ошибка при выборе данной стратегии - «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации - рискованно, оптимальный вариант -в середине выступления.
Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим - показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 - 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления кегль - для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон - черный текст; темно-синий фон - светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).
Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом,
иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.
Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.
Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.
Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").
Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.
Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPoint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPoint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.
После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:
удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью
нее?);
к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?
не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?
После подготовки презентации необходима репетиция выступления.
Реферат - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему.
Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Темы реферата разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.
Структура реферата:
Титульный лист.
Оглавление.
Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы).
Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).
Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).
Список литературы.
В списке литературы должно быть не менее 8-10 различных источников.
Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.
Обоснованность способов и методов работы с материалом
1
Умение работать с литературой
2
Умение систематизировать и структурировать
1
Умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения
1
Обоснованность выбранных источников
Полнота использования работ по проблеме
1
Привлечение работ известных исследователей, новых статистических данных и т.п.
1
Требования к оформлению
Грамотность и культура оформления
1
Владение терминологией
1
Соблюдение орфографического режима
1
Соблюдение единой стилистики изложения
1
Наличие приложений
1
Средний балл
Окончательная оценка
Оценка в баллах
30-25 -оценка «5»;
24-20 - оценка «4»;
19-15 - оценка «3»;
14 и ниже - оценка «2»
Подпись преподавателя ___________________
Методические рекомендации по оформлению конспекта.
Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.
Конспект:
подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;
показывает внутреннюю логику изложения;
содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы;
отражает отношение составителя к материалу;
может использоваться не только самим автором (составителем), но и другими читателями.
Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.
При составлении конспекта необходимо избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить систематическую особенность текста в ущерб его логике.
Виды конспектов графически представлены на рис. 1.
Общий алгоритм конспектирования состоит в следующем:
прочитать текст, отметить в нём новые слова, непонятные места, имена, даты; составить перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составить простой план, который поможет группировать материал в соответствии с логикой изложения;
выяснить в словаре значение новых непонятных слов, выписать их в тетрадь или словарь в конце тетради;
вторично прочитать текст, сочетая чтение с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись ведется своими словами, не переписывая текст. Важно стремиться к краткости, пользуясь правилами записи текста;
прочитать конспект ещё раз, доработать его.
Вместе с тем, существуют некоторые особенности создания конспектов различных видов. Остановимся кратко на этом вопросе.
Конспектирование - процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.
Выделение главной мысли - одна из основ умственной культуры при работе с текстом. «Отбирать полезнейшее, - писал великий чешский педагог XVII века Я.А.Коменский, - дело такой важности, что немыслим толковый читатель, без умения отбирать. Единственно надежный плод чтения - усвоение прочитанного, выбор полезного. Поистине только это держит ум в напряжении, запечатляет воспринятое в памяти и озаряет ум все более ярким светом. Не пожелать выделить из книги ничего, значит все пропустить».
Результат конспектирования - запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.
План-конспект - это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.
Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и заполняется. Положительной чертой этого вида конспектов является то, что он учит выбирать главное, чётко и логично излагать мысли, даёт возможность усвоить материал ещё в процессе его изучения. Всё это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.
Этапы работы:
Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.
Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.
Сформулируй и запиши вывод.
План-конспект может выглядеть как таблица. Например:
1)
Основные вопросы
Раскрытие вопросов
1. Сущность, содержание, основные характеристики бренда.
2. Взаимосвязь бренда с экономическими категориями «потребность», «спрос», «предложение.
3. Технологии.
4. Управление активами бренда и др.
Бренд - это атрибуты фирмы или товара, которые отражают их индивидуальность, привлекают внимание клиентов, создают имидж фирме, репутацию, способствуя продвижению товара на рынках.
Российскими авторами бренд трактуется как раскрученная торговая марка.
Символ бренда должен:
наиболее точно и полно отражать содержание товара;
обеспечить максимальное отличие от конкурентных брендов;
сформировать у потребителя убеждения, что этот бренд уникальный.
Уникальность символа бренда – главное требование при формировании бренда
2)
Ключевые слова
Суть,
основная мысль
Раскрытие основной мысли
Заключение, вопросы, личные отношения
Задание для самостоятельной работы при этом может быть сформулировано следующим образом:
Вариант 1. Внимательно прочтите предложенный текст (тексты) в учебнике (учебниках или распечатке). Представьте его в виде конспекта. На его основе составьте тезисы и план.
Вариант 2. Внимательно прочтите предложенный текст в учебнике или распечатке. Законспектируйте его, используя предложенный преподавателем план. Оформите план-конспект.
Вариант 3. Внимательно прочтите предложенный текст в учебнике или распечатке. Законспектируйте его, используя вид конспекта - тематический обзорный (раскрывает конкретную тему использованием нескольких источников).
Цитатный конспект - это конспект, созданный из цитат.
Характеристика конспекта: строится из высказываний тора, из изложенных им фактов. Чаще всего этот вид конспекта используется для работы с первоисточником. К нему студент может обращаться неоднократно. Но он не способствует актив мыслительной работе, поэтому, как правило, служит только люстрацией к изучаемой теме.
Этапы работы:
Прочитать текст, отметить в нём основное содержание, главные мысли, выделить те цитаты, которые войдут в конспект.
Пользуясь правилами сокращения цитат, выписать их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
... (цитата);
... (цитата); (вывод);
основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы.
Прочитать написанный текст, сверить его с оригиналом.
Сделать общий вывод.
Опорный конспект - это отражение изложения информация заложенной в тексте в виде опорных сигналов - слов, условных знаков, рисунков.
Характеристика конспекта: краток, учит выбирать главное, наглядно отражает причинно-следственные связи, развивает логическое мышление и образное умение моделировать информацию. Незаменим при повторении материала к зачёту, экзамену.
Этапы работы:
Прочитать внимательно текст.
Разделить его на смысловые части - блоки.
Поставить к каждой части вопрос.
Ответить на поставленный вопрос опорными сигналами, расположив их в виде логической схемы.
Свободный конспект - это сочетание выписок, цитат, тезисов.
Характеристика конспекта: он требует серьёзных усилий от студента при составлении, так как требует умений активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок. Однако именно этот вид конспектов в высшей степени способствует прочному усвоению учебного материала.
Этапы работы:
Используя имеющиеся источники, выбрать материал по интересующей теме, изучить его и глубоко осмыслить.
Сделать необходимые выписки основных мыслей, цитат, составить тезисы.
Используя подготовленный материал, сформулировать основные положения по теме.
Тематический конспект - это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определенной теме.
Характеристика конспекта: он может быть обзорным и хро. но логическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.
Этапы работы:
Изучить несколько источников и сделать из них выборку материала по определённой теме или хронологии.
Мысленно оформить прочитанный материал в виде плана.
Пользуясь этим планом, коротко своими словами изложить осознанный материал.
4. Методические рекомендации по оформлению аннотации.
Аннотация - краткая информация о каком-либо издании; характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.
Основные требования, предъявляемые к составлению аннотации, заключаются в следующем:
композиция аннотации должна быть внутренне логична и может отличаться от композиции исходного текста;
отбор сведений, формулирование выводов и их расположение зависят от характера аннотации;
язык аннотации должен отличаться лаконичностью, простотой, ясностью;
аннотация на статьи оформляется на библиографической карточке, дается без абзацев;
средний объем 500 печатных знаков.
Аннотация имеет две обязательные части:
- содержательная характеристика первоисточника, цель автора;
- адресат аннотируемого текста.
Кроме названных частей, могут быть и факультативные части:
- композиция, структура первичного текста;
- иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.
Текст аннотации не стандартизирован. В научной литературе можно встретить различные требования к составлению аннотаций. Например, текст справочной аннотации может включать следующие сведения:
тип и название аннотируемого документа (монография, диссертация, сборник, статья и т.п.);
задачи, поставленные автором аннотируемого документа;
метод, которым пользовался автор (эксперимент, сравнительный анализ, компиляция других источников);
принадлежность автора к определенной научной школе или направлению;
структуру аннотируемого документа;
предмет и тему произведения, основные положения и выводы автора;
характеристику вспомогательных иллюстративных материалов, дополнений, приложений, справочного аппарата, включая указатели и библиографию.
Характерной особенностью аннотации является то, что она должна быть тесно связана со сведениями, включенными в библиографическое описание, при этом не повторять их. При составлении аннотации обычно используют стандартные обороты речи (речевые клише).
Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише.
При характеристике содержания текста:
В статье (книге)рассматривается...
В книге изложены...;
Статья посвящена...;
В статье даются...;
В основу работы положено...;
Автор останавливается на следующих вопросах...;
Автор затрагивает проблемы...;
Цель статьи - показать...
Аннотация дает ответ на вопрос, о чем говорится в первичном документе.
Виды аннотаций и их структура схематически представлены на рисунке 2.
5.Методические рекомендации по написанию и оформлению доклада.
Доклад – это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме.
Цель доклада - сформировать научно-исследовательские навыки и умения у студентов, способствовать овладению методами научного познания, освоить навыки публичного выступления, научиться критически мыслить. При этом главная составляющая - это публичное выступление.
Этапы подготовки доклада:
выбор темы доклада;
подбор и изучение наиболее важных учебных, научных работ по данной теме, нормативных правовых актов;
анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений ученых;
составление плана доклада;
написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.
Структура доклада:
1. Вступление, в котором указываются:
тема доклада;
цель доклада;
связь данной темы с другими темами;
актуальность, проблематика темы;
краткий обзор изученной литературы по данной теме и т.п.
2. Основная часть, которая содержит логичное, последовательное изложение материала.
3. Заключение, в котором:
подводятся итоги, формулируются выводы;
подчеркивается значение рассмотренной проблемы;
выделяются основные проблемы, пути и способы их решения и т.п.;
4. Приложения (схемы, таблицы для более наглядного освещения темы).
В случае невозможности выполнить работу в электронном варианте, допускается рукописное оформление доклада.
Министерство образования и молодежной политики
Ставропольского края
ГБОУ СПО «Региональный многопрофильный колледж»
г. Ставрополь
Докладпо дисциплине ___________
на тему: «__________»
Выполнил(а):
студент(ка)__ курса, группы __
Губина А.
Проверила: преподаватель ____
Ставрополь, 20….
Требования к защите доклада:
1. Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.
2. Для успешного выступления с докладом заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
3. При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который, несомненно, будет высоко оценен преподавателем.
Карта-маршрут внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОП 14 Автоматизированные системы управления
Студента 3 курса Группа П-31 Специальность 230115 Программирование в компьютерных системах
№
п/п
Тема
Опорно-логические конспекты
Вопросы для самоконтроля
Реферат
Опорно-логические схемы
Практические занятия
Презентация
Количество баллов
Оценка
1.1.
Автоматизированные системы управления: основные понятия
-ч
2ч
2ч
-ч
- ч
-ч
Обязательных –13
По выбору -25
5
5
-б
13б
25б
- б
- б
-б
1.2.
«Состав и структура АСУ»
-ч
2ч
- ч
- ч
- ч
- ч
Обязательных – 13
По выбору -
5
5
- б
13б
- б
- б
- б
- б
1.
3.
Этапы разработки и эксплуатации АСУ
1ч
1ч
-ч
-ч
-ч
ч
Обязательных – 17
По выбору –13
5
5
17б
13б
-б
-б
-б
- б
2.
1.
Информационное обеспечение
-ч
2ч
-ч
-ч
-ч
- ч
Обязательных – 13
По выбору -
5
5
-б
13б
-б
-б
-б-
-б
2.2
Программное обеспечение
-ч
4ч
-ч
-ч
-ч
2ч
Обязательных – 13
По выбору -15
5
5
-б
13б
-б
-б
-б
15б
2.3.
Математическое обеспечение
3ч
3ч
-ч
-ч
-ч
-ч
Обязательных – 17
По выбору 13
5
5
17б
13б
-б
-б
-б
-б
2.4.
Техническое обеспечение
1 ч
1ч
-ч
-ч
-ч
-ч
Обязательных –17
По выбору - 13
5
5
17 б
13б
-б
-б
-б
-б
2.5.
Прочие виды обеспечения
1ч
1ч
-ч
-ч
-ч
-ч
Обязательных – 17
По выбору –13
5
5
17Б
13б
-б
-б
-б
-б
3.1.
Типы автоматизированных систем управления
-ч
2ч
-ч
-ч
-ч
2ч
Обязательных – 13
По выбору - 15
5
5
-б
13б
-б
-б
-б
15б
3.2.
Эффективность автоматизированных систем управления
1ч
1ч
-ч
-ч
-ч
-ч
Обязательных –17
По выбору - 13
5
5
17б
13б
-б
-б
-б
-б
3.3.
Тенденции развития автоматизированных систем управления
1ч
1ч
-ч
-ч
-ч
-ч
Обязательных – 17
По выбору -13
5
5
17б
13б
-б
-б
-б
-б
Карта – маршрут предполагает необходимый стандарт набора баллов по оценке сформированных знаний, умений, общих и профессиональных компетенций. Если предлагаемые условия не выполняются, то рекомендуемые баллы корректируются в сторону уменьшения.
На руках у студента должен быть незаполненный образец карты-маршрута по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.(См. Приложение № 1 )
По мере выполнения предложенных заданий отметки о их выполнении производит преподаватель.
7.2. КАРТА-МАРШРУТ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТА
Карта-маршрут внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОП 14 Автоматизированные системы управления
Студента 3 курса Группа ___ Специальность 230115 Программирование в компьютерных системах
№
п/п
Тема
Опорно-логические конспекты
Вопросы для самоконтроля
Реферат
Опорно-логические схемы
Практические занятия
Презентация
Количество баллов
Оценка
1.1.
Автоматизированные системы управления: основные понятия
-ч
2ч
2ч
-ч
- ч
-ч
Обязательных –
По выбору -
-б
-б
-б
- б
- б
-б
1.2.
«Состав и структура АСУ»
-ч
2ч
- ч
- ч
- ч
- ч
Обязательных –
По выбору -
- б
-б
- б
- б
- б
-б
1.
3.
Этапы разработки и эксплуатации АСУ
1ч
1ч
-ч
-ч
-ч
-ч
Обязательных –
По выбору –
-б
-б
-б
- б
- б
-б
2.
1.
Информационное обеспечение
-ч
2ч
-ч
-ч
-ч
- ч
Обязательных –
По выбору -
-б
-б
-б
- б
- б
-б
2.2
Программное обеспечение
-ч
4ч
-ч
-ч
ч
2ч
Обязательных –
По выбору -
-б
-б
-б
- б
- б
-б
2.3.
Математическое обеспечение
3ч
3ч
-ч
-ч
ч
-ч
Обязательных –
По выбору 1
-б
-б
-б
- б
- б
-б
2.4.
Техническое обеспечение
1 ч
1ч
-ч
-ч
-ч
-ч
Обязательных –
По выбору -
-б
-б
-б
- б
- б
-б
2.5.
Прочие виды обеспечения
1ч
1ч
-ч
-ч
-ч
-ч
Обязательных –
По выбору –
-б
-б
-б
- б
- б
-б
3.1.
Типы автоматизированных систем управления
-ч
2ч
-ч
-ч
ч
2ч
Обязательных –
По выбору -
-б
-б
-б
- б
- б
-б
3.2.
Эффективность автоматизированных систем управления
1ч
1ч
-ч
-ч
-ч
-ч
Обязательных –
По выбору -
-б
-б
-б
- б
- б
-б
3.3.
Тенденции развития автоматизированных систем управления
1ч
1ч
-ч
-ч
-ч
-ч
Обязательных –
По выбору -
-б
-б
-б
- б
- б
-б
7.3. Критерии результатов знаний и умений.
«5» - уровень освоения студентом учебного материала достаточно высок, студент умеет использовать теоретические знания при выполнении практических задач с практикой, подтверждает сформированность общих и профессиональных компетенций;
«4» - студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отельные неточности;
«3» - студент знает и понимает основные положения учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач не умеет доказательно обосновать свои суждения;
«2» - студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач.