МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ "ПУЛЬМОНОЛОГИЯ" СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 31.02.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО (МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ) УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ "ПУЛЬМОНОЛОГИЯ" СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 31.02.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО (МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ) УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ
ЗАДАЧА СТУДЕНТОВ ПОДГОТОВИТЬСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ, НАУЧИТЬСЯ КЛИНИЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, РАЗБИРАТЬСЯ В НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩЕЙСЯ ПАТОЛОГИИ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ, ОКАЗЫВАТЬ ДОВРАЧЕБНУЮ ПОМОЩЬ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ, ПРОВОДИТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНУЮ РАБОТУ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ "ПУЛЬМОНОЛОГИЯ" СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 31.02.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО (МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ) УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ »
БПОУ РК «КАЛМЫЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Т. ХАХЛЫНОВОЙ»
Занятие №5 «Плевриты. Рак легких. Неотложные состояния в пульмонологии»
Приложение
Литература
Пояснительная записка.
Одной из основных клинических дисциплин в подготовке фельдшера является «Терапия».
В соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 31.02.01 «Лечебное дело», в задачи курса входит подготовка фельдшера к оказанию лечебно-диагностической медицинской помощи пациентам в учреждениях первичной медико-санитарной помощи и стационарах в пределах общих и профессиональных компетенций.
Задача студентов подготовиться к самостоятельной работе, научиться клинически мыслить, разбираться в наиболее часто встречающейся патологии внутренних органов, оказывать доврачебную помощь, осуществлять уход за больными, проводить профилактические мероприятия, сан-просвет работу.
Настоящее пособие составлено в соответствие с ФГОС СПО третьего поколения.
Пособие предназначено для самоподготовки студентов отделения 31.02.01 «Лечебное дело» к теоретическим занятиям.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
Фельдшердолжен обладать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.
ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.
ПК 2.8. Оформлять медицинскую документацию.
Требования ФГОС СПО третьего поколения к уровню подготовки специалистов в области терапии для специальности
31.02.01 «Лечебное дело»
В результате изучения профессионального модуля фельдшердолжен:
иметь практический опыт:
- назначения лечения и определения тактика ведения пациента;
- выполнения и оценки результатов лечебных мероприятий;
- организации специализированного ухода за пациентами при различной патологии с учетом возраста;
-оказания медицинских услуг в терапии, педиатрии, акушерстве, гинекологии, хирург травматологии, онкологии, инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологией, неврологии, психиатрии с курсом наркологии, офтальмологии, дерматовенерологии, оториноларингологии, гериатрии, фтизиатрии;
уметь:
- проводить дифференциальную диагностику заболеваний;
- определять тактику ведения пациента;
- назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение;
- определять показания, противопоказания к применению лекарственных средств;
- применять лекарственные средства пациентам разных возрастных групп;
- определять показания к госпитализации пациента и организовывать транспортировку в лечебно-профилактическое учреждение;
- проводить лечебно-диагностические манипуляции;
- проводить контроль эффективности лечения;
- осуществлять уход за пациентами при различных заболеваниях с учетом возраста;
знать:
- принципы лечения и ухода в терапии, хирургии, педиатрии, акушерстве, гинекологии, травматологии, онкологии, инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологией; неврологии, психиатрии с курсом наркологии, офтальмологии; дерматовенерологии, оториноларингологии, гериатрии, фтизиатрии, при осложнениях заболеваний;
- фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов;
- показания и противопоказания к применению лекарственных средств;
- побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп;
- особенности применения лекарственных средств у разных возрастных групп.
Тематический план.
№
п/п
Наименование тем
Теория
Практика
1.
О. и хр. бронхиты
2ч
4ч
2.
Бронхиальная астма. Эмфизема легких.
2ч
4ч
3.
Очаговая пневмония. Крупозная пневмония. ДН.
2ч
4ч
4.
Нагноительные заболевания легких.
2ч
4ч
5.
Плевриты. Рак легких. Неотложные состояния в пульмонологии.
2.ч
4ч
Занятие № 1.
Тема:«Острые и хронические бронхиты».
Цель:Изучить причины, механизм развития, развитие клинических симптомов, методов диагностики, принципов лечения, осложнений, профилактики острых и хронических бронхитов и «Д» наблюдения.
Вопросы для самоподготовки.
АФО органов дыхания (вопрос для повторения).
Методика объективного обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания (вопрос для повторения).
Определение бронхита. Основные причины развития острых и хронических бронхитов.
Патогенез и классификация бронхитов.
Основные клинические симптомы и синдромы, наблюдаемые при бронхитах, их течение.
Диагностика бронхитов.
Принципы лечения бронхитов, осложнения.
Профилактика и «Д» наблюдение.
Методические рекомендации.
Для лучшего усвоения темы повторить из курса анатомии анатомо-физиологические особенности органов дыхания.
Из курса пропедевтики клинических дисциплин повторите основные жалобы, предъявляемые больными с заболеваниями органов дыхания, объективное обследование (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), лабораторные и инструментальные методы диагностики.
Опираясь на учебник внутренних болезней, рекомендуемую литературу, лекционный материал дайте определение, что такое «бронхит», запомните. Разберитесь в причинах развития бронхитов.
Знание классификации поможет в постановке диагноза. Разберитесь и запишите в тетради. Изучите патогенез бронхитов.
Пример формулировки диагноза:Хронический гнойный бронхит, дистальный, средней степени тяжести, обострение. Эмфизема легких, хроническое легочное сердце, декомпенсация, ДНII.
При помощи учебника с использованием лекционного материала изучите основные клинические симптомы и синдромы их течение.
Изучите основные методы диагностики бронхитов (клинический анализ крови, R-графию грудной клетки, анализ мокроты, исследование функции внешнего дыхания). Необходимо знать изменения основных показателей.
Изучите принципы лечения бронхитов с учетом новых антибактериальных препаратов. Выпишите рецепты для лечения бронхитов.
Запомните, к каким осложнениям может привести бронхит.
Прочитайте меры профилактики и «Д» наблюдение больных.
Для проверки знаний ответьте на вопросы теста.
Решите задачу.
Тест-контроль.
Каковы основные проявления простого бронхита:
а) повышение температуры тела с ознобом, боли в грудной клетке;
б) кашель с выделением слизисто-гнойной мокротой;
в) лихорадка, кровохарканье, слабость;
г) приступ инспираторной одышки с цианозом.
2. Перкуторный звук при остром бронхите:
а) легочный;
б) коробочный;
в) притуплённый;
г) тимпанический.
3. Антибиотики при остром бронхите назначаются:
а) всегда;
б) не назначаются;
в) первые 4 дня;
г) при угрозе осложнений.
4. Ведущий симптом хронического обструктивного бронхита:
а) кашель;
б) лихорадка;
в) одышка;
г) цианоз.
Задача.
Мужчина 23 лет обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость, недомогание, головную боль, повышение температуры до 37,5, сухой кашель. Болеет второй день, заболевание связывает с переохлаждением.
Объективно: температура тела 37,2. Общее состояние удовлетворительное. Периферические лимфатические узлы не увеличены. Перкуторный звук над легкими ясный. Дыхание жесткое, рассеянные жужжащие и свистящие хрипы. ЧДД -16 в 1 мин. Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС-72 в мин, АД 120/80 мм рт ст. Абдоминальной патологии нет.
Задания:
Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
Перечислите необходимые дополнительные исследования.
Назовите возможные осложнения данного заболевания.
Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, принципы лечения и профилактику данного заболевания.
Литература:
Э.В. Смолева, Е.Л.Аподиакос «Терапия с курсом ПМСП», «Фениес», Ростов-на Дону, 2008 г
Лекционный материал.
Вы проделали большую работу, подготовились к занятию. Смело приходите на занятие. Желаю успеха!
Занятие №2.
Тема:«Бронхиальная астма. Эмфизема легких». Цель: Изучить причины, механизм развития, развитие клинических симптомов, методов диагностики, принципов лечения, осложнений, профилактики бронхиальной астмы, эмфиземы легких. Оказание неотложной помощи при приступе удушья. «Д» наблюдение.
Вопросы для самоподготовки.
Определение бронхиальной астмы б.а, причины развития.
Патогенез б.а., классификация.
Основные клинические симптомы и синдромы б.а., клиника приступа удушья, астматического статуса.
Диагностика бронхиальной астмы.
Принципы лечения б.а.
Оказание неотложной помощи при приступе б.а., астматическом статусе.
Используя рекомендуемую литературу и лекционный материал, дайте определение б.а., запомните. Изучите причины, ведущие к развитию б.а.
Изучите патогенез б.а.
3.Запишите классификацию б.а.
Изучите основные клинические симптомы и синдромы б.а., клинику приступа удушья, астматического статуса.
Необходимо усвоить диагностику б.а., (спирография, пневмотахометрия, аллергические пробы, методы лабораторной диагностики). Провести дифференциальную диагностику вам поможет таблица № 1.
Изучите принципы лечения бронхиальной астмы, неотложную помощь (см. далее), выпишите рецепты основных групп препаратов.
Запишите в тетради профилактику б.а., «Д» наблюдение за больными.
Используя рекомендованную литературу, изучите определение, причины, клинику, диагностику, лечение эмфиземы легких. В тетрадях напишите небольшой конспект.
Для проверки знаний ответьте на вопросы теста, решите предложенную задачу.
Патологические признаки бронхиальной астмы
Во время приступа бронхиальной астмы гладкие мышцы бронхов спазмируются, а ткани, выстилающие дыхательные пути, набухают из-за воспаления и вырабатывают избыточное количество слизи, сужая дыхательные пути.
Рис. Бронх на поперечном разрезе: а - нормальный; б - при астме; 1 - слизистая,
г) удушье с затрудненным выдохом, сухие хрипы, слышимые на расстоянии.
2. Кристаллы Шарко-Лейдена и спирали Куршмана встречаются при:
а) гнойных заболеваниях легких;
б) застое в малом кругу кровообращения;
в) абсцессе легкого;
г) бронхиальной астме.
3. Какие препараты назначают больным во время приступа бронхиальной астмы:
а) бензилпенициллин;
б) морфин;
в) лазикс;
г) эуфиллин.
4. Пикфлоуметрия - это измерение: а) пиковой скорости выдоха; б) ЖЕЛ;
в) ОФВ;
5. Признак астматического состояния:
а) увеличение количества хрипов;
б) появление крепитации;
в) исчезновение кашля;
г) исчезновение дистанционных хрипов.
Задача.
Больная В., 43 года, обратилась к фельдшеру с жалобами на ежедневные приступы удушья, особенно затруднен выдох, общую слабость, недомогание. После приступа отходит небольшое количество вязкой стекловидной мокроты. Больна 3 года, указанные жалобы возникают ежегодно в июне, в июле все симптомы исчезают. Свое заболевание связывает с потерей близкого человека.
Есть двое детей 7-и и 15-ти лет, у которых тоже бывают приступы удушья. У матери и бабушки также отмечались приступы удушья. У больной имеется аллергия на клубнику, пенициллин.
Объективно: состояние средней тяжести, больная сидит, опираясь руками о край стула. Кожа чистая, с цианотичным оттенком. Грудная клетка бочкообразная, над-, и подключичные области сглажены, межреберные промежутки расширены, отмечается набухание шейных вен, участие вспомогательной мускулатуры.
Дыхание громкое, со свистом и шумом, 26 раз в минуту. При перкуссии отмечается коробочный звук, нижняя граница легких по среднеподмышечной линии определяется на уровне 9 ребра.
На фоне ослабленного везикулярного дыхания с удлиненным выдохом выслушиваются сухие свистящие хрипы. ЧСС - 26 в 1 мин. Тоны сердца ритмичные, ясные 92 в мин. АД 110/70 мм рт ст. абдоминальной патологии нет.
Задания:
Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
Назовите необходимые дополнительные исследования.
Перечислите возможные осложнения данного заболевания.
Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, принципы лечения и профилактику данного заболевания.
Дифференциальная диагностика бронхиальной и сердечной астмы
1. Используя рекомендуемую литературу и лекционный материал, дайте определение пневмониям, запомните.
Изучите этиологию и патогенез пневмоний.
Запишите классификацию пневмоний.
Изучите основные клинические симптомы и синдромы пневмоний.
Необходимо усвоить диагностику пневмоний, (спирография, пневмотахометрия, методы лабораторной диагностики).
Изучите принципы лечения пневмоний, выпишите рецепты основных групп препаратов.
Запишите в тетради профилактику пневмоний, «Д» наблюдение за больными.
Используя рекомендованную литературу, изучите определение, причины, клинику, диагностику, дыхательной недостаточности. В тетрадях напишите небольшой конспект.
Для проверки знаний ответьте на вопросы теста, решите предложенную задачу. Запишите в тетрадь симптомы и неотложную помощь при инфекционно-токсическом шоке.
Пневмония (рентген) Правосторонняя среднедолевая
пневмония (рентген)
Острая пневмония(рентген)
Тест-контроль.
1.Для какого заболевания характерно: отставание одной половины грудной клетки в акте дыхания, усиление голосового дрожания под углом лопатки, крепитирующие хрипы:
а) острый бронхит;
б) бронхиальная астма;
в) плеврит;
г) крупозная пневмония.
2. Главное в лечении пневмоний - назначение лекарственных средств:
а) антибиотиков;
б) десенсибилизирующих;
в) противокашлевых;
г) мочегонных.
3. Рентгенографически при пневмониях выявляется:
а) наличие полости в верхних отделах легких;
б) наличие горизонтального уровня жидкости;
в) очаг затемнения;
г) изменений нет.
4. Наиболее часто болеют пневмонией лица:
а) моложе 5 лет и старше 75 лет;
б) в 20-35 лет;
в) в 35-45 лет;
г) в 45-55 лет.
5. При лечении пневмоний назначается диета: а)1;
6)2;
в)15;
г)10.
Задача.
Больной Г., 20 лет, обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость, повышение температуры, кашель со слизисто-гнойной мокротой, одышку. Заболел 10 дней назад: появился насморк, кашель, болела голова лечился сам, больничный лист не брал. Хуже стало вчера - вновь поднялась температура до 38,4градусов.
Объективно: температура - 38,6 градусов. Общее состояние средней тяжести. Кожа чистая, гиперемия лица. Число дыханий 30 в 1 минуту. При осмотре грудной клетки и при пальпации изменений нет. При перкуссии справа под лопаткой притупление перкуторного звука. При аускультации в этой области дыхание более жесткое, выслушиваются звучные влажные мелкопузырчатые хрипы. Тоны сердца приглушены. Пульс - 98 в 1 минуту, ритмичный, удовлетворительного наполнения. АД 110/60 мм рт ст. язык обложен белым налетом. Абдоминальной патологии не выявлено.
Задания:
Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
Назовите необходимые дополнительные исследования.
Перечислите возможные осложнения данного заболевания.
Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, принципы лечения и профилактику данного заболевания.
ИНФЕКЦИОННО-ТОКСИЧЕСКИЙ ШОК.
Причинами шока чаще других инфекций бывают: менингококковая, грибковая и кишечная, а также другие инфекции при тяжелом их течении.
Симптомы в зависимости от степени компенсации:
Iстепень:
-высокая лихорадка;
-возбуждение;
-одышка, тахикардия;
-нарушение сознания;
-гипервентиляция;
-очаг инфекции в организме;
-гипотензия.
IIстепень:
-заторможенность, депрессия;
-гипотермия;
-пульс нитевидный;
-тахикардия.
III степень:
-цианоз;
-гипотермия;
-нарушение сознания;
-анурия;
-пульс нитевидный;
-тоны сердца глухие;
-АДс - 50 мм рт ст и ниже;
-интоксикация.
Неотложная помощь.
При гипертермии:
-анальгин 50% - 2 мл в/в
-димедрол 1% -1 мл в/м
-преднизолон - 2 мг/кг в/м.
При судорогах:
-седуксен 0,5%
2-4 мл в/в
-магния сульфат 25%
-10-15 мл в/м
В/в струйно (I степень): гидрокортизон 50 мг/кг или преднизолон 10 мг/кг или реополиглюкин 400 мл.
В/в струйно (II степень): гидрокортизон 75 мг/кг или преднизолон 20 мг/кг, полиглюкин 500 мл или реополиглюкин 400 мл в/в капельно, если нет эффекта - лазикс 1-2 мг/кг, в/в, преднизолон 2-5 мг/кг в/в, в/м.
После оказания неотложной помощи и стабилизации АД - госпитализировать пациента в специализированное отделение. Если АД не стабилизировано, вызвать спец. бригаду для транспортировки и продолжения лечения.
Литература:
1.Э.В. Смолева, Е.Л.Аподиакос «Терапия с курсом ПМСП», «Феникс», Ростов-на Дону, 2008 г
2.Лекционный материал.
Занятие №4.
Тема:«Нагноительные заболевания легких».
Цель:Изучить причины, механизм развития, развитие клинических симптомов, методов диагностики, принципов лечения, осложнений, профилактики бронхоэктатической болезни, абсцесса и гангрены легких. «Д» наблюдение.
Вопросы для самоподготовки.
Определение бронхоэктатической болезни, причины развития.
2. Лихорадка в первый период абсцесса легкого: а) постоянная;
б) гектическая;
в) послабляющая;
г) атипичная.
3. Решающим методом диагностики бронхоэктатической болезни является:
а) бронхография;
б) бронхоскопия;
в) цистоскопия;
г) УЗИ.
4. Рентгенографически при абсцессе легких, после прорыва в бронх, выявляется:
а) наличие затемнения в верхних отделах легких;
б) наличие полости с горизонтальным уровняем жидкости;
в) очаг затемнения;
г) изменений нет.
5. Этиотропное лечение абсцесса легких, назначение препаратов:
а) мочегонных;
б) противовоспалительных;
в) антибиотиков;
г) гормонов.
Задача.
Больной Ж., обратился к фельдшеру с жалобами на слабость, недомогание, одышку, кашель с выделением обильной слизисто-гнойной мокроты без запаха особенно по утрам, за сутки выделяется до 300 мл. иногда отмечается кровохаркание. Болен в течение 5 лет, периодически состояние ухудшается, неоднократно лечился в стационаре.
Объективно: температура 37,4 градусов. Общее состояние удовлетворительное. Кожа бледная, цианоз губ, подкожно-жировая клетчатка развита недостаточно, ногтевые фаланги пальцев рук и ног в форме «барабанных палочек», ногти виде «часовых стекол», ЧСС - 22 в минуту. При перкуссии над нижними отделами легких отмечается притупление перкуторного звука при аускультации дыхание ослабленное, в нижних отделах выслушиваются единичные влажные хрипы. Тоны сердца приглушены. Пульс - 95 в 1 мин., ритмичный. АД - 130/60 мм рт ст. абдоминальной патологии не выявлено.
Задания:
Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
Назовите необходимые дополнительные исследования.
Перечислите возможные осложнения данного заболевания.
Определите Вашу тактику в отношении данного пациента принципы лечения и профилактику данного заболевания.
Дифференциальная диагностика абсцесса легкого
Признак
Абсцесс легкого
Инфильтративный туберкулез
Рак легкого
Бронхоэктатическая болезнь
Начало заболевания
Острое с ознобами
Чаще «стертое»
«Стертое»
Периодически обострения и ремиссии
Температура
Высокая
Чаще субфебрильная
Нормальная
Субфебрильная при обострении
Мокрота
Гнилостная, обильная, 3-слойная
Серозно-гнойная, без запаха
Скудная, слизистая
Слизисто-гнойная,
2-слойная
Микрофлора мокроты
Разнообразная
Микробактерии туберкулеза
Отсутствует
Разнообразная
Физические данные
Разнообразные
Скудные
Скудные
Разнообразные
Рентгенологическая локализация процесса
Преимущественно нижние доли
Преимущественно верхние доли, реже нижние
Любая
Преимущественно нижние доли
Стенки полости
Ровные
Гладкие
Неровные
-
Уровень жидкости в полости
Характерно
Не характерно
Не характерно
Полости нет
Легочная ткань
Инфильтрированная
Фиброз, очаги «посева»
Не изменена
Ячеистость и деформация легочного рисунка
Литература:
1.Э.В. Смолева, Е.Л.Аподиакос «Терапия с курсом ПМСП», «Феникс», Ростов-на Дону, 2008 г
2.Лекционный материал.
Занятие №5.
Тема:«Плевриты. Рак легких. Неотложные состояния в пульмонологии. Принципы оказания ПМСП при заболеваниях органов дыхания».
Цель:Изучить причины, механизм развития, развитие клинических симптомов, методов диагностики, принципов лечения, осложнений, профилактики плевритов, рака легких. «Д» наблюдение. Принципы оказания ПМСП при заболеваниях органов дыхания.
Вопросы для самоподготовки.
Определение плевритов, причины развития.
Патогенез плевритов, классификация.
Основные клинические симптомы плевритов.
Диагностика плевритов.
Принципы лечения плевритов.
«Д» наблюдение за больными.
Определение, причины, клиника рака легких, диагностика, принципы лечения.
Принципы оказания ПМСП при заболеваниях органов дыхания.
Методические рекомендации.
1. Используя рекомендуемую литературу и лекционный материал, дайте определение плевритов, запомните.
Изучите этиологию и патогенез плевритов.
Запишите классификацию плевритов.
Изучите основные клинические симптомы и синдромы плевритов.
Необходимо усвоить диагностику, (R-графию легких, методы лабораторной диагностики).
Изучите принципы лечения плевритов, выпишите рецепты основных групп препаратов.
Запишите в тетради профилактику плевритов, «Д» наблюдение за больными.
Используя рекомендованную литературу, изучите определение, причины, клинику, диагностику рака легких.
Для проверки знаний ответьте на вопросы теста, решите предложенную задачу.
Экссудативный плеврит:
а) вид спереди, б) вид сзади (1- линия Дамуазо, 2 – треугольник, 3 - треугольник Раухфуса-Грокко)
Правосторонний экссудативный плеврит
Рак легкого (на рентгеновских снимках)
Тест-контроль.
1. При сухом плеврите больной предпочитает лежать на:
Больной Р., обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость, недомогание, снижение трудоспособности, ухудшение аппетита, похудание, упорный кашель с небольшим количеством мокроты. Похудел на 6 кг за 3 мес. Курит в течение 30 лет. Объективно: общее состояние удовлетворительное. Температура 36,9 градусов. Кожа чистая, бледная. Подкожножировая клетчатка развита недостаточно. Лимфатические узлы над - и подключичные, подмышечные размеров до 1 см, плотные, безболезненные, спаяны с окружающими тканями. Дыхание ослабленное, единичные влажные хрипы, перкуторно справа определяется притупление звука в 3-м межреберье по среднеключичной линии. Тоны сердца ритмичные, ясные, ЧСС - 84 в 1 мин, АД 110/70 мм рт ст. абдоминальной патологии не выявлено. Задания:
Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
Назовите необходимые дополнительные исследования.
Перечислите возможные осложнения данного заболевания.
Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, принципы лечения и профилактику данного заболевания.
Литература:
1.Э.В. Смолева, Е.Л.Алодиакос «Терапия с курсом ПМСП», «Феникс», Ростов-на Дону, 2008 г
2.Лекционный материал.
Приложения
Литература:
1. Э.В. Смолева, Е.Л.Аподиакос «Терапия с курсом ПМСП», «Феникс», Ростов-на Дону, 2008 г
Неотложнаямедицинская помощь: Пер. с англ./Под Н52 ред. Дж. Э. Тинтиналли, Р. Л. Кроума, Э. Руиза. — М.: Медицина, 2001.
Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. Т.2 – М.: Агар 1997
4. Руководство по пульмонологии. Под ред. Путова Н.В., Федосеева Г.Б. Л.: Медицина 1984
5. Милькаманович В.К. Методическое обследование, симптомы и
симптомокомплексы в клинике внутренних болезней. Справочно-методическое пособие.– Минск: Полифакт – альфа. 1995
6. Сизых Т.П. Комплексные методы профилактики и лечения астматического состояния у больных бронхиальной астмой (методические рекомендации) . –Иркутск 1990.