Методическое пособие "На целой планете - хозяева дети"
Методическое пособие "На целой планете - хозяева дети"
Методическое пособие для преподавателей музыки и развитие вокально-хоровых навыков с использованием авторских песен. Методические рекомендации к играм-упражнениям помогут определить основные трудности при разучивании. Предлагаются фотограммы авторских песен. Пособие адресовано музыкальным руководителям хоровых студий ОУ разного уровня
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рецензент: Н.П.Сокольникова, доцент кафедры художественного образования, педагогики и психологии развития личности КузГПА, кандидат педагогических наук.
В пособии представлены игры-упражнения на развитие вокально-хоровых навыков и авторские песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Методические рекомендации к играм-упражнениям и песням помогут определить основные трудности при их разучивании, уточнить важные детали исполнения, полнее раскрыть художественно-музыкальный образ произведений. Предлагается иллюстративный материал, фонограммы песен.
Пособие адресовано студентам музыкально-педагогических колледжей и ВУЗов, музыкальным руководителям и воспитателям детских садов, учителям музыки в школе, педагогам дополнительного образования.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. Методические рекомендации к играм-упражнениям на развитие вокально-хоровых навыков…………………………….....
1.1. Методические рекомендации к играм-упражнениям на развитие певческого дыхания…………….…………………………
1.2. Методические рекомендации к играм-упражнениям на развитие интонации, дикции, тембра……………………………….
Глава 2. Песенный репертуар и методические рекомендации к его разучиванию и исполнению ……………………………………….
Методические рекомендации к разучиванию и исполнению песен………………………………………………..…………………..
Приложение 1. Иллюстративный материал к играм-упражнениям и песням…………………………………………………………….…….
Приложение 2. Диск с фонограммами песен
Список литературы…………………………………………………………
3
6
7
10
16
17
20
24
26
29
31
33
37
Введение
На современном этапе развития общества всё более ощутимым становится противоречие между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием гуманитарной сферы. Всё ускоряющееся развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация ведут к активному развитию рационально-логического мышления в ущерб формированию музыкальной культуры.
Сегодня музыкально-эстетическое воспитание детей всё больше привлекает внимание общественности и педагогов. Доказано, что оно стимулирует раннее творческое развитие, гармонизует растущего человека, помогает развивать психологические функции и личностные качества.
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей. Хорошая детская песня действует на чувства, эмоции, развлекает и успокаивает ребёнка, развивает его и воспитывает, помогает углубить представления об окружающем мире. В процессе обучения пению активно развиваются музыкальные способности ребёнка: музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство.
Большой вклад в работу по формированию личности ребёнка в процессе обучения пению внесли Н.А.Метлов, Л.И.Михайлова, Н.А.Ветлугина, Н.Д.Орехов и другие. Они раскрыли методику практической работы с детьми разных возрастов, показали влияние певческой исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребёнка.
Однако сегодня существуют некоторые проблемы в этой области: теряет актуальность написанный несколько десятилетий назад детский песенный репертуар, устаревает содержание текстов песен, нередко сами педагоги формально подходят к решению программных задач по пению.
Считаем, что правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар, а также методически грамотная работа специалистов и педагогов помогут успешному решению обозначенных проблем.
Вокально-хоровая деятельность начинается с подготовки детского голосового аппарата к пению - с распевания. В данном пособии предлагается целый ряд игр - упражнений на развитие вокально-хоровых навыков детей и методические рекомендации к ним, которые желательно систематически использовать в своей практике. Они помогут постепенной выработке естественного, лёгкого звучания детского голоса, чистоте интонирования, облегчать работу над расширением певческого диапазона, помогут добиться отчетливого произношения текста песен. Усваивая вокальные упражнения, дети будут правильно воспроизводить мелодии разучиваемых песен, их характерные интонационные обороты. Все это, в свою очередь, в дальнейшем облегчит усвоение детьми более сложного песенного репертуара.
Особую ценность методического пособия «На целой планете хозяева – дети!» представляют впервые опубликованные новые песни Галины Николаевны Ребровой - самодеятельного композитора Кемеровской области. Песни Г. Н. Реброва пишет на стихи современных поэтов М. Пляцковского, В. Суслова, А. Барто, З. Петровой, С. Вигдорова, М. Садовского, А. Викторова, И. Агафонова и других. Они звучат в исполнении детских хоровых коллективов дошкольных учреждений, студий, детских музыкальных школ г. Новокузнецка, а также других городов Кемеровской области.
Предложенные в данном пособии песни написаны на стихи Е. Шаламоновой, И.Савельева, Н.Тимофеевой и других поэтов, они соответствуют современным требованиям к детскому песенному репертуару, актуальны по содержанию, имеют интересные мелодии, яркий ритмический рисунок, доступны для певческого диапазона детей. К каждой песне автором даются необходимые методические рекомендации. Имеется диск с фонограммами песен.
В данном пособии также предлагается иллюстративный материал для образного и наглядного восприятия игр-упражнений и песен.
Хочется верить, что методическое пособие «На целой планете хозяева – дети!» вызовет особый интерес у тех, кто работает в системе музыкально-эстетического воспитания детей в области вокально-хоровой деятельности.
Глава 1. Методические рекомендации к играм-упражнениям на развитие вокально-хоровых навыков
1.1. Методические рекомендации к играм-упражнениям на развитие певческого дыхания
Пение в детском возрасте очень полезно, так как оно способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей. Огромную роль в процессе пения играет сформированное певческое дыхание, поэтому в методическом пособии предлагаются игры-упражнения на развитие певческого дыхания детей, взятые из «Дыхательной гимнастики» Александры Николаевны Стрельниковой.
«Дыхательная гимнастика» А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой предлагаются упражнения, включающие активно в работу не только все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.), но и вызывающие общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Все упражнения данной гимнастики выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), усиливая при этом внутреннее тканевое дыхание и повышая усвояемость всем организмом кислорода. Все это способствует развитию и певческого дыхания.
Предлагаем несколько игр-упражнений из «Дыхательной гимнастики» А.Н.Стрельниковой.
«Ладошки»
Дети стоят в кругу. Руки вытянуты вперед и согнуты в локтях, ладонями вверх. Ладони повёрнуты в круг.
Дети делают активный, короткий и шумный вдох носом, одновременно сжимают ладони в кулаки.
В процессе разжимания кулаков идет пассивный, неслышный, через рот, выдох.
«Погончики»
Дети стоят в кругу. Кисти рук сжаты в кулаки и прижаты к животу, на уровне пояса.
В момент вдоха дети резко толкают кулаки вниз к полу. Затем кисти рук возвращаются в исходное положение.
Выше пояса кисти не поднимать.
«Насос»
Дети стоят в кругу. Ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища.
Делают легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом (во второй половине поклона). Вдох должен окончиться вместе с поклоном.
Слегка приподнимаются, но не выпрямляются, и снова поклон и короткий, шумный вдох «с пола».
Поклоны делаются ритмично и легко. Достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
«Кошка»
Дети стоят прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног не должны отрываться от пола). Имитируя движения кошки, ребята делают танцевальное приседание с одновременным поворотом туловища вправо и влево. Приседание должно быть неглубоким, легким и пружинистым. Руки делают хватательные движения справа и слева на уровне пояса, при этом спина должна быть абсолютно прямой, так как поворот туловища - только в талии.
В ходе приседания и поворотов туловища выполняется резкий, короткий и шумный вдох. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно.
«Обними себя за плечи»
Дети стоят прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч.
При выполнении упражнения они бросают руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгают» носом.
Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, а не крест-накрест, при этом, не обращая внимание на то, какая рука сверху - правая или левая. Руки широко в стороны не разводить и не напрягать.
Все перечисленные игры-упражнения будут не только способствовать развитию певческого дыхания, готовности голосового аппарата к пению, но и мотивировать детей к вокально-хоровой деятельности.
1.2. Методические рекомендации к играм-упражнениям на развитие интонации, дикции, тембра
Говоря о необходимости развития вокально-хоровых навыков детей, особое внимание нужно обратить на развитие таких вокальных навыков, как интонация, дикция и тембр. Большую помощь в их формировании и развитии могут помочь специально подобранные игры-упражнения, для которых рекомендуется использовать предлагаемый в данном методическом пособии иллюстративный материал (Приложение 1).
«Грузовая и легковая машины»
Игра-упражнение направлено на развитие тембра и звуковысотного слуха.
В ходе выполнения игры-упражнения дети имитируют звуки движения грузовой и легковой машин:
- громко, напористо (глухо и низко «тпрр») звук грузовой машины, при этом губы детей свободные, «распущенные»;
- звук легковой машины (звонко и высоко «тпрр»), при этом губы натянутые, мимические мышцы подтянуты в «улыбке».
Иллюстрация с. 38
Произнесение скороговорок
Скороговорки – прекрасный материал для развития дикции детей.
Детям следует научиться произносить скороговорку чётко, быстро, с разной интонацией (удивления, размышления, восхищения и т.д.). Можно произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией.
В скороговорке ребёнку необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно сначала произнести сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но без каких-либо затруднений, осечек, оговорок.
Можно проговаривать каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходить на шёпот и лишь потом – вслух. Особенно точно следует указывать ударения в сложных словах.
Примеры скороговорок:
«Бык тупогуб, тупогубенький бычок»;
«Во дворе трава, на траве дрова»;
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и другие.
Иллюстрации с. 39, 40, 41
«Андрей-воробей»
Данное упражнение позволяет эффективно поработать над певческим унисоном.
Эта простейшая прибаутка прекрасно подходит для начальных этапов обучения пению. Ритмический рисунок наглядно отражает различные варианты сочетания восьмых и четвертей.
1. Андрей-воробей
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
2. Ты не клюй песок,
Не тупи носок.
Пригодится носок –
Клевать колосок
Первоначально можно выучить только одну строку, показав детям нотную запись восьмых и четвертей. Через некоторое время полезно будет к ней вернуться.
Выучив текст 1 куплета целиком, желательно обратить внимание ребят на смену ритма. Для лучшего осознания его смены предлагаем раздать детям немного семечек (крупных - тыквенных и поменьше – подсолнечных) с предложением - выложить ритмический рисунок песенки.
Позднее, после освоения понятия «затакт», к этой прибаутке можно вернуться, но уже на новом уровне, то есть сыграть её с аккомпанементом, подчеркивающим сильную долю, а ребятам предложить отметить сильную долю хлопком.
Исполнение песни можно сочетать с танцевальными движениями (например, водить «круговой» хоровод - отмечая энергичным притопом последний звук фразы, входить в центр круга и выходить из него).
Иллюстрация с. 42
«Мы идём и поём»
Это упражнение для развития музыкального слуха.
Исполняя его, вырабатываются навыки певческого дыхания, отчетливой и ясной артикуляции, закрепляется умение точно интонировать поступенное движение мелодии вниз.
При исполнении песенки, предложите детям показать движением руки положение каждого звука. Дети, держа руку на уровне груди (ладонь вытянута), постепенно опускают руку.
«Лесенка»
Это упражнение учит различать направление движения мелодии вверх и вниз, развивает звуковысотный слух детей.
В ходе разучивания и исполнения поочередно отдельных фраз попевки с названием нот, детям предлагается определить направление движения мелодии.
При исполнении песенки можно подыграть ее мелодию на металлофоне.
Иллюстрация с. 43
«Посредине двора – ледяная гора»
Данное игра - упражнение предназначено для развития певческого голоса, интонации.
В ходе исполнения упражнения вырабатывается отрывистое звуковедение, четкая дикция, расширяется певческий диапазон, выравнивание звучания гласных, нарабатывается слитное хоровое звучание - унисон.
Исполняя песенку, желательно добиваться весёлого шуточного характера, исполнение лёгким звуком в подвижном темпе. Необходимо следить за тем, чтобы дети не форсировали силу звучания, а сохраняли чистоту интонации при пении на одном звуке и в интонировании терций, чётко произнося согласную: «р».
Данное упражнение можно транспонировать по полутонам вверх и вниз. Иллюстрация с. 44
«Уж как шла лиса по травке»
Выучите с ребятами простую мелодию данной попевки и предложите обыграть её содержание. Поскольку дети стремятся к максимально художественному самовыражению, не стесняясь при этом показаться смешными или некомпетентными, то они легко вовлекутся в эту интересную театрально-игровую деятельность.
Иллюстрация с. 45
«Бьют часы на башне»
Упражнение направлено на развитие ритмического слуха и умение детей петь в разных темпах.
После разучивания текста и мелодии упражнения, предложите детям прохлопать или простучать его ритмический рисунок сначала в медленном темпе, а затем исполнить всю песенку с изображением руками движения стрелок разных часов (крупные движения – часы на башне, мелкие движения – карманные часы).
Иллюстрации с. 46, 47
Глава 2. Песенный репертуар и методические рекомендации к его разучиванию и исполнению
Летняя песенка
Слова Е. Шаламоновой Музыка Г. Ребровой
Солнечный дождь
Слова И. Савельева Музыка Г. Ребровой
Про котёнка
Слова Н. Тимофеевой Музыка Г. Ребровой
Весёлые чудеса
Слова О. Высотской Музыка Г. Ребровой
Дети – хозяева Земли!
Слова В. Орлова Музыка Г. Ребровой
Методические рекомендации к разучиванию и исполнению песен
Песни, содержащиеся в пособии, разнообразны как по тематике, так и по сложности исполнения, поэтому к ним предлагаются авторские методические рекомендации, а также иллюстративный материал (Приложение 1) и фонограммы песен (Приложение 2).
Летняя песенка
Песня для детей дошкольного и младшего школьного возраста (6-8 лет).
Диапазон: ре-до2
Песня светлого лирического характера. Исполняется ласковым, певучим, мягким звуком.
Песня светлого лирического характера. Исполняется ласковым, певучим, мягким звуком. Дыхание брать по фразам. Требуется ясное произношение текста, протягивание гласных.
Иллюстрация с. 48
Солнечный дождь
Весёлая радостная песенка-картинка для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Диапазон: ми - до2
Песня исполняется бодрым, легким звуком, для достижения которого надо поработать над дикцией и ритмическим рисунком мелодии. Для этого рекомендуем в ходе разучивания прохлопать или простучать ритм песни на ударном инструменте: треугольнике, металлофоне.
В процессе исполнения добиваться чистого интонирования малой терции вверх и вниз, четкого произношения согласных в конце слов.
Вырабатывать умение определять вступление и окончание песни, музыкальный проигрыш.
Детям можно предложить инсценировать песню с использованием зонтиков, можно попеть по подгруппам, передавая фразу от группы к группе.
Иллюстрация с. 49
Про котенка
Ласковая, нежная песня для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Диапазон песни: ре-до2
Песня исполняется мягким, певучим звуком, для этого протягивать гласные, в конце слов замыкать согласной. Обращать внимание на правильное произношение текста. Дыхание брать между фразами.
Для чистого интонирования нисходящего поступенного движения мелодии песни вниз рекомендуем в качестве распевания использовать игру-упражнение «Лесенка»(см. стр.10)
Песню можно инсценировать.
Иллюстрация с. 50
Веселые чудеса
Песенка-небылица шуточного характера, с затактовым вступлением.
Диапазон песни: до-ре2
Песню исполнять легко, весело, предварительно проработав над четкостью вступления на шестнадцатые ноты.
Необходимо обратить внимание на встречающиеся в мелодии скачки, которые желательно сначала исполнить вне ритма, с помощью вспомогательного жеста. Отдельно необходимо поработать над дикцией, а для передачи разных образов песни можно использовать штрихи легато и нон легато.
Предлагаем исполнить песню по ролям.
Иллюстрация с. 51
Дети - хозяева Земли!
Песня для исполнения младшими школьниками.
Диапазон песни: ре-ре2
Предварительно следует провести беседу о содержании музыкального произведения.
Песня патриотического характера, о любви детей к планете Земля, о необходимости сохранения ее от невзгод. Исполняется энергично, с чёткой дикцией. Дыхание берется по фразам.
Особого внимания в процессе разучивания требует работа над синкопируемым ритмом песни, точным вступлением на восьмую из затакта, а также над чистотой интонирования в запеве интервала квинты вверх и вниз.
В ходе работы детям можно дать понятие: запев и припев песни, также обратить их внимание на выразительность аккомпанемента.
Иллюстрация с. 52
Список литературы
Бергер, Н.А. Музыка в нашем обществе [Электронный ресурс] / Н.А. Бергер // Культура и общество. - М.: МГУКИ. - www.e-culture.ru – 2012. – 12 декабря.
Занятия музыкой для детей от 1-го года до 3 - 4 лет [Электронный ресурс] // www.parenting.ru– 2013. – 9 января.
Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.Н.Зимина. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
Медушевский, В. В. Духовно-нравственный анализ музыки [Электронный ресурс] / В.В. Медушевский. - www.portal-slovo.ru– 2013. – 10 января.
Методика музыкального воспитания в детском саду. [Текст] / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2009. – 270с.
Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников. [Текст] / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Академия. – 368с.
Осеннева, М.С. Хоровой класс и практическая работа с хором. [Текст] / М.С. Осеннева, В.А. Самарин. - М.: Академия, 2003. - 192с.
Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. [Текст] / Г.П. Стулова. – М.: Прометей, 1992. – 270с.
Стулова, Г.П. Теория и практика вокальной работы в детском хоре. [Текст] / Г.П.Стулова. - М.: Владос, 2002. – 176с.