Методика организации и проведения экскурсий на производство
Методика организации и проведения экскурсий на производство
Производственные или учебные экскурсии - это одна из многочисленных форм профориентационной работы с учащимися. Они имеют большое образовательное, политехническое и воспитательное значение.
Экскурсия служит формой наглядного ознакомления учащихся с техникой и технологией, организацией производства, содержанием труда, условиями труда и пр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика организации и проведения экскурсий на производство»
Методика организации и проведения экскурсий на производство
С чем конкретно может происходить знакомство учащихся на промышленном предприятии? Когда осуществляется отбор объектов для ПЭ? Каково место ПЭ в учебном процессе? Кто проводит экскурсию? Какими могут быть ПЭ? Что должно предварять экскурсию? Каковы типичные ошибки при проведении экскурсии?
Производственные или учебные экскурсии - это одна из многочисленных форм профориентационной работы с учащимися. Они имеют большое образовательное, политехническое и воспитательное значение.
Экскурсия служит формой наглядного ознакомления учащихся с техникой и технологией, организацией производства, содержанием труда, условиями труда и пр.
Экскурсии на производство рассматриваются как средство формирования и развития у учащихся интереса к различным профессиям. Однако ПЭ - это не только одна из форм внеурочной деятельности педагога по оказанию помощи учащимся в их профессиональном самоопределении.
Основная цель экскурсии на производство- расширение политехнического образования учащихся. Она помогает учащимся уяснить, что естественные науки являются фундаментом современной техники, показывает неразрывную связь теории и практики в производственной деятельности людей.
С чем конкретно может происходить знакомство учащихся на промышленном предприятии?
Мы можем познакомиться с принципами устройства и действия машин, станков, технических сооружений, с использованием в технике различных материалов, с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами, с вопросами комплексной механизации, автоматизации и интенсификации производственных процессов.
На экускурсии мы видим, какие высокие требования предъявляет современное производство к научно-технической подготовке работников. Среди этих требований - умение производить измерения и фиксировать их результаты, снимать пробы и делать правильные выводы о ходе технологического процесса и о качестве продукции, принимать решения для создания оптимальных условий работы.
На производстве учащиеся имеют возможность наблюдать, как естественно-научные законы действуют в новых для учащихся ситуациях, как они вписываются в строгую последовательность технологических процессов. Эта наблюдаемая последовательность технологических процессов, их научно-теоретическая обоснованность, четкость, ритмичность, динамика, точность операций, а также осознание учащимися возможности рационализаторства и изобретательства побуждают их после такой экскурсии к моделированию, конструированию, опытнической работе.
Когда осуществляется отбор объектов для ПЭ?
Особо полезны экскурсии на предприятия местного значени. Они могут проводиться
на предприятия в целом,
в отдельные цехи,
к отдельным техническим объектам.
Большой познавательный интерес вызывают у учащихся экскурсии в лабораторию предприя ООО “Коелгамрамор” , где учащиеся встречаются с применением знакомых им веществ, методов измерений, и поэтому лабораторные работы, проводимые в школе, приобретают в глазах учащихся практическую значимость.
Каково место ПЭ в учебном процессе?
Возможны экскурсии, предваряющие изучение темы или раздела курса, или завершающие их изучение (по усмотрению учителя).
Кто проводит экскурсию?
Обычно это ведущий специалист предприятия. Но наибольший педагогический эффект достигается в том случае, если в проведении ПЭ принимает участие и педагог школы.
Какими могут быть ПЭ?
В зависимости от целей и содержания экскурсии делятся на
ознакомительные (обзорные),
тематические,
профессиографические,
комплексные.
Выбор того или иного типа экскурсий зависит
от возраста экскурсантов,
от содержания и формы предварительной профориентационной работы в школе,
от потребности школы в дополнении уроков наглядной демонстрацией,
от уровней контактов школы и предприятия,
от потребности предприятия в кадрах и его возможностей.
Что представляет собой ознакомительная экскурсия?
Обзорные экскурсии проводятся для учащихся 6-8 классов. Основные цели таких экскурсий: ознакомить учащихся с местом предприятия и отрасли в народном хозяйстве, с условиями и характером возможно будущей работы, с историей и перспективами развития предприятия. При этом необходимо называть специальности, задействованные на предприятии, оборудование, на котором работают специалисты.
Важным моментом ОЭ является привитие эмоционально-положительного отношения к предприятию, отрасли, ведущим профессиям. Интерес, уважение к истории предприятия, профессионализму работников, значимости и качеству выпускаемой продукции приводят к повышению активности личности в выборе профессии по профилю предприятия. Комментарии у объектов должны быть емкими, но краткими, а общая продолжительность обзорной экскурсии не должна превышать 45 минут.
Тематическая экскурсия (ТЭ) является продолжением уроков технологии, физики, химии, биологии и т.д. в качестве наглядной демонстрации изучаемого материала.
Как правило, они имеют направленный характер. Например, при изучении слесарного дела на уроках технологии учитель должен рассказать об использовании этой профессии в промышленности. Таким образом, экскурсия будет направлена на ознакомление с трудом слесаря-ремонтника или слесаря-инструментальщика.
План экскурсии, цель, маршрут экскурсии должны быть согласованы учителем с главным инженером предприятия. После такого рода экскурсии учащиеся могут (по усмотрению учителя) выполнить письменный отчет, ответить на заранее поставленные вопросы, написать реферат, принять участие в деловой игре и пр.
Тематические экскурсии могут быть полезны учащимся, которые проявляют повышенный и устойчивый интерес к какой-либо профессии (группе профессий), к какой-либо сфере производства и хотели бы поближе понаблюдать за работой специалиста.
Профессиографическая экскурсия предназначена для учащихся 9-11 классов. Ее цель - раскрыть содержание основных профессий предприятия, показать их значимость и взаимосвязь.
Такие экскупсии необходимо предварять профконсультацией, на основе которой школьная группа разбивается на подгруппы с учетом интересов, склонностей, способностей. Трех тестов (ДДО, опросник профессиональной готовности, карта интересов) достаточно для того, чтобы сформировать подгруппы для экскурсий с общей направленностью интересов. Для правильно подобранных групп материал можно давать более емко, насыщенно, информативно, не опасаясь ослабления внимания.
В ходе такой экскурсии можно применять следующую схему анализа профессии:
Общие сведения о профессии История возникновения, социально-экономическое значение и место в народном хозяйстве, перспективы развития, ее связь с другими профессиями.
Характеристика процесса труда Сфера деятельности и вид труда, основные орудия труда, производственные операции, вырабатываемая продукция, виды брака и причины его возникновения, организация труда.
Санитарно-гигиенические условия Микроклиматические условия, режим и ритм труда, возможность производственных травм, профессиональные заболевания, медицинские противопоказания.
Требования профессии к физическим и психологическим качествам человека Характеристика различных видов восприятия в профессиональной деятельности, физические качества, моторные двигательные действия, интеллектуальная сфера, эмоционально-волевые качества личности, деловые качества, моральные качества, влияние профессии на личность.
Требования к профессиональной подготовке Характеристика учебного заведения, длительность обучения, уровень получаемой квалификации, перспективы роста и продвижения по службе. ПрЭ должна обязательно иметь предваряющий и заключающий уроки.
Комплексная экскурсия ориентирована главным образом на учащихся школ своего поселения. Она характеризуется многоэтапностью и многосторонностью. Ее цель - выделить группу учащихся, серьезно связывающих свое будущее с предприятием. Это форма предполагает выход за рамки общественно экскурсионной деятельности и своей задачей ставит постепенную интеграцию учащихся в члены коллектива предприятия.
Учащиеся должны быть осведомлены не только о производственной, но и о социально-культурной сфере предприятия, о возможностях профессионального роста, о ступенях профессионализации.
Что должно предварять экскурсию?
Обязательное обоснование - зачем это нужно, с какой целью мы идем на экскурсию. Заранее необходимо дать хотя бы самые общие сведения о предприятии.
Учитель обязательно должен дать учащимся задание (по его усмотрению одно на всех или разные, в зависимости от характера и объема экскурсионного материала). Например, это может быть ряд вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе экскурсии.
Учитель обязательно должен найти время для подведения итогов экскурсии и проверки выполнения заданий. Ответы или определенные разработки по содержанию экскурсии оцениваются.
В организации непосредственно экскурсии должны быть задействованы две стороны: предприятие и школа. Предприятие, в лице ответственного за проведение экскурсии,
составляет план мероприятия, исходя из возможностей и потребностей школы, цели экскурсии;
составляет маршруты для разных типов экскурсий, согласовывает их с отделом техники безопасности;
готовит специалистов для проведения экскурсииэкскурсоводов.
Школа, в лице учителя-предметника или педагога в качестве классного руководителя,
разрабатывает и согласовывает план проведения экскурсии;
уточняет цель экскурсии;
представляет список учащихся (если его требует предприятие);
разрабатывает форму отчета по экскурсии, контрольные вопросы, какие-либо задания, которые должны выполнить учащиеся в течение или после экскурсии;
вносит предложения по совершенствованию экскурсионной работы.
Педагог обязан следить за выполнением правил ТБ и дисциплиной. Вместе с экскурсоводом сопровождающий педагог несет полную ответственность за соблюдение правил техники безопасности.
Каждая экскурсия должна начинаться с инструктажа по правилам ТБ.
Некоторые правила ТБ при проведении экскурсии:
При движении на территории предприятия следуйте по пешеходным дорожкам за экскурсоводом.
Пропускайте внутризаводской транспорт. Не перебегайте дорогу перед ним.
Входите в цех только через двери для прохода людей.
Будьте особо внимательны возле автоматических ворот или дверей.
Пропускайте груз, перемещаемый мостовым краном, стоя в безопасной зоне. Ни в коем случае не стойте под грузом.
Внимательно смотрите под ноги. Опасайтесь выбоин, стружки, масляных пятен.
Не смотрите на пламя сварки ( если в цехе будут вестись такие работы).
Не трогайте руками станки, оборудование, провода, стружку.
Самостоятельно не нажимайте на кнопки.
Не подходите к рабочей зоне станков и оборудования.
Для того чтобы производственная экскурсия была эффективной:
Экскурсовод должен быть технически грамотным, эрудированным, способным в доступной форме изложить требуемый материал.
Экскурсовод должен знать:
цели и задачи экскурсии;
общий уровень подготовки и направленности учащихся;
методику показа объектов по маршруту;
историю и перспективы развития предприятия;
взаимодействие всех служб предприятия в процессе производства;
общие моменты технологии изготовления изделий.
Экскурсовод должен отразить:
значение той или иной операции в технологическом процессе;
важность заинтересованного, творческого отношения к труду;
влияние правильности профессионального выбора на дальнейшую судьбу.
В качестве объектов экскурсии выделяются узловые моменты процесса производства. Мастерство экскурсовода заключается в том, чтобы, показывая их группе, вызвать живой интерес.
В ходе экскурсии необходимо пробудить положительное отношение к предприятию.
Экскурсовод ведет группу, находясь впереди.
В случае грубого нарушения ТБ экскурсовод имеет право прекратить экскурсию и сопроводить группу до проходной.
Экскурсовод обязан анализировать прошедшие экскурсии, учитывать ошибки и просчеты при проведении последующих экскурсий.
При демонстрации рабочих мест, оборудования, продукции экскурсоводу следует придерживаться линии "старое - новое - будущее". Это делает экскурсию более насыщенной, а ее итог будет более эмоционально положителен. С этой целью важно знакомство с деятельностью рационализаторов и изобретателей. При этом необходимо показать, как и какими средствами решается конкретная изобретательская задача, каков экономический или иной эффект от внедрения нового получило предприятие. Здесь следует подчеркнуть еще одну важную линию "проблема - решение - внедрение".
Каковы типичные ошибки при проведении экскурсии?
Плохая разработка маршрута экскурсии (задержки, длинные переходы, демонстрация старого после нового).
Несоответствие моментов демонстрации и объяснения. Если в цехе шумно и сделать пояснения можно только вне его, то следует дать предварительное установочное пояснение и после демонстрации повторить его.
Экскурсия однобоко посвящается какой-либо стороне производства (например, только условиям работ).
Избыточная детализация, использование специальных терминов без объяснения их значения.
Сухость, схематичность, поверхность изложения, не позволяющая сконцентрировать внимание на объекте экскурсии.
В заключение можно сказать следующее: умело проводимые производственные экскурсии содействуют устранению формализма в преподавании, содействуют осуществлению связи школьных предметов с жизнью, техникой, производством.