При преподавании дзюдо современный тренер использует определенные средства и методики как современные, так и те которые хорошо зарекомендовали себя и были опробованы на практике в педагогическом процессе на протяжении многих лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методики и средства обучения дзюдо»
Методики и средства обучения дзюдо
При преподавании дзюдо современный тренер использует определенные средства и методики как современные, так и те которые хорошо зарекомендовали себя и были опробованы на практике в педагогическом процессе на протяжении многих лет.
Цель данной статьи познакомить начинающих тренеров-преподавателей с основными принципами методики овладения дзюдо используемых в них средствах.
Начиная изучение того или иного технического действия, необходимо в начале показать его поведение с большой скоростью в ситуации, приближенной к соревновательной. Это поможет создать у учеников правильное представление о приеме и повысит интерес у занимающихся к усвоению данного материала.
Начинать изучение приемов дзюдоисты должны по частям - стойка, захват, подворот, набрасывание, сбрасывание. Все действия проводятся с несопротивляющимся партнером. На начальном этапе процесса изучения технических действий необходимо как можно уделять внимания неизвестным еще для спортсменов элементам. Чтобы у них сложилось правильное представление о направлении усилий при проведении сбрасывания. Некоторые приемы специалисты рекомендуют начинать изучать с его концовки.
Одной из важных частей процесса обучения составляет освоение подготовки к приему. Так же при освоении броска в движении необходимо вырабатывать у спортсменов чувство темпа шагов. Это достигается путем выполнения приемов под счет тренера, а затем под самостоятельный.
Технические действия в партере ( борьбы лежа) лучше усваиваются, если они изучаются начиная с концовки. При освоении приемов их необходимо выполнять в обе стороны.
На периоде совершенствования изученного материала можно использовать следующие средства тренировки:
1. Построение, разъяснение целей и задач урока, демонстрация нового материала. 2. Разминка - общие и специальные подготовительные упражнения 3. Изучение новых технических действий борьбы стоя. 4. Изучение новых технических действий борьбы лежа. 5. Совершенствование ранее изученных приемов
В зависимости от основной цели тренировочного занятия его схема проведения может меняться. При планировании занятия на решение основной задачи выделяется большая часть времени. Обязательно надо чередовать работу в положении стоя с работой в партере.
На учебно-тренировочных занятиях в группах начальной подготовки необходимо применять для изучения материала игровые формы, нацеливая учащихся на решения задач и достижения определенного результата.
Доказано что юноши с большим интересом изучают приемы с включением элементов самозащиты. Например: соперник имитирует удар кулаком сверху — защита, проведение броска через плечо. Рекомендуется устраивать «чехарду» из бросков. Для этого группа учащихся делится на две команды, которым дается задание: кто быстрее проведет определенный бросок на всех товарищах в команде.
Варианты заданий можно давать разные, провести соревнования со следующими заданиями:
1) какая команда первая выполнит большее количество раз один и тот же прием за определенный промежуток времен;
2) какая команда наберет больше побед, применяя определенный прием в стойке или в борьбы лежа.
Для закрепления изученных технических действий , выработке уверенности при их применении в поединках надо устраивать учебные соревнования: продолжает бороться тот, кто не сумел провести в схватке заданный приемом. Спортсмен борется до тех пор, пока он не бросит кого-нибудь этим приемом. Данный вид задания дзюдосты могут выполнять как всей группой, так и разделенные на несколько команд в зависимости от их веса и физических качеств.
Для совершенствования техники выполнения приема рекомендуется применять методы и средства которые оптимально приближают выполнение броска к при сложных условиях соревновательной схватки: - выполнение приема на месте и в передвижении с несопротивляющемся партнером; - проведение броска на партнере, оказывающем неполное сопротивление, без передвижения и в движении - выполнение приема на месте и в движении при условии что партнер не дает взять необходимый захват; - выполнение броска на партнере, который оказывает максимальное сопротивление (с открытыми и завязанными глазами)-на месте и в движении - выполнение приема на партнере, находящемся в неудобной стойке для проведения броска оказывающим сопротивление; - выполнение приема в учебной схватке с определенным заданием; - выполнение приема в соревновательных - тренировочных схватках.
Для облегчения выполнения технических действий следует использовать различные методы подготовки - передвижение соперника, его усилие, захваты, особенности стойки и т.д.
Проведение приемов назад необходимо учить выполнять при движении партнера назад (тянет на себя, отступает). Иногда приемы назад можно выполнять, при движения соперника в сторону и вперед. При этом если при движении назад основной подготовкой является осаживание, то при передвижении вперед и стороны - заведение. Для решения намеченных задач в учебных схватках партнер должен выполнять следующие задания: 1) толкать противника и напирать на него; 2) отступать, тянуть на себя противника 3) Передвигаться в сторону приставным или скрестным шагом; 4) бороться согнувшись, в низкой стойке; 5) опускаться на одно или оба колена при атаках противника;
6) срывать захваты, не давая партнеру подготовить атаку.
Огромное значение для хорошего усвоения материала имеет распределение изучаемых технических действий на несколько периодов обучения. Учащихся не стоит перегружать изучением большого количества бросков в короткий промежуток времени, так как это плохо влияет на усвоение материала. Если определен период обучения в три месяца, то за это время должно быть изучено не больше 5-8 приемов как в стоке, так и в партере. Направление выполнения бросков при обучении должно чередоваться следующим образом: один день-бросок вперед, второй день-бросок назад. При методе изучении в последствии ученикам легче будет перейти к овладению комбинационной борьбы.
Весь даваемый к изучению материал необходимо распланировать таким образом, чтобы через три месяца дзюдоисты могли проверить свои знания на внутри школьных соревнованиях.
В программу соревнований обязательно должны входить: показательные выступления с учетом объеме усвоенного материала. Приемы выполняются лучшими учениками .. На следующем периоде обучения (также в течении 3месяцев) необходимо наряду с совершенствованием ранее изученных технических действий изучать их возможные варианты и разновидности выполнения.
В процессе обучения следует уделять много внимания проведению интервальных схваток меняя через 1-2 минуты атакующего. Один атакует, а второй защищается, используя контрприемы, а затем наоборот.
На этапе подготовке к соревнованиям спортсмен должен проводить учебно-тренировочные поединки с партнерами разного уровня технической подготовки и физического развития. Большую помощь здесь могут оказать совместные тренировки с борцами из других секций.
В конце полугодия, для учащиеся проводятся классификационные соревнованиях, но при этом тренеры должны давать спортсменам следующую установку: бороться техникой, а не силой.
Спортсмену, впервые выступающему на официальных соревнованиях, большую помощь окажут составленные тренером примерные, планы схваток. В такие планы включают в себя взятие основных захватов для выполнения 2-4 бросков (вперед и назад), примерное количество попыток и последовательность чередования приемов. Использования таких планов-заданий в дальнейшем будет способствовать более быстрому развитию тактического мышления дзюдоиста, а так же формированию индивидуальной системы ведения поединка с применением разнообразных технико-тактических действий.
После завершения любого соревнования нужно подробно проводить анализ итогов выступления всех участников, при этом нужно отмечать волю к победе, решительность действий, при выполнение заданий. Особенно подробно разбирайте случаи проявления трусости, безволия и нерешительности, ставших причиной, поражения.
Во втором полугодии надо постепенно увеличить количество планируемых к изучению бросков, так как у детей формирование двигательных навыков у детей идет уже быстрее. Для определения степень усвоения материала учащимися, периодически проводите тестирование.
По окончании второго полугодия (в конце первого года обучения) юные дзюдоисты принимают участие в муниципальных соревнованиях - на первенство города. Подводя итоги соревнований старайтесь по-прежнему заострять внимание на умении правильно применять в поединке технические действия, раскованности в схватке и выполнение плана ее ведения. При этом отмечаются все положительные и отрицательные моменты в каждой проведенной спортсменом встрече.
На этапе второго года обучения изучение технических действий можно осуществлять по недельным циклам, по схеме: изучение- совершенствование -применение приемов в учебно-тренировочных схватках.
Периоды обучения можно оставить прежними. На втором году занятий дзюдоисты начинают осваивать элементы комбинационной борьбы:
- повторные атаки (повторное выполнение приема);
- обманное движение-атака; - проведения двух бросков в одном или разном направлении;
Рекомендуется совершенствовать навыки комбинационной борьбы в следующей последовательности: 1) подготовка (заведение, осаживание)-бросок 2) повторная атака (одним тем же броском) 3) тройная атака 4) обманное движение-бросок 5) комбинация из двух бросков (в одном или двух направлениях) 6) комбинация из трех бросков (вперед –назад-вперед).
Овладение комбинационной борьбой, является одной из основных задач при подготовке дзюдоистов высокой квалификации. При этом роль тренера в этом процессе заключается в том, чтобы помогать спортсмену выбрать среди большого арсенала бросков такие, которые позволят ему успешно бороться с разными соперниками.
На третьем и следующих годах обучения дзюдоист более глубоко изучает вопросы тактической подготовки и совершенствует комбинационную борьбу.