Просмотр содержимого документа
««Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках теоретического обучения. На основе личностно ориентированного обучения».»
«Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И.Платова»
Методическая разработка
«Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках теоретического обучения. На основе личностно ориентированного обучения».
Выполнил: методист заочного отделения
Мищенкова Зинаида Николаевна
Ст. Григорополисская 2014 год
План.
Аннотация.
Введение.
Методическое обоснование темы.
Приложения.
Заключение.
Список литературы.
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка посвящена проблеме активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках теоретического обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования
Накоплен уже немалый опыт по развитию познавательного интереса учащихся при обучении. Но как нередко учителя сталкиваются с таким явлением: чужой, списанный в литературе, блестящий урок или прием при попытке использовать его в своем преподавании не даст ожидаемых результатов.
Причина проста: у каждого класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития. А каждый прием и метод учебной работы, в свою очередь, рассчитан на определенный уровень развития познавательной работы учащихся. Например, беседа, как наиболее доступный метод работы, с успехом может применяться в любом классе, а метод самостоятельной исследовательской работы требует познавательных способностей учащихся достаточно высокого уровня. Поэтому, приемы и методы работы, с успехом применяемые в одном классе, не могут быть механически перенесены в любой класс. Накопленный опыт по развитию познавательного интереса учащихся требует от учителя теоретического осмысления основных этапов в работе, а также знаний тех приемов и методов, которые можно применить на каждом из этих этапов. Поэтому в данной работе рассматриваются одни из основных вопросов этой проблемы. Само содержание предметов заключает в себе богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся; нужна только соответствующая методика преподавания. А правильная организация работы по данной проблеме поможет созданию эмоционального настроения учащихся по решению учебно-воспитательных задач урока, и тем самым обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала.
Введение.
Всех нас волнует вопрос, с какими профессиональными качествами в жизнь войдет человек. Волнует потому, что воспитание профессионала, способного воспринять идейный, нравственный, эстетический потенциал выбранной профессии, все больше осознается как одно из слагаемых воспитания Человека. Если вчера в сельском хозяйстве работали люди, просто знакомые с техникой, то сегодня необходимы люди, обладающие высоким мастерством, глубокими знаниями, показывающие пример творческого отношения к труду, к внедрению новшеств, рекомендованных наукой и передовой практикой.
Сейчас организация учебного процесса стала серьезной методической проблемой, но она становится проблемой в квадрате и в кубе, когда речь идет о обучении учащихся профессиональных училищ, потому что уровень подготовки этих учащихся очень невысок. В чем причина данного явления? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Можно назвать массу объективных и субъективных причин. Но, несмотря ни на что, преподаватель должен стремиться привить учащимся интерес к предмету, дать возможность почувствовать важность изучаемой темы для их будущей профессии. Как это сделать? Уровень знаний, умений и практических навыков, приобретаемых учащимся, зависит не только от того, насколько грамотно и доступно излагает преподаватель изучаемый материал, но и от того, как построен урок, от применяемых методов обучения, от умелого вовлечения учащихся в активную умственную деятельность, от степени самостоятельности учащихся в процессе работы на уроке и дома. Важнейшим условием повышения качества и эффективности урока является умение преподавателя руководить познавательной деятельностью учащихся, пробуждать у них интерес к предмету, развивать умственные способности. Каждый учащийся должен активно работать на протяжении всего урока, на всех его этапах. Этого можно достичь лишь в результате применения наиболее рациональных и эффективных методов и приёмов обучения. Давно известно, что продуктивное обучение невозможно без мотивации, основа которой возбуждение и поддержание познавательного интереса. Дать каждому учащемуся глубокие и прочные знания задача, требующая постоянного совершенствования собственных знаний учителя и серьёзного продумывания всех элементов учебного процесса. Личность преподавателя это эрудиция, отношение к делу и учащимся, педагогическое мастерство всё это во многом определяет успех в формировании познавательного интереса. Качество усвоения знаний зависит от интенсивности мыслительной деятельности учащихся живое слово учителя должно быть направленно на активизацию познавательной деятельности учащегося и правильную организацию их. Основной стимул учителя это интерес к знаниям. Он должен систематически развиваться у каждого учащегося. Главное условие познавательной активности содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приёмы, которые будут использованы на уроке, нужно оценивать их с точки зрения возможности возбудить интерес детей к предмету. Таким образом, важным фактором является организация форм повышения эффективности обучения. К основным методам и методическим приёмам формирования познавательного интереса на уроках можно отнести следующее:
- Метод эмоционального стимулирования.
- Создание ситуаций успеха в обучении.
- Проведение познавательных игр.
- Анализ реальных производственных и жизненных ситуаций.
- Создание ситуаций познавательного спора.
- Самостоятельная исследовательская работа учащихся.
Часто пробуждение интереса к предмету начинается с умения преподавателя живо и увлекательно излагать учебный материал. Активизация восприятия нового материала достигается пониманием темы урока значением её в общественно практической жизни. Правильная постановка темы урока, создание проблемной ситуации (вопроса) служит началом мыслительной деятельности. В ходе раскрытия темы стимуляция учащихся на самостоятельное домысливание: постановка вопросов побуждающих их анализировать, обобщать изучаемый материал. Поставленный проблемный вопрос перед учащимися должен быть доступный понимания ими, посильный, словесная формулировка должна заинтересовать. Эти три требования проблемной ситуации необходимы. Разновидность формы нередко способствует успеху решения проблемы, т.е. вопрос должен быть интересным.
Большое значение для активации мыслительной деятельности учащихся имеет экранизация уроков. Применение слайдов и видеофильмов оживляет урок, вызывает повышенный интерес, углубляет и расширяет знания, значительно облегчает усвоение материала по курсу, даёт возможность вести урок на более высоком педагогическом уровне. Использование видеофильмов обеспечивает смену восприятий, переключения внимания учащихся, снимает усталость. Однако эффективным применение средств экранизации будет лишь в том случае, если они используются постоянно систематически. Видеофильмы должны дополнять урок, сочетаться с другими видами наглядности. Слайды и видеофильмы могут быть использованы на разных этапах урока:
В качестве введения при объяснении краткого содержания курса, раздела, темы, их особенностей.
При объяснении нового материала. В этом случае видеофильмы и слайды могут быть использованы полностью или частично.
При проверке знаний.
Для повышения интереса к изучаемому предмету положительные результаты дают уроки экскурсии. Экскурсия даёт возможность наблюдать за технологически процессом работы, производством какого–либо вида сельскохозяйственных работ, ознакомиться с комплексом машин и новой техникой.
Создание ситуаций успеха в учении.
Успех в учении является важным стимулом возникновения и развития познавательного интереса. Стремление к успеху характерно для каждого ученика, независимо от того как он учится. Большое значение имеет создание ситуаций успеха для слабоуспевающих. Для этого используются разнообразные методические приёмы.
Например: постоянный контроль их работы, выбор такого момента, когда есть уверенность в положительном результате деятельности. При проверке знаний положительные результаты даёт использование таких приёмов: предупреждение слабого учащегося о предстоящем опросе на следующем уроке, возможность ещё раз перед ответом повторить материал по учебнику или конспекту, предоставление по наиболее сложному материалу план. При ответе использовать плакат, схему, таблицу, справочник, тетрадь в которой записаны аналогичные задачи.
Если группа выполняет работу самостоятельно, робким, застенчивым, медленно соображающим предоставлять для обдумывания больше времени, вести с ними индивидуальную работу. Такая поддержка со стороны преподавателя вызывает у них интерес к предмету, желание лучше выполнить задание. Преподаватель должен быть предельно внимательным к интересам и увлечениям учащегося, по возможности реализовать их на уроках, разнообразить индивидуальные задания с учётом знаний, умений, интересов. Система дифференцированных знаний на уроках позволяет каждому учащемуся работать в меру своих сил и возможностей, но с полной отдачей, способствует формированию положительного отношения к учёбе. Предложение учащимся различных формы самостоятельной работы в том числе и с использованием ИТК, вызывающие у них неизменный интерес, в частности, выполнение таких заданий, как: Составление таблиц, диаграмм; проведение различных измерений, расчётов и вычислений, вычерчивание схем, подготовка рефератов и сообщений проведение исследований по поставленным проблемным вопросам, описание процесса проведения различных регулировок, изготовление наглядных пособий, выполнение чертежа, решение контрольных тестов в электронной форме с анализом допущенных ошибок. Активность повышает также организация взаимной проверки знаний, при ответе учащегося у доски задаётся ему основной вопрос, а несколько других, дополнительных задают дети из класса. После ответа группе предлагается оценить и дополнить ответ. Возникновение и развитие познавательных интересов напрямую зависит от методов обучения. Поэтому выбираются наиболее перспективные приёмы и методы на каждом этапе, что определяется спецификой содержания предмета, познавательными задачами, а также возрастными особенности учащихся, уровнем их подготовки, наличием материально технической базы.
Хорошие результаты даёт выдача индивидуальных заданий с проблемным содержанием ( уровень проблемности таких задач различен) Проблемными задачами различных уровней сложности являются:
- самостоятельное описание нового технического устройства, его принцип действия, основных частей, назначение.
- сопоставление машин или их сборочных единиц, с их изображением на схемах и чертежах.
- определение путей проверки технического состояния узлов и механизмов на основе знаний об их устройстве.
- расшифровка возможностей машин и характера их использования на основе описания технических характеристик.
-сравнительный анализ различных технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
Практикуется такой метод, когда материал излагается не в готовом виде, а привлекается класс к активной мыслительной деятельности, организация их самостоятельной работы, поиск решения учебных вопросов совместно учащимися и преподавателем. Живая беседа преподавателя или сочетание объяснения с беседой. В ходе беседы создаются проблемные производственные ситуации. Проблемные ситуации могут быть использованы на всех этапах урока, начиная с изучения нового материала, так как на каждом этапе урока необходимо создать логическую связь нового, изучаемого материала с материалом, пройденным на предыдущих уроках, обеспечивать переход от пройденного материала к новому. Для установления логической связи между отдельными уроками и обеспечения перехода от одного урока к другому рекомендуется подобрать вопросы проблемного характера, которые должны не только связать материал двух уроков, но и послужить толчком для дальнейшего развития мышления, нацелить учащихся на постановку нового вопроса, ответ на который они должны получить при изучении нового материала.
Метод познавательных игр.
Игра уже давно используется как средство возбуждения интереса к учению. Эмоциональная окрашенность игры, увлекательная ситуация позволяет усвоить значительный объём информации, углубить в сравнительно не большое время, систематизировать знания, но непременным условием при этом является органическая связь игры с содержанием материала урока.
Для подготовки производственной игры необходимо: чётко сформулировать учебную цель – какие знания, умения, навыки должны быть закреплены, подобрать наиболее интересную производственную ситуацию, которая обеспечит достижение цели, разработать сценарий игровой ситуации, в котором описываются роли участников их задачи и порядок проведения игры. К игре, как любой другой форме, предъявляются психологические требования: Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней. Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры. Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них. Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически. Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.
Учебная игра выполняет несколько функций:
- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
- мотивационно - побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.
1) Игры - упражнения.
Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
2) Игра-поиск.
Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, элементы технологии возделывания не соответствующие данной культуре. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
3) Игры - соревнование.
Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных .конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
4) Сюжетно -ролевые игры.
Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", "Круглый стол" и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, тракториста, комбайнёра, агронома участка др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
5) Познавательные игры - путешествия.
В предлагаемой игре учащиеся могут совершать "путешествия" в различные климатические зоны страны и знакомится с различиями в технологии возделывания сельскохозяйственных культур в зависимости от видов почв, температурного режима и тд.. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся.
Создание ситуаций познавательного спора.
К методам стимулирования и мотивации учения относят также метод создания ситуаций познавательного спора. Учебная дискуссия – обсуждение каких либо вопросов с целью их правильного решения и привлечения внимания учащихся к обсуждаемым проблемам. Дискуссия прекрасный способ активизации познавательной деятельности, углубления знаний учащихся, формирования у них интереса. Она даёт учащимся возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других. Участники дискуссии должны быть уверены, что они с помощью преподавателя разберутся в обсуждаемых вопросах. Дискуссия должна проходить в атмосфере взаимного доброжелательства. Дискуссию можно организовать как бы «стихийно» задав учащимся вопрос, который, несомненно их заинтересует и на который они могут дать ответ. Не меньший интерес у учащихся вызывают кроссворды, вывешиваемые в классе по окончании изучения темы. Каждый учащийся перед началом урока или во время перерыва может заняться решением кроссворда. Это увлекает ребят, развивает у них любознательность, создаёт ситуацию познавательного спора, повышает интерес к предмету
Метод проектов.
Из всех перечисленных способов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках отличные результаты даёт метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов- это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.Метод -это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способдостижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным в виде презентации. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность нарезультат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени, всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением… Нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации… Под этим типом деятельности подразумевается: извлечь нечто "из следа", т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков… Развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей действительности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию... Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине…. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Тенденцию заинтересованного участия, живого движения мысли надо всячески поддерживать, стимулировать и развивать, используя для этой цели не только различные методы, но и формы урочной и внеурочной деятельности. (учебные исследования, участие в выставках технического творчества, смотры конкурсы). Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Типология проектов
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Дать сравнительную характеристику различных способов основной и предпосевной обработки почвы и определить какая из них наиболее приемлема в нашей климатической зоне?
"Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения", "Формирование критического мышления, навыков работы в команде". Привлечь внимание учащихся к технологии обработки почвы как к залогу получения высоких урожаев. Вызвать интерес к изучению данной темы и использованию передовых технологий и техники в системе обработки почвы..
Освоить представление об воздействии на почву при различных способах обработки. Научить теоретически составлять машинно тракторный агрегат для различных видов обработки почвы, выбирать способы обработки в зависимости от видов почв , агроклиматических условий и рельефа местности. Научить пользоваться мультимедийной презентацией для оформления результатов, научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.
Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов – в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др. При этом используется управляемая дискуссия, метод наводящих вопросов.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
Учащиеся продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.
Обсуждение с учащимися возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
Преподаватель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования – в библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии. Планирование учебного проекта (например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе
Результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения. 1 учащийся – поиски материала в библиотеке, 2 учащийся - подбор тематического материала в Интернете, 3 учащийся – представляет данные в виде схем и диаграмм, 4 учащийся – занимается обобщением данных и оформлением проекта.
Учитель консультирует, обходя группы, внимательно следит за ходом обсуждения. Задания каждого участника должны вести к ответу на поставленный вопрос.
Презентации доклад 30 минут с иллюстрациями, представление веб-сайта с результатами исследований. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя – консультирование, помощь.
Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Заранее разрабатываются для учащихся оценочные листы на основе Критериев оценивания.
Оценивание результатов проекта школьниками и учителем
Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.
План работы по проекту
Подготовительный этап
Сроки выполнения
Составить список необходимого оборудования (фотокамера, сканер, лабораторное оборудование, диктофон и пр.).
1 день
Составить план-график использования компьютерного класса (в том числе запланировать время для презентации работ учащихся)
1 день
Подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта.
2 дня
Процесс обучения
Сроки выполнения
Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ.
1 день
Сформировать исследовательские группы и раздать задания.
1 день
Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе.
2 дня
Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований по теме проекта.
2 недели
Организовать выполнение учащимися оформления исследований
2 недели
Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности.
1 день
Оценить проведенную работу (оценка учителя, отзывы и оценка учащихся), выставить отметки по результатам учебной работы.
1 день
Заключительный этап
Сроки выполнения
Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт.
1 день
Опубликовать веб-сайт проекта в Интернете.
1 день
Критерии оценки презентации
СОДЕРЖАНИЕ
2
3
4
5
1
Информация
Информация не раскрыта. Дана неточная информация по теме урока.
Информация изложена не полностью. Использованы не все информационные ресурсы.
Информация изложена достаточно точно. Использована специализированная литера.
Изложена полная информация по теме. Использованы все доступные ресурсы.
2
Тема урока
Тема урока не раскрыта.Объяснения запутаны и не верны.
Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен неверно.
Сформулирована и раскрыта тема урока.
Не совсем верно изложен материал.
Сформулирована и раскрыта тема урока.
Полностью изложены основные аспекты темы урока.
3
Использование информаци онных
ресурсов
Не полностью использованы ресурсы по данной теме.
Использовано спец литература. Ресурсы Интернета, задействованы не полностью.
Задействованы все информационные ресурсы но использованы на 80%.
Все ресурсы использованы на 100%.
Динамика качества знания за последние четыре учебных года (средние показатели)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Только стимулируя познавательную деятельность учащихся и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к учению.
В процессе обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся, педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации мыслительной деятельности учащихся нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.
Литература.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности, 1997г.
Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984
Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г.
Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, 2003 г.
Пахомова Н.Ю. “Педагогические находки. Девять граней опыта учителя информатики”, 1994 г.
“Педагогика: педагогические теории, системы, технологии” Учебное пособие, 1988 г.
Полант Е. “Метод проектов: типология и структура” Лицейское и гимназическое образование” №9, стр. 9-17, 2002 г.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. 1971 г.
Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 1988 г.
Л.И. Брик «Пути активации на уроках учащихся сельских профессионально технических училищ». Москва «Высшая школа» 1976.
Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие .
Общая редакция: Е.Н Ястребцевой и Я.С. Быховского.
Адрес сайта в Интернете: http://festival.1september.ru
Название сайта: Фестиваль педагогических идей.
Кто поддерживает сайт (имена авторов, названия организаций, проектов, в рамках которых создавался сайт и т.д.): Оргкомитет фестиваля "Открытый урок"
«Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников»
А.В.Леонтович, О.Д. Калачихиной, А.С.Обухова
www.researcher.ru
- Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 "Лицея на Донской", Представительства корпорации Intel в России, "Физтех-центра" Московского физико-технического института.
www.vernadsky.dnttm.ru
- сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line представления работ на конкурс, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на заинтересовавшую работу.
www.issl.dnttm.ru
- сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
www.konkurs.dnttm.ru
- сайт-обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.
www.subscribe.dnttm.ru
- сайт подписки на рассылку новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям в рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.