Методы обучения, играющие роль в развитии интеллектуальной сферы студента.
Методы обучения, играющие роль в развитии интеллектуальной сферы студента.
Показаны направления профессиональной компетенции, которые могут формировать сознание, обучать, воспитывать или же развивать мышление, как студента, так и самого преподавателя. Автор подчеркивает возможность воспитания конкурентоспособного специалиста, только при взаимодействии преподавателя с родителями и социальными партнерами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы обучения, играющие роль в развитии интеллектуальной сферы студента.»
Методы обучения, играющие роль в развитии
интеллектуальной сферы студента.
преподаватель специальных дисциплин Лучина Ю.В.
Костанайского колледжа автомобильного транспорта
«Учитель всегда невольно стремиться к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для учеников. Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики». Л.Н.Толстой
Сегодня перед каждым преподавателем, какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. А для нынешнего времени важно понять, что, вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Когда видишь, что интерес к учению у студентов падает и они с трудом познают изучаемый программный материал, необходимо сделать для себя важный вывод: необходима квалифицированная мотивационная деятельность преподавателя, путём включения в активную учебно-познавательную деятельность студентов.
На своих уроках я стремлюсь к тому, чтобы мой предмет знали и любили. Помогает мне решить эту задачу и ответить на вопросы, работа над проблемой: «Совершенствование методики преподавания, с использованием разнообразных форм контроля знаний и поддерживания интереса к предмету».
В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, когда изменяются его идеология, система ценностей, нравственные идеалы, возрастает и усложняется социальная роль преподавателя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Особое значение приобретают такие качества, как способности осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии, а также широкий кругозор в области содержания предмета и его методики преподавания.
Я осознаю, как высоки требования ко мне, как к преподавателю. Ведь учебный успех каждого студента это не только увеличение объёма усвоенной учебной информации, но и постоянное увеличение собственных возможностей. Так я вижу первую задачу своей деятельности: разработать систему разнообразных методов контроля знаний, позволяющую учитывать не только накопление знаний, но и развитие других ресурсов познавательной деятельности студента. Для этого необходимо накопить различные формы учебных приёмов, заданий, учитывающих индивидуальные особенности студентов.
Именно сейчас важен в работе творческий подход к организации учебной деятельности. Именно сейчас я обязана готовить каждого своего студента к жизни, т.е. к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве. Обучение призвано способствовать развитию у каждого тех способностей, которые заложены в нем от природы, сформированы родителями и другими воспитателями. Как же добиться того, чтобы наши студенты, наши дорогие студенты хотели учиться, стремились к знаниям, накапливали знания.
В своей работе «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» Дейл Карнеги приводит психологический манёвр. «Каждое лето я езжу в Мэн на рыбную ловлю. Я, лично люблю землянику со сливками, но обнаружил, что по какой-то странной причине рыба предпочитает червей поэтому, когда я еду на рыбалку, то не думаю о том, чего сам хочу, я думаю о том, чего хочет рыба. Я не насаживаю на крючок в качестве приманки землянику со сливками, а подманиваю рыбу червяком или кузнечиком, говоря: «Не хочешь ли попробовать?»
Почему бы и мне, преподавателю, не поступить столь же разумно, чтобы привлечь студентов слушать, познавать. Что я и делаю, проводя нетрадиционные уроки, которые очень разнообразят процесс обучения, превращают его в праздник и для студентов и для преподавателя, так как заметна отдача, в их желании приходить на урок, в стремлении что- либо сделать самому, сообщить что-то интересное. Таких форм урока очень много: это уроки путешествия, деловые игры, лекции и семинарские занятия, уроки бухгалтерских просчетов, уроки конференции, уроки зачеты, уроки соревнования и др. Но главная моя методическая находка - это использование разнообразных методов контроля знаний, которые я применяю на разных этапах урока.
В процессе обучения я давно применяю технологию опорных схем и сравнительных таблиц. Еще Н.Н. Баранский, подчеркивал, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок».
Фантастическая добавка. Можно перенести учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое животное, растение; перенести литературного героя в настоящее время; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего человека. Я выбрала «Сказку». Сказочные герои попадают в ситуации, в которые попадают студенты и выполняют все их задания, учатся составлять корреспонденции, решать задачи и выполнять задания.
А что, если предложить учащимся самим написать сказку или приключенческую историю, в которой некоторые слова, заменены соответствующими специфическими терминами и понятиями? И вот, как чудо, появляются на свет чудесные творения.
Сначала студенты предупреждаются об этом. Затем они мгновенно реагируют на ошибки и пресекают их условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Можно выдать текст, задачи, корреспонденции счетов с ошибками, пусть студенты найдут их и пояснят (пусть поработает преподавателем).
Пазлы. Преподаватель выдает задание по вариантам. Первому варианту составить корреспонденции счетов, второму бухгалтерские проводки (дать расшифровки корреспонденций). После решения задания студенты могут совместить листочки и задание должно совпасть как пазл. Можно также работать с определениями, формулами и т.д.
Творческие задания можно предложить ребятам уже в самом начале изучения предмета. На данном этапе студентам предлагается проявить свои творческие способности, причем ничем себя не ограничивать. Студентам по пройденной теме можно составить домино, лото, пазлы, придумать сказку, написать рассказ, составить сканворд, кроссворд, нарисовать комиксы, приготовить электронную презентацию. Данные задания составляются и отгадываются с большим удовольствием. И их можно использовать в дальнейшей работе в качестве дидактических материалов.
Шпаргалки. Преподаватель предлагает составить собственный опорный конспект по пройденному материалу (шпаргалку). Студентам дается возможность объяснить друг другу свои опорные конспекты. И не беда, если они будут отличаться друг от друга. Можно предложить обменяться шпаргалками и рассказать тему по конспекту соседа. Это могут быть развернутые конспекты, краткие опоры, только определения, отдельные корреспонденции счетов, схемы, классификации, этапы отчета или документооборота. Главное этот прием помогает повторить материал, закрепить его и в дальнейшем использовать, как подсказку. Шпаргалки ребята пишут охотнее, чем конспекты, доклады и рефераты.
Методы обучения, которые я использую, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребёнка. Поэтому студентам я часто привожу слова А.П. Чехова, который утверждал: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед».
Целенаправленно формируя приёмы умственной деятельности, я одновременно развиваю активность мышления, его самостоятельность, глубину, широту, быстроту.