Проектная деятельность является своеобразной философией организации деятельности общественной организации. Роль проекта можно рассматривать с двух позиций: проект как документ и проект как формат деятельности. Оба эти подхода тесно взаимосвязаны и вовсе не исключают друг друга. Любая организация ставит перед собой некую глобальную цель, ради которой она существует. Для того чтобы добиться этой цели, необходимо сделать ряд шагов, каждый из которых и будет проектом и позволит добиться определённого результата. В этом заключается смысл проекта, как формы организации деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мини-лекция "Технология проектной деятельности" »
Мини-лекция
на тему: «Технология проектной деятельности»
Проектная деятельность является своеобразной философией организации деятельности общественной организации. Роль проекта можно рассматривать с двух позиций: проект как документ и проект как формат деятельности. Оба эти подхода тесно взаимосвязаны и вовсе не исключают друг друга. Любая организация ставит перед собой некую глобальную цель, ради которой она существует. Для того чтобы добиться этой цели, необходимо сделать ряд шагов, каждый из которых и будет проектом и позволит добиться определённого результата. В этом заключается смысл проекта, как формы организации деятельности.
Проект, как документ, формализует все наши шаги, которые становятся понятными не только разработчикам проекта, но и любому человеку.
Термин «проектирование»происходит от лат. «projectus» - брошенный вперёд; это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Это особый вид деятельности, результатом которой является теоретически и практически обоснованный выбор варианта развития процессов и явлений, которые мы прогнозируем или планируем.
Особенность проектного метода заключается в конструировании целенаправленной деятельности по выявлению (нахождению) ресурсов, позволяющих реализовать предложенную инициативу.
Проектирование – это технология организации работы по воплощению определенной идеи.
Проект – это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на создание определенного, уникального продукта или услуги. Он представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по её реализации.
Метод проектов обеспечивает развитие инициативности и самостоятельности, способствует осуществлению непосредственных связей между приобретенными знаниями и умениями и применением их в решении практических задач.
Если проект решает определенные социальные проблемы города, района, учреждения, какого-либо сообщества, то такой проект, как правило, называют социальным.
Краткое описание этапов подготовки социального проекта:
Шаг 1: Постановка проблемы проекта (есть проблема – есть идея). Определение актуальности идеи.
Данный этап точно определяет, в чем состоит проблема, находит причину ее возникновения, показывает, какие целевые группы людей, затронутых проблемой, получат помощь в результате реализации проекта, отвечает на вопрос, почему этот проект необходим именно сейчас.
Основная задача на данном этапе – документально подтвердить существование проблемы, поэтому в этой части проекта должна содержаться подробная демографическая и статистическая информация, которая поможет составить представление о масштабах проблемы, а именно:
-описание той части общества, на которую рассчитан проект;
-результаты исследований, оценки специалистов и т. п.;
-цитаты из документов государственных учреждений и высказываний их представителей;
-методика, использованная для определения проблемы;
-негативные последствия, которые вызовет наличие проблемы в случае, если не будут приняты меры для её решения;
- знакомство с другими организациями, которые занимаются той же проблемой.
Раздел разработан полностью, если:
он описывает, почему возникла необходимость выполнения проекта;
проблема выглядит значимой для вашего региона и людей его населяющих;
масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;
проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов, ключевыми научно-методическими источниками;
проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;
нет голословных утверждений;
минимум наукообразных и специальных терминов;
он краток, чётко определён способ решения проблемы.
Типичные ошибки при разработке раздела:
-неконкретное, очень общее описание;
-описание проекта не содержит специальных данных (статистических, экспериментальных), ссылок на мнение экспертов в данной области;
-постановка проблемы в мировом (глобальном) масштабе;
-претензия на уникальность самостоятельного решения проблемы: «никто, кроме нас, этим не занимается»;
-претензия на краткосрочность решения серьёзной проблемы: «решим глобальной проблему за 6 месяцев».
Шаг 2: Определение цели проекта.
Формулировка цели может быть связана с решением следующих вопросов:
- решение проблемы;
- описание планируемых изменений.
Постановка цели должна отвечать следующим требованиям: результаты достижения цели должны быть измеримы; она локализована в пространстве, конечна во времени и реалистична
Шаг 3: Задачи – средства достижения цели.
Для формулировки задач необходимо учитывать следующее. Задачи должны:
отражать этапы проекта;
быть связаны друг с другом;
требовать материальных и нематериальных ресурсов;
их решение должно быть контролируемо.
Если решение поставленных задач нельзя измерить (оценить), значит, задача сформулирована неверно (неточно). Любая цель, задача должна быть измерима (разрабатывая проект надо чаще вспоминать афоризм «Сколько вешать в граммах?»).
Разделы «Цели», «Задачи» можно считать прописанными, если они соответствует следующим условиям:
- описываются предполагаемые итоги выполнения проекта, которые можно оценить;
- цель является общим итогом проекта, а задачи — промежуточными, частными результатами;
- из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации;
- по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна чёткая задача;
- цели достижимы, а результаты поддаются измерению;
- постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения.
Типичные ошибки при разработке разделов « цели» и «задачи»:
-неконкретны;
-неизмеримы;
-глобальны;
-основная цель – создание структуры (центра, клуба), методы выдаются за цель;
-в задачах сразу прописываются и конкретные результаты.
Шаг 4: Методы и участники проекта.
На данном этапе необходимо описать методы, способы достижения поставленных целей и прописать ответы на следующие вопросы:
- Каким образом будут достигаться намеченные цели?
- Как будут выполняться поставленные задачи?
- Почему именно такие методы были выбраны для решения поставленных задач?
- Кто должен работать в команде для успешной реализации проекта?
Надо помнить: нереалистичный проект не спасут самые благие намерения.
Раздел можно считать достаточным, если:
чётко распределены сферы и функции деятельности между персоналом;
ясно, кто кому подчиняется и кто несёт ответственность за определенные виды работы;
персонал, реализующий проект, обладает достаточной квалификацией или получает дополнительное обучение до/в процессе реализации;
механизм управления является эффективным, действенным, не тормозит, а увеличивает эффективность работы;
описание чёткое, краткое; содержание ясное и понятное;
прослеживается чёткость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей;
описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы доступно;
из раздела понятно как, с кем, когда и где будет реализовываться проект;
естественность логической цепочки: проблема – цель – задача – метод;
нет ненужных описаний, приложений.
Типичные ошибки при разработке раздела:
-общее описание;
-не указано общее количество участников, выпускаемых листовок, брошюр, проведенных мероприятий;
-отсутствует причинно – следственная связь между постановкой проблемы, задачами и предложенными видами деятельности.
Шаг 5: Ресурсы проекта.
Здесь учитываем, какие ресурсы необходимы для осуществления поставленных задач и реализации проекта (канцтовары, материалы, оборудование и т.д.).
Шаг 6: PR- компания проекта.
Информационное обеспечение проекта. Отвечаем на вопросы:
- Как и когда будет сделана презентация проекта?
- Где будет размещена информация о проекте?
- Какие источники информации планируется использовать?
- Кто и как будет привлекать основных участников проекта?
- Какие информационные PR- материалы будут созданы в ходе проекта?
- Каким образом Вы планируете информировать людей об успехах проекта?
Шаг 7: Календарный план реализации.
Этот раздел должен включать перечень запланированных мероприятий и дел в хронологической последовательности с обязательным указанием дат проведения и ответственных (из команды проекта).
Шаг 8: Ожидаемые результаты проекта.
Задумывая проект, мы должны точно знать (или предположить):
- Что конкретно изменится в результате выполнения проекта?
- Каковы критерии успешности проекта (количественные и качественные)?
- Как Вы поймете, что достигли запланированного результата?
Примерные индикаторы для оценки результата проекта:
Количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел: акций, мероприятий и др.).
Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал, не имел – приобрёл и т.п.; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделок, рисунков, походов, акций и др.); характер реализованных инициатив и др.).
Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность).
Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнёров, отклик в средствах массовой информации).
Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).
Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).
Утверждать, что результативность нельзя измерить, равносильно признанию, что проект не даёт заметного результата.
Типичные ошибки раздела:
-нет качественных (количественных) результатов;
-цель не представлена в результатах;
-отсутствуют методики сбора и анализа качественных результатов либо не прописана технология сбора этой информации;
-не прописано, как будет осуществляться учёт количественных (качественных) результатов.
Шаг 9: Перспективный план развития проекта.
Какие пути развития есть у проекта после его реализации? Возможно, в дальнейшем будет расширение географии проекта, освоение новых видов деятельности. При этом важно предусмотреть социальные и ресурсные стороны продолжения развития проекта.
Схема проекта как документа:
1.Титульный лист
2.Содержание
3.Введение
4.Постановка проблемы
5.Цели и задачи
6.Методология и календарный план
7.Подведение итогов и оценка
8.Бюджет и объяснение бюджета
9.Перспективы проекта
Б) Практическая работа на тему: «Анализ проекта».
Для закрепления учебного материала занятия учитель дает учащимся один или несколько неудачных проектов для анализа на соответствие требованиям. Учащиеся делятся на группы и анализируют предложенный материал на наличие ошибок. Далее обсуждаются полученные результаты.
В) Подведение итогов занятия.
При подведении итогов занятия обсуждаются следующие рекомендации к разработчикам проектов.
Рекомендации разработчикам социального проекта:
Не берите больше работы, чем могли бы и хотели бы выполнить;
Работайте в тесном сотрудничестве, будьте единым коллективом, помогайте друг другу;
Успех работы во многом будет зависеть от общественного мнения, не пренебрегайте им;
Не стремитесь к идеальному и безупречному результату;
Не опускайте руки при неудачах; ошибки и трудности – неизбежные спутники любой деятельности, в том числе и проектной;
Не старайтесь добиться поставленной цели любыми путями, помните, что не все средства хороши, даже когда стремишься к общему благу;
Будьте терпимы к мнениям других людей, убеждайте делами, а не словами;
Будьте готовы принять на себя ответственность при выборе решений;
Проект должен создаваться для людей, а не ради проекта, не увлекайтесь формальной стороной работы, но и не забывайте о ней;
Предварительно разработанные планы можно менять, но не злоупотребляйте этим, иначе ваш проект превратится в череду постоянных изменений, много сил и времени будет потрачено напрасно;
Помните о своих целях и об ожидаемых результатах;
Не бойтесь признавать ошибки и исправлять их;
Установите в своем коллективе атмосферу доброжелательности;
Не забывайте о принципах демократии, лидеры не должны превращаться в тиранов.