kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мини – проект Тема: «Теория полного усвоения Б.Блума. Критериальное оценивание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование представления о технологии полного усвоения знаний и критериальном оценивании.  

 

Задачи:

- изучить методическую литературу;

 

        - раскрыть сущность и особенности технологии полного усвоения знаний;

        - рассмотреть общие подходы к организации критериального оценивания в школе;

        - познакомить с опытом Назарбаев Интеллектуальных школ по разработке критериального оценивания.

 

Ожидаемый результат

Постепенное внедрение элементов технологии полного усвоения знаний в практическую деятельность учителей; применять опыт НИШ по разработке критериального оценивания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мини – проект Тема: «Теория полного усвоения Б.Блума. Критериальное оценивание» »


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
















Мини – проект

Тема: «Теория полного усвоения Б.Блума.

Критериальное оценивание»









Разработчик:

Евдошенко А.Е.











Караганда 2014г

Содержание: стр.


1. Введение. ………………………………………………………………….….3

2. Основное содержание проекта ……………………………………………... 5

2.1. Теория полного усвоения Б.Блума…………………………………………5

2.2. Критериальное оценивание…………………………………………………9

3. Критерии оценки эффективности проекта…………..……………………...13

4. Риски проекта………………………………………………………………....14

5. Глоссарий……………………………………………………………………...15

6. Литература………………………...……………………………………….….17

7. Приложение…………………………………………………………………...18








































1. Введение.

Я услышал и забыл.

Я увидел и запомнил.

Я сделал и понял.

Конфуций

В Послании Президента РК  Н. Назарбаева «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» особое место уделяется развитию человеческого капитала. Формирование интеллектуальной нации признано одной из стратегических целей развития Казахстана, при этом одним из главных векторов роста является качественное образование. Возникает вопрос: как сформировать интеллектуальную нацию?

Одним из основных направлений в реализации целей и задач для формирования интеллектуальной нации является развитие функциональной грамотности. Функциональная грамотность предполагает способность человека быстро ориентироваться в окружающей обстановке на основе полученных знаний и навыков.

Говоря о функциональной грамотности, надо иметь в виду, что в отличие от элементарной грамотности, функциональная предполагает не просто получение хорошего образования, но и раскрытия талантов и возможностей, наличия навыков для умелого использования полученных знаний и умений в решении проблемных ситуаций в жизни.

Поэтому одной из актуальных проблем в системе образования в настоящее время является внедрение критериальной системы оценивания. Решению данной проблемы обращает большое внимание Глава государства Н.А. Назарбаев. Это отражено в Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.

В докладе Министра образования и науки РК Б.Т.Жумагулова на августовском совещании, проведенном 24 августа 2012г. в г.Астана отмечено, что внедрение критериальной системы оценивания в учебный процесс в условиях перехода на личностно-деятельностную парадигму позволяет:

1) реализовать современную теорию учебников, принципы отбора содержания для «субъектов» обучения, обеспечивает функциональную грамотность, реализует компетентностный подход. А для этого необходима разработка системы разноуровневых заданий по предметам согласно таксономии целей обучения. Тем самым обеспечивается «внутренняя дифференциация», которая приводит к «внешней дифференциации». Наличие по каждой теме учебного предмета разноуровневых заданий, составленных на основе критериев по теории полного усвоения Б.Блума позволяет эффективное внедрение электронного обучения (e-lеarning).

2) повысится уровень квалификации и исполнения учителями профессиональных обязанностей, так как согласно Закона РК «Об образовании» учителя обязаны обеспечить качество обучения, соответствующее требованиям ГОСО.

Данный проект рассматривает технологию полного усвоения знаний и критериальное оценивание как необходимый арсенал каждого учителя.


Цель: формирование представления о технологии полного усвоения знаний и критериальном оценивании.


Задачи:

- изучить методическую литературу;


- раскрыть сущность и особенности технологии полного усвоения знаний;

- рассмотреть общие подходы к организации критериального оценивания в школе;

- познакомить с опытом Назарбаев Интеллектуальных школ по разработке критериального оценивания.


Ожидаемый результат:

Постепенное внедрение элементов технологии полного усвоения знаний в практическую деятельность учителей; применять опыт НИШ по разработке критериального оценивания.
































2. Основное содержание проекта.

2.1.Теория полного усвоения Б.Блума.

В основе методики полного усвоения лежат идеи , выдвинутые в 60-е годы американскими психологами Дж.Кэрроллом и Б.Блумом. Они исходили из следующих посылок .Дж.Кэрролл обратил внимание на то обстоятельство, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковое учебное время, способ предъявления информации и т.д.) Единственное, что остается незафиксированным,- это…результаты обучения. Кэрролл предложил сделать фиксированным параметром именно результаты обучения. В таком случае условия будут меняться, подстраиваясь под достижение всеми учащимися заранее заданного результата.

Этот подход был поддержан и развит Б.Блумом. Он предположил, что способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Б.Блум изучал способности учащихся в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории учащихся:

- малоспособные, которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

- талантливые ( около 5 % ), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные; эти дети могут учиться в высоком темпе.

- обычные учащиеся (около 90 %), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения.

Отличительная черта обучения на основе модели полного усвоения состоит в фиксации учебных результатов на достаточно высоком уровне, которого должны достичь почти все учащиеся.

Суть системы полного усвоения выражается в следующих этапах работы:

1. Формулирование диагностических целей обучения.

2. Разработка стандартов полного усвоения знаний.

3. Разработка стандартов и тестов для проверки меры усвоения учебного материала.

4. Дифференциация и индивидуализация учащихся на основе имеющихся (до начала работы по системе полного усвоения) показателей.

5. Варьирование времени обучения и учения. Заметное увеличение доли времени на самостоятельную работу.

6. Разработка новых учебных материалов на основе модульного принципа.

7. Разработка заданий для самоконтроля по всем изучаемым модулям.

8. Разработка тестов для проведения педагогического контроля подготовленности по каждому модулю и по всему курсу.

9. Организация самостоятельной работы учащихся, в процессе которой педагог сотрудничает с учащимися над разрешением учебных затруднений, возникающих время от времени у отдельных учащихся. Коррекция знаний по итогам самоконтроля.

10. Тестирование.

Технология полного усвоения отличается от традиционной технологии (классно-урочной системы) по конечному результату. При классно-урочной системе, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, на выходе получаются неоднозначные результаты. Одни ученики лучше усваивают материал, другие — хуже, а некоторые вообще часть информации не усваивают, т. е. уровень овладения знаниями у учеников разный и у многих - недостаточный.

Технология полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия учебной работы.

Определяющим в этой технологии являются планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Это есть эталон полного усвоения (критерий). Эталон задается в унифицированном виде с помощью таксономии целей Б.Блума.

Уровни учебных целей

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1. Знание


Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории.

воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2. Понимание


Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

— объясняет факты, правила, принципы;


— преобразует словесный материал в математические выражения;


— предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение


Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

— применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;


— использует понятия и принципы в новых ситуациях.

4. Анализ


Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура

— вычленяет части целого;


— выявляет взаимосвязи между ними;


— определяет принципы организации целого;


— видит ошибки и упущения в логике рассуждения;


— проводит различие между фактами и следствиями;


— оценивает значимость данных.

5. Синтез


Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

— пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;


— предлагает план проведения эксперимента или других действий;


— составляет схемы задачи.

6. Оценка


Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

— оценивает логику построения письменного текста;


— оценивает соответствие выводов имеющимся данным;


— оценивает значимость того или иного продукта деятельности.


Учитель должен довести до учащихся планируемые показатели полного усвоения учебного содержания. Он определяет цели предстоящей деятельности, конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы достичь эталона.

Подготовка учебного материала при данной технологии состоит в том, что все содержание учебного материала разбивается на отдельные учебные единицы (у разных авторов — «учебные элементы», «единицы содержания», «малые блоки» и т. д.). Учебные единицы закончены по смыслу (содержательная целостность) и небольшие по объему (3—6 уроков). По каждой из единиц усвоения готовится тест (контрольное задание) по двухбалльной шкале (зачет-незачет). К каждой учебной единице также разрабатывается коррекционный дидактический материал, рассчитанный на такую дополнительную проработку неусвоенного материала, которая отличается от первоначального способа его изучения и дает возможность ученику подобрать подходящие для него способы восприятия, осмысления и запоминания. По всей теме определяется эталон ее полного усвоения – критерий достижения цели.

Определенным образом к предстоящей работе подготавливаются учащиеся. Ориентация учащихся имеет целью обеспечить мотивацию совместной работы класса с учителем на договорных началах и разъяснить основные принципы данного способа обучения. Отметка за усвоение темы (раздела, курса) выставляется после заключительной проверки по эталону, заранее указанному учащимся.

В ходе работы каждый ученик получает необходимую помощь, разъяснение, поддержку. В случае затруднений ученику дается возможность выбора альтернативных процедур для их преодоления.

Деятельность учителя в рамках данной технологии предполагает следующее:

• ознакомление с учебными целями;

• разъяснение общего плана обучения;

• изложение нового материала (осуществляется традиционно);

• организацию текущей проверки;

• оценивание текущих результатов;

• коррекционную работу с учащимися, не достигшими полного усвоения;

• организацию малых подгрупп взаимопомощи;

• повторное тестирование тех учащихся, которым была оказана помощь.

Аналогично проводится работа по всем единицам усвоения, завершающаяся итоговым тестом и оценкой усвоения материала в целом каждым учеником.






2.2. Критериальное оценивание.

Глубочайшим свойством человеческой природы

является страстное стремление людей

быть оцененным по достоинству.

У. Джеймс

Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений.

В процессе исторического развития менялись лишь формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы.

На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:

  • Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

  • Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев,

  • Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

  • Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.

Разработка стандартов второго поколения выявила очень серьезные научные и методологические проблемы. Это касается не только проблем воспитания в современном обществе, принципов отбора содержания образования, которое могло бы соответствовать опять же не разработанной на сегодняшний день дидактике современной информационно-образовательной среды, но это касается и вопросов, связанных с оцениванием знаний учащихся и как следствие проблем качества образования.

Одной из основных функций стандарта является функция повышения объективности оценивания. Реализация этой функции связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества образовательных результатов на основе критериально-ориентировнного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.

Стандарт определяет тот допустимый уровень образования («образовательный ценз»), относительно которого в обществе достигается конвенция (договор) как о необходимом и достаточном уровне для возможности продолжения образования на следующей его ступени. Именно этот уровень и выступает как основа критериально-ориентированного подхода к оцениванию образовательных результатов, достигнутых каждым отдельным школьником, и допускает переход к дихотомической оценке. Использование критериально-ориентированного подхода и дихотомической системы оценивания значительно повышают уровень объективности и достоверности оценки достижения требований стандарта.

Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем более содержательной будет обратная связь, тем конструктивнее может быть реакция на нее.

Критериальное оценивание - это подход, в рамках которого используются разные виды, формы и методы оценивания и самооценки.

Критериальное оценивание подразумевает ряд принципиальных установок для учителя:

  • оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность;

  • работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образом отлично выполненной работы);

  • эталон известен учащимся заранее;

  • разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;

  • оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания - конкретное выражение учебных целей;

  • общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося.


В настоящее время Назарбаев Интеллектуальные школы применяют новые подходы к оцениванию учебных достижений учеников. 
Ученик оценивается в комплексе: его знания, умение их применять на практике, умение работать с информацией. Подобная система основана на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными и заранее известными ученикам критериями. Такая система оценивания направлена в первую очередь на мотивирование детей к успешному обучению, на выявление пробелов в знаниях и наглядную демонстрацию его роста. 
Работу по созданию системы критериального оценивания НИШ проводит совместно с Международным экзаменационным советом Кембриджского университета. 
Разработанная модель критериального оценивания включает цели и задачи изучения предмета, критерии и описание уровней их достижения, шкалу перевода баллов за критерии в традиционную оценку по 5-балльной шкале. 
В 2011-12 учебном году проведен эксперимент по внедрению системы в 7 классах школ физико-математического и 8 классах школ химико-биологического направлений. По результатам 1 года внедрения внесены коррективы в существующую модель. 
В 2012-13 учебном году в системе критериального оценивания будут использованы 4 критерия: знание и понимание; применение; анализ и синтез (исследование); коммуникация. Другими будут критерии для языковых предметов: чтение; письмо; говорение; слушание. Увеличилось количество классов Интеллектуальных школ, в которых учащихся оценивают согласно новой системе. Для оценки достижений учащихся, как и прежде, используется балльная система. Баллы по разработанной шкале переводятся в традиционные оценки. Например, чтобы получить оценку «5», школьнику необходимо набрать свыше 90% от максимального балла с учетом всех 4 критериев.

Что такое критерии?

Система критериального оценивания позволяет оценивать деятельность под разными углами зрения - критериями.

Каждый критерий обозначается буквой латинского алфавита, его содержание четко описано и известно заранее.

Для учителей:

  • Содержат ясные ориентиры для учебного процесса

  • Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися

  • Делают процесс оценивания объективным и последовательным

  • Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей

Для учащихся:

  • Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.

  • У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.

  • Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа "Я еще не все сделал?".

  • Создают условия для самостоятельной работы учащихся.

Зачем необходимо оценивание по критериям?

  • При помощи критериев оценивается только конкретная работа, выполненная учащимся, но ни в коем случае, не он сам и не уровень его способностей.

  • Практически исчезают при этом и текущие отметки "за работу на уроке" в процессе изучения нового материала.

  • Фактически каждая отметка рассматривается как замер уровня освоения того или иного навыка или фактического, понятийного материала, который осуществляется с целью корректировки обучения, выявления "слабых мест" с целью их последующего устранения.

  • Критериальная отметка не может рассматриваться в данном контексте как средство наказания или воздействия - она оказывается лишь средством информации, не больше.

В рамках системы критериального оценивания принципиально важно разделять два его вида: формирующее и констатирующее.

Основная цель формирующего (текущего) оценивания – осуществление оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения. Позволяет школьникам понимать, насколько правильно они выполняют учебные задания в период изучения нового материала. Никакого непосредственного влияния на итоговые отметки формирующие оценки

не имеют. Это сделано для того, чтобы снять у учащихся страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном освоении учебного материала.

Констатирующее (итоговое) оценивание представляет собой набор контрольных мероприятий, как правило, завершающих изучение более или менее объемных учебных тем.Содержание контрольных заданий подбирается таким образом, чтобы охватить все принципиально значимые блоки знаний, умений и навыков, отработанные в процессе изучения материала.

Что важно для работы системы?

Крайне желательным обстоятельством является участие школьников в процессе оценивания во всех четырех доступных для этого формах:

  • самооценивания,

  • взаимного оценивания,

  • участия в разработке критериев оценки,

  • рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий.

Данная система может работать только при условии субъект-субъектной модели взаимодействия учителя и учеников, когда учитель спускается с «Олимпа», на котором он привычно расположился, самовластно решая проблемы и вопросы в течение урока, и становится не «вершителем судеб», а консультантом, помогающим учащимся при продвижении по дороге знаний















3. Критерии оценки эффективности проекта.


Технология полного усвоения знаний эффективна, так как:

- способствует активности каждого ученика в постижении и передаче знаний в процессе обучения;

- обеспечивает практическую возможность индивидуализации учебного процесса, коррекции пробелов в структуре индивидуальных знаний;

- усвоить учебный материал в объёме и в сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности;

- способствует улучшению качества знаний как хорошо, так и недостаточно подготовленных учащихся;

- позволяет оценить образовательные результаты, достигнутые каждым отдельным школьником, способствует самооцениванию и взаимооцениванию учащихся.





































4. Риски проекта.


Однако отмечены проблемы и ограничения этого подхода:

  1. теория полного усвоения знаний Блума недостаточно изучена и редко применяется в практической деятельности казахстанских школ.

  2. так изучать можно только тот материал, что поддается фрагментации по учебным элементам и в котором есть последовательность и взаимосвязь (математика, естествознание, языки);

  3. усвоение планируется и происходит на довольно невысоком уровне и носит репродуктивный характер;

  4. не разработана единая политика оценивания в школе, нет нормативно-правовой базы по критериальному оцениванию;






































5. Глоссарий


Теория - (от греч. theoria - рассмотрение - исследование), система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Полный, -ая, -ое; полон, полна, полно и полно.

1. чего и кем (чем). Содержащий в себе что-н. до возможных пределов, наполненный, занятый чем-н. целиком. П. кувшин воды. Озеро, полное рыбой. Полны руки яблок. Театр полон. Народу полнознач. сказ.; очень много). Жить полной жизнью (перен.: интересно, разнообразно). П. кавалер ордена «Святого Георгия» (всех 4-х его степеней).

2. перен., чего и чем. Целиком проникнутый, охваченный чем-н. Мать полна любви или любовью к детям. Полон жизни кто-н. (оживлён, радостен).

3. полн. Цельный, вполне законченный; исчерпывающий. Описать п. круг. Полное собрание сочинений. Полное среднее образование. С полным правом. Он здесь п. хозяин (всем распоряжается). П. невежда (совершенный).

4. полн. Достигающий предела, наивысший. В. полном расцвете сил. На полном ходу. Работа идёт полным ходом (быстро, интенсивно). С полным знанием дела. Полная тишина. Полная свобода выбора. Действовать в полную силу. В полном смысле слова (в подлинном значении слова, действительно). Говорить полным голосом (во весь голос; также перен.: открыто, не скрывая ничего).

Усвоение- англ. adoption; нем. Aneignung. Процесс  приобретения индивидом обществ.-истор. опыта,  в ходе к-рого он овладевает соц. значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми (включая содержательные компоненты человеческого поведения и побудительно-мотивационные). Блум, Бенджамин

Бенджамин Блум

Бенджамин Блум (англ. Benjamin Bloom, 21 февраля 191313 сентября 1999) — американский психолог методов обучения, создатель таксономии Блума.

Биография

Родился в городе Ленсфорд, Пенсильвания. Закончил Пенсильванский университет со степенями бакалавра и магистра в 1935. В 1942 защитил степень доктора в Чикагском университете.

В 1960-е годы выпустил две книги которые развили его теорию, названную таксономией Блума: Стабильность и Изменение человеческих характеристик (Stability and Change in Human Characteristics) и Классификация образовательных целей(Taxonomy of Educational Objectives). В 1965-66 был президентом объединения исследователей просвещения. Теории Блума вскоре были приняты многими учебными заведениями США, однако в дальнейшем, не выдержав большую критику их применение в школах уменьшилось.


Таксономия (от греч. táxis — расположение, строй, порядок и nómos — закон) -   теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т. д.).


Критерии

(греч. criterion) - признак, на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса, мерило такой оценки. Например, К. эффективности характеризует уровень эффективности системы, а К. оптимальности - насколько система близка к оптимальному состоянию.

Оценивание

- 1. определение цены кого-либо-нибудь; 2. установление качества кого-либо-нибудь, степени, уровня чего-нибудь; 3. высказывание мнения, суждения о ценности или значении кого-либо-нибудь.


 Критериальное оценивание - это подход, в рамках которого используются разные виды, формы и методы оценивания и самооценки.









6. Список литературы.


1.Закон Республики Казахстан «Об образовании» 2011.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. –М.:, Педагогика, 1989.

3. Бершадский Б.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.,2003.

4. Караев Ж.А. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях применения компьютерной технологии обучения: диссертация … докт.пед.наук: 13.00.01. -Алматы, 1994г.

5. Кобдикова Ж.У., Теория и практика модернизации педагогической системы обучения на основе технологического подхода, монография, 2010г.

6. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига: Эксперимент, 1999

7. Селевко Г.К., Энциклопедия образовательных технологий, //«Народное образование»: 1т., 2т. -М.: НИИ школьных технологий, 2006.

8. Социологический словарь

9. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

10.Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. -384с.

11. Экономический словарь

12.http://www.testent.ru/news/kriterialnoe_ocenivanie_znanij_shkolnikov_2012_2013/2012-09-08-940


























7. Приложение.

Примеры задач для различных уровней учебных целей

в познавательной области по Бенджамину Блуму.

Знание.

Дайте определение имени существительного.

Когда и где разворачивается действие рассказа и когда в тексте это становится ясно?

На какие две категории можно разделить все живые существа?

Вычислите значение выражения (900-177)/21+8.


Понимание.

Расскажите, что произошло с героями романа после эпизода, изображенного на иллюстрации.

Расскажите коротко своими словами содержание параграфа.

Напишите сочинение с описанием обязанностей президента.

Приведите примеры того, как в рассказе подтверждается, что Даниле не безразличны чувства других людей.

Почему на географических картах используются символы?


Применение.

Составьте предложение с использованием каждого из данных слов.

Найдите площадь класса, в котором вы занимаетесь.

Теперь, когда вы прочли почти весь рассказ, угадайте, чем он закончится.


Анализ.

Какие события в этой истории действительно имели место, а какие выдуманы автором?

Распределите минералы этой коллекции по трем категориям.

По описаниям десяти насекомых определите, к какому семейству относится каждое из них.


Синтез.

Напишите свой рассказ «Му-Му» с позиции собаки.

Напишите данный отчет о событиях теперь в жанре фельетона.

Предложите различные способы решения проблемы озеленения школьного двора.


Оценка.

Сравните двух главных героев поэмы.

Нужно ли требовать от школьников навыков устных вычислений в век недорогих калькуляторов? Почему?

Оправдано ли насилие для исправления несправедливости? Объясните вашу позицию.





Сказка "Колобок".

1. Знание.

- Кто написал эту сказку?

- Почему она называется русской народной сказкой?

- Перечислите главных героев сказки.

- Перескажите содержание сказки.

2. Понимание.

- Кто такой Колобок?

- Из чего он сделан?

- В какой последовательности встречались герои сказки с Колобком?

3. Применение.

- Как бы повел себя Колобок в современных условиях? (Например, если бы он попал в современный город)

4. Анализ

- На сколько частей можно разделить сказку?

- Почему Колобок укатился?

- Почему Колобок попался на хитрость лисы?

5. Синтез.

- Какова главная мысль сказки?

Вспомните, какие ситуации из жизни приближены к содержанию этой сказки?

6. Оценка.

- Вспомните пословицы, подходящие к этой сказке?

- Предположите, что могло бы произойти с Колобком, если бы его не съела лиса?

Сказка Репка

Знание

Назовите главных героев этой сказки7 Что делает каждый герой

Понимание

Почему каждый герой звал на помощь конкретного персонажа?

Расположите в правильной последовательности следующие иллюстрации

Применение

Какие ситуации в реальной  жизни могут встретится

Анализ

Объясните  почему героям сказки удалось вытянуть репку

Синтез

Назовите другие литературные произведения схожие по сюжету

Подберите пословицы к сказке

Оценка

Оцените роль каждого героя

Все  ли дело в мышке

Сказка "Курочка Ряба"

Знание.

1. Назовите героев сказки.

2. Что сделала курочка Ряба?

3. Какое яичко она снесла?

Понимание.

1. Почему курочку называют ряба?

2. Почему плачут дед и баба?

3. Почему яичко разбилось?

Применение.

1. Инсценирование сказки.

- Как плачут дед и баба?

- Как мышка пробежала и разбила яичко7

Анализ.

1. Как менялось настроение героев сказки?

2. Составь картинный план сказки.

3. Как герои нашли выход из создавшейся ситуации?

Синтез.

1. Пофантазируйте, чтобы произошло если бы мышка не разбила яичко?

2. А что бы вы сделали с золотым яичком?

Оценка.

1. С какой целью дед и баба били золотое яичко?

2. Выберите пословицы, выражающие главную мысль сказки.



























Прием "Ромашка Блума".

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Прием "Ромашка вопросов" можно использовать в начальных классах, начиная с 1 класса.

Если мы используем "Ромашку вопросов", можно оставить визуальное оформление. Младшим школьникам нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие "лепестки". Прием "Ромашка вопросов" можно использовать на стадии "Вызова" или на стадии "Рефлексии". Если мы используем этот прием на стадии "Вызова", то вначале просим учащихся сформулировать вопросы, а затем они ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.








































Русский язык. 3 класс.

Тема: Род имен существительных. Изменение имен существительных по числам и падежам.

I. Задания первого уровня направлены на развитие памяти и формирование репродуктивных знаний.

(Оценка 3)

1. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы _______ или __________ называются ____________

Например: _______________

2. Существительные бывают _____________ и ______________ рода

Например: _______________

3. Существительные изменяются по _____________ и по________________. В единственном числе по _________________

4. Сколько падежей в русском языке? _______

Какие? ____________

5. Вставь пропущенные буквы:

Ябл.ко, земл.ника, .зык, т.традь, мес.ц, уржай, п.м.дор, яг.да, п.года, к.рабль, м.л.ток, д.рога, р.бина.

6. Вставь подходящие по смыслу имена существительные, чтобы получился рассказ про зайца.

Этот пушистый … живет в ..

У него длинные ___________, короткий _____ и косые ___________

Сладкая___________ и хрустящая __________ – любимые лакомства __________ . А зимой и горькая __________ хороша.

Маленький ____ всего боится.

Слова для справок: зайчик, уши, глаза, хвост, лес, морковь, капуста, животное, кора, зверек.


II. Задания второго уровня направлены на умение трансформировать репродуктивные знания.

(Оценка 4)

1. Определи род имен существительных: Муравей (…), ружье (…), квартира (…), кастрюля (…), болото (…), магазин (…), платок (…), платье (…), лестница (…).

2. Данные имена существительные напиши во множественном числе:

семья -

соловей-

перо-

в единственном числе:

яблоки -

полотенца -

одеяла -

Подчеркни правильное утверждение:

ножницы – ед, ч.

ножницы – мн. ч.

4. Просклоняй существительное весна. Выдели окончания.

И. _____________________

Р. _____________________

Д. _____________________

В. ______________________

Т. ______________________

П. ______________________

5. Укажи падеж выделенных существительных:

Каждое утро мы ходим в школу ( ). В школе ( ) мы уз-тем много нового. Володя сидит за первой партой ( ). Он положил на парту ( ) свои книги.


III. Задания направлены на усвоение мыслительных операций и формирование продуктивных знаний.

(Оценка 5)

1. Подчеркни существительные, которые употребляются только во множественном числе:

столы, штаны, санки, машины, клещи, ножницы, молоко.

2. Знаешь ли ты, как будет множественное число от слов:

человек-

ребенок -

3. Прочитай и образуй новые слова:

Москва – москвич – москвичка.

Армавир - -

Укажи род записанных существительных.

4. В каких падежах использовал поэт существительные, создавая свой зимний пейзаж?

Зимняя бахрома

На сосне (…) и на березе (…) – бахрома (…). Белой пряжей (…) их запутала зима (…). И оставила распутывать весне (…) Эту пряжу на березе (…) и сосне (…).

Какой падеж отсутствует?

5. Замени одним словом:

Человек, который играет на трубе – ______________

Человек, который выступает в цирке- _______________

Край земли у воды – ____________________









Тема «Полезные ископаемые» 4 класс

I уровень.

1. Как называются горные породы, которые добываются из земной коры и используются для нужд человека?

А) горные породы

В) полезные ископаемые

С) месторождения

D) почва

2. Месторождение – это…

А) добыча полезных ископаемых

В) места залегания полезных ископаемых

С) обогащение полезных ископаемых

D) полезные ископаемые

3. Для добычи полезных ископаемых используют:

А) шахты, карьеры

В) терриконы, отвалы

С) карьеры, овраги

D) балки, шахты

4. К какой группе полезных ископаемых относятся: известняк, песок, гранит, мрамор ?

А) рудные

В) горючие

С) строительные

D) жидкие

5. Выбери названия полезных ископаемых, которые используются как топливо:

А) глина, известняк

В) природный газ, каменный уголь

С) каменная соль, мел

D) песок, мрамор

6. Волокнистая горная порода:

А) асбест

В) фосфорит

С) известняк

D) мел

7. Как называется сплав меди с цинком?

А) бронза

В) латунь

С) свинец

D) руда

8. На карте месторождение руды обозначают:

А) черным квадратом

В) чёрным треугольником

С) красным кружком

D) белым треугольником

II уровень.

9. Назови полезное ископаемое нерудного происхождения:

А) медь

В) железо

С) поваренная соль

D) латунь

10. В каком полезном ископаемом растения составляют основную часть?

А) глина

В) гранит

С) нефть

D) торф

11. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

А) гранит

В) мрамор

С) уголь

D) нефть

12. Металлы получают из:

А) каменного угля, янтаря

В) известняка, торфа

C) железной руды, медной руды

D) мела, жемчуга

13. Перед вами металлический предмет. Он притягивается магнитом. К какой группе металлов он относится?

А) цветные

В) красные

С) чёрные

D) белые

14. Бензин, керосин, лаки, краски, пластмассы, духи, мазут изготавливают из…

А) газа

В) угля

С) торфа

D) нефти

15. С помощью чего было открыто самое крупное Соколовско – Сарбайское месторождение железной руды?

А) поезд

В) вертолёт

С) самолёт

D) автомобиль

16. Чтобы добывать полезные ископаемые, находящиеся глубоко в земле, люди строят…

А) шахты

В) открытые карьеры

С) овраги

D) балки

III уровень.

17. Экологи предлагают: выработанный открытый карьер целесообразно превращать в

А) лабиринт

В) искусственное озеро

С) шахту

D) космический ландшафт

18. В приведенной ниже таблице указаны свойства четырёх полезных ископаемых

Свойство

№1

№ 2

№ 3

№ 4

Чёрного цвета

да

нет

да

да

Хорошо горит

нет

да

да

да

Твёрдый

да

нет

нет

да

Жидкий

нет

да

да

нет


Определи, под каким номером каменный уголь.

А) 1

В) 2

С) 3

D) 4

19. В приведенной ниже таблице указаны свойства четырёх металлов

Свойство

№1

№ 2

№ 3

№ 4


лёгкий

тяжёлый

лёгкий

лёгкий

Цвет

красный

серовато-белый

серебристо-белый

голубовато-серый

Хорошо проводит электрический ток

да

нет

да

нет


Определи, под каким номером алюминий.

А) 1

В) 2

С) 3

D) 4

20. Прочитай текст о полезном ископаемом. Найди несоответствия. Укажи их количество.

Природный газ – это жидкое полезное ископаемое. Добывают попутно с нефтью из-под земли. Природный газ используется при строительстве. На территории Казахстана природный газ не добывается. Условное обозначение на карте – чёрная вышка.

А) 1

В) 2

С) 3

D) 4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20


В

В

А

С

В

А

В

В

С

D

D

С

С

D

С

А

В

D

С

D












































Таксономия мыслительных умений Блума (глаголы действия)

Таблица описывает специфику каждого уровня, а также действия, посредством которых реализуется соответствующие умения, как с позиции учителя, так и с позиции учащегося.

Уровень

Определение

Что делает учитель

Что делает учащийся

Какие ключевые термины используются для побуждения учащихся

Знание

Определение и отбор информации

Рассказывает, показывает, направляет

Воспринимает, запоминает, распознает

Перечислите, запомните, назовите

Понимание

Понимание предоставленной информации; формулирование проблемы собственными словами

Сравнивает, противопоставляет, демонстрирует

Объясняет, преобразовывает, демонстрирует

Обсудите, определите, расскажите

Применение

Использование понятий в новых ситуациях

Наблюдает, помогает, критикует

Решает проблемы, демонстрирует знания

Примените, вычислите, измените, выберите, классифицируйте, завершите, продемонстрируйте, обнаружьте, инсценируйте, задействуйте, исследуйте, проведите эксперимент, проиллюстрируйте, интерпретируйте, модифицируйте, оперируйте, потренируйте, соотнесите, спланируйте, покажите, сделайте набросок, решите, используйте

Анализ

Разбиение информации на связанные части

Направляет, исследует, информирует

Разделяет, обсуждает, раскрывает

Проанализируйте, оцените, сгруппируйте, вычислите, категоризируйте, классифицируйте, сравните, свяжите, противопоставьте, критикуйте, обсудите, дифференцируйте, различите, разделите, исследуйте, проведите эксперимент, объясните, выведите, упорядочьте, усомнитесь, соотнесите, выберите, разделите, проверьте

Синтез

Компиляция информации

Обобщает, оценивает, рассуждает

Обобщает, формулирует, планирует

Сгруппируйте, соберите, скомбинируйте, составьте, создайте, разработайте, сформулируйте, обобщите, объедините, придумайте, модифицируйте, организуйте, спланируйте, подготовьте, предложите, перегруппируйте, перепишите, установите, замените

Оценка

Оценивание на основе критериев

Уточняет, допускает, гармонизирует

Дискутирует, оценивает, выбирает

Докажите, выберите, сравните, сделайте вывод, убедите, решите, обоснуйте, объясните, измерьте, предскажите, проранжируйте, порекомендуйте, выделите, суммируйте, поддержите, проверьте, оцените


30




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мини – проект Тема: «Теория полного усвоения Б.Блума. Критериальное оценивание»

Автор: Евдошенко Анна Евгеньевна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125583


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства