Программа «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ» имеет научно-техническую направленность, является модифицированной и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий.
Возраст учащихся с 13 до 15 лет. 7-9 классы.
Особенности набора детей. Для зачисления в группу, специальных знаний и подготовки не требуется, зачисляются все желающие, имеющие творческие наклонности.
Режим работы. Модифицированная программа «Основы фотографии» рассчитана на один год обучения, с 4-х часовой нагрузкой в неделю, 16 часов в месяц, за учебный год 144 часа.
Режим работы группы в течение года постоянен. Занятия проводятся ежедневно по 1 часу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модифицированная программа "Основы фотографии".»
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«В эру, перегруженную информацией,
фотография предоставляет единственную
быструю возможность понять
что-либо и самую компактную и
честную форму для его запоминания.
Фотография подобна цитате,
меткому замечанию или пословице».
Сьюзан Зонтаг
1. Актуальность.
Программа «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ» имеет научно-техническую направленность, является модифицированной и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий.
Актуальностьи педагогическая целесообразность разработки и реализации данной программы вызваны необходимостью внедрения новых идей, принципов, педагогических технологий. Программа базируется на использовании современной техники, свободного программного обеспечения, что имеет значительные творческие перспективы и предусматривает изменение свойств и качеств личности обучающегося в соответствии с целями и задачами программы. В процессе фотосессий, сканирования, обработки фотографий дети изучают работу фототехники, сохраняют историю с помощью современных методов работы с фотографией.
В последние годы фотография развивается всё интенсивнее, с ней мы встречаемся ежедневно: домашние фотоальбомы, альбомы друзей, виртуальные фотоальбомы, репортажи в иллюстрированных изданиях, журналах, рекламные буклеты, выставки современного искусства и многое другое.
С помощью фотографии ведется летопись страны и каждой семьи. Можно и не вспомнить большинство событий, происходящих каждый день, но если эти события сфотографировать, то будет совсем наоборот. В отличие от воспоминаний, которые блекнут и исчезают со временем, фотографии остаются неизменными. В настоящее время фотография является широко доступной, как никакой другой вид визуального искусства, и в то же время, именно фотография имеет средства и возможности научить изобразительному мышлению.
Благодаря современной технике и прогрессу фото очень плотно вошло в нашу жизнь, мы привыкли, что у нас под рукой практически всегда телефон, «культ фотографии» - селфи наблюдается повсеместно: и взрослые, и дети – все пытаются запечатлеть яркие моменты окружающего мира. Это на первый взгляд бесполезное стремление все фотографировать необходимо направить в нужное русло, и оно непременно даст результат.
Фото кружок – это не только интересное занятие для ребят, но и способ воспитания в них любви к Родине, чувственного восприятия действительности, художественного вкуса, культуры. Использование фотографий родных мест, сделанных руками ребят, очень актуально на уроках общеобразовательной программы: на истории, краеведении, биологии, географии и в рамках экологического воспитания школьников.
Значительный вклад кружок может внести в воспитательную деятельность школы. На сегодняшний день практически каждый конкурс районного или краевого уровня содержит в себе номинацию «Фоторабота». А умение правильно построить композицию – это уже половина успеха.
В школе, проводится большое количество общешкольных и классных мероприятий, и каждое из них – это один из многих дней, которые будущие выпускники будут вспоминать как лучшие в школе. Как правило, такие мероприятия пытается запечатлеть один человеком, ответственный за фотосъемку в школе. Но часто, за кадром остаются самые интересные моменты повседневной жизни учеников: на уроке, на перемене, на каникулах. Для того чтобы не упустить их из повседневной жизни ребят, необходимо назначить в каждом классе человека ответственного за фотосъёмку, лучшей кандидатурой будут сами ученики, которые будут фотокорреспондентами. Особенности данной программы в том, что она не ограничивает детей в мыслях и возможностях, дает развиваться самостоятельно творчески, используя новые, нестандартные пути решения.
2.Новизна.
Новизна программы и её отличительные особенности от подобных предметных программ заключается в расширении знаний, умений и навыков обучающихся, открывает новые возможности деятельности юных фотографов посредством использования цифровой фотоаппаратуры и компьютерной техники, позволяющей сохранить архивные и любительские фотографии, создать фото архивы, в том числе и семейные. Россия – страна с давними фотографическими традициями. Трудно представить себе семью без фото архивов и жизнь без фотографии и кино.
3.Цели и задачи.
Цель данной программы - развитие творческих технических и художественных способностей детей, с учетом индивидуальности каждого, посредством изучения фотодела и компьютерной обработки фотографий.
Задачи:
Образовательные обучить детей:
основам техники безопасности при работе с фотоаппаратурой, компьютером, сканером, принтером;
основным сравнительным параметрам фотоаппаратуры, ПК и др. техники;
работе с цифровым фотоаппаратом и другой техникой: ПК, сканером, принтером;
приемам проведения фотосъемки, цифровой обработки изображений, подготовки их к фотопечати;
различным жанрам художественной фотографии и их специфики;
умениям компьютерной обработки фотограмм из архива, архивированию снимков в серию, коллажи на определенную тематику;
технологии цифровой обработки фотографий с элементами дизайна, созданию слайд-шоу;
технике сканографии;
работе в компьютерных программах свободного программного обеспечения, позволяющих обработку и архивирование фотографий.
Воспитательные
содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи.
воспитать эстетический вкус;
осуществлять поддержку школьного Web-сайта.
Развивающие
развить творческой и познавательный интерес обучающихся к фотоделу;
развить познавательную активность, самостоятельность и инициативность обучающихся;
развить смекалку, изобретательность, любознательность и интерес к фототехнике;
развитие дизайнерских способностей учащихся;
привитие вкуса к исследовательской деятельности;
формирование представлений о фотографии как об искусстве;
понимание значимости фотографии для общества.
В процессе обучения используются такие формы проведения занятий, как рассказ, беседа с элементами визуализации, дискуссия, практические работы. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера. В процессе обучения используются фото- и видеоматериалы, материалы Интернет-ресурсов.
4. Краткие сведения о коллективе.
Психолого-педагогическая особенность. Статус, вид группы – профильный; состав группы постоянный – 3-5 человек; используется групповая форма занятий. Организация обучения на добровольных началах: дети – родители (законные представители) – воспитатели.
Возраст учащихся с 13 до 15 лет. 7-9 классы.
Особенности набора детей. Для зачисления в группу, специальных знаний и подготовки не требуется, зачисляются все желающие, имеющие творческие наклонности.
Режим работы. Модифицированная программа «Основы фотографии» рассчитана на один год обучения, с 4-х часовой нагрузкой в неделю, 16 часов в месяц, за учебный год 144 часа.
Режим работы группы в течение года постоянен. Занятия проводятся ежедневно по 1 часу.
навыками работы с цифровым фотоаппаратом, сканером, принтером;
знаниями по области применения в быту и основным сравнительным параметрам фотоаппаратуры;
знаниями по основам техники безопасности при работе с фотоаппаратурой, компьютером, сканером, принтером;
умениями по проведению фотосъемки, цифровой обработкой изображений, подготовке их к фотопечати;
умениями и навыками по передаче снимков на ПК разными способами;
технологией по цифровой обработке фотографий с элементами дизайна;
умениями создания слайд-шоу.
В течение 1-го года обучения также получат развитие личностных качеств обучающихся:
познавательного интереса к фотоделу;
познавательной активности, самостоятельности и инициативности;
смекалка, изобретательность, любознательность и интерес к фототехнике;
эстетический вкус;
отзывчивость, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Итоги реализации программы подводятся в конце учебного года на отчетной выставке работ, а также по результатам участия воспитанников в фотовыставках и конкурсах, фестивалях.
6. Формы контроля освоения программы.
Оценка знаний проводится дифференцированно, с учетом возраста, с тем, чтобы соблюдался гуманистический подход и свободное развитие личности.
Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля: организация фотографических выставок «Остановись мгновение» о проведенных общешкольных мероприятиях. Тематические фотовыставки. Использование фотографий как наглядных материалов на стендах школы-интерната, в докладах и рефератах учащихся, в работе воспитателей и учителей.
Для проверки умений и навыков оценивается выполнение практических заданий и результаты участия в выставках и конкурсах (районных, краевых, российских и международных).
Для определения степени достижения целей обучения, уровня формирования знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения используется периодический, итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью опросов и демонстрационных тематических школьных выставок.
7. Литература:
Тучкевич Е. И. Самоучитель Adobe Photoshop CS5. — СПб.: БХВ Петербург, 2011. — 496 с.: ил.
Ефремов Александр - "Секреты RAW. Профессиональная обработка", Питер, 2008 год.
Лапин Александр - "Фотография как...", Московский университет, 2003год.
Питер Коуп – «Азбука фотосъемки для детей: Цифровые и пленочные камеры», Арт-Родник, 2006 г.
Видеоуроки : Adobe Photoshop CS5. Уровень 1. Растровая графика для начинающих, Adobe Photoshop CS5. Уровень 2. Обработка цифровых фотографий, Adobe Photoshop CS5. Уровень 2. Профессиональная ретушь, Adobe Photoshop CS5. Обучающий видеокурс.
Беленький, А. Фотография. Школа мастерства. СПб.: Питер, 2006
Клейгорн М. Портретная фотография. Ракурс, свет, настроение, атмосфера. Искусство работы с моделью. Под ред.А. Лапина. М.: Эксмо, 2005
Клиновский В.И. Искусство позирования для моделей и фотографов/Практ. рук-во – М.: Издат. дом «Ниола 21-й век», 2005 – 124 с.: ил.
Лапин А.И. Плоскость и пространство или жизнь квадратом. М.: Л.Гусев, 2005 – 160 с.: ил.
Фрост Ли, 50 фотопроектов. Новые идеи для творчества. М.: АРТ-РОДНИК, 2009 – 160 с.
Хеджкоу Д. Как делать фотографии Нi-класса: Практическое рук-во. – М.: «Омега», 2004 – 160 с.: ил.
Цифровая фотография с нуля: учебное пособие/под ред. Д. Томсона. – М.: Лучшие книги, 2006 – 272 с.: ил.
Для родителей и детей:
Adobe Photoshop СS: Официальный учебный курс. М.: Изд-во ТРИУМФ, 2004 – 576 с.
Беленький, А. Фотография. Школа мастерства. СПб.: Питер, 2006
Буш Д. Цифровая фотография и работа с изображением. М.: Кудиц-Образ. 2004 – 292 с.
Кораблев Д. Фотография. Самоучитель для моделей и фотографов. – 2-е изд. СПб.: Корона принт, 2004 – 464 с.: ил
Кузнецов Д. Художественная фотосъемка горных пейзажей. М.: 2007 – 16 с.
Марр, Д. Секреты фотосъемки в простых примерах/Д. Марр, пер с англ. А.В. Банкрашкова. – М.: АСТ: Астрель, 2007 – 126 с.
Стори Д. Цифровая фотография. Трюки. 100 советов и рекомендаций профессионала. СПб,: Питер, 2005 – 284 с.: ил.
Фрост Ли, Ночная и вечерняя фотосъемка – М.: АРТ-РОДНИК, 2007
Хеджкоу Д. Как делать фотографии Нi-класса: Практическое рук-во. – М.: «Омега», 2004 – 160 с.: ил.
Цифровая фотография с нуля: учебное пособие/под ред. Д. Томсона. – М.: Лучшие книги, 2006 – 272 с.: ил.
Ядловский А.Н. Цифровая фотография. Полный курс. М.: АСТ: Мн.: Харвест, 2005 – 304 с.
Приложение № 1
Словарь ключевых терминов:
Аберрация.
Оптическое несовершенство фотообъективов, приводящее к ухудшению качества изображения.
Байонет.
Система крепления объектива к фотоаппарату. Включает в себя механический поворотный разъем и систему электрических контактов для обмена данными между фотоаппаратом и объективом.
Баланс белого.
Так называется функция цветокоррекции первоначального изображения, применяемая для обеспечения одинаковой цветопередачи при различных источниках освещения объекта съемки.
Бленда.
Специальный кожух, который крепится на объектив с помощью резьбы или с помощью специального байонетного крепления. Используется для отсечения боковых лучей света. Позволяет избавиться от "паразитных засветок.
Видоискатель.
Оптическое устройство для компоновки кадра, позволяющее видеть то, что будет снято фотокамерой.
Глубина резкости.
Диапазон расстояний, в пределах которых все объекты на фотографии получаются резкими.
ЖК-дисплей.
В фотокамерах является экраном, используемым для просмотра записанных снимков, а также в качестве видоискателя большого формата.
Карта памяти, Флэш-карта.
Электронные носители, хранящие информацию.
Колорит.
Характер взаимосвязи всех цветовых элементов фотографии.
Контраст.
Разность максимальной и минимальной оптических плотностей в фотоизображении.
Матрица (сенсор).
Устройство (пластина) запоминает картинку - выполняет в цифровых фотокамерах роль фотопленки.
Макросъемка.
Возможность снимать предметы в непосредственной близости к объективу.
Мегапиксель.
Один миллион пикселей. Одна из основных характеристик цифровых камер.
Меню управления.
Состоит из 9 групп, в каждой из которых спрятались по дюжине функциональных элементов.
Объектив.
Система оптических линз, помещенных в специальную оправу. Этот узел формирует изображение и передает на матрицу или пленку ту картинку, которую хочет увидеть фотограф.
Оптический зум.
Позволяет приближать объекты за счет передвижения линз внутри объектива.
Палитры инструментов.
Содержат всю необходимую информацию по настройке параметров используемых инструментов.
Панель инструментов.
Расположены все основные элементы работы с изображениями.
Перспектива.
Изменение цветов и тонов предметов, обусловленное расстоянием между объектами и наблюдением.
Пиксель.
Обозначают крошечные точки, которые содержат информацию.
Резкость изображения.
Степень отчетливости точек, контуров, деталей оптического изображения.
Светофильтр.
Оптическое приспособление, его "навинчивают" перед передней линзой объектива.
Слой.
Отдельный фрагмент изображения, имеющий свои границы.
Фокусное расстояние.
Характеристика объектива. Определяется как расстояние между оптическим центром линз и фокальной плоскостью камеры при фокусировке объектива на бесконечность.
Цветовая температура.
Температура, при которой абсолютно черное тело излучает свет такого же спектрального состава, как рассматриваемый свет.
Цветовой тон.
Оттенок цвета, обозначается такими терминами, как "желтый", "зеленый", "синий" и т. д.
Штатив.
Специальное приспособление, позволяющие жестко зафиксировать и обеспечивать неподвижность камеры во время процесса съёмки.
Экспозиция.
Реально установленные параметры камеры и светочувствительности при фотосъемке.