Педагог - профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители. Коллеги по работе. Общество предъявляет большие требования к педагогу.
«Поставить на крыло» - вот главная задача педагога и родителей. Зародить интерес, показать направление - эта трудная работа и называется воспитанием. Когда у ребенка есть крылья, педагог может надеяться, что он найдет свое место в жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Моя педагогическая философия или Я »
Моя педагогическая философия или Я - концепция.
«Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, педагогу надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний».
В.А. Сухомлинский.
22 года прошло с тех пор, как я переступила порог школы и впервые произнесла: Здравствуйте ребята! Меня зовут Анжела Михайловна. Как недавно это было! Навсегда запомнились глаза тех, первых - в них читались самые разные чувства. А больше всего «плескалось» ожидание. Чего? С тех самых пор каждый день передо мной встает этот вопрос - что я могу дать детям? Чему научить? И в разные периоды своей педагогической деятельности я отвечал на этот вопрос по-разному.
Уже столько лет работаю педагогом, а сформулировать свою педагогическую философию коротко и ясно мне не просто. В основе ее, конечно же, лежит мое отношение к детям. Ведь каждый из них, прежде всего, личность, имеющая право на свое мировоззрение, свое миропонимание. А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как этого достичь?
Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, « только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший педагог всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои навыки другим
Поэтому снова ищу, пробую, ошибаюсь и включаюсь в работу, эксперемэксперементы
эксперименты эксперименты.
Нахожу новые формы работы, потому что хочу, чтобы мои последующие занятия отличались от предыдущих.
Мне, кажется, что я уже нашла свой « золотой ключик» - это знаменитое
«со»:
со - трудничество, со - творчество, со - понимание, со - чувствие.
А, главное, нет диктата. Вместо него совместный поиск, взаимоуважение. И тогда занятия становится процессом сотворчества педагога и учащего, приносящим удовольствие обоим. Он всегда разный, в нем нет шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Это всегда живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняясь высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию воспитанника. Самые лучшие занятия, когда мои воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения. Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего занятия.
Как библейская истина звучат для меня слова, сказанные В. О. Кольцовым:
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаещь». Мне повезло: я преподаю самый увлекательный, самый интересный, вид деятельности, который нельзя не любить.
Какие они все разные - мои воспитанники: одному нужно поговорить, другому - интересное задание, а третьему - всего лишь добрый взгляд, поощрение, признание. Поэтому для меня, педагог, главное - позволить каждому быть собой, не подавлять того, кто хочет быть другим, сберечь «неповторимую прелесть индивидуальности».
Моя педагогическая философия - научить детей верить в себя! А добиться этого можно только благодаря СОТВОРЧЕСТВУ педагога и ученика. Отсюда мои педагогические заповеди:
верь в своего воспитанника;
понимай и принимай его таким, какой он есть;
уважай в каждом ребенке личность, но будь требователен;
искренне разделяй с ним удачи и огорченрм.
и требования к себе:
будь открытым к детям, терпимым к ним; ищи в них, прежде всего - лучшее;
вдохновляй своих учеников на добрые поступки. Цель добра начинается с малого- с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает многих людей;
возбуждай жажду познания;
дай своему ученику возможность гордиться собой.
И мне очень близки слова В.А.Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир - его радость, беду, несчастье, горе». Чувство радости овладевает мною, когда вижу, что мои воспитанники меняются на глазах, становятся другими, будто у них выросли крылья. Растет pdc умственный потенциал, упорство, сообразительность и дружба.
Основными нравственными ценностями моей педагогической философии прежде всего являются такие категории, как справедливость, честность, доброта, трудолюбие, любовь. Ориентиром нравственного воспитания для меня является положение И. Канта: «Поступай так, как желал бы, чтобы поступали все люди».
Важную свою задачу вижу в том, чтобы зажечь в ученике естественное желание познавать. Стараюсь так организовать обучение и воспитание, чтобы детей влекли не сами знания, а процесс, в котором происходить их усвоение.
Через творческую деятельность воспитанник стремится не только удовлетворить свои познавательные потребности, но и утвердиться в социальной сфере. Нет детей неталантливых. Нет детей неспособных - вот почему необходимо разнообразить виды деятельности на занятиях. Это поможет выявить сильные стороны личности и, развивая их, сформировать положительную Я - концепцию.
Престиж педагога складывается из его общей культуры и профессиональной компетентности, которые постоянно надо подпитывать. Совершенствоваться в первую очередь должен сам педагог. Повсеместная компьютеризация, увеличение информационного потока, применение новых технологий - все это реалии сегодняшнего дня.
Педагог - профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители. Коллеги по работе. Общество предъявляет большие требования к педагогу.
«Поставить на крыло» - вот главная задача педагога и родителей. Зародить интерес, показать направление - эта трудная работа и называется воспитанием. Когда у ребенка есть крылья, педагог может надеяться, что он найдет свое место в жизни.
Я счастлива. Получаю большое удовлетворение от работы с детьми. В чем мое счастье? В том, что я педагог. «Но разве это счастье?»- спросите вы. Да, истинное счастье. Но ведь времена изменились, - скажете вы. - Педагог утратил статус хранителя истины. Он всего лишь бюджетный работник образования. Профессия мало оплачиваемая и непристижная». Может быть, вы, по- своему правы. Но думаю, что прав и Платон, еще в пятом веке до н.э. изрекший: «Государственная должность... состоящая во всевозможном попечении о воспитании мальчиков и девочек... эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве».
Течет время. Новый XXI век полновластно вошел в нашу жизнь. Что несет он моим воспитанникам? Что ждет их на дороге жизни? Сказать трудно, практически невозможно. Да и не стоит, наверное, гадать.
Важно лишь одно, пусть моя любовь согреет их в трудную минуту, пусть знания, мною данные, помогут обрести место в жизни, пусть человеческие качества, привитые мною, помогут выстоять и победить.
«Занятия окончено», - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что занятие мое будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Выпуская ребят, я всегда думаю о том, стали ли мои занятия для них проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма.
И вот уже мои выпускники, взрослые люди, приходят в школу, рассказывают о своих достижениях. Некоторые из них продолжают моё дело.
Ааа
а
ААаа
А это значит - урок продолжается, и закончить хочется словами Г. Галилея: «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе».