kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музей в классе. Из опыта работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МУЗЕЙ КЛАССА В КУРСЕ «ИСТОКОВ» И ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы»

МУЗЕЙ КЛАССА В КУРСЕ «ИСТОКОВ» И ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Кырма Ольга Григорьевна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

МБОУ «Явенгская школа»,

Основная идея школьного курса «Истоков» - приобщение современных школьников к традиционной народной культуре и ее ценностям. В центре курса - традиции как важнейший механизм сохранения и сбережения культурных универсалий, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Этнокультурное образование ставит задачу увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

Особенно привлекает и то, что предмет позволяет ребёнку стать активным участником процесса. Он может попробовать себя в разных видах деятельности: это работа в парах, группах, в ресурсном круге. А так же детям очень нравятся совместные занятия с родителями.

Мой многолетний опыт преподавания «Истоков» в общеобразовательной школе показывает, что классный краеведческий музей «В крестьянской избе» является важным звеном в расширении познаний в области этнографии. Знакомство школьников с историей, религией, традиционной культурой, особенностями менталитета различных национальностей России, более полно осуществляется через музейные уроки в курсе «Истоков». Традиции народа - это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, то, что в конечном итоге хранит человек от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору.

За 15 лет мною накоплен большой материал по этнографии. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Наблюдая за детьми около экспонатов музея, я пришла к выводу, что новое поколение учеников идет в музей не только для того, чтобы увидеть коллекцию экспонатов, интересную экспозицию, старинные костюмы, но и услышать для себя полезную информацию, принять активное участие в беседе, провести исследование, узнать, как жили наши предки.

Я вижу особую необходимость связывания преподавания «Истоков» на материале местного социума - сохраняемой земляками, сельскими жителями атмосфере деревенского уклада жизни. Большинство школьников имеют свои «родовые корни» в селах и деревнях, но к великому сожалению многие взрослые, тем более дети почти ничего не знают об истории и традициях своей малой родины. А ведь большое значение в духовно-нравственном воспитании имеет преемственность поколений.

Связующим звеном между учеником начальных классов и музеем Русского быта в нашем классе является музейный урок. Музейные уроки, рассчитанные на данную возрастную категорию детей, направлены на систематизацию уже имеющих знаний, на их углубление и правильную интерпретацию. Музейный урок организую с целью приобретения учащимися знаний по определенной учебной программе или же с целью закрепления и углубление знаний, полученных на обычном уроке. При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный источник знания.

Я считаю, что эффективность проведения урока «Истоки» в музее определяется специфической для музея предметной интерпретации общественных явлений и процессов, способствующей формировать у учащихся новые представления и понятия, а также систематизировать и расширять знания, имевшиеся ранее. Музейная среда стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствуют всестороннему их развитию, а наличие незнакомых предметов вызывают чувства удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации. Большое значение имеет феномен узнавания - подкрепление имевших знаний о событиях и явлениях впечатлениями о предметах, документирующих эти события и явления. Это способствует развитию навыков предметного видения, превращению абстрактных знаний в конкретные. Урок в музее помогает, активизирует в равной степени и сильных, и слабых учеников, так как создает возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации.

На протяжении всей педагогической деятельности приобщаю младших школьников к собиранию предметов материальной культуры прошлого. В 2002 году наша коллекция стала основой собственного музея в классе – этнографического уголка «В крестьянской избе». Многие экспонаты музея принесли дети, они бережно хранились бабушками и дедушками.

Основные направления деятельности музея: информирование, развитие творческих начал, обучение, общение, отдых. Уроки, которые я провожу на базе школьного музея, имеют определенную систему фольклорных жанров: народный календарь, народный быт, устное народное творчество, детский фольклор, музыкальный фольклор, традиционные промыслы, народный театр. Например, при изучении темы «Круглый год», составляли книжки по временам года.

Методы, используемые мною в работе с детьми, объединяю в две большие группы:

1. Методы по преимущественному источнику знаний (словесный, наглядный, практический, метод познавательных игр, метод инсценизации, метод погружения в прошлое, его реконструкция.) Например, детям очень понравилась старинная игра «Лодыжки», они играют и на переменах.

2. Методы по характеру мыслительной деятельности и познавательной активности (объяснительно-иллюстративный, информационно-рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения, исследовательский).

Опыт показывает, что лучше всего дети начинают понимать прошлое, погружаясь в него, совершая как бы мысленно путешествие в прошлое. Во время таких путешествий вместе с ребятами я не ограничиваюсь лишь музейными предметами. Дети представляют в своем воображении мир глазами человека иного времени - древнего человека, знатного дворянина, бедного крестьянина или богатого купца. Учащиеся учатся представлять, как выглядели в этом мире дома, что в них было и чего не было, как их герои относились к явлениям природы, к солнцу или к ветру, какие у них были представления о прошлом и будущем.

Метод инсценизации помогает моим детям создавать образ какого-либо героя, принимать на себя его роль. Исполнение той или иной роли означает подчинение системе правил, действие по правилам, которым следует герой. Этот метод может принимать различные формы: заранее подготовленный диалог, дискуссия на определенную тему, театральное воспроизведение событий. В народном диалоге отражены разнообразные житейские ситуации, зачастую они веселые, шутливые и в то же время назидательные. Речь в диалогах используемых мною,- это путь к вечным истинам: люби своих родителей; будь трудолюбивым, а не лентяем; будь смелым, а не трусливым; будь находчивым; будь доброжелательным и другие.

Для активности познавательной деятельности школьников стремлюсь, чтобы не только этнографическая информация была интересна детям, но и сам процесс ее получения. Для этого необходима тщательная разработка тем музейных уроков, на основе календарно-тематического планирования, а также практических материалов-листков активности, имеющих большое значение для закрепления пройденного материала.

Темы музейных уроков по «Истокам» распределила по следующим направлениям: история родного края, быт, обычаи, праздники различных социальных групп, народные промыслы: гончарное, кузнечное, ткачество, церковь, ее праздники и традиции, экологическое образование.

Для того, чтобы собрать все экспонаты классного музея, понадобилось повидать множество людей и обойти близлежащие деревни. Мы узнали воочию, что такое прялка, швейка, чугунный утюг, скалки, веретёна и многие другие предметы. Девочки, участницы кружка, приняли участие в конкурсе «Северная деревня в экспозиции школьного музея» и были отмечены дипломами лауреатов. Творческие работы создавались на основе экспонатов классного музея. Темы были такими: «Убранство крестьянской избы», «Мир старинных игр», описывали старинную игру «в лодыжки», которой увлечены все участники кружка и другие дети, играющие на переменках. А также выполняли работу по теме: «Традиции ткачества на Русском Севере». Эта тема нам близка особенно, так как многие ребята заинтересовались именно ткачеством. Несколько лет назад мы решили собрать в классе настоящий ткацкий станок и научиться ткать деревенские половики. Начался поиск отдельных предметов, которые составляют ткацкий станок. Мы обошли все дома, в которых, предположительно, у старушек могут быть остатки ткацкого станка. Бабушки с удовольствием помогали, чем могли, давали полезные советы. По маленьким крупинкам в нашем классе стало расти произведение старины, и через несколько месяцев кропотливой работы ткацкий станок (кросна) занял своё место рядом с уголком краеведения. А 19 декабря 2008 года в нашей школе торжественно открылась Школа традиционной культуры.

Мы с интересом наблюдали, как вырастали «кросна». Дети освоили очень многие операции, которые необходимы для подготовки кросен к работе. А когда станок был готов, все дети хотели попробовать процесс ткачества. Получилось, конечно, не у всех. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что мои ученики, которые прикоснулись к истокам традиционной народной культуры, многое узнали о жизни наших предков и это обязательно пригодится в их дальнейшей жизни. Формирование духовных ценностей детей основано на преемственности традиций, народного духа, коллективизма, любви к малой родине. Для меня музейный урок и курс «Истоков» - творческая мастерская, направленная на развитие личности, воспитание культуры младшего школьника.





Просмотр содержимого презентации
«Музей»

Музей класса в курсе «Истоков» и приобщении детей к традиционной народной культуре Учитель начальных классов МБОУ «Явенгская школа» Кырма О. Г. высшая квалификационная категория

Музей класса

в курсе «Истоков» и приобщении детей к традиционной народной культуре

Учитель начальных классов МБОУ «Явенгская школа» Кырма О. Г.

высшая квалификационная категория

Родительское собрание, проведённое в форме ресурсного круга Урок истоков по теме: Икона «Живоначальная Троица» в 5 классе.

Родительское собрание,

проведённое в форме ресурсного круга

Урок истоков по теме:

Икона «Живоначальная Троица»

в 5 классе.

Работа в группах и парах, на уроке «Истоки»

Работа в группах и парах,

на уроке «Истоки»

Интерьер уголка крестьянской избы – необходимый фон для проведения урока «Истоки», занятий совместно с родителями на социокультурной основе. Урок «Истоки», по теме:«Родословная», совместно с родителями.

Интерьер уголка крестьянской избы –

необходимый фон для проведения урока «Истоки», занятий совместно с родителями на социокультурной основе.

Урок «Истоки»,

по теме:«Родословная»,

совместно с родителями.

Я бы хотела на швейке вышивать. Я, как мастер, хотел бы масло взбить. И в зыбке деточку качали. Так раньше избы освещали.

Я бы хотела на

швейке вышивать.

Я, как мастер,

хотел бы масло взбить.

И в зыбке деточку

качали.

Так раньше избы

освещали.

Без пряслица и прялки нам нитку не скрутить…

Без пряслица и прялки нам нитку не скрутить…

Игра в лодыжки – любимое занятие детей на переменах.

Игра в лодыжки –

любимое занятие детей

на переменах.

Старинный русский обычай «Колядки» Инсценировка «Сказки о Царе Салтане…»

Старинный русский

обычай «Колядки»

Инсценировка «Сказки

о Царе Салтане…»

Тема: «Щит и меч» Инсценировка «Три богатыря» Тема: «Как рубашка в поле выросла» Три девицы под окном…

Тема: «Щит и меч»

Инсценировка «Три богатыря»

Тема:

«Как рубашка в поле выросла»

Три девицы под окном…

За ткацким станком – ученица 3 класса Костенко Надя

За ткацким станком – ученица 3 класса Костенко Надя

Наши явенгские  половички

Наши явенгские половички

Тюрик и берда Главная заготовка – разноцветные клубочки Челнок с чивцей

Тюрик и берда

Главная заготовка –

разноцветные клубочки

Челнок с чивцей

Работы девочек на конкурс: «Северная деревня в экспозиции школьного музея»

Работы девочек на конкурс:

«Северная деревня

в экспозиции школьного музея»

Открытие школы традиционной культуры

Открытие школы традиционной культуры


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музей в классе. Из опыта работы.

Автор: Кырма Ольга Григорьевна

Дата: 10.02.2017

Номер свидетельства: 390342

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Из опыта работы "Применение современных образовательных технологий" "
    ["seo_title"] => string(76) "iz-opyta-raboty-primienieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "108923"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403941040"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Из опыта: "Работа с родителями в условиях реализации ФГОС""
    ["seo_title"] => string(53) "izopytarabotasroditieliamivusloviiakhriealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "259909"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448864775"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Перспективный план работы старшего воспитателя ДОУ "
    ["seo_title"] => string(57) "pierspiektivnyi-plan-raboty-starshiegho-vospitatielia-dou"
    ["file_id"] => string(6) "243905"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445853632"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс ( Система Л.В.Занкова) "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-1-klass-sistiema-l-v-zankova-1"
    ["file_id"] => string(6) "129465"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415714109"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса "Школа России" Неменская Л.А."
    ["seo_title"] => string(93) "tiematichieskoieplanirovaniiepoizobrazitielnomuiskusstvudlia2klassashkolarossiiniemienskaiala"
    ["file_id"] => string(6) "332734"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1465138955"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства