Организационный |
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очень интересное занятие. Мы будем слушать сказку, выполнять интереснейшие задания, которые отличаются от привычных нам заданий, которые мы выполняем на уроках.
Ребята, послушайте, какую я сегодня приготовила для вас сказку.
|
Дети сидят за своими столами. |
Авторская сказка «Про Ежика» В некотором царстве, в некотором лесном государстве жил ежик… Был он такой маленький, маленький, но такой нетерпимый… Его раздражали все: беспокойные сороки, веселые белочки, шумные барсучата. И вот однажды утром он подошел к зеркалу, а там такое…. (злой еж) Ежик, сломя голову побежал к сове. - Тетушка сова, тетушка сова, - прорыдал еж, - что это со мной? Сова – ха – ха, чего ты удивляешься, ты был таким всегда, когда ругался и топал ногами на других зверей. -Мне не смешно, - обиделся ежик. - Это результат твоей нетерпимости к другим. Ты своим злым поведением разбудил в себе страшного и ужасного зверя! Что же делать? – заплакал ежик. - Не плачь, я постараюсь тебе помочь. Я назначаю тебе: успокаивающие ванны, лечебные пиявки и зарядку для лица. - Что за зарядка, спросил ежик? Просыпаешься утром и улыбаешься. Умываешься – улыбаешься. Завтракаешь – улыбаешься. Встречаешь белочек, барсучат или других зверей и им улыбаешься. А поможет? Конечно. Главное, чтобы ты научился быть терпимым к другим зверям. Научись относиться с уважением, добротой и любовью к другим жителям леса. Я постараюсь! – сказал ежик. И вот через некоторое время по лесу бегал веселый, задорный ежик с которым все хотели играть. |
Основной |
Педагог: Понравилась вам сказка? О каких героях говорилось в этой сказке? Почему ёжик плакал? Что посоветовала тетушка сова чтобы помочь главному герою? А как вы считаете действительно ли важно чтобы человек улыбался окружающим?
Молодцы, правильно. Мальчики и девочки, кто знает какая тема нашего занятия? -Все верно. Тема нашего с вами занятия – толерантность. Ребята, кто-нибудь раньше встречался с этим слово? Кто-нибудь знает, что оно означает?
Толерантность – означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Она необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.
-Скажите, а человек может быть толерантным? Какими качествами должен обладать толерантный человек? Толерантный человек способен понять и простить людей, он с уважением относиться к чужим привычкам, чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей. -Скажите в чём может проявляться толерантность в учебное время по отношению со сверстниками, учителями? Посмотрите на правила толерантности:
Давайте обсудим их. Какими нам предлагают быть правила толерантности?
Ребята, кто может мне сказать, что такое «Сочувствие»? Сочувствие - это, прежде всего, умение поставить себя на место другого человека, вникнуть в его нужды и проблемы, а также желание оказать ему помощь, когда она необходима – реальным делом, или советом. Зачем человеку нужно испытывать к кому-либо сочувствие?
Это нужно, прежде всего, самому человеку. Чтобы стать добрее, лучше и благороднее. Человек, по-настоящему умеющий сочувствовать, не пройдет равнодушно мимо того, кому сейчас плохо.
|
Дети отвечают
(Дети хором отвечают на вопрос учителя. На доске написана тема занятия как подсказка для детей.)
Ребята отвечают
Ребята отвечают
Дети отвечают
Ребята обсуждают с учителем правила толерантности
Ответы детей |
Правила толерантности: Готовность мириться с чужим мнением; Уважение человеческого достоинства; Принятие другого таким какой он есть; Способность поставить себя на место другого; Уважение права быть другим; Терпимость к чужим мнениям, поведению; Отказ от причинения вреда и насилия. |
|
Педагог: Ребята, а теперь я разделю вас на две команды. Первый вариант будет в команде Груш. Второй вариант будет в команде Яблок. А теперь груши переходят в правую часть, а яблоки в левую часть класса. Сейчас ваша задача состоит в том, чтобы совместно решить какие качества необходимы толерантному человека и записать их в пустые строчки. На выполнения задания вам дается 5 минут. | Ребята заполняют пустые строки нужными качествами толерантного человека Обсуждение в ходе совместной деятельности возникающих проблем (умение договариваться) | |
Заключительный |
Педагог: Время закончилось, я надеюсь, что вы успели заполнить пустые строки. Прошу прикрепить командам на доску свои работы.
А теперь давайте я прочту что же у вас получилось.
Вы все умники и умнички, справились с этой нелегкой задачей. У вас получился настоящий образ толерантного человека.
Толерантность - необходимое качество для человека. Мы должны быть терпимыми, уважать мысли и идеи других людей, даже если они сильно отличаются от наших собственных.
Я думаю, что вы немного устали и предлагаю отдохнуть и поиграть в очень интересные, а главное полезные игры. |
Дети вешают на доску листики Зачитывается листки с выполненными заданиями. Ребята доказывают свою точку зрения. Ребята активно взаимодействуют со сверстниками, принимая участие в совместных играх | Игры: «Мусорное ведро» Учитель ставит на середину класса небольшое ведёрко и предлагает детям порассуждать. Зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи. Предлагаю детям выбросить ненужные обиду, гнев, страх в «мусорное ведро». Для этого дети на листочках бумаги записывают чувства, от которых они хотят освободиться, например: «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на…», «Я боюсь…». Затем сворачивают листочки комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик (таким образом, дети учатся справляться с чувством обиды, гнева).
«Вспомнить всё!» Цель: проверить усвоение и понимание изложенного материала. Давайте встанем в круг и тот, у кого окажется мяч, должен назвать одну черту, которая есть у толерантного человека и передать мяч следующему
|
Графический анализ | Итак, ребята, мы подходим с вами к завершению нашего занятия. Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия? У вас на столах лежат подписанные смайлики. Раскрасьте, пожалуйста, их. Разноцветные – все отлично. Зеленые – все хорошо. Коричневые – что-то не удалось. Я рада, что у вас отличное настроение. Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми, толерантными. Я надеюсь, наше занятие для вас было интересным и полезным, и вы будете стараться воспитывать в себе все те качества, которые написали в пустых строчках, то есть будете толерантными к окружающим вас людям и событиям. | | |