Работа представляет собой обзорный культурологический материал, используемый на занятиях танцевальной студии по программе дополнительного образования «Хореографическое творчество». Описаны этапы постановки народного танца.Делается упор на культурологическую и коммуникативную компетенцию. Имеются приложения в виде фотографий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Народные танцы как воплощение народной культуры »
НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
(Процесс постановки танца «Ирландские мотивы»)
Обидина Марина, студентка специальности «Иностранный язык»
ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького»,
Россия, Нижегородская обл., г. Лукоянов
В нашем педагогическом колледже реализуется дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Хореографическое творчество». Программа предполагает приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией танца,прививает умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека. Хореографическая постановка как синтез многих искусств является средством творческого развития обучающегося, художественно и культурно-эстетического воспитания.
Обучение происходит по трем разделам программы – «Народные танцы», «Бальные танцы», «Современные танцы». Раздел «Народные танцы» имеет два направления - русские народные танцы и танцы народов мира.
Работа над постановкой любого народного танца проходит определенный ряд этапов, что нашло отражение в программе и учебно-тематическом плане:
Культура и обычаи страны
История народного танца
2. Сюжет и особенности композиции в народном танце
4. Традиции, костюм и украшения в народном танце
5. Слушание музыки и её анализ
6. Разучивание и отработка движений, связок
7. Постановочная работа
Собственно хореографическая постановка является конечным итогом всей предыдущей работы коллектива.
Народный танец столь же разнообразен, сколь различны по своему жизненному укладу народы мира. У многих народов на протяжении столетий танец выполнял общественные и воспитательные функции. Все виды народного танца тесно связаны с жизнью, являются воплощением народной культуры и музыкально – пластическим отражением действительности.
Сведения теоретического характера обычно даются в начале занятия, дополняются по мере работы над постановкой танца.
На примере танца «Ирландские мотивы» мы покажем работу хореографической студии «Визави», где я принимаю активной участие.
Почему выбор пал именно на ирландские танцы? Потому, что имея богатый опыт работы танцевальных коллективов в колледже, это направление ещё ни разу не было представлено на сцене, потому что это необычно, и эта идея сразу нашла поддержку в нашем коллективе. И началась работа…
Историко-географические и культурные сведения о стране.
… В Богом забытом уголке Старого Света, вдали от шумной и беспокойной Европы еще сохранился край идиллической сельской пасторали, чарующей кельтской старины и спокойной размеренной жизни - сказочная изумрудная страна - Ирландия. Трудно сказать, кто именно выкрасил ее в изумрудный цвет (то ли великий и ужасный Гудвин, то ли местные маляры в зеленых спецовках, то ли природа-матушка, то ли все вместе), но только других тонов в ирландской палитре почти не встречается.
Зеленые деревья, обвитые плющом, и тот же зеленый плющ на телеграфных столбах и стенах старинных зданий. Зеленые самолеты национальных компаний Aer Lingus и Aer Rianta. Зеленые почтовые автомобили и машины для уборки мусора. Зеленая школьная форма и дорожные рабочие в зеленых жилетах. Куча зеленых сувениров в каждом киоске. И наконец, бесконечные зеленые пастбища с невообразимым количеством (нет, все-таки не зеленых) овец и коров
Деление на времена года в Ирландии довольно условно: в этой стране почти всегда весна, зимы не бывает, а лето нежаркое. Часты недолгие грибные дожди с обязательной радугой после. Говорят, что зеленый цвет успокаивает и вообще хорош для нервной системы. Глядя на ирландцев, в это легко поверить: они не портят себе и другим нервы по пустякам и почти всегда пребывают в добром расположении духа.
Ирландия - одно из немногих мест в мире, где воздух и вода остаются чистыми. Множество замков, крепости и старинные соборы, открытые для посетителей, хранят память многовековой истории Ирландии и создают настоящее ощущение неподвластности времени. Многие из этих замков сегодня восстановлены и стоят, как в прошлом, в полном своем величии.
Ирландия простирается всего на 450 км в длину и примерно на 200 км в ширину. Поражает разнообразие ландшафтов и впечатлений, которые меняются за каждым поворотом дороги на этой маленькой территории. Горы, спускающиеся в море, длинные песчаные пляжи, бесчисленные кроны деревьев, вырисовывающиеся на фоне неба, то и дело меняющего цвет, живописные деревушки, открытые ветрам дороги и поля, окаймленные каменными оградами, - все это и есть Ирландия (Приложение 1). Это многообразие пейзажей с их неповторимыми особенностями на протяжении многих веков вдохновляло писателей, поэтов, художников и музыкантов.
Сердечное тепло и приветливость ирландцев лучше всего передает старая ирландская пословица: "Незнакомец - это друг, с которым вы еще не знакомы".
История ирландского Танца
Жители Ирландии танцевали уже в древности, что известно из документов ХI века. Чаще всего потомки кельтов веселились на крестьянских сборах. Называли их feis (фэш). Эти танцы обычно проводились по воскресеньям летом.
Ранняя история ирландского танца показывает постоянную перемену населения через перемещение и вторжения. Есть только неопределенные ссылки на раннюю историю ирландского танца. Среди его первых практиков были Друиды, которые танцевали в религиозных ритуалах. Кельты принесли собственные народные танцы, для которых были характерны быстрый темп и приставные шаги.
В период английской колонизации Ирландии метрополия непрерывно преследовала все проявления ирландской культуры. «Карательные законы», которые были введены англичанами в середине XVII в. запрещали обучение ирландцев чему-либо, в том числе музыке и танцам. Поэтому на протяжении более чем 150-ти лет ирландским танцам учились тайно. Танцевальная культура существовала в виде тайных занятий, которые проводили в деревнях бродячие учителя танцев (так называемые «мастера танцев») в битком набитых пабах или больших кухнях. Руководить процессом приходилось стоя на столе либо на огромной бочке.
Народные хореографы вместе с учениками бродили от села к селу, изобретали новые танцы и охотно делились своим искусством с непосвященными.
Некоторые из танцевальных мастеров в конце XVIII в. начали создавать первые танцевальные школы, из которых наиболее известны были школы на Юге (в провинции Мюнстер) в графствах Керри, Корк и Лимерик. Существовали знаменитые школы и в других городах. Каждый мастер мог придумывать свои движения (прыжки, подскоки, повороты). Разные школы отличались набором движений, используемых в танцах.
Новая жизнь у ирландских плясунов наступила в конце ХIХ века. Чтобы сохранить и развить национальные язык и культуру, была создана Гэльская Лига. В 1929 году Комиссия Ирландских танцев установила единые правила исполнения, проведения соревнований и судейства.
Стандартизация ирландских танцев, созданная Гэльской лигой:
Ирландские сольные танцы (англ. Irish Stepdance). Их отличительной чертой являются быстрые и четкие движения ногами при остающихся неподвижными корпусе и руках.
Ирландские кейли (ирл. céilí) — парные и групповые танцы, базирующиеся на стандартных шагах ирландских сольных танцев. Схемы кейли также формализованы Комиссией по ирландским танцам.
Сет-танцы (англ. Set Dancing) - парные ирландские социальные танцы. В отличие от кейли базируются на относительно простых шагах французских кадрилей.
Постановочные фигурные танцы (англ. Choreographed Figure Dances) основываются на стандартных сольных ирландских танцах и фигурах кейли, но ориентированы на массовое выступление сразу многих танцоров в рамках постановочных шоу, в связи с чем допускают различные отступления от стандартов в целях повышения зрелищности. В результате развития именно этого направления были созданы Riverdance и другие не менее известные ирландские танцевальные шоу.
Шан-нос (ирл. sean-nós) - особый стиль исполнения традиционных ирландских песен и танцев, не затронутый деятельностью мастеров танца и Гэльской лиги, и сохранившийся в ирландском регионе Коннемара.
Все виды ирландских танцев исполняются исключительно под традиционные ирландские танцевальные мелодии:
Джига (jig). Старинная мелодия кельтского происхождения. В зависимости от музыкального размера мелодии, в которой исполняется танец, выделяют лайт(дабл)-джигу, слип-джигу, сингл-джигу и требл-джигу. Обычный музыкальный размер этих видов джиги составляет 6/8. Совершенным особняком стоит слип-джига, исполняемая на особый размер 9/8 и исключительно в мягкой обуви.
Рил (reel). Возник примерно во второй половине XVIII века в Шотландии. Обычный музыкальный размер рила 4/4. Рил танцуют в мягкой обуви - изи-рил и в жесткой - тогда это трэбл-рил. Мужской "мягкий" рил исполняется в специальных ботинках - с каблуком, но без набоек на носке (англ. reel shoes).
Хорнпайп. Исследователи уверены, что хорнпайп произошёл из Англии елизаветинских времен, в которой он исполнялся в качестве сценического действа. В Ирландии он танцуется совершенно иначе и с середины восемнадцатого века исполняется под музыку 2/4 или 4/4. Исполняется в жесткой обуви.
Ирландские танцы сейчас — это группа традиционных танцев, ставших очень популярными по всему миру после постановки в 1994 году танцевального шоу Riverdance. Успех шоу привнесли чемпионы по ирландским танцам Джин Батлер и Майкл Флэтли. Отработанная годами тренировок и соревнований традиционная ирландская танцевальная техника настолько понравилась зрителям, что на волне успеха „Riverdance“ в дальнейшем были поставлены еще целый ряд очень успешных танцевальных представлений: Lord of the Dance, Feet of Flames, Celtic Tiger, Dancing on Dangerous Ground и ряд других.
Кроме того, эти шоу разбудили во многих людях интерес к занятиям ирландскими танцами. Можно сказать, что в настоящее время ирландский танец стал такой же «визитной карточкой» Ирландии, как её музыка или пиво Guinness.
Мы с огромным интересом познакомились с этой информацией, прослушали несколько композиций национальной ирландской музыки, и сошлись в едином мнении - наш коллектив будет ставить Ирландские кейли.
Кейли представляют собой групповые фигурные танцы, которые исполняют как на соревнованиях по ирландским танцам, так и для развлечения на танцевальных вечеринках. Все систематизированные Гэльской Лигой танцы строятся на основе небольшого количества базовых шагов: side step, threes, promenade step, rising step и rise and grind.
В танцах кейли используется несколько начальных построений танцоров:
Круг: танцоры парами берутся за руки, образуя круг.
Шеренга: танцоры выстраиваются в две шеренги, девушки напротив молодых людей. На количество пар в разных танцах накладывается разное ограничение: любое чётное количество, не больше 5 пар и т. п.
Сет: от двух до восьми пар на одинаковом расстоянии друг от друга образуют треугольник, квадрат или многоугольник.
Улица, или колонна: к сету из двух пар спина к спине строится следующий сет, к ним следующий и так далее, в зависимости от количества желающих танцевать и свободного места. Улица может также строиться из троек танцоров (две партнёрши с одним партнёром) и четвёрок (две пары рядом).
Для танца характерны сложные перестроения внутри своего сета. В танцах шеренгой и улицей после окончания сюжета партнёры оказываются на других местах и начинают танец снова с другими контр-партнёрами. Танцы в сете обычно имеют сложное строение танца с вступлением, завершением, «боди» — телом танца которое повторяется несколько раз, и фигурами, которые танцуются между боди и не повторяются. Такая структура танца характерна для многих народных танцев, в том числе для другого вида ирландского танца — сетовых ирландских танцев, родственных французским и русским кадрилям.
Когда уже началась работа над разучиванием и отработкой характерных движений, возник вопрос: в чем мы будем выступать? Стали изучать и подбирать варианты костюмов, исходя из своих возможностей, но придерживаясь традиционного стиля (Приложение 2).
Национальная традиционная одежда основана на ирландском крестьянском платье, ношенном двести лет назад. Большинство платьев украшено ручной кельтской вышивкой. Мужская одежда менее украшена, но погружена в историю - простая клетчатая юбку и жакет, со свернутым плащом, драпированным от плеча.
Национальная одежда - одноцветная юбочка (кильт), длинная куртка, светлая рубашка без воротника, большой суконный берет - почти полностью утрачена. Только музыканты оркестров волынщиков носят стилизованный народный костюм. В праздничной одежде преобладает зелёный цвет, который считается национальным, для выступлений допускаются и другие цветовые сочетания – черно-фиолетовый, оранжево-черный.
Итог получился следующий – музыкальная композиция + сиренево-черные костюмы + огромная работа руководителя и коллектива = танец «Ирландские мотивы» отмечен дипломом 1 степени на районном Фестивале танца «Хоровод дружбы», дипломом 2 степени на IX Всероссийском творческом конкурсе Талантоха (Приложение 3).
Использованные источники:
Устименко Ю. Познакомьтесь: Ирландия. – М.: Мысль, 1978.205с.
Википедия. Культура Ирландии.
http://moikompas.ru/compas/turizm_v_irlandii
http://xreferat.ru/47/927-2-irlandiya.html
Приложение 1
Рис. 1 Ирландия. Замки Clifden Castle County Galway Ireland2.