Школа - это один из первых социальных институтов, где ребенок практически впервые может самостоятельно реализовать себя в интеллектуальном, социальном и физическом планах. Здесь происходит его социализация.
Одной из важных проблем в период обучения ребенка в школе является насилие.
Что это, и какие первопричины за этим стоят?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Насилие в школе. Как его избежать?»
Михальченкова Н.П., учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №79 Санкт-Петербурга
Насилие в школе. Как его избежать?
Прежде всего будьте добрыми;
доброта обезоруживает большинство людей.
Жан-Батист Анри Лакордер
Школа - это один из первых социальных институтов, где ребенок практически впервые может самостоятельно реализовать себя в интеллектуальном, социальном и физическом планах. Здесь происходит его социализация.
Одной из важных проблем в период обучения ребенка в школе является насилие.
Что это, и какие первопричины за этим стоят?
Понятие насилия трактуется разными авторами по-разному: от узкого понятия – нанесение физического ущерба другому лицу, - до всеобъемлющей категории – ущемление прав человека.
В словаре Д.Н. Ушакова под насилием понимается применение к кому-либо физической силы. Но, по мере изучения данного явления, начинает закладываться более широкое его понимание. К насильственным стали относить также действия, при которых используется не физическая сила, а психическое воздействие или власть над человеком, то есть угрозы, принуждение, шантаж, запугивания и т.д. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет насилие как преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное на себя или иное лицо или группу лиц, которое влечет или с большой вероятностью может повлечь нанесение телесных повреждений, психологической травмы, смерть, отклонения в развитие или другой ущерб1.
Таким образом, насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов. Насилие является нарушением всех основных прав ребёнка и, прежде всего, право на личную неприкосновенность.
Несмотря на крайнюю значимость проблемы насилия в школе, в отечественной литературе она практически не освещена, да и в самой школе такой термин встречается крайне редко.
Насилие в образовательном учреждении – это результат сложного взаимодействия личностных, семейных, средовых, ситуационных и социальных факторов. Оно провоцируется в случаях, если в обществе насилие становится обыденной реальностью, если присутствуют агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, если психоэмоциональный фон школы характеризуется высоким уровнем тревожности участников учебного процесса. При этом закрепляются социальные роли полноправного диктатора и бесправного подчиненного, жертвы и насильника и в отношениях педагогов друг с другом, и в отношениях педагогов с детьми, и в отношениях детей друг с другом. Все это с неумением контролировать собственные эмоции и регулировать свои эмоциональные состояния.
В «Домострое», который считается первым образцом педагогической литературы славянских даны были рекомендации бить детей без указания и даже наличия причин и начиная с раннего возраста, пока ребенок умещается «поперек лавки». Отсюда сложившиеся стереотипы воспитания детей (меня наказывали ремнём, и я это делаю).
В методическом пособии ЮНЕСКО «Школа без насилия»2 выделены следующие виды насилия:
по характеру воздействия:
физическое насилие — это действия с применением физической силы с целью причинения человеку боли, дискомфорта, унижения его достоинства. Такие действия могут вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья, отставание в возрастном развитии и даже явится причиной самоубийства;
психологическое (эмоциональное) насилие — совокупность намеренных вербальных и поведенческих действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию человека;
сексуальное насилие — это принуждение человека к сексуальным отношениям помимо его желания и воли, а также любые (в том числе и не связанные с принуждением) действия сексуального характера со стороны взрослого в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста согласия. Изнасилование (половые отношения с применением насилия или с угрозой их применения) — крайняя степень сексуального насилия, которая может стать причиной беременности, заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, в том числе, ВИЧ инфекцией. Такое насилие наносит сильную психологическую травму, приводит к снижению самооценки и может стать причиной попытки покончить с жизнью
нанесение ущерба — это вымогательство, порча или насильственное отбирание вещей, денег;
пренебрежение нуждами ребенка — отсутствие со стороны педагогов (либо других работников образовательной организации), родителей, опекунов и/или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элемен8 тарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию;
торговля детьми — передача детей с целью получения финансовой выгоды (в последние годы участились случаи продажи детей собственными родителями).
в зависимости от причин воздействия:
дискриминация по любому признаку (может проявляться в предвзятом отношении и различных действиях);
стигматизация — навешивание ярлыков, часто в ситуации наличия каких-либо стереотипов («жирный», «дистрофик», «маменькин сынок» и т.д.);
гендерное насилие — доминирование в случаях насилия гендерной составляющей.
в зависимости от направленности насилия:
насилие, направленное на себя;
межличностное насилие;
коллективное насилие.
в зависимости от длительности насилия:
однократные случаи насилия;
буллинг — систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля (для различения относительно новой, но получившей широкое распространение формы насилия, осуществляемой в виртуальном пространстве, используется термин «кибербуллинг»).
Как же избежать проблему насилия, снизить уровень агрессии?
Классный руководитель может включать в воспитательную работу тренинги с классом, чтобы дети стали более внимательны друг к другу, начали друг друга слышать, понимать и принимать. Необходимо, используя весь арсенал воспитательной работы, воспитывать у обучающихся самоконтроль, развивать умение предвидеть последствия своих действий. Большая роль в этом принадлежит социальному педагогу.
Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию позволяют донести до подростков понятие о насилии, о возможности его предотвращения, о законах, защищающих права человека. Привлечение инспектора ОПДН к совместной работе в этом направлении позволяет школе наиболее эффективно решить эти задачи.
Суть всех этих мероприятий состоит в повышении сознательности обучающихся и мотивации к стремлению правильно реагировать в сложной ситуации, при этом не закрывать глаза на насилие.
На родительских собраниях следует объяснять, что для того, чтобы ребенок не попал в группу риска по школьному насилию, родителям желательно не настраивать его против школьных мероприятий, не пытаться выделять своего ребёнка среди одноклассников одеждой (элитной или, наоборот, неопрятной). В случае насилия над ребёнком необходимо сразу сообщить учителю, классному руководителю, администрации школы. Главное в таких случаях – не молчать.
К сожалению, последствия школьного насилия иногда продолжаются всю жизнь у пострадавшего, калеча её, и превращая в ряд сплошных испытаний на прочность. Если же насилие было прервано в самом начале, то реакция на него может быть совсем незначительной и проявляться в виде слабой интенсивности негативных эмоций.
Скажите ребёнку, подвергшемуся насилию: Я верю тебе. Мне жаль, что с тобой это случилось. Это не твоя вина. Хорошо, что ты мне об этом сказал. Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность.
Исороку Ямамото, маршал флота Японии, говорил: «Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну.» Сделаем же так, чтобы школьная среда была безопасной, т.е. в ней должна быть сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода.
1 Насилие и его влияние на здоровье. ВОЗ (2003). Доклад о ситуации в мире. URL: http://www.who.int/ violence_injury_prevention/violence/world_report/en/full_ru.pdf
2 Школа без насилия. Методическое пособие / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. — М.: АНО «ЦНПРО», 2015. - С.14-16