kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Насилие в школе. Как его избежать?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа  - это один  из первых социальных институтов, где ребенок  практически впервые может самостоятельно реализовать  себя  в интеллектуальном, социальном и физическом планах. Здесь происходит его социализация.

Одной из важных проблем в период обучения ребенка в школе является насилие.

Что это, и какие первопричины за этим стоят? 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Насилие в школе. Как его избежать?»

Михальченкова Н.П., учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №79 Санкт-Петербурга


Насилие в школе. Как его избежать?


Прежде всего будьте добрыми;

доброта обезоруживает большинство людей.

Жан-Батист Анри Лакордер

Школа - это один из первых социальных институтов, где ребенок практически впервые может самостоятельно реализовать себя в интеллектуальном, социальном и физическом планах. Здесь происходит его социализация.

Одной из важных проблем в период обучения ребенка в школе является насилие.

Что это, и какие первопричины за этим стоят?

Понятие насилия трактуется разными авторами по-разному: от узкого понятия – нанесение физического ущерба другому лицу, - до всеобъемлющей категории – ущемление прав человека.

В словаре Д.Н. Ушакова под насилием понимается применение к кому-либо физической силы. Но, по мере изучения данного явления, начинает закладываться более широкое его понимание. К насильственным стали относить также действия, при которых используется не физическая сила, а психическое воздействие или власть над человеком, то есть угрозы, принуждение, шантаж, запугивания и т.д. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет насилие как преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное на себя или иное лицо или группу лиц, которое влечет или с большой вероятностью может повлечь нанесение телесных повреждений, психологической травмы, смерть, отклонения в развитие или другой ущерб1.

Таким образом, насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов. Насилие является нарушением всех основных прав ребёнка и, прежде всего, право на личную неприкосновенность.

Несмотря на крайнюю значимость проблемы насилия в школе, в отечественной литературе она практически не освещена, да и в самой школе такой термин встречается крайне редко.

Насилие в образовательном учреждении – это результат сложного взаимодействия личностных, семейных, средовых, ситуационных и социальных факторов. Оно провоцируется в случаях, если в обществе насилие становится обыденной реальностью, если присутствуют агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, если психоэмоциональный фон школы характеризуется высоким уровнем тревожности участников учебного процесса. При этом закрепляются социальные роли полноправного диктатора и бесправного подчиненного, жертвы и насильника и в отношениях педагогов друг с другом, и в отношениях педагогов с детьми, и в отношениях детей друг с другом. Все это с неумением контролировать собственные эмоции и регулировать свои эмоциональные состояния.

В «Домострое», который считается первым образцом педагогической литературы славянских даны были рекомендации бить детей без указания и даже наличия причин и начиная с раннего возраста, пока ребенок умещается «поперек лавки». Отсюда сло­жившиеся стерео­типы воспита­ния детей (меня наказывали ремнём, и я это де­лаю).

В методическом пособии ЮНЕСКО «Школа без насилия»2 выделены следующие виды насилия:

  1. по характеру воздействия:

  • физическое насилие — это действия с применением физической силы с целью причинения человеку боли, дискомфорта, унижения его достоинства. Такие действия могут вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья, отставание в возрастном развитии и даже явится причиной самоубийства;

  • психологическое (эмоциональное) насилие — совокупность намеренных вербальных и поведенческих действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию человека;

  • сексуальное насилие — это принуждение человека к сексуальным отношениям помимо его желания и воли, а также любые (в том числе и не связанные с принуждением) действия сексуального характера со стороны взрослого в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста согласия. Изнасилование (половые отношения с применением насилия или с угрозой их применения) — крайняя степень сексуального насилия, которая может стать причиной беременности, заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, в том числе, ВИЧ инфекцией. Такое насилие наносит сильную психологическую травму, приводит к снижению самооценки и может стать причиной попытки покончить с жизнью

  • нанесение ущерба — это вымогательство, порча или насильственное отбирание вещей, денег;

  • пренебрежение нуждами ребенка — отсутствие со стороны педагогов (либо других работников образовательной организации), родителей, опекунов и/или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элемен8 тарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию;

  • торговля детьми — передача детей с целью получения финансовой выгоды (в последние годы участились случаи продажи детей собственными родителями).

  1. в зависимости от причин воздействия:

  • дискриминация по любому признаку (может проявляться в предвзятом отношении и различных действиях);

  • стигматизация — навешивание ярлыков, часто в ситуации наличия каких-либо стереотипов («жирный», «дистрофик», «маменькин сынок» и т.д.);

  • гендерное насилие — доминирование в случаях насилия гендерной составляющей.

  1. в зависимости от направленности насилия:

  • насилие, направленное на себя;

  • межличностное насилие;

  • коллективное насилие.

  1. в зависимости от длительности насилия:

  • однократные случаи насилия;

  • буллинг — систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля (для различения относительно новой, но получившей широкое распространение формы насилия, осуществляемой в виртуальном пространстве, используется термин «кибербуллинг»).

Как же избежать проблему насилия, снизить уровень агрессии?

Классный руководитель может включать в воспитательную работу тренинги с классом, чтобы дети стали более внимательны друг к другу, начали друг друга слышать, понимать и принимать. Необходимо, используя весь арсенал воспитательной работы, воспитывать у обучающихся самоконтроль, развивать умение предвидеть последствия своих действий. Большая роль в этом принадлежит социальному педагогу.

Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию позволяют донести до подростков понятие о насилии, о возможности его предотвращения, о законах, защищающих права человека. Привлечение инспектора ОПДН к совместной  работе в этом направлении позволяет школе наиболее эффективно решить эти задачи.

 Суть всех этих мероприятий состоит в  повышении  сознательности обучающихся и мотивации к стремлению правильно реагировать в сложной ситуации, при этом не  закрывать  глаза на насилие.

На родительских собраниях следует объяснять, что для того, чтобы ребенок не попал в группу риска по школьному насилию, родителям желательно не настраивать его против школьных мероприятий, не пытаться выделять своего ребёнка  среди одноклассников одеждой (элитной или, наоборот, неопрятной). В случае насилия над ребёнком  необходимо сразу сообщить учителю, классному руководителю, администрации школы.  Главное в таких случаях – не молчать.

К сожалению, последствия школьного насилия иногда продолжаются всю жизнь у пострадавшего, калеча её, и превращая в ряд сплошных испытаний на прочность. Если же насилие было прервано в самом начале, то реакция на него может быть совсем незначительной и проявляться в виде слабой интенсивности негативных эмоций.


Скажите ребёнку, подвергшемуся насилию: Я верю тебе. Мне жаль, что с тобой это случилось. Это не твоя вина. Хорошо, что ты мне об этом сказал. Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность.

Исороку Ямамото, маршал флота Японии, говорил: «Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну.» Сделаем же так, чтобы школьная среда была безопасной, т.е. в ней должна быть сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода.




1 Насилие и его влияние на здоровье. ВОЗ (2003). Доклад о ситуации в мире. URL: http://www.who.int/ violence_injury_prevention/violence/world_report/en/full_ru.pdf


2 Школа без насилия. Методическое пособие / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. — М.: АНО «ЦНПРО», 2015. - С.14-16


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Насилие в школе. Как его избежать?

Автор: Михальченкова Наталья Павловна

Дата: 08.01.2017

Номер свидетельства: 376638

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "«Как стресс влияет на организм ребенка»"
    ["seo_title"] => string(38) "kak_stress_vliiaet_na_organizm_rebenka"
    ["file_id"] => string(6) "644434"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1705930994"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Право на защиту от жестокого обращения с детьми "
    ["seo_title"] => string(59) "pravo-na-zashchitu-ot-zhiestokogho-obrashchieniia-s-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "181806"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425397630"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Час общения на тему «ТЕРРОРИЗМУ – НЕТ»"
    ["seo_title"] => string(39) "chas_obshcheniia_na_temu_terrorizmu_net"
    ["file_id"] => string(6) "607398"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1652971613"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Родительское собрание «Поощрение и наказание детей в семье»."
    ["seo_title"] => string(61) "roditielskoiesobraniiepooshchrieniieinakazaniiedietieivsiemie"
    ["file_id"] => string(6) "317174"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460294477"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока башкирского языка на тему: "Части тела""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokabashkirskoghoiazykanatiemuchastitiela"
    ["file_id"] => string(6) "285941"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454259611"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства