kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно-исследовательская работа на тему: «Художественные «родники» поэзии самодеятельной поэтессы Н.Ф.Богдашкиной»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования выявить истоки творчества Н.Ф. Богдашкиной и рассмотреть художественный мир её стихотворений.

Задачи

?Изучить биографию самодеятельной поэтессы.

?Проанализировать стихи с точки зрения тематики и идейного содержания.

?Популяризировать имя землячки, привлечь интерес к ее творчеству.

?Донести до читателя своеобразный мир поэтессы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа на тему: «Художественные «родники» поэзии самодеятельной поэтессы Н.Ф.Богдашкиной» »

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……………….стр.2

Основная часть

Глава 1. «Я – земная»………………………………………………………………………..стр.4

Глава 2. «О малой родине и о своей судьбе, о том, что дорого и близко

мне…»…………………………………………………………..…………………………....стр.6

2.1. «До боли близкий сердцу уголок…»…………………………………..………………стр.6

2.2. «Тебе, писатель, и тебе, земляк мой, строкой свою признательность

пролью…»…………………………………………………………………………………..стр.10

2.3. «И радоваться жизни, и любить…»…………………………………………………..стр.12

2.4. «Мне больше по душе есенинский да лермонтовский стих…»………………...….стр.13

Заключение. «Не затеряйся на земле, мой след»…………………………………......…стр.15

Список использованной литературы…………………………………………………..стр.16






















С любовью каждый день пишу стихи я

И благодарна, Господи, Тебе…

«О себе»

Введение

Вадинская земля… Что представляешь, когда произносишь это словосочетание? Степные просторы, цветущие весной, лесные полянки, полные спелой ягоды, тихие ре-чушки и пруды , подёрнутые ряской, и, конечно, людей, прославивших нашу малую родину: музыканты Михаил и Матвей Вильегорские, декабрист Громницкий, лингвист Фёдор Буслаев, известный историк и краевед А.Ф.Старцев…

В данной работе хочется рассказать о местной поэтессе Нине Фёдоровне Богдаш-киной. Она ещё широко не известна, но это не умаляет значимости её литературного да-рования. На наш взгляд, стихотворения Нины Фёдоровны воздействуют сначала на чувст-ва, разум, а потом поднимают желание действовать, совершенствуя себя и окружающий мир. «Стихи нужно читать и слушать душою», - говорит моя землячка.

Нам захотелось познакомиться с её творчеством, определить источники тем и обра-зов, питающие сердца читателей, поэтому своё исследование мы назвали «Художествен-ные «родники» поэзии самодеятельной поэтессы Н.Ф. Богдашкиной».

Эта тема привлекла тем, что она затрагивает личные интересы автора работы и интересы сверстников. Известно, что в школьные годы происходит формирование лич-ности. Именно в это время мы учимся жизни. Но как порой нам не хватает чего-то важ-ного. Тот поток информации, который льётся с экранов телевизоров, газетных публикаций несёт в себе большой заряд агрессии. Поэтому сегодня остро встаёт проблема воспита-ния духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.

Одним из путей её решения мы видим в обращении к местному литературному материалу.

Данная работа актуальна, так как в ней собран и обобщён материал, вызывающий интерес к поэзии малой родины, своего района, села. Уверены, изучение жизни и твор-чества местной поэтессы способствует формированию гражданского самосознания уча-щихся.

Цель исследования: выявить истоки творчества Нины Фёдоровны Богдашкиной и рассмотреть художественный мир её произведений.

Гипотеза исследования связана с предположением о том, что поэтическое творение поэтессы может иметь духовно – эстетическую, социально- историческую и художест-венную ценность.

В работе представлено несколько задач:

- изучить биографию самодеятельной поэтессы;

- проанализировать стихи с точки зрения тематики и идейного содержания;

- популяризировать имя землячки, привлечь интерес к её творчеству;

- донести до читателя своеобразный мир поэзии.

Объектом исследования является творческий путь поэтессы.

Предметом – стихотворения Нины Фёдоровны Богдашкиной.

Методы исследования:

- описательный, позволивший провести анализ стихотворений;

- метод компонентного анализа, который помог определить значение творчества

поэтессы в современном мире;

- сравнительно-сопоставительный, применяемый при сопоставлении отдельных

стихотворений.

Приёмы исследования:

- составление краткого анализа стихотворения;

- описание изучаемого вопроса.

Формы работы:

- индивидуальная;

- творческая лаборатория.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученный материал можно использовать на уроках литературного краеведения, литературы,экскурсиях в библиотеку и по селу Ягановка.

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения.

Глава 1 «Я – земная»

Нина Федоровна является ярким представителем провинциального искусства. Она родилась 7 декабря 1955 года в селе Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области в семье Герасиных Фёдора Федоровича и Марии Александровны.

Зима гнала по улицам позёмку,

Металась вьюга, над землёй паря.

В глубинке русской первенцем – ребёнком

Я родилась под песню декабря.

Как зимней вьюге, чужд мне ритм обычный,

Не научилась жить я не спеша,

Не изменяю взглядам и привычкам,

Чиста, как первый снег, моя душа.

Иду с улыбкой твёрдо и свободно

Я по пути, что предначертан мне,

Увидев светлый мир зимой холодной,

С душой ростка, что тянется к весне.

1 сентября 1963 года пошла в первый класс Абашевской восьмилетней школы, ко-торую закончила в 1971 году. Своё обучение Нина Фёдоровна продолжила в Беднодемь-яновской средней школе, которую окончила в 1973 году. Образцом для подражания считает свою первую учительницу - Кузовкину Прасковью Динеевну, благодаря которой стала педагогом, продолжив семейную династию. В 1981 году закончила факультет иност-ранных языков ПГПИ им. В.Г. Белинского. Тридцать шесть лет проработала учителем не-мецкого языка в МОУООШ с. Ягановка Вадинского района Пензенской области. Работала завучем. Награждена значком «Отличник народного просвещения». В 2008 году стала по-бедителем областного конкурса педагогических работников «Педолимп» в номинации «Преданность педагогической профессии», в 2010 году стала победителем этого же кон-курса во второй раз.

В данное время работает главой администрации Ягановского сельсовета. Она мать троих детей, бабушка восьми внуков. Награждена медалью»Материнская доблесть» 3 сте-пени.

Стихи начала писать рано. Сначала это были рифмовки, прибаутки для младшей сестрёнки. Со временем стала писать по просьбе подруг, для стенгазет. Никогда не зацик-ливалась на своих стихах, не складывала их в папку.

Знала, что если что-то понадобится, сможет написать новое. Так было до тех пор, пока её старшая дочь Валентина (она уже работала учителем русского языка и литерату-ры) при прохождении творчества М. Лермонтова не вспомнила о стихотворении, посвя-щенном великому поэту. Её коллеги – учителя высоко оценили стихотворение. Дочь посо-ветовала отнести стихи в районную газету «Вадинские вести».

С тех пор Нина Фёдоровна печатается в районных газетах Спасска и Вадинска, в газете «Пензенская правда», в журнале «Сура», размещает стихи на страничке «стихи.ру Нина Богдашкина», в журнале «Бабья радость».

В ноябре 2009 года вышел её первый поэтический сборник «На тропинках вёсен». Его «крёстным отцом» Богдашкина считает тогдашнего главу администрации Вадинского района, нашего земляка Рогожкина Виктора Алексеевича. Через год вышел второй сбор-ник – «Звёзды в подоле», в 2011 году – третий «Несговорчивые ветры». В настоящее время поэтесса работает над новым поэтическим сборником «Островок во Вселенной».

Глава 2 «О малой родине и о своей судьбе, о том, что дорого и близко мне…»

Творчество Нины Фёдоровны подкупает искренностью, открытостью чувств, прав-дивостью. Читая лирические сборники, трудно определить, чему отдает предпочтение ав-тор.

Здесь есть отличные стихи на бытовые темы, гражданская и пейзажная лирика, фи-лософские размышления о добре и зле, о верности и изменчивости, о подлинно нравст-венном и безнравственном.

Всё это определяет заглавие и контекст сборников «На тропинках вёсен» (2009),

«Звёзды в подоле» (2010), «Несговорчивые ветры» (2011). Стихи ягановской поэтессы заставляют задуматься о жизни, оглядеться вокруг, послушать своё сердце, а иногда и разум, вспомнить тех, «кто ушёл безвозвратно». В своём исследовании мы решили ус-ловно выделить основные мотивы лирики Нины Фёдоровны, так как в каждом стихотво-рении звучит полифония чувств и мыслей.

2.1 «До боли близкий сердцу уголок…»

Расул Гамзатов признавался: «Поэзия без родины и без земли - всё равно, что пти-ца без гнезда»¹ Эти слова можно полностью отнести к Нине Фёдоровне.Богдашкиной.

Тема малой родины и природы – одна из главных в её лирике. О чём бы ни писала поэтесса – о родных и близких людях, о своих переживаниях, о природе, исторических переломах в жизни страны – всегда перед ней образ земли Пензенской…

Её стихи пестрят названиями любимых уголков: Спасск, Абашево, село Ягановка, Керенск, Вадинск…Родное село, поля и луга, реки и леса стали для неё Музой

Земля отцов в моей душе

Всегда живёт…

Именно в природе поэтесса находит самый чистый источник своего вдохновения:

Я капитан большого корабля,

Мой парус ждёт тебя, попутный ветер,

Чтоб покорять словесные моря

В потоке светлых дней на этом свете.

«Я капитан большого корабля»

И действительно, в родном краю всё её близкое, всё родное:

Люблю всей душой тебя, край родной.

С рождения мы неразлучны с тобой…

_____________________________________________

¹ Из биографии Расула Гамзатова.

«Край родной»

Лишь здесь, замечает поэтесса, «найдёте вы тихих уголков уединенье».Удивляют тонкие наблюдения автора:

Взгляни: оно лежит, как на ладони,

Моё родное русское село…

«Село в глубинке»

Или:

Берёзка белоствольная невестой

На радость всем цветёт своей весной…

«Село в глубинке»

Нина Фёдоровна воспевает свой родной край, так как она постичь его не берётся,

не потому, что не может этого сделать, а потому что родная земля не имеет границ для неё.

Вслушайтесь в необыкновенные строки:

И, как песчинка в море синем,

Лежит Ягановка моя.

Родная дочь большой России,

Где проживаем ты и я.

«На карте Родины огромной»

О красоте и необычности родного края и стихотворение «Родимый край», которое пропитано насквозь любовью к «рассвету лазоревому», тропинке, «едва заметной», «даль-ним перелескам».

Для сердца русского здесь рай кругом,

Зовётся станция «Родимый дом»

«Родимый край»

В лирических миниатюрах «Край родной», «Вадинский лес», «Коль по дому загру-щу» и др. автор говорит о том, как дорог и близок ей этот удивительный край, как много связано с ним воспоминаний детства («здесь детство босое бежало»), юности («наивная и чистая счастливая пора»).

Поэтесса использует обилие олицетворений («тучи по небу ползут», «в ветках клёна ветер кружит», «весна отговорила»), которые помогают автору создать живые образы ветра, неба, близкие нам.

Метафоры («золото осеннее», «восток запылает костром»), сравнения («туман над речкою плывёт колечками», «слова, как заклинания») и эпитеты («строгая река», «тихие зори», «заунывная песня») придают изображению живость и наглядность.

А повторяющиеся рефреном строчки из стихотворения «Малая родина» («Малой роди-ной это зовётся, и ничто не заменит её…») только подчёркивают необычность, своеоб-разие и особую прелесть в простом и обыденном, что нас окружает.

«Нельзя любить Родину , не живя одной душой с жизнью любимой берёзки. Нельзя любить весь мир, не имея родины»¹ Кто может не согласиться со словами непревзойдён-ного мастера описания русского пейзажа – К.Паустовского? Они полностью относятся к Нине Богдашкиной.

«Поэзия Нины Фёдоровны находит в природе не только свои ритмы и строфы, но прежде всего, тот дух естественности, непринуждённости, которым сама дышит»²:

Колыбельную шепчет листва,

Подорожник вздремнул у обочины.

Проводив тёплый вечер едва,

Надвигается летняя ноченька

«Колыбельную шепчет листва»

В поэтических сборниках Нины Фёдоровны представлены все времена года, но всё же предпочтение отдано осени. Более 20 стихотворений посвящено этому времени года. Осень в стихах поэтессы и «решительная», и «журавлиная», и «золотая». Она то торжественно- печальна, то величаво- красива.:

В блеске прощальных лучей

Сонно кружат паутинки…

Лирическая героиня любуется, когда «осень крадучись идёт» и на деревьях появляется буйство красок:

Медногривой кобылицей

По горам и весям мчится осень.

Не жалея сил и красок,

На деревьях листья красит осень.

«Журавлиная осень»

Ей приятно видеть осень позднюю, когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд:

Узкой лентой к декабрю стремится

Серой тропки мокрый серпантин.

«Ноябрь» ________________________________________________

¹ К.Г.Паустовский. Очерк «Язык и природа». Т.2.-М., 1972

² Куленко Н. , член Союза писателей России.

Но больше всего ей по душе «золотая» осень. Она сравнивает её с красавицей в «золотис-том шёлковом наряде» («Бабье лето»).В это время «строчкой золота прошита леса даль-него листва» («Искусница осень»), а «в полотне паутинок» «серебристая рассыпь» («Зо-лотая осень»).

За что поэтесса любит осень? За красоту! Но не только. Завершается годовой цикл. При-рода сначала всё брала для того, чтобы пробудиться, расцвести, завязать плоды, вызреть. И, наконец, наступило время, когда она отдаёт всё, что накопила. Мудрость и зрелость осени, её красота и ощущение её краткости – всё, что привлекало и привлекает в этом удивительном времени года.

Мы считаем, что поэтесса пропела чудесную песнь любви русской душе и родине вслед за Есениным, Рубцовым, но не повторила , а извлекла для нас звуки и чувства. Автор «от скорби искусала губы», замечая, что «жар июльского дня сделал мёртвой тебя…», но это не может изменить её отношения:

Но нет мне дома отчего дороже,

Роднее места в мире не найти.

«Деревня»

Первое впечатление – удивительно простое и ясное, понятное всякому, кто хранит в душе тепло детских воспоминаний и материнские прикосновения. Невозможно читать эти строки громко: кажется, помешаешь, вспугнёшь человека, со взгорка оглядывающего родную деревню, с нежностью и печалью признающего:

С годами нас тянет всё чаще домой,

Закон нашей жизни таков.

Здесь души излечит из сказки самой

Живая вода родников.

«Не забывай»

В стихотворениях Нины Фёдоровны о родном крае нет никакого позёрства, нет ничего фальшивого. Они подобны доброму огоньку, светящемуся посреди нашей суматошной и нервной жизни. В них – бережливость, теплота, сопереживание, может быть, немного чувства вины. Она прекрасно понимает: те социальные и экономические изменения, которые переживает страна, отразились и на селе:

Места родные не узнать,

Всё изменилось тут…

Теперь «…не подступить, и если с удочкой придёшь, ты должен заплатить…» Несомненно, стихотворения ягановской поэтессы – одна из ярких, волнующих страниц местной поэзии, наполненных глубокими раздумьями, чувством постоянного беспокойства за судьбу родины.

2.2. «Тебе, писатель, и тебе, земляк мой, строкой свою признатель-ность пролью…»

Керенская земля поистине щедра талантами. Она дала стране далеко не последние в литературе и искусстве имена. Здесь истоки родословной Ф.И. Буслаева, известного лингвиста. Театраловед П.Н. Арапов родился в селе Ягановка, бывшее Бутурлино. Де-ревня Аксёновка Керенского уезда – родина писателя и переводчика Д.И. Языкова, современника А.Пушкина. Находили к нему дороги и великие люди России, наезжавшие в наши глухие места (М.Е.Салтыков –Щедрин).

Не счесть прославленных людей имён,

Что миру дал наш маленький район…

«Обращение к Вадинску»

Теме «Талантливые люди родной земли» Н.Ф. Богдашкина посвящает ряд творе-ний.

«На родине Куприна» - так называется стихотворение, адресованное родному городу А.И. Куприна. А «корни» великого писателя, как известно, в Керенске. Его мать Любовь Алексеевна Кулунчакова родилась в нашем городе в семье дворянина, а дед слу-жил землемером.

Горит закат гранатовым браслетом,

Костров погасших ветер треплет дым.

К тебе на встречу этим знойным летом

Спешу я снова , Александр Куприн.

Это стихотворение – отклик на купринские призведения: «Олеся», «Гранатовый браслет», «Белый пудель».

Лирическая героиня ведёт тихую, непринуждённую беседу:

Шепну им тихо: «Ну, привет, бродяги,

Как расцветает ваш собачий рай?»

И удивлюсь сама своей отваге,

Коснувшись чьей – то лапы невзначай

В творчестве поэтессы удивительным образом «соседствуют» поэты России: М. Лер-монтов, С. Есенин. В стихотворениях «Упирался Машук в облака», «Вздрогнули горы Кавказа» автор отдаёт дань великому поэту – земляку М. Лермонтову, скорбит о его гибели:

Был курок пистолета взведён,

Грянул выстрел раскатами грома,

Промелькнул старый сад, отчий дом

Дуб у пруда и в копнах солома.

«Упирался Машук в облака»

Выросший в глубинке Сергей Есенин «пропахшие Русью поющие строки», по мнению поэтессы, «доставал из щедрого сердца» и создавал шедевры поэзии. В по-священии «Сергею Есенину» поэт назван «вожаком», который был «загнан». Нина Фёдоровна уверена, что

Ты не один в большой толпе отобран,

Кого загнали в угол ближе к ночи.

Давно известно, что тебе подобных

Они, не церемонясь, рвут на клочья.

Немало внимания уделено народному умельцу Абашева Тимофею Зоткину. По-этесса посвящает ему ряд стихотворений: «Ожившая сказка», «Рождение шедевра» и др.

Автор гордится своим земляком, восхищается творениями мастера:

Красавицы с птицами, что под рукой,

Плывут, как лебёдушки, а над рекой

Несутся с добычей быстрее стрелы,

Крылами взмахнув, в поднебесье орлы.

«Ожившая сказка»

Читая стихи Нины Федоровны, понимаешь, что автор осознаёт свою причастность к Вадинской земле, живёт радостями и бедами дня сегодняшнего, размышляет о славных страницах прошлого. О патриоте России, декабристе, не изменившем великому делу – освобождению своей Родины, говорится в стихотворении «Отчий край»

Твой славный сын, Громницкий, словно песня,

Звучащая с Сенатской и поныне,

Шептал с священною молитвой вместе,

Как заклинанье, Керенск, твоё имя.

Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы великой Отечест-венной войны. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросло новое поколение , но в памяти человеческой 22 июня 1941 года – это не просто роковая дата, а начало отсчёта 1418 дней и ночей Великой Отечественной. На ключевой вопрос: «с чего начинается память?» поэтесса отвечает:

С подвига отцов,

За Россию нашу в битвах павших.

На фактах из истории края основано стихотворение «Герои – земляки»:

От Чёрного до Баренцева моря

В врага вгрызались земляки мои

Более 4000 вадинцев остались на полях сражений. Среди них «шесть звёздных сыновей – почётный ряд, застыв в граните, много лет стоят…»,летчик Василий Буслаев, сапер Виталий Журавлев и другие. Огромная боль за гибель лучших сынов России звучит в стихотворениях, основанных на «родственном» материале: «Детство, опаленное вой-ной», «Тимошка», «Сестричка»

Поэтесса пишет «Я горда тем, что людьми такими богат наш милый сердцу Сур-ский край».

2.3. «И радоваться жизни, и любить…»

Наверное, нет такого поэта, который бы не писал о любви. Ведь поэзия - это сос-тояние души, а душа – это любовь .Стихи Нины Фёдоровны о любви глубоко лиричны. Любовь здесь правдива и нежна, она – родник поэзии и силы. Она приходит, не спросив разрешения, поёт, лучится красками.

Ох, и выдумщицей я слыла

Коль хотела, то в плен брала,

Оказалась сама в плену,

Как попала в него – не пойму

«В жизни путаной всё бывало»

В глазах любимой таятся «нежность и гроза», они бездонны и ясны, так как вобра-ли «прелесть моря и весны», в них уместились небеса.

Ты вошёл в мой сон неслышно,

Хоть и не тебя тогда ждала.

Раскраснелась под окошком вишня,

И печаль из сердца уплыла.

«Сон»

Яркие эпитеты и метафоры придают образу лирической героини искренность, теплоту, задушевность.

Эта тема тесно перекликается с темой о смысле жизни, назначении человека и является лейтмотивом 1 сборника «На тропинках вёсен».

Я как – то и не сразу поняла,

Что это осень к дому подошла.

Что снова листья в вихре закружили.

Проходит жизнь, а мы ещё не жили.

«Журавли»

Прошедшая юность неистребимо живёт в памяти сердца и никогда из неё не уйдёт:

Всё промелькнуло вроде бы,

Как в позабытых снах,

Но снова дышит Родина

Тобой, моя весна.

И робко, и взволнованно

Стою я у дверей.

Кивает мне черёмуха

Из юности моей.

«Черёмуха из юности»

«Конечно же, через образ черёмухи из юности переданы чувства и первого свида-ния, и прогулок под луной, и оглушающего, как гром, неожиданного поцелуя любимого»¹:

Под ветками душистыми

Мечтали до утра…

Наивная и чистая

Счастливая пора!

2.4 «Мне по душе есенинский да лермонтовский стих…»

Ещё одна страничка лирики Богдашкиной – тема творчества, тема «поэта и поэ-зии», идущая, наверное, со времён появления первых стихов. Нина Фёдоровна задумы-вается о назначении поэзии. Она признаёт, что это «дар Божий».

Не по крупицам рифмы собираю,

Не одиноко мучаюсь в тиши,

А будто меня Ангел окликает

_____________________________________________

¹ Куленко Н., член Союза писателей России

И говорит: «Раскрой тетрадь, пиши!»

«Не по крупицам рифмы собираю…»

«Друзья часто спрашивают меня,- говорит поэтесса, - как пишутся стихи? Они рождаются в моей душе с удивительным постоянством. Иногда какая-то мелочь, увиденная или услышанная на улице, в магазине, на работе, даёт толчок к написанию целого стихотворения»¹.

Авторитетов в поэзии Нины Фёдоровны было немного. Безусловно, Лермонтов, Есенин…

Мне больше по душе литература

Есенинский да лермонтовский стих.

Люблю я красить рифмой облик хмурый,

Восторг души чтоб дольше не утих.

«Проснулось солнце нынче спозаранку…»

«На мой взгляд, - пишет Н. Куленко, - талант Н.Ф. Богдашкиной возрос на её не-обыкновенно чуткой душе, восприимчивой к красоте нашей природы и красоте отноше-ния к ней человека».²

У Нины Фёдоровны именно такая душа. Поэтому не удивительно, что в небольшом селе русской глубинки живёт женщина, которая «не сочиняет» строки, выдавливая из себя слова, а говорит только языком поэтическим, радующим.

Отличительная черта её творчества – это грамотное понимание сути художествен-ного произведения.Она уверенно владеет понятиями: ритм, размер, рифма, поэтический язык, изобразительно – выразительные средства стихотворчества.

Не обучалась я в литинституте,

Никто не наставлял, как сочинять.

Но свыше получила я напутствие

Все свои мысли в рифму излагать.

«О себе»

Она училась у книг, у жизни, у своего любяшего щедрого сердца. А ещё ей помогал…Некто Свыше.

____________________________________________________

¹ Из интервью с Богдашкиной Н.Ф.

² Куленко Н., член Союза писателей России

С любовью каждый день пишу стихи я,

И благодарна господи, Тебе…

«О себе»

Наблюдая за деятельностью автора , приходишь к выводу: поэтесса с помощью создан-ных произведений напрямую вмешивается в общественную и духовную жизнь каждого из нас. Она умеет убеждать, разъяснять, давать оценку, формирует мировоззрение читателя, помогает увидеть прекрасное рядом, воспитывает в нас бережное отношение к природе, любовь к родной земле. Главная цель поэтессы – это стремление своим творчеством помочь людям стать духовно богаче.

Заключение

«Не затеряйся на земле, мой след…»

Наше обращение к творчеству Нины Фёдоровны обусловлено эстетико- нрав-ственным, духовным своеобразием её стихотворений. В них она щедро делится мас-терством, теплотой и богатством своей души со всеми, кто любит свой край с его большой «развесистой березой», «росой, блестящей на полях», кто живо интересуется его прошлым и настоящим. Рассказывает о замечательных людях - вадинцах, абашевцах, которые жили и творили в разные эпохи, «были хоть и строги, но добры, трудились, забывая про усталость, звались настоящими людьми», внося весомый вклад в историю развития и процветания нашего района.

Малая Родина, живу тобой,

Ты муза и источник вдохновенья.

И от любви к твоей природе неземной

Рождаются мои стихотворенья

Её произведения – результат наблюдений и переживаний, многочисленных встреч и бесед с людьми, результат изучения литературы, православных первоисточников, доку-ментов для того, чтобы от имени всех людей взмолиться:

Избави, Боже, чад своих от бед,

Согрей, очаг любви, нас в непогоду,

Не затеряйся на земле, мой след,

Останься добрым помыслом на годы.

«Не затеряйся на земле, мой след»

Таким образом, наша гипотеза верна. Творчество Н.Ф. Богдашкиной наполнено стихией вечной молодости, вечных поисков, радости находок и открытий, горечи утраты, порой бесцельно потраченного времени, которого жизнь нам отпускает, увы, слишком мало для того, чтобы до конца реализовать свои мечты и замыслы.

Жизнь человека как строка,

Что обрывается внезапно,

Чтобы не поздно было завтра,

Посейте доброту в веках.

На основании результатов исследования можно сказать:

1. Данная исследовательская работа стала для нас интересной и полезной, потому что мы. ближе познакомились с местной поэтессой – Н.Ф.Богдашкиной, изучили её творчество..

2. Проанализировали стихотворения землячки с точки зрения тематики и идейного содержания, раскрыли своеобразный мир поэтессы.

3. Поэзия Нины Фёдоровны тревожит, печалит и радует нас, читателей, способствует формированию гражданского самосознания подрастающего поколения

Мы надеемся, что каждый найдёт себе стихотворение. Созвучное его душе, ведь только тогда поэзия станет доброй спутницей, хорошей подругой и верным советником. Счастья и радости всем любителям поэзии!

. Список использованной литературы

1. Богдашкина Н.Ф.На тропинках вёсен. Пенза, 2009.

2. Богдашкина Н.Ф Звёзды в подоле. Пенза, 2010.

3. Богдашкина Н.Ф. Несговорчивые вёсны. Пенза, 2011.

4. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения

литературы в школе/под ред. О.Ю.Богдановой. Н., 1984.

5. Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. М., 1979

6. Паустовский К.Г.Очерк «Язык и природа». Т.2.,- М., 1972























17




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Пегова Татьяна Геннадьевна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151772


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства