Просмотр содержимого документа
«Неделя правовых знаний»
Дискуссия «Права ребёнка»
внеклассное мероприятие
Даниленко Марианна Александровна, методист
Девиз: «Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон»
Цели:
Обучающие:
Систематизировать и проверить знания учеников о законодательстве по правам ребёнка.
Создать условия для изучения учащимися норм законодательства в области детского труда.
Развивающие:
Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях.
Содействовать развитию умения объяснять сложные понятия, опираясь на жизненный опыт, проводить аналогии с предметами повседневной жизни.
Содействовать развитию умения кратко формулировать характеристики различных объектов, выделять главные из них.
Способствовать развитию мышления.
Содействовать развитию умения грамотно и точно выражать свои мысли.
Воспитательные:
Побуждать учащихся к обдумыванию своих поступков и их возможных последствий, содействовать развитию чувств сопереживания, уяснению того, что право на ошибку не освобождает от необходимости её исправления.
Путём создания сомнительных и спорных ситуаций формировать настойчивое желание найти правильный ответ.
Поощряя различные точки зрения учеников, учить их высказывать своё мнение, тем самым, вызывая интерес к предмету их умственной деятельности.
Учить ребят предвидеть ошибки, иметь несколько вариантов решений, искать любую информацию, позволяющую защитить себя от ошибки.
Работать самостоятельно на пользу всей команде.
Воспитывать социальный оптимизм.
Методические:
Применение активных форм и методов воспитания.
Активизация мышления учащихся на уровне творчества.
Тип мероприятия: дискуссия.
Участники: 8-10 класс.
Продолжительность мероприятия: 45 минут.
Жюри: учителя, классные руководители.
Оборудование и материалы:
ПЭВМ;
Мультимедийный проектор;
Листы с заданиями конкурсов для команд.
Ходмероприятия
Ведущий 1: Здравствуйте!
Ведущий 2: Учащиеся и учителя рады приветствовать Вас в этой аудитории!
Ведущий : Сегодня мы хотим провести дискуссию «Права ребёнка». Для этого сформировали две команды из числа учащихся.
Ведущий 2: Приветствуйте, команда ____________ и команда ____________.
Ведущий 1: Мы - ведущие, участники и Вы зрители будем обсуждать наши права и обязанности.
Ведущий 2: Просим всех соблюдать тишину и порядок, уважать участников, ведущих и себя.
Ведущий 1: Вы, наверное, знаете, что ваше благополучие и права не всегда вызывали пристальное внимание и интерес международного сообщества. Чрезвычайным событием, подвигшим энтузиастов, в частности, женщин, на защиту прав всех детей, стала первая мировая война. Пережив потрясение от осознания возможных чудовищных последствий бойни в масштабах планеты. Союз спасения детей вместе с Лигой женщин в 1923 г. разработали и предложили к рассмотрению на Ассамблее Лиги Наций (предшественницы ООН) первую Декларацию прав ребенка из 5 пунктов. Позже она получила название Женевской, потому что была подписана в 1924 г. в Женеве на 5-й Ассамблее Лиги Наций.
Ведущий 2: Вопрос к залу: Кто скажет, что такое декларация? (показывается слайд с информацией, написанной ниже)
Декларация (от лат. – заявление, объявление)
Международно-правовой документ, в котором провозглашены какие-либо
принципы
документ, не носящий обязательного характера
обладает большой морально-политической силой, по отношению к нему судят о позициях данного государства
Ведущий 1: В 20-е годы защита прав детей рассматривалась в основном применительно к таким проблемам, как рабство, детский труд, торговля детьми и проституция несовершеннолетних.
Для настоящего времени Женевская декларация имеет значение скорее как исторический факт, но два момента оказались существенными. Во-первых, именно в Женевской декларации впервые была подчеркнута необходимость особой заботы о детях "ввиду их физической и умственной незрелости". Во-вторых, в Германии был принят первый Закон о детях, который действовал на протяжении нескольких лет и, не будучи отмененным, просто игнорировался с приходом фашистской диктатуры. Других шагов остальными государствами предпринято не было, наступило своеобразное временное затишье перед бурей. Ею стала 2-я мировая война, после которой была создана ООН, принята Всеобщая декларация прав человека ООН (1948 г.), а затем и Декларация о правах ребенка (1959 г.). Многим казалось, что на этом можно поставить точку в законодательстве и воплощать Документы в жизнь. Поэтому инициатива польской делегации, выступившей в 1978 г. с идеей создания конвенции о правах ребенка, вначале не была поддержана.
Ведущий 2: Дискуссия длилась около года. Позиция польских гуманистов основывалась на идеях их известнейшего врача, педагога, психолога и писателя Януша Корчака, который вместе со своими питомцами добровольно шагнул из Варшавского гетто в печь крематория концлагеря Треблинка. Вскоре сторонники конвенции получили подтверждение правомерности своей инициативы. На заседаниях в ООН были сделаны доклады о серьезных нарушениях, от которых страдали дети. Приводились сведения о детской смертности, недоступности детского здравоохранения, ограниченных возможностях получения базового образования. Стали известны шокирующие примеры использования несовершеннолетних девочек в качестве проституток, применения детского труда на вредных производствах, данные о детях - узниках тюрем, детях-беженцах, жертвах войн и пр.
Ведущий 1: Кроме того, было признано, что интересы детей не всегда совпадают со взглядами родителей или опекунов. Стало очевидным, что ко многим детям плохо относятся в их собственных семьях. Четко обозначилось явление, получившее название "садизм в детской", когда детей унижали, избивали, калечили, насиловали и даже убивали родители и близкие родственники. Как считают врачи, оказывающие помощь маленьким пациентам, Взрослые люди, будучи не в силах совладать со своими трудностями и тревогами, возмещают свое бессилие на тех, кто находится в полной от них зависимости. Недаром еще в 1884 г. в Британии было основано Национальное общество защиты детей от жестокости. Идет время, но забот у общества не уменьшается, а прибавляется. И это характерно для многих развитых стран: США, Германии, Японии и др.
Ведущий 2: Приняв во внимание эти доводы, Организация Объединенных Наций в1989 г. приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Страны, утвердившие конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство в соответствии с положениями Конвенции ООН.
Ведущий 1: Давайте разберём, что такое конвенция…(показывается слайд с информацией, написанной ниже)
Конвенция (от лат. — договор, соглашение)
соглашение по какому-либо специальному вопросу, по одной проблеме
документ, носящий обязательный характер, если он ратифицирован данным государством
государство неукоснительно берет на себя выполнение всех содержащихся в этом документе обязательств
государство может отказаться от своих обязательств и денонсировать данный договор
Ведущий 2: Теперь, когда мы знаем предысторию принятия Конвенции о правах ребёнка, давайте остановимся на конкретных правах.
Ведущий 1: Конвенция ООН о правах ребёнка (статьи 12-16) и закон РБ о правах ребёнка (статья 10) гласят «Каждый ребенок имеет право на свободу вероисповедания, развитие своей общественной активности, получение информации, соответствующей его возрасту, свободное выражение собственного мнения, если это не наносит вреда государству, чести и достоинству других членов общества».
Ведущий 2: Попробуйте и Вы разобраться, на что распространяется свобода мнения и на, что она не распространяется. (Предлагается таблица суждений для каждой команды. Напротив каждого нужно поставить да/нет).
Действие
Да / Нет
Говорить всё. Что я захочу и когда захочу.
Нет
Иметь возможность требовать всего, чего угодно.
Нет
Следовать голосу своей совести и знать, что я прав.
Да
Управлять мнениями других людей
Нет
Иметь право кричать на кого-либо, когда ты злой
Нет
Иметь право извиняться, когда ты не прав и нечаянно кого-то обидел.
Да
Думать о своей любимой песне во время важной контрольной по математике.
Да
Не зависеть от мнения других.
Да
Ведущий 1: Пока команды готовятся все желающие, кто любит свою страну, кто интересуется своей страной, кто знает про неё всё и кто не знает про неё ничего, но хочет узнать – примите участие в нашем опросе.
Вопросы:
Что является символами государства? (флаг, герб, гимн)
Кто является верховным главнокомандующим Республики Беларусь? (Президент Республики Беларусь)
Как называется опрос мнения всех жителей РБ по какому-либо вопросу? (референдум)
Когда отмечается день прав человека? (10 декабря)
Когда отмечается День Государственного герба РБ и Государственного флага РБ? (второе воскресенье мая)
Кто имеет право участвовать в выборах? (граждане РБ, которым исполнилось 18 лет)
Сколько государственных языков в Республике Беларусь? (два: белорусский и русский)
Ведущий 2: Спасибо зрители. Обратимся к нашим командам, которые уже готовы.
Ведущий 1:(зачитываются результаты и выясняются споры по отдельным суждениям. Команды отстаивают свою точку зрения.)
Ведущий 2: Следующий наш конкурс называется «Сто к одному». Среди учащихся ______ класса заранее был проведён соцопрос. Задавался вопрос «Найдите слова, чтобы отказаться от сигареты не обидев предлагающего и не уронив собственной значимости в его глазах». Попросту требовалось найти достойную причину для отказа.
Ведущий 1: Опрос дал свои результаты. Осталось проверить, сможете ли Вы их предсказать. Начинает команда ___________. Как только она ошибётся, назовёт повод отказаться от сигареты, которого нет в нашем списке, ход переходит к другой команде. (показывается соответствующий слайд)
Ведущий 2: У каждого человека при решении тех или иных вопросов есть свое мнение. Это считается само собой разумеющимся, но не все и не всегда задумываются, как это мнение появляется и выражается, а также, как оно воспринимается окружающими. Например, об одном и том же человеке кто-то скажет, что он робкий и неуверенный, а другой назовет его трусом; девочку можно назвать веселой и любимицей компании или вертихвосткой и кокеткой. Одно обидно, другое — нет. Попробуйте вы подобрать такие пары слов или сочетаний слов, где бы одно слово или словосочетание имело полностью отрицательное значение, а другое -несколько смягченное, не очень обидное. (Лентяй — не очень усидчивый, неряха — не обращающий внимания на внешний вид и др.)
Ведущий 1: А теперь пусть команда ________ назовёт три качества, которые они считают в человеке хорошими или даже замечательными, а потом подберёт такие слова или словосочетания к названным качествам, которые придадут им отрицательный оттенок. Вторая команда вспоминает и называет отрицательные качества и к ним подбирает слова, которые обозначали бы эти качества, но с меньшей степенью отрицательного значения. (Командам даётся время подумать. Далее зачитываются слова и фразы).
Все согласны, что разговаривая с людьми, мы должны думать о том, всегда ли можно и надо говорить все, что думаешь, не выбирая выражений. Так давайте этому следовать!
Ведущий 2: Следующий наш конкурс заставит вас вспомнить детство. Называется он - «Кто больше вспомнит?» Команды называйте по очереди сказки басни, стихи и другие произведения где есть покушение на права героев. ("Колобок": у героя хотят отнять жизнь лиса и волк; "Терем-Теремок": медведь отнимает дом; "Волк и ягненок": волк покушается на жизнь ягненка и т.д.)
А, Вы - зрители, следите за игрой внимательно! Наверняка и Вы сможете что-нибудь вспомнить.
Ведущий 1: Предлагаем Вашему вниманию конкурс «Права и желания». Одному ведущему Вы отдаёте записки с правами, а другому – с желаниями.
Ведущий зачитывает участникам записки, а команды по очереди их определяют (в случае неправильного ответа требуется объяснения от команды).
Содержание записок:
Жить с родителями. (право)
Жить в большой отдельной комнате.
Спокойно высказывать своё мнение. (право)
Говорить всё, что хочу, когда хочу, и где хочу.
Выбирать место работы. (право)
Иметь высокую зарплату.
Вступить в брак в 18 лет. (право)
Иметь двух жён (мужей).
Быть гражданином той страны, в которой родился. (право)
В 16 лет стать гражданином США.
Уважать интересы других граждан. (право)
Считаться с мнением каждого человека.
Ведущий 2: Мы сегодня рассмотрели только некоторые права: права на свободу в принятии решения, право на жизнь и охрану здоровья, право на неприкосновенность личности, но наравне с множеством прав статья 11 «Обязанности ребёнка» закона РБ «О правах ребёнка» гласит «Ребёнок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других нацией и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельное трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде,всем видам собственности».
Ведущий 1: В интернете работает детский правовой сайт mir.pravo.by. Этот ресурс предназначен для детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет.
Инновационный проект реализован Национальным центром правовой информации по инициативе Администрации Президента Республики Беларусь и будет содействовать распространению юридических знаний среди детей. Он ответит на "взрослые" вопросы, расскажет о законодательстве Беларуси и правах граждан. Причем правовая информация подается на сайте в увлекательной и доступной форме - с помощью игр.
Помимо игровой составляющей на сайте есть и обычная информационная с такими разделами, как "Библиотека" (подразделы: "Юридическая азбука", "Правовые лабиринты", "Путешествие в прошлое", "Наше государство - Республика Беларусь" и "Белорусское государство и право в фотографиях, рисунках и песнях"), "Вопросы и ответы".
Детский правовой сайт mir.pravo.by - отличный шанс пополнить багаж знаний, проявить способности и развить таланты, окунуться в увлекательный мир приключений, найти новых друзей и получить ответы на важные вопросы.
Ведущий 2: Наша дискуссия подошла к концу. Спасибо участникам и зрителям.