kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нетрадиционный урок как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Без внеклассной работы не обойтись, тем более, что словесники особо привносят красоту и культуру в окружающую среду. Красота, наряду с добротой, благородством, достоинством, - понятие вечное и является не только одной из форм бытия материального мира в человеческом сознании, но и средством воспитания обостренной совести.

     Задачи учителя-словесника многообразны:

  1. Указать на значимость литературы в целом, привить любовь 

      к предмету;

  1. Помочь усвоить важнейшие понятия по истории и теории литературы;
  2. Научить анализировать художественное произведение и давать объективную оценку прочитанному;
  3. Уметь пользоваться библиографическими справочниками и собирать важнейшие факты из жизни и творчества поэтов и писателей;
  4. Научить выразительному чтению поэтических отрывков и анализу лирических произведений;
  5. Сформировать у учащихся умение пользоваться выразительными средствами русского языка.
  6. Развивать самобытное мышление, диалогическую и монологическую речь, артистические способности;

Можно до бесконечности перечислять приемы и методы ведения урока, но принцип работы учителя  литературы должен быть единым: повысить интерес учащихся к литературе в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционный урок как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся »

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ


Учителя-словесники занимают в учебных заведениях особое место, потому что они преподают художественную литературу – искусство слова. Л.Н. Толстой считал, что основной признак искусства – заразительность, суть которой в том, что человек, прочитав книгу, «услыхав мелодию», увидев картину, испытывает такое состояние души, которое соединяет его с художником, режиссером, композитором и другими людьми, воспринимающими искусство. Эмоциональная действительность и составляет, по мнению Толстого, силу искусства. Литература позволяет познать мир в чувственно-образных представлениях, она имеет дело с тонкими сферами человеческого сознания и психики, воздействует на самые глубокие их тайники и поэтому является могучими средствами эстетического и нравственного влияния на душу человека. Преподаватель словесности более, чем другие предметники, формирует духовный облик своих учеников, так как моделирует условия их причастности к остро поставленным русскими писателями вопросам смысла жизни, свободы и необходимости, добра и зла, страдания и сострадания, жестокости и милосердия.. Литература раскрывает мир не в сухих цифрах, не в строгих логических схемах, а в образах, живых картинах, затрагивающих эмоциональную сферу человека, будящих воображение, причем сугубо индивидуальное. Образное слово рождает массу ассоциаций, заставляет не только мыслить, но и сопереживать. Ведь «для того, чтобы распознать чужие страдания, нужно самому уметь страдать». Переживая чужую судьбу, читатели познают мир и себя в нем, определяют свои ценностные ориентации.

Но урок имеет свои границы, преподаватель скован рамками программы, которая требует «сформировать умения и навыки», и по этим причинам не всегда может удовлетворить духовные запросы обучающихся, раскрыть их творческий потенциал. Без внеклассной работы не обойтись, тем более, что словесники особо привносят красоту и культуру в окружающую среду. Красота, наряду с добротой, благородством, достоинством, - понятие вечное и является не только одной из форм бытия материального мира в человеческом сознании, но и средством воспитания обостренной совести.

Задачи учителя-словесника многообразны:

  1. Указать на значимость литературы в целом, привить любовь

к предмету;

  1. Помочь усвоить важнейшие понятия по истории и теории литературы;

  2. Научить анализировать художественное произведение и давать объективную оценку прочитанному;

  3. Уметь пользоваться библиографическими справочниками и собирать важнейшие факты из жизни и творчества поэтов и писателей;

  4. Научить выразительному чтению поэтических отрывков и анализу лирических произведений;

  5. Сформировать у учащихся умение пользоваться выразительными средствами русского языка.

  6. Развивать самобытное мышление, диалогическую и монологическую речь, артистические способности;

Можно до бесконечности перечислять приемы и методы ведения урока, но принцип работы учителя литературы должен быть единым: повысить интерес учащихся к литературе в целом.

Поэтому учителю словесности необходимо раскрыть и представить проблемы, поднятые в произведениях, таким образом, чтобы у учащихся появилось желание работать над текстом без назиданий. И в этом помогут нестандартные уроки, где сочетается все: и удивление, и взрыв эмоций, и логический шум, и неожиданность, и конкурсность, и соперничество…

На уроках нестандартной формы учащиеся свободны, раскованы. Они демонстрируют самостоятельность мышления, учатся жизни, доказывают свою точку зрения, постигают другие виды искусства, да и результаты письменных работ после таких уроков намного выше.

Форм внеурочной деятельности учителя и учащихся множество: урок-лекция, урок-семинар, сюжетно-ролевые игры…, но, на мой взгляд, доброй традицией стали литературные вечера, которых всегда ждут с нетерпением, готовятся к ним, как к празднику, так как они являются и своеобразным продолжением урока, и увлекательным учебным процессом и позволяют учащимся синтезировать знания, полученные на уроках культуры и искусства и воплощать их на практике. Построенные как литературно-театральные композиции, эти вечера способствуют всестороннему художественному и духовному развитию исполнителей и зрителей, воздействуя на них сочетанием различных видов искусств. Они никогда не преследуют только развлекательных целей, а пробуждают познавательные интересы, развивают потребность

в прекрасном.














«В ОГНЕ, ОЖИВЛЯЮЩЕМ ЮНОСТЬ, ОТЛИВАЕТСЯ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА».



Организация внеклассной работы по предмету помогает решить и проблему свободного времени старшеклассников, направляет их энергию на полезное людям дело, усиливает ее идейно-нравственный заряд именно в тот период, когда у человека формируются направленность и основные свойства личности.

По опыту работы хорошо известно, что в период становления личности происходят большие изменения в эмоциональной жизни. Она становится значительно богаче по содержанию и гораздо тоньше по оттенкам переживаний. Также видно эмоциональное воздействие, появляется «сердечное» понимание, умение тонко откликнуться на движение души другого человека, более близкими становятся социальные связи. Открытость к эмоциональным впечатлениям, характерная для юношеского возраста, выражается в готовности загореться тем, что затронет и взволнует душу. Именно поэтому эти годы у учащихся так благоприятны для развития и обогащения их эмоционального мира. И задача учителя не упустить это время, ведь приобретенные в школе знания станут достоянием ученика и сохранятся в памяти на всю жизнь.























«НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ, КАК НАШЕ СЛОВО ОТЗОВЕТСЯ…»



Итак, литературные вечера …

Они проводятся как комплексные композиции: это и художественное чтение различных текстов, и песня, и танец, и инсценировка, и показ видеофильма. А ведь у зрителя возникают свои собственные ассоциации, что значительно обогащает художественный образ. Ассоциация – один из фундаментальных механизмов мышления и воображения, поэтому ассоциативный принцип соединения текстов в сценарии способствуют развитию у школьников художественного мышления, творческого восприятия художественной литературы.

И, действительно, отрывок из публицистической статьи, сухой факт биографии, фрагмент из художественного произведения, стихотворение, музыкальный отрывок …, объединенные какой-то мыслью, производят совершенно неожиданное впечатление на зрителей. Создается атмосфера сотворчества, взаимовлияния, сопереживания. А смена ритмов придает композиции динамичность, не отпускает внимание зрителей, заставляет их следить не только за логикой сценария, но и улавливать каждый жест исполнителя, выражение его глаз, мимику, задумываться над деталями оформления, световыми эффектами, осмысливать мизансцены, сводя все впечатления воедино. А когда ощущаешь слитность со зрительным залом – это здорово!





















«СПОСОБНОСТИ СОЗДАЮТСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…»



Под руководством учителя-словесника композицию составляют и исполняют сами учащиеся. Это позволяет не только решить целый комплекс воспитательных, литературно-образовательных, художественных задач, но и создать особую атмосферу сценического действия и зрительского восприятия одновременно.

Творческая группа становится организмом, выражающим единое мироощущение: делаем благородное дело на общую радость и пользу.

Работая над сценарием, каждый имеет возможность закреплять свои литературоведческие познания, умения и навыки, полученные на уроках, развивать разнообразные качества, необходимые для восприятия художественной литературы, и литературно-творческие способности. Составление сценария помогает учащимся глубже познать неповторимый язык художественных образов, язык искусства, дает возможность выразить свои собственные размышления, развивает литературно-художественные вкусы, расширяет кругозор, повышает общую и сценическую культуру. Учащимся очень нравится в композиции сочетание слуховых образов со зрительными, слов с музыкой, световых эффектов с элементами декорации, что позволяет им не только подать материал доходчиво, интересно, выразительно, эмоционально, но и вовлечь зрителей в процесс сотворчества. Поэтому с таким удовольствием они подбирают музыку к текстам (а это весьма непросто!), обсуждают варианты оформления сцены, рисуют декорации, читают друг другу стихи, да и просто общаются. Довольно часто родители включаются в процесс подготовки вечера, решая сложные технические проблемы, участвуя вместе с детьми в оформлении сцены, невольно становясь исполнителями.

Учеников очень привлекает эта чудесная возможность радостного, дружеского общения в неофициальной обстановке. На уроке никогда не увидишь такого желания помочь, подсказать, поддержать, подбодрить, как на репетиции! Как правило, все исполнители знают слова друг друга, готовы заменить заболевшего, поддержать того, у кого что-либо не получается.

Тот факт, что все являются и авторами, и постановщиками, и исполнителями, играет громадную роль в том, что даже самые тихие и незаметные на уроке здесь проявляют остроумие, находчивость, инициативу, а самые серьезные вдруг открывают в себе талант комика.

Известно, что в процессе творчества человек приобретает духовную свободу, раскрывает свою индивидуальность и в конечном итоге стремится приобщиться к человеческим ценностям. Радость созидания, ожидание чего-то доброго, прекрасного ведет его к ощущению своей духовной значимости. Иными словами, здесь и наука, и эстетика, и этика. Жизнь становится насыщенной добрыми эмоциями, желанием дарить радость другому, чего так не хватает в наше сложное время.

И потом долгие года после окончания учебного заведения дети помнят мельчайшие детали совместной работы. Очень многое забывается из школьной жизни, но счастье творчества не стирается из памяти. И, как правило, способность творить, сформированная в процессе подготовки таких литературных вечеров, не угасает и после окончания школы. Творческие качества помогают и в любой общественно-полезной деятельности, и в воспитании уже своих собственных детей. Иногда опыт «сценаристов», «режиссеров», «артистов» передается из поколения в поколение.

Но коллективное творческое дело важно не только потому, что оно эмоционально привлекательно для учащихся, что каждый предмет проявляет и развивает личностные качества (творческие, организаторские, интеллектуальные, практические), но и потому, что обеспечивает активную реализацию и обогащение коллективного опыта, способствует укреплению коллектива, содействует разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений. Ученики переживают ответственность за общее дело, узнают радость действия по собственному почину для блага других людей. Участие в полезных делах, пусть простых и маленьких, гораздо дороже самых красивых, высоких и романтичных слов, оторванных от практического дела.
























«ИЗ ИСКРЫ ВОЗГОРИТСЯ ПЛАМЯ…»

Подготовка и проведение литературного вечера – это настолько увлекательное, настолько трудоемкое, ответственное, требующее полной самоотдачи дело, поэтому ученики участвуют в этом творческом процессе только на добровольных началах и после того, как определена тема, высказывают пожелания о том, что конкретно хотели бы делать. Это учитывается потом при формировании рабочих микрогрупп. Затем на общем сборе учитель использует метод «мозгового штурма», когда можно высказать любую мысль. Чем больше предлагается идей, тем лучше. Поданные идеи можно как угодно улучшать и комбинировать, но главным итогом должна быть идея, которая проста по форме и эффективна в действии.

Затем начинается отбор текстов для сценария. Это делают все: и сами ребята, и руководитель. Сколько страниц приходится перечитать! При этом учащиеся учатся сравнивать материалы, анализировать прочитанное, выделять главное и второстепенное, делать выписки, компоновать отрывки в единое художественное целое. Высокохудожественные тексты воспитывают будущих исполнителей эстетически и нравственно, а работа с ними позволяет перенести знания, умения и навыки, полученные на уроке, в сферу нерегламентированной деятельности, связать их с материалом самостоятельных поисков, развивает навыки культурного чтения, расширяет кругозор, будит активную творческую мысль исследователя.

Первый вариант сценария обсуждается тоже всеми. Это принципиально, так как школьники учатся видеть, что искажает идейный замысел, что нужно убрать, где и какой материал необходимо добавить. Они на практике осознают суть основного закона искусства – единства формы и содержания. Коллективное обсуждение не только позволяет им высказывать и отстаивать свою точку зрения, но и развивает их литературные и музыкальные вкусы, понимание прекрасного и устную речь. Приспосабливая текст для звучания со сцены (инсценирование), учащиеся учатся выбирать способ подачи художественного материала, подбирать исполнителей так, чтобы тембр, мелодика, интонация помогали раскрытию образа героя, основной мысли отрывка или отдельной сцены. Мелочей не бывает, все должно быть на высоком художественном уровне, артистично, только тогда это по-настоящему будет волновать зрителей.






У КАЖДОГО СВОЯ РАБОТА


Затем наш коллектив делится на чтецов (артистов), певцов, музыкантов, художников- оформителей, операторов, осветителей и т.п. Один и тот же человек имеет право входить в разные микрогруппы, если есть желание и возможности. И начинается

у каждого своя работа. Учитель помогает всем, целесообразно сочетая организаторские приемы подготовки с приемами педагогического воздействия, стимулирующими личностное отношение к участию в общем деле. Используются все возможности гуманизации взаимоотношений: поощрение, оглашение достоинств работы каждого, проявление заботы и внимания, признания первых успехов и постоянная поддержка затем – все это формирует добрые отношения всех ко всем в коллективе и способствует тому, что каждый ощущает свою ценность и незаменимость, и уважает индивидуальность другого человека. Ребятам хочется показать себя с лучшей стороны, потому что созданный социально-психологический климат благоприятен для их развития, духовная атмосфера служит фактором духовного обогащения всех в дружеском общении.

Воодушевляет и цель: не только самому чему-то научиться, но и передать знания зрителям, «заразить» их своими чувствами, доставить им радость.

Очень ответственна миссия у чтецов. Они хорошо понимают, что звучащее слово обладает могучим воздействием на слушателей, и от того, насколько полно и глубоко будет воспринято самим исполнителем стихотворение, прозаический отрывок, зависит сила и правильность этого воздействия.

Поэтому ребята с благодарностью принимают помощь учителя который во время индивидуальных консультаций помогает каждому чтецу проанализировать текст: понять его тему, проникнуть в языковую ткань произведения, задуматься над спецификой художественных средств, осмыслить жанр и композицию, осознать главную идею, определить, что именно надо передать в чтении, чтобы зрители почувствовали настроение и красоту стихотворения, услышали его музыку. Чтобы сопереживать лирическому герою, воспринимать, оценивать и затем передавать его нравственные качества, необходимо, прежде всего, «видеть» его эмоциональные проявления, уметь выделять их в ткани художественного произведения, понимать авторскую оценку изображаемого.

Всему этому мы, словесники, конечно же, учим, прежде всего, на уроках, воспитывая культуру эстетических переживаний.

Суть общения юного человека с литературой, музыкой, живописью в со-причастности, со-участии, со-прикосновении, со-размышлении, со-переживании, со-страдании. А то, что пережито, всегда имеет огромное значение для нравственно-эстетического становления личности. Кроме этого ,у учащихся развивается образное мышление, что оказывает влияние не только на чувства, но и на мысль, волю, речь. Чувственно-наглядные образы оставляют глубокие следы в памяти, всплывают в сознании по законам ассоциации, способствуют развитию воображения и художественных способностей.

Исполнители упражняются в технике речи, отрабатывая дикцию, скорость чтения, интонационную выразительность, темпо-ритм, добиваясь точности и естественности мимики, жестов, тренируют дыхание, учатся держаться на сцене, развивают в себе чувство партнера и пространства.

Предмет особой нашей заботы – музыкальное сопровождение, потому что у музыки – огромная сила непосредственного эмоционального воздействия. Без нее невозможна ни одна литературная композиция, она помогает органично соединять различные художественные тексты в одно целое самостоятельное произведение, становится равноправным спутником слова, а иногда лейтмотивом того или иного отрывка, усиливая его звучание. Музыка создает настроение, особую атмосферу духовности, единения исполнителей и зрителей, способствует, художественно заостряя ее, более полному и глубокому раскрытию идеи композиции. Красота слова и красота музыки соединяются вместе и неотразимо воздействуют на душу человека, то приводя его в состояние восторга, то изумляя его, то заставляя печалиться и страдать. Чем раньше в жизни человека случается потрясение души художественным словом в сочетании с музыкой и живописью, тем глубже красота приникает в душу. Ребята всегда ждут того момента, когда мы начинаем соединять музыку и слово, и, если это соединение удачно, гармонично, мы знаем: впечатление будет очень сильным.

Поиски соответствующей музыке отнимают очень много времени и у учителя, и у всей микрогруппы «музыкантов». Приходится прослушивать множество музыкальных пьес, соединять их с текстом, записывать и перезаписывать отрывки. Но игра стоит свеч!

У группы оформителей – свои проблемы. Художественное оформление композиции – это своеобразный педагогический дизайн, создающий эстетику среды, помогающий зрителю полно и сильно откликнуться на основную мысль постановки. Поэтому так важно продумать детали костюмов исполнителей, особенно декораций (все должно быть просто, компактно, правдиво, выразительно), роль световых и шумовых эффектов. Оформителям приходится обращаться к книгам, историческим материалам, произведениям различных видов искусства, много рисовать самим, делать эскизы, продумывая расположение предметов на сцене. Ведь иногда мелкая деталь может сказать о многом. Это понимание свидетельствует о том, что лаконичное, условное, но выразительное оформление будит ассоциативное мышление и воображение зрителей и повышает качество восприятия композиции. Даже если что-то не получается, то уже сама направленность на создание художественного оформления сцены, сам процесс творческих поисков, радости находок, печали неудач имеют огромное значение для эстетического и нравственного воспитания ребят.

Для оформления зрительного зала мы используем фотовыставки, репродукции картин известных художников, плакаты, стенгазеты, выставки книг и иллюстрации к ним, выполненные самими учащимися. Эти живописные интерпретации литературных текстов всегда являются предметом особой нашей гордости и неизменно вызывают восхищение зрителей.

В наши постановки включаются песни. Многогранное содержание, психологическая глубина, эмоциональная выразительность, высокая художественность делают песни незаменимым средством воздействия на эмоции человека, воспитания в нем добрых чувств.































ПРЕМЬЕРА – ЭТО ВСЕГДА ПРАЗДНИК !


Когда все готово, наступает торжественный момент. ПРАЗДНИК! Хочется подчеркнуть, что учащиеся сами стремятся на такие мероприятия. Но всю свою работу учитель-словесник строит так, чтобы участие во внеурочной деятельности учащихся стало вопросом их личной заинтересованности, увлеченности каждого ученика, источником радости и дружеского общения от прикосновения с красотой. Поэтому эмоциональный заряд премьеры – сильнейший фактор воспитания чувств. Необыкновенно приятно смотреть на исполнителей! Как легко читаются на их лицах и тревога, и страх, и особая торжественность, и ожидание чуда… Зрители тоже взволнованы, но терпеливо ждут начала.

Звучит музыка, занавес раздвигается. И все оказываются в едином пространстве сопереживания, соразмышления. А потом, когда затихнет последний аккорд, зрители никогда не срываются со своих мест, звучат слова благодарности.

Учащиеся никогда не удовлетворяются одним выступлением, им хочется делиться со зрителями радостью творческого, духовного открытия. Духовного открытия людям. Значит, Добро, Красота, Труд на общую пользу затронули душу, и в ответ родилось желание нести окружающим свет.

Не берусь утверждать от имени всех коллег, но думаю, что многие из нас взваливают на себя этот колоссальный по затратам энергии и времени труд, а в благодарность за это - желание учащихся продолжать и продолжать начатые традиции.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Лобачева Татьяна Владимировна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 145169


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства