Просмотр содержимого документа
«нравственный аспект обучения»
23.01.2013г.
Конференция по теме: «Каждая личность индивидуальна и уникальна»
Нравственный аспект обучения
Сформулируем определение понятия нравственности:
нравственность - это свойство человека, базирующееся на знаниях норм морали, которое проявляется в его отношении к себе, к окружающей действительности в образовательном процессе и в других аспектах жизнедеятельности.
Усвоение норм морали человеком осуществляется в процессе его жизнедеятельности при поддержке окружения. Одной из значимых сфер контактов человека с социумом является сфера образования. Нужно заметить, что люди имеют довольно длительные во временном отношении контакты с образованием как обучающиеся. Попав в образовательное учреждение, человек становится обязанным усваивать то содержание образования, которое ему предлагается. Фактически человек не может игнорировать предлагаемые ему элементы содержания образования. В содержании образования предусматриваются различные элементы, которые способствуют накоплению личного опыта пользования знаниями, усвоенными в обучении.
Учитывая важную роль образования в жизнедеятельности человека, рассмотрим педагогические аспекты нравственности, то есть те свойства нравственности, которые являются объектом педагогического влияния.
В первую очередь, речь идет о наполнении определенных элементов содержания образования этическими знаниями, для того чтобы повысить осведомленность обучающихся в области морали, ведь образовательный процесс - это специально созданные условия, в которых обучающиеся имеют возможность формировать свое мировоззрение и нравственную направленность. Если до обучения те или иные знания существовали как общественная ценность, то в образовательном процессе конкретная информация приобретает особую значимость для обучающихся, пополняя арсенал его убеждений. Таким образом, содержание образования, направленное на становление нравственности студентов, наполненное в определенной степени этическими знаниями, способствует «присвоению» социальных норм жизни и определяет социальный компонент мировоззрения личности, в котором доминантой является нравственность. Игнорирование этических знаний личностью обучающегося, предложенных ему в элементах содержания образования, ведет к нарушению моральных норм, что влечет за собой дисгармонию в его взаимоотношениях с социумом.
В качестве следующего педагогического аспекта нравственности мы выделяем взаимодействие обучающихся с субъектами образовательного процесса: преподавателями, сокурсниками, товарищами по группе. В процессе данного взаимодействия происходит воспитание отношения обучающихся к себе, к окружающим, к образованию в частности. Речь идет о развитии в рамках образовательного процесса навыков самореализации, способностей к эмпатии, к толерантному отношению к окружающей действительности.
Нравственное отношение к себе и к окружающему миру являются одним из показателей социального здоровья человека. Социально здоровые люди, чье поведение соответствует универсальным нравственным нормам, являются условием социального здоровья общества, которое позволяет судить о развитии общества.
Выявление педагогических аспектов нравственности позволяет выдвинуть воспитание нравственности студентов в качестве задачи образовательного процесса техникума. К характеристикам нравственности отнесем осведомленность, эмпатию и гуманность.
Общий результат образования рассматривается нами как образованность. Образованность - некоторое свойство, приобретаемое человеком в процессе образования, которое выражает определенную меру овладения им какой-то частью социального опыта, а также способностей пользоваться им (усвоенным опытом) в своей жизнедеятельности. Определив педагогические аспекты нравственности, имеет смысл рассматривать нравственность в качестве аспекта образованности. В связи с этим сопоставим некоторые характеристики образованности: осведомленность, сознательность, действенность и умелость, с характеристиками нравственности.
Осведомленность характеризует те аспекты образованности человека, которые могут проявляться им посредством воспроизведения овладеваемой в процессе образования частью социального опыта. В данном случае осведомленность проявляется в информированности студентов о нормах морали, социальных ценностях, ценностных ориентациях личности, правилах речевого этикета.
Сознательность - мера воздействия усваиваемого человеком социального опыта на его способность выражать собственное отношение к себе и к окружению. Нравственные аспекты сознательности проявляются в том, как соотносятся усвоенные знания с действительным отношением человека к себе и к окружающему его миру. Сознательность проявляется в том, расходятся ли у человека слова и дела, рассуждения и поступки, куда направлены усилия по применению этических знаний.
Действенность подразумевает меру воздействия осведомленности и сознательности образовывающегося человека не только на ее отношение к себе и к окружению, но и на вовлеченность в практическую реализацию различных аспектов своей жизнедеятельности. Основным показателем действенности является активность индивида. Нравственность человека проявляется в его отношении к себе, окружающей действительности, образованию, что реализуется в его делах и поступках. Именно в нравственной деятельности проявляется нравственная зрелость личности.
Умелость - мера способностей человека выражать свои актуализированные потребности, пользоваться знаниями в процессе жизнедеятельности посредством обоснованных действий. Умелость человека в какой-либо сфере жизнедеятельности зависит от способности применять полученные знания. С этим компонентом образованности соотносится умение человека регулировать свое поведение, ориентируясь на нормы морали, умение строить взаимоотношения с окружающими согласно принципам гуманизма.
Таким образом, сопоставление обобщенных характеристик образованности и нравственности позволяет нам сделать вывод о том, что нравственность, действительно, является аспектом образованности.
Наряду с развитием образованности, в образовательном процессе техникума происходит становление нравственности студентов. Нравственное развитие личности студента в образовательном процессе рассматривается с точки зрения системного подхода, как процесс, имеющий стадиальный характер, что позволяет нам говорить о генетическом аспекте нравственности.
По моему мнению, к моменту начала учебы в техникуме все студенты, хотя и в разной степени, уже обладают моральными ориентирами. Задача образовательного процесса техникума, сориентированного на становление нравственности студентов, состоит в развитии нравственности обучающихся до уровня, который был бы достаточным для жизнедеятельности студентов вообще и в профессиональной сфере в частности.
В «недрах» общего образования зарождается и профессиональная образованность учащихся. Становление профессиональной образованности происходит в сфере начального, среднего и высшего профессионального образования. Профессиональная образованность специалиста со средним образованием достаточна для компетентной самореализации человека в сфере профессиональной деятельности. Профессиональная образованность сориентирована на получение образовывающимся человеком профессии и, как личностная характеристика, включает в свой состав нравственный аспект. Поэтому в процессе среднего профессионального образования имеет смысл акцентировать внимание на профессиональном аспекте нравственности
Профессиональная образованность любого уровня удостоверяется присвоением человеку соответствующей профессиональной квалификации. По сути же профессиональная квалификация является свидетельством того, что профессиональная образованность, развившаяся у человека, достигла такого состояния, при котором он способен самостоятельно трудиться по соответствующему профилю и уровню в определенной сфере социального производства.
Профессиональная нравственность является компонентом квалификации специалиста - это способность специалиста проявлять духовность в процессе исполнения своих профессиональных компетенций. Таким образом, профессиональная деятельность специалиста должна быть пронизана «тканью» нравственного отношения специалиста к исполнению своих компетенций.
Исполнение профессиональных компетенций специалистом в процессе профессиональной деятельности происходит разнопланово, но профессиональная нравственность актуализируется в каждом из них. Во-первых, это касается взаимоотношений специалиста с коллегами, будь то руководство или подчиненные. Во-вторых, нравственность специалиста обнаруживается в его взаимодействии с различного рода оборудованием, необходимым для осуществления профессиональной деятельности. В-третьих, нравственность проявляется в отношении к себе как субъекту профессиональной деятельности, находя выражение в профессиональной самореализации, стремлении к самосовершенствованию в профессиональной сфере.
Таким образом, определив субъективный характер нравственности, выделив ее педагогические аспекты, мы рассмотрели нравственность как педагогическое понятие. Нравственность, как личностная характеристика, имеет свойство развиваться в образовательном процессе, проявляя себя в качестве аспекта образованности. Данное положение позволяет выдвинуть воспитание нравственности студентов в качестве важной задачи образовательного процесса. Следовательно, подготовка будущих специалистов в техникуме, наряду с приобщением к знаниям, не может игнорировать нравственное становление личности студента.