Воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества.
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.
Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и
правового долга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
И настанет срок, когда дети раскроют свои крылья и взлетят.
Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения.
И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят…»
Шалва Амонашвили.
Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
Воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества.
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.
Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и
правового долга.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Жизненные ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Я считаю, очень важен положительный эмоциональный настрой на уроке. Стремлюсь вызвать у ребят положительное отношение к учению.
В своей практике я использую игровую технологию. Игра способствует отдыху, вызывает положительные эмоции, лёгкость и удовольствие. Она создаёт атмосферу отвлечённости и снимает напряжение у детей. Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на ребят, активизирует резервные возможности личности.
Для того чтобы дать возможность снять умственное напряжение и усталость, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, я часто использую на уроках музыку. Это способствует созданию психологического комфорта на уроке.
Для того, чтобы на уроках было как можно больше положительных эмоций, необходимо, чтобы урок всегда проходил непринуждённо, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, речь его была яркая и эмоциональная. А для ребят создавалась бы приятная, располагающая к занятиям атмосфера.
Проработав в начальной школе 19 лет, я могу сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.
Сегодня в нашей школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений.
Художественно-эстетическое воспитание реализуется через занятия в кружках «Умелые ручки», «Мы – артисты», «Мир танца». Эти занятия помогают детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию. Патриотическое воспитание осуществляется через занятия в кружке «Дом, в котором я живу». В кружке «Юный натуралист» дети занимаются проектной деятельностью. В спортивно-оздоровительном направлении действует кружок «Подвижные игры».
Духовно-нравственное воспитание реализуется на занятиях «Твори добро». Мы хотим, чтобы они запали в души ребят, чтобы дети научились лучше чувствовать, понимать, сопереживать.
Как вести детей к освоению и присвоению этих идей, и целостному пониманию Слова? Через осознание того, что в каждом изначально заложено множество функций, семена знаний, культуры, и что каждому надо открыть и развить в себе свои же возможности. Через понимание того, что рисовать можно не только предметы, используя краски и формы, но рисовать можно также словами, речью. На занятиях мы работаем с замечательными произведениями Осеевой, Ушинского, баснями Крылова и, конечно, с рассказами и притчами Сухомлинского. Прочитывая некоторые произведения, я вижу, что на глазах у детей выступают слёзы, а ведь это явный показатель, что в этих душах много человеческого тепла, доброты. И глядя на них понимаешь: да, моя Ксюша никогда не поступит так, как Наденька - героиня рассказа Я. Пинясовой Кто грамотней.
Мы вместе с детьми приходим к выводу, что каждому человеку, неважно, взрослый он или маленький нужно, чтобы рядом был тот, кто умеет дружить, оказывает помощь в трудную минуту, сочувствовать ему и радоваться вместе с ним. Прежде чем обыграть какую-то сценку или постановку произведения, сначала мы с детьми вникаем в суть Слова, работаем над содержанием, чтобы ребёнок почувствовал важность своего участия. Работаем над интонацией постановки, мимикой, жестами, тембром голоса.
На занятиях танцев, мы не сразу начинаем танцевать, а знакомимся с историей, с природой танца, говорим о национальных традициях. Прежде чем разучивать танец, мы проводим беседу о том, что мы хотим рассказать зрителям в этом танце.
Не все дети могут раскрыть себя в урочной деятельности. Для некоторых детей тяжело даются естественные науки, для кого-то гуманитарные, но у каждого есть ниточка, которую нужно зацепить. И вот ребёнок, которого мы редко видим работающим на уроке, замечательно делает игрушки из солёного теста, или замечательно перевоплощается в знаменитого артиста, прекрасно читает стихи. У каждого ребёнка есть способности, которые мы должны помочь ему раскрыть.
Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные решения, педагог должен профессионально владеть методами и формами воспитания, подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ситуации, которая и порождает потребность в определенном воздействии.
Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.
В.Сухомлинский.
Учитель начальных классов
МОБУ СОШ №8 г.Белорецк
Горбунова Оксана Павловна
Волкова Т.В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
Данилюк Ф.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. М. «Просвещение» 2011
Ниорадзе В. По ступенькам скале Москва 2009
Рожков М.И. Теория и методика воспитания М. 2004.
Селевко Г.К. Воспитательные технологии Г.К. Селевко – М., Русь, 2005