Обобщение педагогического опыта работы (УМК Школа 2100)
Обобщение педагогического опыта работы (УМК Школа 2100)
Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 26 лет. Я работаю по Образовательной системе «Школа - 2100»7 лет, эта программа соответствует требованиям, предъявляемым государством к образованию, она интересна и дает хорошие результаты.
Основная цель системы 2100 – научить детей учиться самостоятельно. Ребенок учится организовывать свою деятельность и адекватно ее оценивать, ставить цели и достигать их, не только добывать, но и применять полученные знания на практике. Задачей данной образовательной системы является формирование личности, которая будет функционально грамотной. Это значит, что человек, воспитанный «Школой 2100», должен:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта работы (УМК Школа 2100) »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17
676850 Амурская обл, г. Белогорск, ул. Ленина, 100 тел./факс 8(41641) 2 73 59.
Обобщение педагогического опыта работы
(УМК «Школа - 2100»)
Учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Зубова Елена Леонидовна
г.Белогорск
2015
Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 26 лет. Я работаю по Образовательной системе «Школа - 2100»7 лет, эта программа соответствует требованиям, предъявляемым государством к образованию, она интересна и дает хорошие результаты.
Основная цель системы 2100 – научить детей учиться самостоятельно. Ребенок учится организовывать свою деятельность и адекватно ее оценивать, ставить цели и достигать их, не только добывать, но и применять полученные знания на практике. Задачей данной образовательной системы является формирование личности, которая будет функционально грамотной. Это значит, что человек, воспитанный «Школой 2100», должен:
- обладать большим потенциалом к самообразованию и саморазвитию;
- иметь целостное представление о мире;
- быть привычным всегда принимать решения самостоятельно и нести ответственность за все принятые решения;
- уметь использовать положительный опыт предыдущих поколений, сделав его, проанализировав, своим собственным;
- быть толерантным, то есть понимать, что его окружают подобные ему личности. Уважать мнение других людей и уметь отстаивать свое;
- владеть средствами коммуникации (как вербальными, так и невербальными) и уметь использовать их, идя к своей цели;
- легко адаптироваться к любому социуму.
В работе по программе «Школа 2100» используются следующие технологии:
1. Технология проблемного диалога. Она помогает реализовать при изучении нового материала две основных задачи – постановку конкретной проблемы и поиск ее решения. Обе задачи решаются посредством диалога.
2. Технология продуктивного чтения, формирующая правильную читательскую деятельность с помощью трех этапов: работой с текстом до, во время и после чтения.
3. Технология оценивания успехов в учебе, которая следует определенным правилам, в том числе таким:
- Любое действие ученика оценивается, но отметка ставится только за полное выполнение задачи.
- Отметка определяется в диалоге между учеником и учителем.
- При изучении новой темы отметка за решенную задачу ставится исключительно по желанию учащегося, поскольку он имеет право на ошибку при овладении новыми знаниями и умениями.
Система 2100 постоянно развивается, сохраняя при этом структурную и концептуальную целостность. Неслучайно данная образовательная система получила именно такое название. Число «21» в нем означает принадлежность к нынешнему веку, а два нуля, сливаясь в знак бесконечности, символизируют непрерывное движение вперед российского образования, основанного на педагогике здравого смысла.
.
Мнения родителей, чьи дети учатся по системе «Школа 2100», на данный момент неоднозначны. Однако такое явление вполне объяснимо: всегда достаточно сложно сразу принять и полюбить что-то новое.
Образовательная система «Школа 2100» предполагает особый психологический климат на занятиях, построенный на сотворчестве учителя и ученика, на сотворчестве учащихся в классе. Работая по данной системе, я стремлюсь развить творческие способности у каждого ребенка. С этой целью использую следующие нестандартные приемы «фантазирования».
«Оживление». Детям предлагается придумать сказку о каком – нибудь предмете, находящемся в портфеле / о линейке, карандаше и т.д./
Сочинение сказок «наизнанку». Детям предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.
«Фантастические гипотезы». Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы:
из крана на кухне полился апельсиновый сок;
из тучи вместо дождя стал падать изюм;
люди придумали таблетку от сна?
Пересказ от имени одного из героев произведения.
Нарисовать на 1/2 альбомного листа кадр к диафильму:
1-я группа – до слов «Бурлит кипятильник».
2-я группа – до слов «Стукнул Зайчик по телевизору».
3-я группа – до слов «Дрожит Волк, трещит ствол».
4-я группа – до слов «Взглянул он с экрана сквозь...».
5-я группа – до конца.
Сделать внизу альбомного листа подписи-титры.
В работе на уроках литературного чтения при работе с текстом использую технологию, предлагаемую авторами, которые считают, и я с ними полностью согласна, что в начальной школе нужно учить медленному чтению художественного текста. То есть ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь соразмышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного. Учить ребенка читать не для нас, взрослых, а для самого себя. А значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения. А также необходимо уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя. Техника чтения успешно формируется у детей в ходе работы по учебнику "Моя любимая Азбука" и в дальнейшем совершенствуется. Конечно, обучение такому чтению требует определенного методического подхода. В учебнике, в тексте, даны буквы - опоры для работы с данным текстом. (УЧЕБНИК)
I. В своей работе стараюсь применять современные образовательные технологии. Это, в первую очередь, игровые.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
II. Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать что за игрой стоит урок, - это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью... Человек должен уметь общаться, и этому надо учить. С этой задачей успешно справляюсь, применяя в своей работе коммуникативные технологии: работа в группе, работа в паре сменного состава.
III. Наряду с другими традиционными технологиями использую технологии деятельностного метода. Эта модель предполагает проблемное обучение.
Фрагмент урока математики в 1-м класс
Постановка проблемной ситуации. Поиск решения проблемной ситуации.
На доске дан ряд примеров для устного счета:
3+4= 5+1= 6 - 3= 8 – 5 = 6+ 4 = 7 + 4 =
Дети быстро справляются с первыми примерами, а последний у многих вызывал затруднение.
Предлагается детям найти пути решения данного выражения. Выслушиваю каждого желающего ребёнка объяснить, как найти пути решения. После находим 7 + 4 = 11
3 1
Сравниваем с образцом в учебнике.
Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, рисунков и т.д. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация. Вот как это происходило у нас на уроке русского языка во 2 классе при изучении междометий:
На доске запись:
1) С СССС
2) Х ХХХХ ХА АХ ХО ОХ
Постановка проблемного вопроса.
- Прочитайте, пожалуйста, запись.
- Как вы думаете, что мы написали? /Слияния, слоги, слова./
- А как обстоит на самом деле? Давайте разберёмся! Помогут нам в этом два брата, которых я пригласила. Я не буду вам их представлять, они это сделают сами.
«Говорят, где-то жили два брата. Одного звали АХ, а другого – ОХ. АХ всегда был весел и всем восторгался: «Ах, какое утро! Как хорошо! Как здорово! Ах!». ОХ, наоборот, постоянно ныл, скулил и всем был недоволен: «Ох, встал рано! Холодно, темно! Спал бы себе и спал! Ох!»
- Как вы думаете, АХ и ОХ – это слова? Какие есть мнения?
- Что обозначают АХ и ОХ? / Это имена./
- А в предложениях « Ах, какое утро!», « Ах, встал рано!» «ах» и «ох»- тоже имена? /Нет.
- Что же они обозначают? Интересная возникает ситуация: в одних предложениях АХ и ОХ – имена, а в других ах и ох вроде бы ничего не обозначают. Может ли так быть? Что же это за слова такие? Обратимся к нашему помощнику - учебнику. Возможно, он поможет нам решить эту проблему?».
Тема: Где на земле теплее?
Лена: Теплее на юге. Там даже зимой жарко.
Миша: А как же Южный полюс? Там ведь Антарктида!
А ты как думаешь: где теплее?
- Откройте учебник на стр. 120, прочитайте диалог Лены и Миши. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.
В начале урока вместе с обучающимися создаём проблемную ситуацию, исходя из этого дети сами формулируют учебную проблему, то есть тему урока , составляют план действий для решения учебной проблемы. Выполняя план, обучающиеся с помощью учителя открывают новое знание, делают вывод в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.
IV. Думаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья; чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?
Использую на уроках различные весёлые физкультминутки, массаж и самомассаж, гимнастику, «пение» звуков и многое другое.
Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе. Показываю массаж пальцев, сопровождая его словами: (есть ряд пальчиковой гимнастики).
Правый большой палец - это пальчик самый сильный,
Левый большой палец - самый толстый и большой.
Правый указательный - этот пальчик для того,
Левый указательный - чтоб показывать его.
Правый средний палец - этот пальчик самый длинный
Левый средний палец - и стоит он в середине.
Безымянный правый - этот пальчик безымянный
Безымянный левый - он избалованный самый.
Мизинцы – а мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
После этого интенсивно растираем кисти рук, а затем встряхиваем их. Очень интересно проходят аутогенные тренировки /упражнение на расслабление мышц и зажимов.
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается спокойная музыка).
- Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.
В своей работе применяю и метод проектного обучения, так как данный метод выполняется в течение нескольких минут, стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.
Проект на уроках технологии – это всегда решение конструкторской задачи. Предлагаю детям такие темы , как «Сувенир в подарок», «Открытка для мамы», «Дорожная игольница». На уроке начинается подготовительный этап, когда обучаемые анализируют изделие, выдвигают собственные конструкторские и художественные идеи. Работа над проектом продолжается дома. Родители могут оказывать небольшую помощь. Когда работа полностью завершена, проекты проходят процедуру защиты, оцениваются и обязательно находят своё применение. Свои работы дети дарят родителям, друзьям.
Информатизация учебного процесса.
Школа обязана готовить детей к жизни в современном обществе. Поэтому в свою практику я внедряю информационные технологии, в частности компьютерные, использую ресурсы сети Интернет, повышающие общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Ученик должен преодолевать психологический барьер боязни компьютера. Для решения этой проблемы перед семьёй и школой возникает необходимость раннего знакомства с компьютером, причём не на уровне экскурсий и игр, а в виде регулярных занятий. Учитывая это, провожу уроки с информационной поддержкой. Так на уроках русского языка по различным темам провожу работу над ошибками, словарно-орфографическую работу на компьютере, используя интерактивную доску.
Работая по программе «Школа-2100», пользуюсь сайтом созданный авторами Р.Н.Бунеевым, Е.В.Бунеевой.
Всё это способствует повышению качества образования и росту уровня обученности. V. Ведущее место в системах развивающего обучения, в том числе и «Школа 2100», занимает исследовательская работа учащихся, особенно на уроках окружающего мира.
Обязательный этап наших исследований – это представление результатов.
Учащиеся выступают перед своими одноклассниками. (Показать учебник окружающего мира с.63)
Инновационные методы оценки результатов
Проверка и оценка достижений учащихся является существенными составляющими процесса обучения и входят в число важнейших задач педагогической деятельности учителя.
Система контроля и оценки учебной работы школьника должна соответствовать основным приоритетам и целям современного образования. В развивающей школе она не может ограничиваться проверкой знаний и уровня выработки умений и навыков по предмету. Система должна решать более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
Начиная с первого класса, стараюсь сформировать у детей навыки самостоятельной учебной деятельности путём организации самостоятельной работы с привлечением детей к самоконтролю, взаимоконтролю. Дети любят работать самостоятельно и контролировать своих товарищей. В процессе проведения самостоятельной работы, обучающиеся отрабатывают умение читать, пользоваться таблицами, выполнять практические работы, излагать вслух подготовленный материал.
Данную систему я применяю на практике.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
или Сейчас мы вместе с … (имя ученика) что учились делать? (Дети четко отвечают: Формировали умения оценивать свою деятельность).
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
При работе по традиционной программе мне приходилось пользоваться дополнительной литературой, отыскивать материал в различных сборниках и пособиях. Переход на учебники Образовательной системы «Школа 2100» значительно облегчил подбор материала. Имеются специальные тетради на печатной основе « Проверочные и контрольные работы по русскому языку» Е. В. Бунеевой, «Дидактический материал по русскому языку» Л. Ю. Комиссаровой, а также упражнения учебника из раздела «Это ты знаешь и умеешь». На зачётных уроках по математике использую сборник ….. «Самостоятельные и контрольные работы».
Все вышеизложенные приёмы, технологии, применяемые на уроках и внеурочное время дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
И пусть от нашего с вами труда мир станет лучше, а наши ученики займут достойное место в жизни.