Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы "Декоративно-прикладная техника вытынанка как средство развития художественно-эстетического вкуса"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ ИМЕНИ А.П.ЗАВЕНЯГИНА»
«Декоративно-прикладная
техника вытынанка
как средство развития
художественно-эстетического вкуса»
(из опыта работы)
Генералова Наталья Александровна,
учитель технологии МБОУ «СШ №1»
Соколова Елена Владимировна,
учитель технологии МБОУ «СШ №1»
Норильск,2017
В данной работе педагогами предпринята попытка на основе анализа накопленного теоретического и практического опыта расширить запас знаний через знакомство с одним из традиционных видов славянского декоративно-прикладного искусства вытынанка».
В пособии рассматриваются исторический аспект декоративно-прикладной техники вытынанка, раскрываются её особенности. Выделяется роль данной техники в развитии художественно-эстетического вкуса, образного и пространственного мышления. Предложенный материал ориентирован на работу с учащимися школьного возраста, обучающимися по предметной деятельности «технология» или в кружках дополнительного образования.
Кроме теоретических сведений, методическое пособие предлагает методику поэтапного обучения детей технике декоративно-прикладного творчества – вытынанка. Описаны организационные основы обучения по данной технике. Пособие включает в себя подробный план-конспект урока «Декоративно-прикладное искусство. Вытынанка. Декоративная композиция в технике вытынанки» по ФГОС.
Материалы по обобщению опыта адресованы широкому кругу специалистов, занимающихся декоративно-прикладным творчеством, и предлагаются для использования в практической деятельности учителям технологии образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Генералова Наталья Александровна
учитель технологии
МБОУ «СШ №1» » с углубленным изучением физики и математики им.А.П.Завенягина
Место работы: МБОУ «СШ №1»
Специальность: учитель технологии
Образование: высшее
Стаж работы: 24года
Квалификационная категория: высшая
Награды: Благодарственное письмо руководителя Администрации г.Норильска(2015г.); Грамоты и Благодарственные письма УО и ДО Администрации г. Норильска (2010, 2011, 2013, 2014 гг.);Благодарственное письмо директора МБУ «Норильской художественной галереи» г. Норильска (2012г.); Благодарственные письма директора МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» (2014, 2015 гг.);Грамота администрации МБОУ «СШ №1» (2011, 2013, 2015гг.).
Участие в профессиональных конкурсах: Диплом Международного конкурса «Изумрудный город», Диплом Международного конкурса «Надежды России», Диплом Международного конкурса «Академия интеллектуального развития», Всероссийского конкурса «Древо талантов», Диплом Всероссийского конкурса «Теоретические основы педагогики: от теории к практике», Диплом Всероссийского конкурса «Педагогический проект, Диплом Всероссийского конкурса «Педагогика XXI век», Диплом Всероссийского конкурса «Корабль успеха», Диплом Всероссийского конкурса «Золотая рыбка» (2016,2017гг.)
Соколова Елена Владимировна
учитель технологии
МБОУ «СШ №1» » с углубленным изучением физики и математики им.А.П.Завенягина
Место работы:МБОУ «СШ №1»
Специальность:учитель технологии
Образование: высшее
Стаж работы: 25 лет
Квалификационная категория: высшая
Награды: Благодарственное письмо Главы Администрации города Норильска(2009, 2011г.); Благодарственное письмо начальника УО г. Норильска(2011г.); Медаль Серафима Саровского(2009г.); Благодарственное письмо директора МБУ «Норильской художественной галереи» г. Норильска (2008, 2009, 2010, 2011, 2012г.); Благодарственные письма и грамоты Благочинного церквей Таймырского округа(2006, 2007, 2008, 2009, 2010г.)
Участие в профессиональных конкурсах: Диплом Международного конкурса «Академия интеллектуального развития», Диплом Всероссийского конкурса «Теоретические основы педагогики: от теории к практике», Диплом Всероссийского конкурса «Педагогический проект», Диплом Всероссийского конкурса «Росконкурс»; Благодарность за участие в конкурсе МБУ «ЦБС» «Обычаи и традиции моего народа».
Оглавление
1.
Введение
5
2.
Основная часть
6-11
3.
Заключение
12
4.
Список литературы
13
5.
Приложение 1. Конспект урока
14-30
6.
Приложение 2. Таблички для закрепления материала
31
ВВЕДЕНИЕ
Своим педагогическим кредо считаем слова М.Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества». Мы стремимся научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют своё дело. Нам очень близка точка зрения академика Д.С.Лихачёва, который считал, что учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к миру.
Ведущая педагогическая идея - расширить запас знаний через знакомство с традиционным народным творчеством, с историческими фактами возникновения различных материалов и инструментов; развить любознательность, фантазию, воображение, творческое техническое и художественное мышление, воспитывать любовь к природе, развить стремление её охранять.
Предмет «Технология» важен для гармоничного развития всех способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, интеллекта. Кроме того ручной труд — мощное средство для развития мелкой моторики рук. Мелкая моторика — это точные, хорошо скоординированные движения пальцев. Её развитие крайне важно для развития ребёнка в целом, так как она тесно связана со зрением, памятью, восприятием ребёнка. Чем лучше она развита, тем эффективнее работает нервная система ребёнка. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движения рук, скорость реакции ребёнка на внешние раздражители.
Применяя в течение ряда лет в своей практике занятия, направленные на выработку определённых умений, формирование навыков ручного труда, мы сделали вывод, что они способствует эффективному развитию в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.
Данный материал предназначен для повышения профессиональной компетентности педагогов по применению такого вида народного декоративно-прикладного творчества как вытынанка и современных технологий и методов обучения в предметной деятельности «Технология».
Основная часть
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Наш выбор - один из традиционных видов славянского декоративно-прикладного искусства - вытынанка. С его помощью можно украсить альбом, рамку для фотографии, открытку, сделать игрушку, подставку под горячее, декоративную посуду, картину и многое другое. Очень оригинальными и красивыми получаются коробки и шкатулки украшенные вытынанкой. Выбор данного творчества обусловливается тем, что готовыми изделиями можно приукрасить свой интерьер и любимую вещь, не прибегая к дорогостоящим материалам или покупая работы у мастеров, но за большие деньги. Готовые работы можно использовать при оформлении интерьера, подобрав нужный образ рисунка и цветовую гамму можно выделить какую-либо вещь.
Кто из нас не испытывал радости, эстетического наслаждения от общения с искусством! Её красота успокаивает, утешает, оставляет незабываемое впечатление, которое хочется испытать ещё и ещё раз. Также формируется уважительное отношение к искусству и традициям своего народа.
Актуальность опыта в том, что с помощью искусства «вытынанка» возможно развитие творческого воображения, фантазии, самостоятельности мышления, познавательных интересов и интеллектуальных способностей. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. Мобилизовав свою фантазию и творческие способности, по своему вкусу создаёт красоту, реализуя при этом своё извечное стремление творить.
Нет сомнений, что вам хоть раз, да приходилось делать, так называемые бумажные кружева, - снежинки для украшения новогодних праздников. Вот только мало кому известно, что это удивительное колдовство, с использованием ножниц и бумаги, имеет название – вытынанка. Искусство вырезания в нашей стране почти не исследовано. Вытынанка – это древнейший вид славянской культуры. Зародился он ещё в древности. Кочевые племена скифов украшали свои сёдла и одежду специальным орнаментом: из кожи вырезался узор, накладывался на другой кусок кожи и прижигался горячим плоским камнем. Получался орнамент, который и можно назвать прототипом вытынанки.
Искусство вытынанки родилось в народе. Люди начали украшать свои комнаты в светлице травами, рушниками и вытынанками. Старались наполнить радостью свой дом. Свою хату или светлицу празднично украшали дважды – на Рождество и Пасху. Принято было вырезать вытынанки и украшать ими комнату или окна дома. На Рождество или Пасху вырезали ангелочков и клеили их на окна или домашний иконостас. По вытынанкам можно было определять, кто женится, а у кого родился ребёнок – всё отражалось в праздничных украшениях на окнах.
Искусство вырезания ажурных узоров из белой, чёрной или цветной бумаги существует с тех времён, когда в Китае в 105 году н. э. Цай Лунем была изобретена бумага.
Так как новый материал был чрезвычайно дорог, то первоначально вырезание из него являлось развлечением исключительно императорского двора. Позднее, когда стоимость бумаги существенно снизилась, искусство вырезания широко распространилось и среди простого народа, превратившись в один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, которое называется «цзяньчжи».
«Цзяньчжи» – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия.
В древние времена из-за дороговизны нового материала, бумаги, вытынанки были доступны очень ограниченному кругу людей. Но с развитием промышленности появилось много фабрик, которые производили бумагу, и этот материал стал одним из самых доступных для декорирования.
Хорошо известны вырезки из бумаги народов Китая, Японии, Вьетнама, Мексики, Дании, Финляндии, Германии, Украины, Литвы и других стран. В каждой из них сложились свои художественные особенности вырезания из бумаги. В Белоруссии и Польше такие вырезки известны под одинаковым названием – выцинанки. В Польше разновидностью выцинанок являются так называемые выклеянки – многоцветные декоративные композиции из вырезанных из бумаги частей, наклеенных друг на друга или друг около друга. Некоторое сходство с белорусской и польской выцинанкой имеют еврейские вырезки из бумаги, особенно те, которыми украшали в праздники окна домов. По форме выцинанки были квадратными, прямоугольными, круглыми, - в виде звезды или снежинки. Часто встречались одинаковые мотивы: изображения птиц, наездников, различные растительные узоры.
Характерной чертой народных вырезок из бумаги является их симметричное построение. Зеркальная симметрия (например, в изображениях древа жизни) даёт ощущение уравновешенности и покоя. Очень часто симметричные узоры, ритмически повторяясь, становятся элементами орнамента. Это достигается или путем складывания из бумаги в несколько раз, или наклеиванием изображений друг около друга. Сюжетные выцинанки вырезали свободно, от руки, не складывая бумагу. Это обычно изображения деревенской свадьбы, полевых работ и других сценок из жизни крестьян. По установившемуся обычаю каждый год перед Пасхой крестьянки украшали ими своё жильё. Старые выцинанки снимались и заменялись новыми. Кое-где их обновляли и к Рождеству.
Но к началу XX века под влиянием городской моды выцинанка исчезла из крестьянского быта, сохранившись только в некоторых районах.
В России вырезание силуэтов было увлечением в дворянской среде. Вырезанием из бумаги интересовались многие деятели искусства: Иоганн Вольфганг Гете, Ханс Христиан Андерсен, Илья Репин, Анри Матисс, создавая многоцветные композиции – «декупажи».
Также хорошо известны иллюстрации художника Ильина к произведениям Александра Сергеевича Пушкина, выполненные в этой технике.
Hina Aoyama, проживающая во Франции, идет очень интересным путем – да, она вырезает из обычной бумаги, но как! Девушка отличается невообразимым талантом и, что самое главное, терпением. Вы только взгляните, что ей приходится делать. Используя ножницы, она вырезает из бумаги тексты или рисунки, приклеивает их к ткани или стеклу, и получается такая красота. И все это делается своими руками и ножницами! Поверить невозможно, сколько времени и нервов ей это стоит, однако, она, похоже, любит это дело. Многие могут подумать, будто бы вырезать из бумаги может каждый детсадовец. Однако лишь единицы приобретают известность благодаря своему таланту и упорному труду.
Почему в одном источнике это искусство выцинанка, а в другом вытынанка? Конечно, вытынанкой можно называть все, что вырезано, т.к. термин происходит от восточнославянского "витинати" - вырезать. Исследователи и художники народного искусства все чаще говорят о том, что надо различать понятия "силуэт", "вытынанка" и "бумажная графика". Этот вопрос поднимался на встрече вытынанкарей 2008 года в Могилеве.
Вытынанка - это орнаментальные и сюжетно-декоративные прорезные картины, характерные в основном для Восточной Европы (Польша, Литва, Белоруссия, Украина, Россия). Известна также еврейская национальная вырезка - райзеле. Количество прорезного поля в вытынанке составляет 50 и более процентов. Вытынанки обязательно несут в себе четкие национальные черты, характеризуются разнообразием стилизации и богатством цветовой палитры
Они создаются, во-первых, народными мастерами, работающими в традиционных центрах вырезания, во-вторых, самодеятельными художниками-любителями, произведения которых родственны народным вырезкам.
Бумажная графика - это прорезные картины из бумаги, авторы которых не опираются на народные традиции. Характерные черты таких работ - " расширение тематики, иллюстративность, снижение роли символики, усложненность композиции, использование новых материалов и технических приемов" В технике бумажной графики работают многие профессиональные художники.
Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении.
Вырезание на глаз изображения из бумаги или других материалов производится слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета, беспрерывной линией. Поэтому этот прием, и получил название силуэтного вырезания. Это искусство имеет древнюю историю. Будучи ещё в первобытном обществе, человек обратил внимание на тени, которые появлялись и двигались при свете костра, в лунную ночь или в жаркий, солнечный полдень. Неспроста наскальные рисунки первобытных людей так напоминают тени - их силуэты. Силуэт - это портрет, жанровые изображения, пейзажи, которые больше характерны для Западной Европы и первоначально появились как картинки-рассказы на религиозные и бытовые темы. Как правило, силуэт -это черное на белом. Для него характерны одномасштабность и изображение фигур профильно. Количество прорезных (ажурных) деталей почти отсутствует. Силуэт отражает индивидуальный почерк художника, а не его национальную принадлежность. В Германии, Австрии, Нидерландах, Дании и сегодня существуют школы силуэта, музеи силуэта, в которых ведется большая популяризаторская работа среди населения. Художники создают шедевры из бумаги. Кроме ручной вырезки, существует лазерная, позволяющая вырезать тончайшие линии и создавать миниатюры. Известна русская школа силуэта (18-20 веков), но это отдельная тема.
Смешение понятий и терминов среди тех, кто режет из бумаги, очень распространено. Ваша работа будет так же нравиться людям, как бы ее ни назвать. Просто термин "вытынанка" прижился, стал таким привычным, что вобрал в себя и все то, что вытынанкой не является.
«"Поймать" тень, затаив дыхание, мгновенно обвести контур, потом перенести на бумагу, вырезать, наклеить на фон, подобрать рамку, повесить на стену! Сколько удовольствия и радости доставляет сам процесс!» – так передают свои чувства мастера вырезания из бумаги.
Давайте будем учиться вырезать!
Многие мастера используют обычные маникюрные ножницы, можно даже с загнутыми краями. Некоторые вырезают скальпелем или бритвой. Существуют пробойники, они выдавливают кружочки. Так что выбор инструмента зависит от узора и от вашего умения.
Мастер вытынанок Михаил Деспоташвили, свои работы он вырезает канцелярским ножом на стекле (можно попробовать и такой вариант).
Казалось бы, несерьёзный для мастера материал - бумага, непрочный, неосновательный. Но стоит взять в умелые руки обычный лист, сложить его пополам, вырезать по невидимым контурам, развернуть и получить… чудо. Преображение всегда чудо. То, что заставляет восхищённо развести руками, восторженно ахнуть. А сейчас, это искусство эволюционировало и превратилось в технику создания потрясающих резных композиций. Легкие линии-мазки, гибкие силуэты... Элегантное искусство!
И самое главное, огромное количество ребят заинтересовалось искусством вырезания из бумаги. В школе были организованы занятия, закуплены инструменты и материалы. У нас уже есть первые результаты: мы организовали выставку своих работ в школе. Работы наших учащихся продаются на благотворительных ярмарках. Огромное количество детейявляются участниками в разных конкурсах.
РАЗНОВИДНОСТИ ВЫТЫНАНКИ
Ажурные (объёмные)
Силуэтные (плоскостные)
Одинарные (одноцветные, из одного листа бумаги):
1) прямоугольные (квадратные)
2) круглой формы
3) силуэты людей
4) тематические вытынанки
5) объёмные игрушки
Сложные (многоцветные аппликационные):
1)крупномасштабные, полихромные
2)прорезные (основной рисунок тёмного цвета, в оставленные прорези включаются цветные элементы);
3)накладные (в основе ажурные одинарные разного цвета, сложенные горкой, склеенные (сшитые) посредине.
Комбинированные (вытынанка, соединённая с росписью).
На сегодняшний день известна лишь одна классификация, в которой системно рассматриваются все существующие в мире художественные вырезки из бумаги. Эта классификация разработана А.А. Петриченко (Россия), хранительницей коллекции художественных вырезок из бумаги, собранных ее отцом А.М. Петриченко - выдающимся ученым-литейщиком, доктором технических наук, академиком Транспортной академии Украины, заслуженным деятелем наук Украины. Эта коллекция – одна из крупнейших и включает более 4 тысяч работ из разных стран.
В классификации автор рассматривает все вырезки с трех точек зрения:
1. По композиции
Орнаментально-декоративные или народные
Сюжетно-предметные (народные)
Силуэтные
2. По особенностям исторического пути развития вырезания
Народное искусство
Творчество самодеятельных художников-любителей
Творчество профессиональных художников
3.По степени изрезанности поля:
I. Декоративные и орнаментально-стилизованные вырезки (изрезанность поля более 50%):
Народные
Национально-этнические
Неонародные
Псевдонародные
Модерн
II. Силуэтно-иллюстративные с разной степенью реалистичности(изрезанность поля менее 50 %)
Классический силуэт
Прорезной силуэт или резная графика (то же деление, но с внутренними
прорезями)
Теневая вырезка или резной силуэт
Цветной силуэт
Заключение
Сегодня вытынанка становится всё более популярной, однако возникает много вопросов, которые следует озвучить:
проблема поиска художниками и мастерами своего стиля (несознательное копирование известных образцов, тиражирование удачных приёмов и образов особенно в среде начинающих)4
проблема соотношения декоративности и изобразительности в вытынанке;
проблема интегрирования вытынанки в современную художественную (и жилую) среду.
Техника вытынанка достаточно проста и интересна для людей любого возраста. Особенно нравится детям, так как полученное в результате изображение радует их глаз объёмом и ярким пространственным решением.
В настоящее время вытынанка широко применяется в школе и внешкольных учреждениях образования и культуры для детского творчества. Популярна как техника графического искусства для оформления книг, плакатов, открыток, календарей.
Данный опыт можно использовать как на уроках, так и на занятиях во внеурочное время. Следует отметить, что знание бумагопластики связано с такой актуальной сферой современной жизни, как дизайн.
Констатируя выше изложенное, можно утверждать, что знакомство с одним из традиционных видов славянского декоративно-прикладного искусства вытынанка развивает художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.
Тем самым учитель проектирует успешную деятельность обучающихся, так как основной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие творческого потенциала обучающихся. Содержание подобных занятий и уроков позволяет целенаправленно выявить, развить задатки обучающихся, вырабатывать способность проявлять творчество, т.к. в творческом процессе формируется воображение, мышление, умение выражать свои мысли, сотрудничать, общаться, предлагать и реализовывать новое (нестандартное), решать проблемы, что способствует формированию, определению успешности в современном обществе.
В наших руках сделать жизнь ярче! Творите сами, творите с детьми!!!
Список использованной литературы
Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков. М.,200
Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся.М.,2004
Гагарин Б. Бумажная пластика // Юный художник, 1987
Гусакова М.А. Апликация - М: Просвещение,1988
История развтия и возникновения бумажного листа. Вып. 12, 2009
Программа воспитания иобучения «Радуга» . / Под ред. Дороновой Т.Н. - М.: 1993.
Страна мастеров.http://stranamasterov.ru/taxonomy /term/560
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.«Умные руки.Художественная обработка материалов
Эстетическое воспитание и развитие детей школьного возраста:Учебное пособие для студентов высших педагогическихучебных заведений ( Е. А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
С. Танадайчук. Витинанки. Библиотечка «Одноклассника» №2 (64) 1996 г
С. Романцов Народное искусство вытынанки. «Початкова школа» №7 2005
Сухая Н.А., председатель секции вытинанки Белорусского Союза мастеров народного творчества (БСМНТ) Vycinanka.
Беда Г.В., Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. М., 1981 г.
Приложение 1
Конспект урока ФГОС. Технология.5 класс
Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство. Вытынанка. Декоративная композиция в технике вытынанки.»
Цель:Развитие творческого мышления и воображения через выполнение работы в бумажной технике вытынанка.
Задачи:
Образовательные:познакомить учащихся с одним из традиционных видов славянского декоративно-прикладного искусства – вытынанкой и основными приемами ее выполнения.
Развивающие: развивать творческое воображение, фантазию, самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности. Формировать двигательную сферу (овладение моторикой мелких мышц рук при разметке и вырезании, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при работе), совершенствовать навыки работы с бумагой различными инструментами.
Воспитательные: формировать уважительное отношение к искусству и традициям своего народа, воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
Планируемые результаты:
познавательные
личностные
коммуникативные
регулятивные
- между предметами технология, Изо и математика,
-научатся самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера;
научатся анализировать, сравнивать, научатся выявлять взаимосвязи и зависимости обобщать, использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий;
участвовать в диалоге, на уроке и в жизненных ситуациях;
сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их;
точно выражать свои мысли.
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
определять цель и составлять план выполнения задания;
развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с технологией.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения:
фронтальный опрос
рассказ
демонстрация готовых работ
беседа с объяснением нового материала
показ трудовых приемов
самостоятельная работа
Оборудование:
для учителя:
стенды с образцами различных техник декоративно- прикладного искусства.
выставка работ, выполненных в технике вытынанка (учительские работы, детские работы прошлых лет)
схемы вытынанок
экран
проектор
компьютер
ИКТ:
презентация
видеосюжет «Вырезание из бумаги»
мультфильм «Выцінанка-выразанка»
аудиозаписи народной музыки
для учащихся:
белая и разноцветная офисная бумага
бумага для пастели двух контрастных цветов
карандаш простой
ножницы канцелярские и ножницы маленькие (маникюрные)
канцелярский нож
клей - карандаш
Форма организации урока: индивидуальная работа, работа в группах, презентация своих работ (мини-выставка)
Урок рассчитан на 2 урока по 45 мин
Ход урока:
Этап урока
Содержание и деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД( универсальные учебные действия)
I.Организационный
5 минут
Создание
атмосферы психологического комфорта,
эмоционального настроя; условий
для возникновения внутренней потребности включения в деятельность
на уроке.
Определение темы урока -
проговаривание темы в виде вопроса, на который предстоит ответить.
Индивидуальное создание гипотезы.
проверка явки обучающихся
проверка готовности к уроку
настрой учеников на работу:
Презентация-1 слайд:
Создавая своими руками что- то красивое, можно испытать радость, успокоение, добиться душевного равновесия.
-Здравствуйте, дорогие друзья. Рада всех вас видеть.
Вы заметили, что на улице уже весна вступает в свои права? И скоро все православные жители нашей и многих других стран будут отмечать восхитительный, богатый на традиции праздник.
Кто знает, что это за праздник?
Презентация-2 слайд:
-Правильно, это праздник Пасхи. И вы, наверняка, знаете некоторые пасхальные традиции! Назовите их!
-А вы знаете, что русские люди всегда заблаговременно готовились к празднеству, выдерживая многодневный Великий пост, наводя везде и во всем идеальную чистоту, украшая дома и дворы?
Вот и мы сегодня с вами немножко прикоснемся к старинным славянским традициям.
Презентация-3 слайд:
На этом уроке мы будем говорить о народном искусстве. А вот как оно называется - предлагаю подумать вам.
Взгляните на нашу небольшую выставку и на фотографии работ, представленных на слайде. Подумайте, поразмышляйте и на основании анализа своих ассоциаций, предположите, какое название могла бы иметь эта техника!
Презентация-4 слайд
Вы очень близки в своих догадках! Работы выполнены из бумаги с помощью вырезания. И одно из названий этой техники – вырезанка или
-вытынанка – потому, что «вытынать» – это то же самое, что «вырезать».
Итак, тема сегодняшнего урока - Вытынанка.
И мы с вами будем делать пасхальную открытку- вытынанку и мастерить украшения для пасхального кулича.
-рассаживаются на рабочие места,
- приветствуют учителя,
- визуально контролируют свою готовность к уроку
- отвечают на вопрос
- отвечают на вопрос
-дети высказывают свои предположения
-фиксируют тему урока в тетрадь
Личностные:
-самоорганизация,
-положительный эмоциональный настрой на урок.
Регулятивные:
-способность регулировать свои действия,
-прогнозировать деятельность на уроке.
Познавательные
- активное слушание учителя - выдвижение предложений о теме урока - формулирование собственных ожиданий
Коммуникативные - слушание собеседника
- построение понятных для собеседника высказываний
II. Повторение пройденного материала
5 минут
Выяснение степени усвоения предыдущего материала устранение в ходе проверки обнаруженных
пробелов в знаниях
А как вы думаете, к какому виду искусства относится вытынанка?
Правильно, декоративно- прикладному.
-Кто помнит, что такое декоративно- прикладное искусство?
-А какие виды этого искусства вы знаете?
-Молодцы, ребята. Конечно вырезание из бумаги тоже относится к декоративно –прикладным техникам.
Презентация-5 слайд
К сожалению, искусство вырезания из бумаги в нашей стране почти забыто.
Не многие знают, что когда-то оно было очень популярно среди профессиональных художников и среди любителей домашнего творчества. Люди старшего поколения помнят, как деревенские хаты украшались ажурными вырезками из больших листов белой бумаги.
На окнах висели искусно вырезанные бумажные и газетные занавески (их называли фиранками),на посудных полках и иконостасах – резные бумажные подзоры, столы и полочки украшали бумажные салфетки - дорожки, а на стенах красовались настоящие картины, сложные сюжетные композиции. При этом служили они обычно не долго из-за недолговечности материала и перед великими праздниками, такими как Пасха или Рождество старые снимались и безжалостно выбрасывались, чтобы быть замененными на новые. Это стало одной из главных причин, почему до нашего времени старинных русских вырезанок дошло крайне мало
К счастью, некоторые старые мастерицы в Белоруссии, Украине, Польше еще хранят традиции предков.(Видеосюжет «Вырезание из бумаги»)
Презентация-6 слайд
Но, должна вас обрадовать! В нашей жизни все - таки остались частички старинного народного искусства вырезания из бумаги. И вытынанки сопровождают нас еще с детства, ведь все мы хотя бы раз в году вырезаем снежинки для украшения зимнего окна. Представьте себе, что снежинка, сложенная в несколько раз и вырезанная из бумаги и есть вытынанка!
-отвечают на поставленные вопросы
Личностные:
-умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод. использовать простые речевые средства для передачи своего мнения
Регулятивные:
-контролируют правильность ответов учащихся
- адекватное восприятие оценки учителя
Коммуникативные:
-взаимодействовать с учителем и группой.
Познавательные:
-умение анализировать, выделять и формулировать задачу;
-умение осознанно строить речевое высказывание.
III. Изучение нового материала
10 минут
Активизиция мыслительной деятельности учащихся,используя проблемность в обучении, ставя перед учащимися конкретные технические задачи и др.
Объем нового материала определяется с таким расчетом, чтобы учащиеся могли его усвоить.
Презентация- 7 слайд
Что же это за искусство? Каковы его истоки? Я вам расскажу.
Искусство ажурного вырезания из бумаги известно у многих народов. В каждой стране оно имеет свои художественные особенности и у каждого народа называется по-разному.
Так, в России и на Украине вырезанные из бумаги картины называли «вытынанка» и «выстриганка»,
в Беларуси оно называется «выразанка», «выразка», «выстрыганка». В Польше – «выцинанка», в Литве - karpiniai, во Франции - decoupage, в Англии - papercut.
в Китае искусство ажурной бумаги называют «цзяньчжи».
Презентация-8 слайд
Оно имеет интересную историю, берущую начало в древнем Китае после изобретения там бумаги, примерно в VІІ веке.
Из Китая мода на вырезанки пошла в Персию, а затем и в Европу. Но именно в у наших славянских народов они закрепились настолько, что превратились в народное искусство.
Презентация-9 слайд
В древние времена из-за дороговизны нового материала - бумаги - вытынанки были доступны очень ограниченному количеству людей. Но с развитием промышленности, появилось много фабрик, которые производили бумагу и этот материал стал одним из самых доступных материалов для декорирования.
Дорогой инструмент не требовался. Крестьяне и другой простой люд использовали для тончайшей и филигранной работы большие ножницы для стрижки овец, люди побогаче – тонкие ножницы для рукоделия. Крестьяне украшали орнаментами свои жилища - стены, окна, печи, полки, а иногда использовали вытынанки всего лишь как трафарет для нанесения росписи.
Презентация-10 слайд
Часто вырезанки приурочивалась к конкретному событию. Так к жатве вырезали «урожайную», к Пасхе - «Пасхальную», к Рождеству «Рождественскую», и на Ивана Купала тоже делали вырезанки!
Презентация-11 слайд
Чаще всего народные умельцы переносили в бумажное искусство то, что видели вокруг. Все славянские народы изображали птиц, солнце, реже – животных и людей
Презентация- 12 слайд
Но, основным мотивом вытынанок всегда было «древо жизни». Дерево – символ жизни.
Корнями своими оно уходит глубоко в землю, а ветвями тянется к небу, солнцу, теплу, жизни, символизируя память о предках, о душах умерших. Дерево окружено птицами, символизирующими связь земли и неба, двух противоположностей, двух стихий. Такое изображение имеет глубокий философский смысл и встречается у всех славянских народов.
Презентация-13 слайд
В современном мире – тоже есть место вырезанке. По прежнему картины украшают интерьер. В традиционном исполнении вытынанки делаются из бумаги, а в интерьерном – из виниловых самоклеющих пленок. Модельеры вдохновляются народными узорами. Мало того, даже мебель напоминает нам вырезанку!
Вот сколько красоты вы увидели! А самим не захотелось сделать что- то подобное?
-наблюдают и фиксируют наблюдаемые процессы (письменно и устно)
Личностные:
построение логических рассуждений
Коммуникативные:
-взаимодействие с учителем
Познавательные
- активное слушание учителя
V. Практическая работа
15 минут
Формирование безопасной работы.
Выполнение практической работы.
Сейчас мы приступим к практической работе с бумагой и ножницами. Давайте вспомним правила техники безопасности!
Как же нам самим сделать работу в этой технике? Что нужно знать? Есть ли законы и правила? Давайте разбираться!
Презентация-14 слайд
Перед вами два изображения. Что в них общего?
Аппликация! Да, конечно, обе работы – это изображение, приклеенное на основу.
Но чем же они отличаются?
Во-первых, аппликация состоит из отдельных деталей (разного цвета и размера), вытынанка же вырезается из одного сплошного листа бумаги (поэтому она одноцветная).
Во-вторых, в аппликации обозначение мелких деталей внутри крупных осуществляется путем наклеивания наверх материала другого цвета, в вытынанке же делаются прорези различной формы.
Презентация-15 слайд
Еще два изображения. В чем разница? (одно изображение симметричное, другое нет)
Какой вывод? Вытынанка – это симметричное изображение!
Да, характерной чертой народных вырезок из бумаги является их симметричное построение.
Кто помнит, что такое симметрия и что такое ось симметрии!
Как получить одну ось симметрии? Презентация-16 слайд
Правильно! Она получается при складывании листа бумаги пополам. Возьмите и сложите лист пополам.
Линия сгиба – и есть ось симметрии вашего будущего изображения. А такая симметрия в работе будет называться зеркальной! Потому, что одна половинка отражает другую.
Давайте, попробуем сделать нашу первую вырезанку. Многие мастера утверждают, что истинные творения могут получиться только тогда, когда не знаешь, что вырежешь в следующее мгновение, а действуешь интуитивно, по принципу «как рука поведет». У нас с вами будет интуитивное вырезание!
Мысленно представьте себе, например, вазу с цветами. Разделите ее пополам, и, начиная от сгиба листа, ножницами вырезайте представленную вазу и цветы! Но при вырезании нужно помнить: для того, чтобы работа не развалилась - центр ее, т.е. сгиб до конца разрезать нельзя!
(После выполнения работы)
Первая ваша вытынанка готова! Какая симметрия в ней применялась?
Презентация-17 слайд
Существует еще одна симметрия - центрическая.
В отличие от зеркальной симметрии центрическая имеет несколько осей, которые проходят через один центр. Поэтому она и называется центрической.
Презентация-18 слайд
У такой симметрии есть другое название - веерная
Как вы думаете у наших любимых снежинок какая симметрия? -
Презентация-19 слайд
Как видите, профессионалы в своих в работах зеркальную и центрическую симметрии часто комбинируют, чтобы упростить технологический процесс и более достоверно передать замысел. Ведь чем ажурнее получается вырезанка, тем она ценнее.
Презентация-20 слайд
А вот еще один вид симметрии. Уже более сложный! Подумайте, как получить такое изображение? Как сложить лист бумаги, чтобы изображение много раз повторилось?
Рассмотрите, сколько здесь осей симметрии?
Их много, и расположены они параллельно друг другу!
Сложение гармошкой! Все девочки в детстве делали веера!? Если на одном отрезке гармошки нарисовать силуэт, а затем все слои вместе вырезать - то получится несколько повторяющихся элементов (показать примеры). Рисунок, который мы нарисуем на первом отрезке будет называться раппорт. А симметрия называется раппортной.
Презентация-21 слайд
Такими гирляндами можно украшать елку и дом к Новому году или дню рождения.
Презентация- 22 слайд
Сейчас и мы попробуем вырезать такую гирлянду. Только пасхальную! Она может украсить пасхальный кулич или блюдо с крашеными яичками!
Я заготовила вам трафарет пасхального кролика!
Сложите свою цветную офисную бумагу гармошкой. Ширина раппорта должна быть равна трафарету! Посмотрите, в нашей гирлянде какие детали не будут прорезаны до конца? Правильно – это носик и хвостик!
Приложите трафарет к своей гармошке и обведите его. Теперь можно вырезать. Но помните, что сгибы в местах хвостика и носика разрезать нельзя! Обязательно должен оставаться отрезок бумаги, связывающий как ниточка все элементы!
После выполнения работы:
Молодцы! Вы почти готовы к празднику Пасхи! Осталось испечь кулич и покрасить яйца!
Но еще нужны подарки родным и друзьям! И следующей рабой будет открытка с пасхальной вытынанкой!
- рассказывают правила работы с ножницами
-отвечают на вопросы,
-высказывают предположения
-отвечают на вопросы
-отвечают на вопросы
-выполняют работу -10 мин
-высказывают предположения
-дети высказывают предположения
-выдвигают гипотезы
-отвечают на вопрос
-выполняют учебные действия
Личностные:
-овладение нормами и правилами организации труда,
-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
-адекватно реагировать на трудности и не бояться совершить ошибку
Регулятивные:
-умение определять последовательность действий
- применять полученные знания на практике
-осуществлять контроль по результату
-выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления Познавательные:
- умение ориентироваться в понятиях
- выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы
- анализировать ход и способы действий
Коммуникативные
-продуктивно взаимодействовать с учителем и группой- умение слушать и слышать
IV. Физкультминутка
2 минуты
Снятие локального утомления
Но, прежде, чем приступим к следующей работе – давайте выполним гимнастику для глаз!
Гимнастика для глаз:
Сели прямо, удобно.
-Посмотрите направо, налево, вверх, вниз (вниз как можно глубже, чтобы увидеть пол)
- Оглянулись на противоположную сторону стены, посмотрели. Смотрим на стену перед собой, закрыли глазки. Представили, что сзади. Открыли глаза
Наши глаза отдохнули ,и можем приступать к дальнейшей работе. Пасхальная открытка с вытынанкой.
Презентация-23 слайд
Посмотрите на пример такой открытки, попробуйте понять, что нужно для выполнения этой работы и составьте план действий.
Итак, первое действие изготовление основы открытки. Для этого нужно лист пастельной бумаги более темного цвета согнуть пополам.
Второе действие – для вытынанки согнуть пополам лист светлой бумаги и от оси симметрии прорисовать рисунок, который будет впоследствии вырезан. Вы можете его самостоятельно нарисовать или воспользоваться заготовленными шаблонами.
Дальнейшее ваше действие – вырезание и уже вырезанную деталь нужно будет прогладить утюгом, чтобы она ровно ложилась на основу.
Следующий этап – приклеивание вырезанки к основе. Хочу сразу предупредить, что полностью промазывать клеем вырезанное изображение не нужно, достаточно будет нескольких капелек клея в нескольких местах.
И, наконец, декорирование открытки по желанию различными элементами.
План составлен, можно приступать к работе.
Если у кого- то есть вопросы -поднимайте руки – отвечу в индивидуальном порядке.
-выбирают оптимальные решения
- составляют план выполнения задания
-выполняют работу
VI. Итог урока
10 минут
Представление, демонстрация работ каждого ученика. Возможность самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.
Учитель фиксирует внимание на ошибках, возникших познавательных противоречиях.
Ребята, время, отведенное на эту работу, подходит к концу. Пока вы заканчиваете – подумайте, какие критерии оценивания мы применим к вашим открыткам?
Презентация-24 слайд
Критерии оценивания работы:
1. Подбор цветовой гаммы
2. Аккуратность сгиба
3. Аккуратность вырезания
4. Аккуратность приклеивания
А теперь передайте свои работы соседу по парте, и оцените результат друг друга по предложенным критериям.
Предлагаю- самые лучшие по вашему мнению работы выставить на небольшую импровизированную выставку и полюбоваться!
- высказывают критерии оценки
- работают в парах, оценивают работу соседа
-дают самооценку результатам своей работы
Личностные:
формирование эстетического вкуса.
Коммуникативные:
формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.
Сегодня мы с вами увидели много красивых, профессиональных вытынанок, много сделали сами.
Презентация-25 слайд
А теперь взгляните на экран и скажите, как вы считаете это изображение можно назвать вытынанкой?
А эти? Почему?
Очень часто мы смешиваем понятия, и термины и называем вытынанкой то, что ею не является.
Исследователи народного искусства настаивают на том, что надо различать понятия "силуэт", "вытынанка" и "бумажная графика". Они даже сформулировали краткие понятия, что такое вытынанка, что такое силуэтное вырезание и что такое бумажная графика.
Я распечатала для вас эти формулировки! Но разрезала и случайно перемешала все понятия! Теперь не знаю, что к чему! Помогите мне, пожалуйста, и соберите как надо эти формулировки!
Работа будет командной. Разделитесь на три группы. Каждая команда получает конверт (три формулировки + три названия понятий). Внимательно прочитайте понятия и сопоставьте их с названиями.
Прочитайте, что у вас получилось. (Презентация-26,27,28 слайд)
-отвечают на вопросы
-рассуждают,
-высказывают предположения,
-делают выводы
-выполняют задание
-лидеры групп представляют получившийся результат
Личностные:
-построение логических рассуждений
Коммуникативные:
-взаимодействие с одноклассниками
Познавательные
- активное сотрудничество с соучениками
VIII. Рефлексия
3 минуты
Соотнесение поставленной цели и результатов.
- Вот и подошло к концу наше занятие. Целью его в начале урока мы определили - создание пасхальной открытки в технике вытынанка. Достигли мы этой цели?
- Все трудились добросовестно. А всех ли удовлетворил результат?
- Работы интересные, красивые, красочные. Но некоторым ребятам нужно ещё поработать над чем? Что не получилось? Было легко или трудно?
-осознание учащимися своей учебной деятельности
-самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- выставка работ
- отвечая на поставленные вопросы, оценивают собственную деятельность, фиксируют неразрешённые затруднения на уроке как направления будущей учебной деятельности
IX. Домашнее задание
2 минуты
Наш урок окончен. Очень надеюсь, что вы продолжите знакомство с замечательной техникой вырезания из бумаги! И домашним заданием будет: придумать и вырезать вытынанку на любую тему.
- записывают домашнее задание в дневниках
Личностные:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Приложение 2
ВЫТЫНАНКА
- это орнаментальные и сюжетно-декоративные прорезные картины, характерные в основном для Восточной Европы (Польша, Литва, Белоруссия, Украина, Россия). Количество прорезного поля в вытынанке составляет 50 и более процентов. Вытынанки обязательно несут в себе четкие национальные черты, характеризуются разнообразием стилизации
Бумажная графика
- это прорезные картины из бумаги, авторы которых не опираются на народные традиции. Характерные черты таких работ - " расширение тематики, иллюстративность, снижение роли символики, усложненность композиции, использование новых материалов и технических приемов"
Вырезание силуэтное
- это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении