Образовательная программа детского объединения «Юный художник»
Образовательная программа детского объединения «Юный художник»
Данная программа разработана на основе программы изобразительной студии «Юный художник» автор Жежеря Л является адаптированной по уровню освоения.
Направленность программы – художественная.
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях объединения. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве в общении с другими.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа детского объединения «Юный художник» »
Муниципальное казённое образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 9»
ПРИНЯТО Утверждена
На заседании директором МКОУ СОШ № 9 Методического совета __________________________
МКОУ СОШ № 9
г. Дзержинска приказ______от____________
протокол №______
от_______________
Образовательная программа
детского объединения
«Юный художник»
для детей в возрасте от 7 до 10 лет
Срок реализации программы: 2 года.
Автор: Корнилова С. Г.
Учитель ИЗО
Первая квалификационная категория
г.Дзержинск
Нижегородская обл
1.Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе программы изобразительной студии «Юный художник» автор Жежеря Л является адаптированной по уровню освоения.
Направленность программы – художественная.
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях объединения. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве в общении с другими.
Условия реализации
Программа рассчитана на работу с детьми 7-10 лет и состоит из следующих этапов:
ознакомительный 1год обучения 7-8лет;
развивающий, 2 года обучения 9-10 лет;
Программа предусматривает 72 часа учебно – воспитательного процесса.
Срок реализации прграммы – 2 года , режим занятий 1 раз в неделю.
Занятия проводятся в группах 7 лет – 25 минут , 8 – 10 лет – 45 минут.
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определённый объём тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.
Цель данной программы:
раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребёнке.
Задачи:
Учебная:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательная:
1. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
2. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Развивающая:
1. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
2 .Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки на природу.
Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы сиспользованием следующих методов:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
практические (упражнения,рисование с натуры,рисование на темы, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
3) По степени самостоятельности:
Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов. Игры проводятсяс целью проверки усвоения терминов, понятий и вкачестве психологической разгрузки, предлагаютсяспециально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки.Для концентрации внимания на различных этапах занятия привлекаются персонажи русскихсказок — пальчиковые куклы.Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного ивоспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Основной формой работы являются учебные занятия.Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов,фестивалей, массовых мероприятий.
Данная программа рассчитана на два года обучения.
В первый год обучения занятия в группе проходят 1 раза в неделю по одному часу - 36 часов в год. В группу первого года принимаются все поступающие. Условия набора не производится.
В группу второго года могут поступать и вновь прибывающие после специального тестирования и опроса при наличии определённого уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.
Второй год обучения рассчитан на детей, прошедших курс обучения первого года.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения ).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок – куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть: занятия – вариации, занятия – творческие портреты, импровизация, занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия – праздники, занятия – эксперименты. Отдельные занятия проводятся в классе с интерактивным обучением, привлекаются электронные наглядные материалы.
Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей.
Содержание программного материала отражает опыт и интересы автора программы.
Программа.
Ознакомительный этап: 7 – 8 лет. ( первый год обучения)
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 7 –8 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Разделы программы.
№
Раздел
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Радужный мир
25
6,75
18,25
2.
Чудеса из бумаги
8
2.5
5.5
3.
Выставки, экскурсии, рисование на воздухе,
Конкурсы, фестивали
3
1.75
1.25
Итого:
36
12
24
Тематическая разработка занятий с детьми 7 – 8 лет ( первый год обучения).
1. Радужный мир
Теоретическая часть.
- Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
Календарно-тематический план первого года обучения.
№
Тема
Общее
кол-во
часов
Всего часов
Оборуд
Дата
Раздел 1. Радужный мир
26
1.
«Знакомство с королевой Кисточкой».
1
Диск
Кисти,краски
2.
«Что могут краски.»
1
Таблицы
карандаш
3.
«Радуга над лужайкой».
1
Таблицы
Акварель, кисти
4.
« Разноцветные шарики».
1
Таблицы
карандаш
5.
« Осень. Листопад».
1
Таблицы
Акварель, кисти
6.
« Грустный дождик».
1
Таблицы
Акварель, кисти
7.
«Узоры снежинок».
1
Таблицы
карандаш
8.
« Зимний лес».
1
Таблицы
Акварель, кисти
9.
« К нам едет Дед Мороз».
2
Таблицы
Акварель, кисти
10.
« Снежная птица зимы».
2
Таблицы
Гуашь, кисти
11.
« Дом снежной птицы».
1
Таблицы
Гуашь, кисти
12.
« Ёлочка – красавица».
2
Таблицы
Гуашь, кисти
13.
«Кто живёт под снегом».
1
Таблицы
Гуашь, кисти
14
« Золотая рыбка».
2
Таблицы
Гуашь, кисти
15.
« Весёлый поезд».
1
Таблицы
Гуашь, кисти
16.
« Моя мама».
2
Таблицы
Гуашь, кисти
17.
«Волшебная птица весны».
1
Таблицы
Гуашь, кисти
18.
« Цветы и бабочки».
2
Таблицы
Гуашь, кисти
Раздел 2. Чудеса из бумаги
7
1.
Знакомство с помощниками: ножницами, клеем и кистью.
1
Таблицы, Цв. бумага, ножницы, клей
2.
Коврик для котика.
1
Таблицы, Цв. бумага, ножницы, клей
3
Пёрышки для сказочной птицы
1
Таблицы, Цв. бумага, ножницы, клей
4.
Бабочки.
1
Таблицы, Цв. бумага, ножницы, клей
5.
Сказочные домики.
1
Таблицы, Цв. бумага, ножницы, клей
6.
Смешные человечки.
1
Таблицы, Цв. бумага, ножницы, клей
7.
Твой забавный клоун
1
Таблицы, Цв. бумага, ножницы, клей
Раздел 3. Выставки, экскурсии,
рисование на воздухе
3
1
.Экскурсия на выставку в ДДТ.
1
2
Рисование на воздухе с натуры.
1
Карандаш,
пастель
3
Подготовка выставки работ.
1
Итого: 36 часов
Учебно-тематический план первого года обучения.
№
Тема
Общее
кол-во
часов
Всего часов
Теорет.
занятия
Практ.
Занятия
Раздел 1 Радужный мир
1.
«Знакомство с королевой Кисточкой». Урок- игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)
1
1
0,5
0,5
2.
«Что могут краски.» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета.
Смешение красок.
1
1
0,5
0,5
3.
«Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. Отработка приёма: проведение непрерывных красочных линий.
1
1
0,25
0,75
4.
« Разноцветные шарики». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».
1
1
0,25
0,75
5.
« Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком. Ход работы: от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Просмотр картин великих художников об осени.
2
2
0,5
1,5
6.
« Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.
1
1
0,25
0,75
7.
«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.
1
1
0,25
0.75
8.
« Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.
1
1
0,25
0,75
9.
« К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.
« Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.
2
2
0,5
1,5
Итого:
26
26
7,75
18,25
Раздел 2. Чудеса из бумаги
1
Знакомство с помощниками: ножницами, клеем и кистью.
1
1
1
--
2
Коврик для котика. Орнамент в квадрате.
1
1
0,25
0,75
3
Пёрышки для сказочной птицы
1
1
0,25
0,75
4
Бабочки. Аппликация.
1
1
0,25
0,75
5
Сказочные домики. Коллективная работа.
1
1
0,25
0,75
6
Смешные человечки. Выклейка аппликации из геометрических фигур.
1
1
0,25
0,75
7
Твой забавный клоун
1
1
0,25
0,75
Итого:
7
7
2,5
4,5
Раздел 3. Выставки, экскурсии, рисование на воздухе
1
.Экскурсия на выставку в ДДТ.
1
1
1
--
2
Рисование на воздухе с натуры.
1
1
0,25
0,75
3
Подготовка выставки работ.
1
1
0,5
0,5
Итого:
3
3
1,75
1,25
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения:
Раздел 1. Радужный мир.
Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена..
Свойства красок. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют»
.
Праздник тёплых и холодных цветов. Серо-чёрный мир красок.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», « Грустный дождик»., «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».
Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».
Красочное настроение.
Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».
Рисунок.
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Волшебная линия. Точка. Пятно.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».
Форма. Контраст форм.
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».
. Декоративное рисование.
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.
Симметрия. Стилизация.
Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:
- одновременное рисование двумя руками сразу;
- использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.
Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».
Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица»,
Декоративные узоры.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».
Орнамент.
Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».
Сказочная композиция.
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка».
Раздел 2. Чудеса из бумаги.
Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Работа с рваной бумагой.
Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок – золотой гребешок и ребятки-цыплятки».
Работа с мятой бумагой.
Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку».
Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги).
Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).
Развивающий этап. 9 – 10 лет.( второй года обучения).
Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразится.
Тематическая разработка занятий с детьми 7 – 9 лет. ( второй года обучения).
1. Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
- Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
-Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
- Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия»,
« уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
- Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
2.Графика.
Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
- Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела.
2
2
0.5
1.5
12.
«Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.
2
2
0.5
1.5
13.
« Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.
2
2
0.5
1.5
14.
Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения.
2
2
_
2
Всего часов
20
20
5, 25
14,75
Раздел 2. Графика
1.
Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.
1
1
_
2.
«Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.
2
0.5
1.5
3
« Осенние листья» - композиция и использование живых листьев в качестве матриц. « Живая» линия – тушь, перо.
1
0.25
0.75
4.
Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная.
2
0.5
1.5
5.
« Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.
2
0.5
1.5
6.
« Терема». Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала.
1
0.25
0.75
7.
Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного.
1
0.25
0.75
8.
Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.
1
0.25
0.75
9.
Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.
2
--
2
Всего часов
13
3,5
9,5
Раздел 3. Выставки, экскурсии, рисование на воздухе
1
.Экскурсия на выставку в ДДТ.
1
1
1
--
2
Рисование на воздухе с натуры.
1
1
0,25
0,75
3
Подготовка выставки работ.
1
1
0,5
0,5
Итого:
3
3
1,75
1,25
Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
- Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
- Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
- Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
- Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
- Композиция. Основные правила композиции:
а) объединение по однородным признакам;
б) соблюдение закона ограничения;
в) основа живой и статичной композиции;
г) группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
д) подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь.
( Линией, пластикой, « Законом сцены».)
- Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Второй год обучения:
Раздел 1. Основы художественной грамоты.
Введение в программу.
Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.
Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.
Особенности второго года обучения. Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.
Основы цветоведения.
Гармония цвета.
Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».
Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).
Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование по памяти.
Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта», «»Зарисовки чучела птиц».
. Пейзаж.
Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.
Образ дерева. Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка».
Живописная связь неба и земли.
Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.
Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.
Цветные карандаши.
Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики».
Гелевые ручки, тушь.
Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина».
Восковые мелки, фломастеры.
Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».
Пастель, уголь.
Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе»,
Итоговое занятие.
Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.
Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:
- где работают художники;
- основные жанры живописи;
- наш вернисаж;
- богатства земли Русской;
- техника безопасности;
- как прекрасен этот мир;
- информация.
Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.
Группа легких стендов по теме «Где работают художники» должна полно отражать разнообразие профессий художников в нашей жизни: архитекторы; дизайнеры посуды; художники-оформители; художники рекламы; художники-модельеры и, наконец, просто художники- творцы прекрасных произведений.
Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.
Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.
Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.
На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.
Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.