kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа общеразвивающей направленности "ДЕТИ-ДОРОГА-ЖИЗНЬ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью программы является подготовка ребёнка к безопасному поведению в повседневной жизни, к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в опасных чрезвычайных ситуациях, формирование навыков поведения в этих ситуация.

 

Основные задачи программы:

 

            -  освоение школьниками знаний безопасного поведения на дороге;

            -  формирование системы навыков безопасного передвижения в условиях дорожного движения,  в сложных климатических условиях;

            -  овладение навыками  пропаганды правил дорожного движения;

            -  овладение практическими навыками оказания доврачебной помощи

пострадавшим при  дорожно – транспортном происшествии;

            -  овладение техническими знаниями;

            -  организация работы с юными велосипедистами;

            -  организация массовых мероприятий по пропаганде ПДД в школах, детских садах и внешкольных учреждениях;     

            -  участие в слётах, смотрах, конкурсах, соревнованиях, направленных

на пропаганду  безопасности дорожного движения.

Основной целью программы является подготовка ребёнка к безопасному поведению в повседневной жизни, к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в опасных чрезвычайных ситуациях, формирование навыков поведения в этих ситуация.

 

Основные задачи программы:

 

            -  освоение школьниками знаний безопасного поведения на дороге;

            -  формирование системы навыков безопасного передвижения в условиях дорожного движения,  в сложных климатических условиях;

            -  овладение навыками  пропаганды правил дорожного движения;

            -  овладение практическими навыками оказания доврачебной помощи

пострадавшим при  дорожно – транспортном происшествии;

            -  овладение техническими знаниями;

            -  организация работы с юными велосипедистами;

            -  организация массовых мероприятий по пропаганде ПДД в школах, детских садах и внешкольных учреждениях;     

            -  участие в слётах, смотрах, конкурсах, соревнованиях, направленных

на пропаганду  безопасности дорожного движения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа общеразвивающей направленности "ДЕТИ-ДОРОГА-ЖИЗНЬ" »










Образовательная программа

общеразвивающей направленности



вид деятельности: социально - педагогическая

«ДЕТИ – ДОРОГА - ЖИЗНЬ»







Срок реализации программы: 3 года

Для учащихся: 3-7 классов

Составитель:

Армана Роза Хасановна
















Анадырь 2014 г.








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



В разрабатываемой ныне гуманистической концепции образования и воспитания, отражённой в Национальной доктрине образования Российской Федерации, делается акцент на необходимости постоянного поиска и развития потенциала личности, на стимулирование в процессе обучения, воспитания и саморазвитии. В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых являются недисциплинированность учащихся, незнания ими Правил дорожного движения или несоблюдение их.

На дорогах России ежегодно происходит более двадцати пяти тысяч ДТП с участием детей до 16 лет, более тысячи из них погибают и более двадцати шести тысяч получают травмы. В связи с этим большое значение приобретает изучение учащимися Правил дорожного движения и усвоение навыков безопасного поведения на дорогах, защита жизни и здоровья детей в условиях опасных дорожных ситуаций.

Каждый ребенок должен знать характеристику окружающего его, транспортной среды, типичные дорожные ситуации, в которых возникают несчастные случаи, и уметь избегать их; владеть навыками наблюдения и оценки обстановки на дороге (уметь осматриваться, замечать, оценивать ситуацию, предвидеть, определять скорость, направление машины, расстояние до нее). Без специальных практических навыков ребенок иногда оказывается не в состоянии выполнить Правила дорожного движения, ибо Правила предполагают умение наблюдать, оценивать обстановку.

Необходимо, обучение детей безопасности движения строить так, чтобы наблюдение образов, динамики реальной дорожной обстановки и тренировка действий в дорожных ситуациях.

Для обеспечения безопасности жизни детей на улицах и дорогах Чукотского автономного округа создаются отряды Юных инспекторов движения, которые являются помощниками инспекторов ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения. Они должны в совершенстве знать Правила дорожного движения и пропагандировать их среди сверстников и младших детей, учить культуре безопасного поведения на дорогах.

Проблема профилактики транспортного травматизма является исключительно актуальной. В её решении принимают участие как представители исполнительных органов власти и общественных организаций, так и сотрудники ГИБДД, преподаватели и сами школьники.
















Основной целью программы является подготовка ребёнка к безопасному поведению в повседневной жизни, к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в опасных чрезвычайных ситуациях, формирование навыков поведения в этих ситуация.


Основные задачи программы:


- освоение школьниками знаний безопасного поведения на дороге;

- формирование системы навыков безопасного передвижения в условиях дорожного движения, в сложных климатических условиях;

- овладение навыками пропаганды правил дорожного движения;

- овладение практическими навыками оказания доврачебной помощи

пострадавшим при дорожно – транспортном происшествии;

- овладение техническими знаниями;

- организация работы с юными велосипедистами;

- организация массовых мероприятий по пропаганде ПДД в школах, детских садах и внешкольных учреждениях;

- участие в слётах, смотрах, конкурсах, соревнованиях, направленных

на пропаганду безопасности дорожного движения.


ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Основная задача деятельности по изучению правил дорожного движения и применению их в практических ситуациях для учащихся – подготовка к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях, формирование навыков поведения в этих ситуациях. Деятельность по профилактике дорожно - транспортного травматизма школьников способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению опасных ситуаций на дорогах, приобретению навыков самостоятельной деятельности, пропагандирует соблюдения правил дорожного движения, сохранению жизни и здоровья детей.

Актуальность и значимость деятельности по профилактике дорожно- транспортного травматизма школьников, по изучению правил дорожного движения и применению их в жизненных ситуациях для учащихся возрастает многогранно.

Программа составлена с использованием инвентарных блоков, предусматривающих изучение правил дорожного движения, подготовку и проведение различных мероприятий и соревнований по данной тематике. Много внимания уделяется совместной работе с сотрудниками ГИБДД. Существенным отличием этой программы является привлечение школьников младших классов, проведение для них интересных занятий и игр юными инспекторами движения.

Программа рассчитана на изучение правил безопасности дорожного движения в течение 144часов в год. Кроме занятий, проводятся различные соревнования и конкурсы. Данное количество времени обусловлено следующими причинами:

1) возрастные особенности членов клуба ЮИД учащиеся 3-7 классов;

2) необходимость расширения спортивно – состязательных мероприятий с систематическим участием в городских и районных соревнованиях по всем видам ЮИДовской специализации с целью накопления опыта и отслеживания промежуточных достижений воспитанников;

3) приоритетность ежегодного участия в конкурсах ЮИДовцев, которые являются основным результатам деятельности за год;

4) проведение соревнований, традиционного месячника безопасности дорожного движения, дежурства Юидовцев на дорогах вместе с работниками ГИБДД с целью развития навыков практической деятельности, межличностного общения и повышения самосознания ЮИДовцев.


Основное содержание программы


Программа по профилактике дорожно- транспортного травматизма школьников предусматривает несколько направлений деятельности:

- деятельность по изучению « Правил дорожного движения»;

- изучение дорожных знаков;

- изучение основных «законов» безопасности движения для водителя, факторов

изучения основ правоведения (Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ, основы страхования.);

- изучение основы медицинских знаний (первая медицинская помощь при ДТП);

- инструкторская деятельность (ведение занятий, подготовка и проведение игр и соревнований, участие в сопровождении взрослых в патрулировании и рейдах в целях предотвращения нарушений со стороны детей и подростков Правил дорожного движения; выпуск «молний» по результатам проведения патруля и рейдов, информирование родителей о нарушении школьниками ПДД).

Кружок ЮИД осуществляет набор обучающихся 3-7х классов на основе физических способностей, познавательного интереса ребёнка. Минимальный состав группы младшего возраста -15 человек, группы старшего возраста – 15 человек. Отношения в коллективе строятся на основе преемственности поколений, передачи традиций, существующих у ЮИДовцев МОУ «СОШ №1 г. Анадыря». В основе работы с детьми лежат лично – ориентированные педагогические технологии развивающего обучения, накопленные на формирование культурных общечеловеческих ценностей, на развитие физического, стрессово – устойчивого психологического здоровья и эмоционального благополучия.

Инновационной методикой организации образовательного процесса является проведения занятий ЮИДовцев по инструкторской деятельности с выходом на посты дежурства ГИБДД в сопровождении сотрудника ГИБДД.


МЕДОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА


1. Методическая литература, учебные пособия по правилам дорожного движения для обучающихся, учебно - наглядные пособия, карточки по решению задач по правилам дорожного движения, СД – диски.

2. Развивающие игры по правилам дорожного движения.

3. Экзаменаторы – системы контроля знаний.

4. Методическая база: кабинет, спортивный зал.

Занятия проводятся по возрастным группам, практикуются индивидуальные занятия. Теоретические и практические занятия проводятся на местности, с использованием снаряжения (велосипеды), велодорожки и наглядных материалов на основе отработки умений и навыков самостоятельного принятия решений, неукоснительного выполнения требований «Правил дорожного движения», «Правил организации и проведения соревнований».










ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
И МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В условиях гуманизации образовательной системы актуальным является вопрос о сохранении и укреплении психически здорового ребёнка.

Основными условиями нормального развития является доброжелательная обстановка, обеспечивающая рост личности и образовательного уровня, поэтому главная цель воспитательной работы – обеспечение оптимального социального развития коллективной деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей её участников, формирование у них положительного отношения к этой деятельности, к коллективу, его членам и себе.

Член кружка ЮИД «Северный патруль» - это человек, имеющий:

  • идеалы, установки, ценностные ориентации ( жизнь и здоровье - самое важное из жизненных ценностей; стремление к самореализации и жизненному самоопределению; умение принять свои знания, помогать людям в трудных ситуациях, умение правильно ориентироваться в опасных ситуациях на дорогах, готовность к самосовершенствованию);

  • качества гражданина: сознательное следование нормам и правилам дорожного движения, знание основ правоведения, уважение государственных законов и правил;

  • интеллектуально – образовательные качества: самостоятельность и организованность в опасных ситуациях; умение ставить цели, прогнозировать и планировать свою деятельность;

  • коммуникативные качества: умение строить отношения с людьми на основе партнёрства, уровень владения основами культуры поведения на дорогах; качества делового человека: готовность и способность сотрудничать с другими людьми, помогать в трудных ситуациях, наличие жизненной цели и стремления к её достижению, умение преодолевать трудности, уверенность в себе;

  • умения межличностного общения: умение быстро и легко входить в контакт

с другими людьми, проектировать и анализировать опасную ситуацию, предупреждать конфликты, оказывать помощь в сложной ситуации;

  • умения самоконтроля, самоанализа, самооценки умения самообладания, установления причинно – следственных связей в своих поступках и действиях, умения контролировать и анализировать познавательную деятельность;

  • спортивно – инструкторские качества: знания техники соревнований ЮИД, педагогически психологических основ обучения.

ЦЕЛЬ: профилактика дорожно – транспортного травматизма школьников, изучение правил дорожного движения и применение их в практических жизненных ситуациях для учащихся.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:

  1. определения содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных,

индивидуально – психологических особенностей воспитанников;

  1. развитие воспитательной системы путём обеспечения интеграции его важнейших

составляющих – воспитания и обучения;

  1. формирование и развитие самосознания и творческих способностей воспитанников

на основе изучения правил дорожного движения и применения их в жизненных практических ситуациях.





Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:


  • Деятельность по изучению «Правил дорожного движения» - приобретение основных знаний по «Правилам дорожного движения», меры ответственности за нарушение «ПДД» для пешеходов, ведение журнала «Советы пешеходу»

  • Дорожные знаки: виды знаков, белые треугольники, знаки – команды, информационно указательные знаки), сдача экзаменов по знаниям дорожного движения.

  • Основные «законы» безопасности движения для водителя – основы правоведения: Закон РФ «О безопасности дорожного движения», Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ. Основы страхования.

Факторы повышенного риска для водителя, типичные обстоятельства и действия водителя, опасные ситуации на дороге и маневрирование, виды транспорта.

Разводка транспорта. Практические занятия «Велотрасса».

  • Дорожно – транспортные происшествия – ДТП: техника и тактика водителя на дороге, пятнадцать предписаний « действия в экстремальных ситуациях»

  • Основы медицинских знаний - первая медицинская помощь при ДТП, первая помощь, если пострадавший находится в состоянии клинической смерти, алгоритм оказания первой медицинской помощи, умение оказать первую доврачебную помощь.

  • Инструкторская деятельность – проведение занятий по правилам дорожного движения, подготовка и проведение игр и соревнований в младших классах, использование карточек для младших классов « Опасные участки по дороге в школу», ведение документации, дежурство и рейды на дорогах вместе с работниками ГИБДД.



СИСТЕМА ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ - ЧЛЕНОВ ОТРЯДА ЮИД

«Северный патруль»


Коммуникативная

Задачи: развитие коммуникативных способностей, познавательных интересов, навыков общения, культуры поведения.

Формы:

консультации, индивидуальная работа, тренинги, сказкатерапия, соревнования.


Познавательная

Задачи: получение знаний о правилах дорожного движения

Формы:

урок- занятие, экскурсии на пост ГИБДД, игры, конкурсы газет «Знатоки дорожного движения», месячник безопасности ДД, интеллектуальный марафон « Безопасное колесо», дежурство на дорогах.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Безопасность дорожного движения – неотъемлемая часть охраны здоровья и жизни детей, предполагающая организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого ученика, педагога, родителя обучающегося сформировалась жизненноважная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил дорожного движения.



Основы подготовки юных инспекторов (18 часов)


История развития дорожного движения в России. Участники дорожного движения.

Культура и взаимное уважение – основа безопасности на дорогах. Дорога. Из чего состоит дорога. Дорога в разное время года. Виды автомобильных дорог. Характеристика каждого вида транспорта. Проезжая часть дороги и обочина дороги. Рекордсмены среди дорог и улиц. Линии дорожной разметки. Полосы дорожного движения. Одностороннее и двустороннее движение на дороге. Дорожные нормативы. Перекрёстки и пешеходы. Велосипедная дорожка и пешеходная дорожка. Правила пешеходных переходов. Посадочные площадки. Островки безопасности. Светофоры и регулировщики. История и виды светофоров. Сигналы светофора. Организация дорожного движения, координация работы светофоров по методу «зелёная волна». Железнодорожный переезд. Виды железнодорожных переездов. Правила поведения на железнодорожном переезде. Оповещение специальными знаками. Пешеход. Статистика дорожных происшествий с участием пешехода. Меры ответственности за нарушение «Правил дорожного движения». Занятие-зачёт.



Дорожно-транспортное происшествие(14 часов)


Понятие о дорожно - транспортном происшествии. Статистика ДТП. Действия пассажира, если произошло дорожно-транспортное происшествие ДТП. Дорожные знаки. Виды дорожных знаков. Белые треугольники. Знаки - команды. Пятнадцать предписаний. Информационно - указательные знаки. Работа с учебно - наглядным материалом «Знаешь ли ты дорожные знаки?»

Занятие-зачёт.


Водитель на дороге, оказание помощи при ДТП( 20 часов).

Водитель. Факторы повышенного риска для водителя. Основные « законы» безопасного движения. Типичные обстоятельства и действия водителя. Опасные ситуации на дороге и маневрирование. Виды транспорта. Из истории транспорта. Специальные автомобили, трамвай и троллейбус. Автобус. Такси.

Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ. Статистика правонарушений. Основы страхования. Виды страхования. Правила поведения в грузовых и легковых автомобилях. Основы медицинских знаний, первая медицинская помощь при ДТП. Первая медицинская помощь при ДТП, если пострадавший находится в состоянии клинической смерти. Алгоритм оказания первой медицинской помощи.

Практические занятия по первой медицинской помощи.


Практические занятия(16 часов).


Ознакомление с положением конкурса ЮИД «Безопасное колесо». Подготовка к конкурсу ЮИД. Решение задач по « Правилам дорожного движения».

Оказание первой медицинской помощи. Правила страхования. Практические занятия. Требования к снаряжению. Рейд ЮИД на дорогах с работниками ГИБДД. Задачи и организация, условия и порядок проведения. Задания, этапы, зависимость от уровня сложности. Личное и командное снаряжение. Меры безопасности. Практические занятия.


Соревнования, конкурсы, агитационная работа-76 часов.





ОСНОВЫ ИНСТРУКТОРСКОЙ ПОДГОТОВКИ




Обязанности членов ЮИД.

Распределение обязанностей по группе:

1) практические занятия;

2) выполнение обязанностей по должностям.


Общественная работа в коллективе.

Выполнение общественной работы по предупреждению детского дорожного травматизма. Выполнение общественных поручений. Оказание помощи руководителю группы в подборе литературы. Организация работы членов группы.


Подготовка и проведение занятий по правилам дорожного движения.

Подготовка и проведение игр и соревнований в младших классах. Структура педагогического процесса. Принципы, методы, средства и формы обучения.

Значение учёта психологических особенностей школьников начальных классов в процессе обучения.


Практические занятия.

Проведение теоретических и практических занятий по темам:

1 класс. «Мы идём в школу»; « Правила должны знать все».

2 класс. « На наших улицах и дорогах»; «Правила перехода улиц и дорог».

3 класс. «Движение пешеходов по улицам и дорогам»; « Правила перехода улиц и дорог после высадки из транспортных средств».

4 класс. «Опасные ситуации по вине пешеходов»; «Знаем ли мы правила дорожного движения».






















Учебный план кружка ЮИД «Дорога глазами детей»


п/п

Темы

Часы

Примечание


Основы подготовки юных инспекторов

18 часов



1

Безопасность дорожного движения

1

Вводное занятие

2

Участники дорожного движения

1


3

Культура и взаимное уважение – основы безопасности на дорогах

1


4-5

Дорога. Из чего состоит дорога

2


6-7

Дорожная разметка

2


8

Перекрёстки и пешеходы

1

Практические занятия

9

Светофоры и регулировщики

1


10

Железнодорожный переезд

1


11

Пешеход

1


12

Кто такие пешеходы? Чем они отличаются от водителей?

1


13

Почему с пешеходами происходит несчастья на улицах и дорогах?

1


14

Советы пешеходу

1


15

Пешеход на проезжей части

1


16

Опасные ситуации по вине пешеходов

1


17

Меры ответственности за нарушение «ПДД»

1


18

Занятие - зачёт

1

Зачёт


Изучение знаков дорожного движения –14 часов



19

Дорожно – транспортное происшествие - ДТП

1


20-22

Действия пассажира, если произошло дорожно – транспортное происшествие ДТП.

3


23

Дорожные знаки

1


24-25

Виды дорожных знаков.

Белые треугольники

2


26-27

Знаки - команды

2


28-

29

Пятнадцать предписаний

2


30

Информационно – указательные знаки

1


31

Обобщающее занятие

1


32

Занятие - зачёт

1



Транспорт и водитель – 36 часов



33

Водитель

1

Вводное занятие

34-35

Факторы повышенного риска для водителей

2


36

Основные «законы» безопасного движения

1


37

Типичные обстоятельства и действия водителя

1


38

Опасные ситуации на дороге и маневрирование

1


39-41

Виды транспорта

3


42

Кодекс РФ об административных

правонарушениях, Уголовный кодекс РФ

1


43-44

Основы страхования

2


45

Правила для пассажиров

1


46

Основы медицинских знаний

1

Вводное занятие

47-48

Первая медицинская помощь при ДТП, если пострадавший находится без сознания

2


49

Пострадавший в состоянии клинической смерти

1


50

Алгоритм оказания ПМП

1


51- 52

Оказание ПМП (первой медицинской помощи)


2

Практические занятия


53 -54

Ознакомление с положением конкурса ЮИД «Безопасное колесо»

2

Вводное занятие

55

Решение задач по ПДД

1


56

Оказание ПМП

1

Практические занятия

57

Основы страхования

1


58

Практические занятия «Фигурное вождение»

1

Практические занятия

59-60

Разводка транспорта

2


61

Оформление документации

1


62

Практические занятия

1


63

Практические занятия

1


64

Практические занятия

1


65

Практические занятия

1


66

Практические занятия

1


67

Рейд ЮИД на дорогах с работниками ГИБДД

1


68

Рейд ЮИД на дорогах с работниками ГИБДД

1




68 часов



Соревнования, конкурсы, агитационная работа.

76 часов





итого

144часа









ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщённых оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

Результативность реализации программы измеряется степенью инструкторской подготовленности членов кружка ЮИД и стремлением их к выполнению своего гражданского долга во всём многообразии форм его проявления, умениями и желаниями сочетать общественные, а также личные интересы, реальным вкладом, вносимым им в дело процветания Отечества.





































Список литературы

1.Сборник кодексов РФ под редакцией Кузнецовой Л.А. М 1998г.

2.Федеральные Законы РФ «О безопасности дорожного движения».

3.Бабина Р.П. Советы Дяди Стёпы. Учебное пособие М.1997г.

4.Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Под редакцией Е.А. Козловская, С.А .Козловский М.2002г.

5.Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. «Как оказать помощь при автодорожном происшествии М.1997г.

6.Вестник образования. (сборник приказов и инструкций).

7.Юные инспектора движения. Составители: В.П. Степанов, А.И. Выджак – Таргоня М.2007г.

8.Правила дорожные знать каждому положено! Автор – составитель М.С.Коган. 2006г.

9.Латчук В.Н. Марков В.В. Маслов А.Г. «Основы безопасности жизнедеятельности»

Методическое пособие. М. Дрофа 2000г.

10.«Основы безопасности жизнедеятельности» Программно – методические материалы 1- 11 классы.

12.ОБЖ… Основы безопасности жизни. Учебно – методический журнал.

13.Фролов М.П. Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах (5-6 классы); (7-8 классы); (9-11классы).

14.Энциклопедический справочник медицины и здоровья. М. 2004г.

15.Информационно – методический журнал «Внешкольник».


11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Образовательная программа общеразвивающей направленности "ДЕТИ-ДОРОГА-ЖИЗНЬ"

Автор: Армана Роза Хасановна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 129797


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства