Образовательная программа "Космическое моделирование"
Образовательная программа "Космическое моделирование"
образовательная программа "Космическое моделирование" составлено граммотно, тема раскрыта и расчитана для дополнительного образования детей 5-9 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа "Космическое моделирование"»
Пояснительная записка
Программа 1,2 года обучения составлена на основании «Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» Министерства просвещения СССР, 1988 год.
Главная цель занятий в кружке ракетно-космического моделирования - это научить учащихся целенаправленно применять знания и практические навыки, полученные в школе в разработке и изготовлении ракетной техники, планетоходов, космических модулей и станций. Основной задачей является формирование и развитие активного творческого мышления, профессиональной ориентации, что заключается в практической подготовке в области техники, связанной непосредственно с космосом.
Данная программа включает: ознакомление с методами и приемами целенаправленного применения знаний; решение технических задач различной степени трудности; поэтапный переход от общей задачи к формулировке ее сути т.д. до практического изготовления технического устройства (ракеты, планетохода и т. д.). Для этого необходимо: поощрять стремление к освоению методов и приемов, разработанных ранее; поощрять новое, удачно найденное решение и сам процесс поисков нового. Все это способствует выработке привычки работать творчески, с подъемом. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого учащегося.
Для овладения методами поисков, методов решения поставленных задач, необходима определенная последовательность развития технического мышления, приучения к самостоятельной творческой работе, то есть руководитель кружка должен включать на теоретических занятиях элементы теории познания вообще. Такие «включения» вопросов теории познания в заранее продуманных местах, с учетом возможностей восприятия учащихся, подкрепленные яркими фактами из истории космонавтики, будут способствовать выработке у них современного прогрессивного мышления.
Говоря о главных понятиях, идеях, необходимо все время подчеркивать значение эксперимента и практики в формировании этих понятий и идей. Необходимо дать учащимся почувствовать вкус к своему творчеству, почувствован» саму атмосферу творческих поисков. Кроме того, в кружке ракетно-космического моделирования можно поставить и более узкие цели:
- глубоко изучить определенные области физики, связанные с реактивным движением;
- научиться применять некоторые методы исследования и правильно оценивать их возможности - в частности метод исследования;
- дать возможности учащимся почувствовать себя созидателями нового в космической технике (творцами, искателями, первооткрывателями);
- полностью удовлетворять интерес учащихся к ракетно-космической технике.
В процессе подготовки к учебному году необходимо изучить данную программу работы кружка ракетно-космического моделирования, так как
возможно придется вносить в нее соответствующие изменения и коррективы с учетом материально-технической баш. Также, по мере знакомства с учащимися пришедшими в кружок, возможны дополнительные поправки в программу уже с учетом индивидуальных особенностей. И уже на основе учебного плана и уточнений программы разрабатывать план каждого занятия. При подготовке к занятию продумывать содержание работы каждого учащегося, готовить оборудование, приспособления, рабочие материалы и т.д. Именно тщательная подготовка занятий обеспечит высокую творческую активность, более эффективное использование оборудования. С первых же занятий приучать учащихся к работе с технической литературой, с журналами: «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Крылья Родины», «Новости космонавтики» и т.д.
В кружок принимаются учащиеся 4-7 классов, проявляющие интерес к ракетно-космической технике. По мере обучения определяются их интересы и способности, на основании чего создаются, группы, способные решать конкретно поставленные задачи по различным направлениям ракетно- космического моделирования.
Спортивный моделизм.
Создание и изготовление спортивных моделей ракет различных категорий. Подготовка и участие в соревнованиях.
Экспериментальный ракетный моделизм.
Разработка, изготовление и испытание всевозможных моделей ракет, моделей предназначенных для участия в праздниках, показательных выступлений.
Модельная пиротехника.
Изучение основ термодинамики. Изготовление простейших МРД, их испытания. Творческая работа по разработке МРД с улучшенными характеристиками.
Ракетно-космическое моделирование.
Разработка и изготовление моделей, макетов ракетной, космической и аэрокосмической техники. Создание космических аппаратов будущего - планетоходов, межпланетных станций и т.д. Участие в соревнованиях проводимых городом и областью, во Всероссийском конкурсе «Космос».
Для проведения более объемных занятий использовать материалы, хранящиеся в городском музее, провести экскурсии в планетарий, завод № 406 ГА. Установить связь с международной космической школой им. Челомея г. Байконур.
Материально-техническое оборудование лаборатории.
Для успешного решения поставленных задач и целей, согласно общей концепции учебных программ, для изготовления моделей необходимо следующее оборудование:
1. Станок сверлильный
2. Станок токарно-винторезный
3. Фрезерный станок
4. Электроточило
5. Сушильный шкаф
6. Вытяжной шкаф
7. Муфельная печь
8. Компрессор
9. Аэрограф.
Для проведения исследовательских работ на должном уровне по космонавтике будущего, для обработки результатов исследования и оформления рефератов необходима следующая техника:
1. Компьютер
2. Принтер
3. Ксерокс.
Создание лаборатории ракетно-космического моделирования на совершенном уровне способствует привлечению к занятиям техникой большего числа учащихся, их профориентации, способности решать самостоятельно задачи различной сложности.
План учебной работы 1-го года обучения в ракетомодельной лаборатории: количество занятий в неделю - 2 дня. Время занятий - 2 учебных часа, Количество часов за учебный год - 144.
Пояснительная записка.
Ракетно-космическое моделирование - это создание моделей ракет в исследовательских и спортивных целях, моделирование космических станций, планетоходов и т.д.
Задачи и цели:
1. Формирование и развитие интереса учащихся к ракетно-космическому моделированию.
2. Повышение творческой активности учащихся.
3. Формирование и развитие навыков работы со станками и аппаратурой.
4. Подготовка к выполнению спортивных нормативов по ракетному моделизму.
5. Определение оптимального объема информации по теории реактивного движения.
6. Изучение вопросов содержания форм и методов работы с учащимися 4 - 6 классов в кружке ракетно-космического моделирования.
7. Развитие у учащихся познавательного интереса к современной ракетной технике, к профессиям, занятым в области ракетостроения.
8. Воспитание у учеников чувства гордости за свою страну - страну первого космодрома мира - Байконур, чувства гордости за город Актобе, давшего стране двух казахстанских космонавтов — Виктора Пацаева и Юрия Лончакова.
1. Вводное занятие.
Правила безопасности труда и поведения в ракетомодельной лаборатории. Цели и задачи кружка. Ознакомление с планом, материально-технической базой. Современные ракеты, развитие мировой ракетной техники. Показательный запуск модели ракет.
2. Одноступенчатая модель ракет с одним двигателем.
Основные элементы ракеты и технические требования к ним. Компоновка ракеты. Материалы и инструменты, применяемые в ракетном моделизме. Понятие о технической эстетике. История ракетного оружия. Практическая работа. Технологические приемы и варианты изготовления отдельных частей модели.
3. Парашюты для моделей ракет.
Изобретатель парашютов Г.Е.Кэтельников. Виды парашютов. Простейший расчет скорости и времени снижения модели на парашюте. Применяемые материалы. Система выброса парашюта.
4. Ленты (стримеры) и другие системы спасения модели.
Лента, ротор на режиме авторотации, крыло, воздушный шар и другие системы. Применяемые материалы. Системы выброса и защиты. Практическая работа. Изготовление ленты и ротора. Сборка, укладка. Изготовление системы термозащиты. Система отстрела. Испытание системы. Правила безопасности труда.
5. Реактивные двигатели. МРД.
Понятие о реактивной силе. Реактивное движение в природе. Классификация современных реактивных двигателей. Реактивные двигатели на моделях ракет. Безопасность труда при работе с МРД. Практическая работа. Установка двигателя на модель ракеты. Способы крепления двигателя. Запуск двигателя на стенде и стартовом устройстве.
6. Метеорология.
Необходимые метеорологические условия для полета моделей ракет. Понятие метеорологии, метеорологические явления в природе. Метеорологические параметры. Ограничения в правилах по метеорологическим условиям.
Практическая работа. Изготовление ветра, термических и динамических потоков для полета моделей ракет.
7. Теория полета моделей ракет.
Аэродинамика моделей ракет. Спектр обтекания. Лобовое сопротивление. Устойчивость модели в полете Центры массы и давления. Баллистические участки полета модели ракеты.
Практическая работа. Определение центра массы и давления на макете.
8. Наземное оборудование для запуска моделей ракет.
Назначение наземного комплекса для ракет различного назначения, Правила безопасности труда при работе с наземным оборудованием при запуске моделей ракет. Схемы и конструкции наземного оборудования. Практическая работа. Изготовление наземного оборудования для запуска моделей ракет. Демонстрационные полеты.
9. Запуски моделей ракет.
Практическая работа. Правила безопасности на старте. Порядок работы и дисциплина на старте. Запуск моделей ракет. Контроль полета ракеты. Определение результатов полета. Разбор полетов.
10.Подготовка и проведение соревнований.
Правила. Технический контроль моделей для участия в соревнованиях. Проектирование и изготовление тары для перевозки моделей ракет. Оформление технической документации для участия в соревнованиях.. Правила безопасности. Обеспечение стартов. Разбор стартов. П.Заключительное занятие.
Подведение итогов работы кружка за хд. Итоговая выставка.
Первый год занятий
№
Наименование темы
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие.
2
2
2
Бумага - как основной материал для изготовления моделей.
6
2
4
3
Основные понятия о чертеже.
4
4
4
Метеорология.
2
2
5
Одноступенчатая модель ракет с одним двигателем.
54
6
48
6
Ленты (стримеры) и другие системы спасения моделей раке г.
’12
2
10
7
Парашюты для моделей ракет.
12
2
10
8
Основы теории полета моделей и реактивного движения. Классификация моделей.
6
6
9
Техника безопасности.
4
4
10
Организация, подготовка и проведение тренировочных запусков ракет.
10
10
11
Проведение ракетомодельных соревнований.
16
16
12
Участие в выставке.
6
6
13
Экскурсии: завод № 406 ГА, АВВАУ, планетарий.
6
6
14
Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка за год.
144
30
114
Помесячный план для учащихся 1 -го года обучения в лаборатории ракетно-космического моделирования (примерный).
Сентябрь Тема 1. Вводное занятие (2 часа).
Тема 2. Бумага - как основной материал для изготовления моделей (4 часа).
Тема 8. Классификация моделей спортивных ракет (2 часа).
Тема 5. Одноступенчатая модель ракеты. Изготовление по образцу с применением шаблонов, оправок и т.д. (8 часов).
Тема 9. Техника безопасности при работе в кружке (2 часа).
Октябрь
Тема 4. Метеорология (2 часа).
Тема 8. Основы теории реактивного движения. Понятие о реактивной силе (2 часа).
Тема 7. Изготовление парашюта для моделей ракет (6 часов).
Тема 9. Техника безопасности при работе с двигателями для моделей ракет (2 часа).
Тема 3. Основные понятия о чертеже (4 часа).
Ноябрь
Тема 5. Проектирование и изготовление одноступенчатой модели ракеты (12 часов).
Тема 2. Бумага - как основной материал для изготовления ракеты (2 часа). Тема 10. Запуск модели изготовленной по образцу (4 часа).
Декабрь
Тема 5. Изготовление одноступенчатой модели ракеты (10 часов).
Тема 6. Ленты (стримеры) и другие системы спасения моделей ракет (6 часов).
Январь
Тема 5. Изготовление моделей ракет. Учащиеся, закончившие изготовление одноступенчатых моделей переходят к изготовлению двухступенчатых и простейших моделей-копий (метеорологические, геофизические), (6 часов).
Тема 7. изготовление системы спасения - парашют (4 часа).
Тема 11. Проведение кружковых соревнований в дни зимних каникул (6 часов).
Февраль
Тема 5. Изготовление моделей для участия в ракетомодельных соревнованиях. Разработка и изготовление новых образцов стартового оборудования (10 часов).
Тема 6. Изготовление системы спасения (стримеры), (6 часов).
Март
Тема 5. Изготовление моделей для участия в соревнованиях по ракетно- космическому моделированию (8 часов).
Тема 12. Участие в выставках ГЦТТ, 1ЩЮТ, планетарии, музее (6 часов). Тема 13. Экскурсии: завод № 406 ГА, АВВАУ (2 часа).
Апрель
Тема 10. Доделка, доводка, ремонт моделей ракет (6 часов).
Тема 11. Проведение ракетомодельных соревнований. Техника безопасности при работе с двигателями на старте (4 часа).
Тема 8. Понятие о реактивной силе (2 часа).
Тема 7. Изготовление парашюта (2 часа).
Тема 13. Экскурсия АВВАУ (2 часа).
Май
Тема 13. Экскурсия в планетарий (2 часа).
Тема 11. Проведение заключительных соревнований в честь окончания учебного года (6 часов).
Тема 14. Подведение итогов работы кружка за год (выставка), (4 часа).
Цели, задачи, материалы, ход занятия по темам (примерный план занятий).
Тема: Вводное занятие для знакомства учащихся с моделями и оборудованием, находящемся в лаборатории.
Цель: Познакомить учащихся с помещением, где будут проходить занятия, с задачами и целями и возможностями их достижения.
Материалы: Модели ракет находящиеся в лаборатории.
Ход занятия:
1. Познакомить с каждым учащимся, записавшимся в кружок.
2. Определить цели и задачи работы лаборатории.
3. Рассказ о моделях различных категорий с их демонстрацией.
4. Обход станочного оборудования и рассказ руководителя о назначении каждого станка и о технике безопасности при работе.
5. Демонстрационные полеты моделей ракет.
Тема: Бумага - как основной материал для изготовления моделей ракет. Цель: Ознакомить учащихся с возможностями бумаги, ее свойствами, приемами работы с ней.
Навыки: Приемы работы с ножницами и другими инструментами для вырезания, привития аккуратности при этом.
Материалы: Бумага, картон различной толщины и цвета, ножницы, ножик (резак), чертежные принадлежности, клей «ПВА», «Момент».
Ход занятия:
1. Рассказ о бумаге, истории ее изобретения, технологии, производства, ее свойствах.
2. Демонстрация приемов вырезания квадрата, прямоугольника и круга из бумаги.
3. Приемы сгибания бумаги и картона, определение направления волокон.
4. Изготовления простейших моделей.
5. Анализ изготовления моделей.
9
Дополнительные упражнения:
Предложить учащимся самим выбрать или придумать модель из нескольких готовых деталей.
Тема: Основные понятия о чертеже, как основе изготовления моделей ракет.
Цель: познакомить учащихся с основами черчения.
Навыки: Первые навыки по черчению, умение чертить и читать чертежи. Материалы: бумага, чертежные принадлежности, стиральная резинка.
Дополнительные упражнения: Самостоятельно придумать какую-нибудь модель и выполнить ее чертеж.
Тема: Метеорология.
Цель: познакомить учащихся с такими понятиями как «атмосферное давление», «температура воздуха», «плотность воздуха» и их влияние на полет моделей ракет.
Материалы: Барометр, термометр.
Ход занятия:
1. Познакомить учащихся с воздушным океаном и его параметрами:
а) атмосферное давление;
б) температура воздуха;
в) испарение и влажность воздуха;
г) плотность воздуха.
2. Рассказать о том, как, зная метеорологические параметры атмосферы, можно правильно выбрать место и время для проведения тренировок и полетов.
3. Рассказать, что с подъемом на высоту метеорологические параметры меняются, то есть необходимо эго учитывать при расчете модели, которая будет лететь на заданную высоту.
Тема: Одноступенчатая модель ракеты с одним двигателем. Изготовление отдельных частей модели. Корпус модели ракеты.
Цель: Научить детей изготавливать прочные цилиндры из бумаги.
Навыки: Приемы работы с бумагой, терпение, старание, аккуратность. Материалы: Бумага, чертежные принадлежности, клей ПВА, металлическая трубка (стапель).
Ход занятия:
1. Ознакомить учащихся с готовой моделью и чертежом ее развертки.
2. Напомнить о важности определения направления волокон в листе бумаги, перед тем как вычерчивать заготовку корпуса.
3. Начертить и вырезать полоску шириной 5 мм из бумаги.
4. Накрутить вырезанную полоску вокруг металлической трубки (стапеля) 2 оборота +10 мм, для определения размера заготовки по ширине.
5. Начертить прямоугольник высотой 300 мм, ширина равняется длине полоски бумаги равной 2 оборота + 100 мм.
6. Проверить правильность заготовки и вырезать ее при помощи ножниц.
7. Скрутить трубку на металлической оправе без клея, проверив правильность выполнения заготовки.
8. Изготовить корпус модели из заготовки при помощи клея согласно чертежу и указаниям руководителя.
Дополнительные упражнения: Самостоятельно изготовить бумажные цилиндры различных диаметров, руководствуясь знаниями, полученными на данном занятии.
Тема: Изготовление отдельных частей одноступенчатой ракеты. Двигательный отсек и переходные кольца.
Цель: Закрепить полученные навыки и знания. Научить работать с лобзиком и напильником.
1. Продемонстрировать готовый парашют и тормозную ленту для моделей ракет.
2. Рассказать об истории создания парашюта в природе.
3. Изготовить купол парашюта и стропы.
4. Произвести сборку парашюта.
5. Провести испытания готовых парашютов.
Запуск готовых моделей и анализ их полета. Запуск готовых моделей осуществлять при помощи дистанционного управления с использованием модельных ракетных двигатели заводского производства МРД 2,5.
Данная программа рассчитана на учащихся 4-6 классов и предназначена для ознакомления и проявления интересах ракетно- космическому моделированию. Занятия по данной программе дают возможность постройки простейшей спортивной модели ракеты, приобретению навыков и приемов работы с бумагой, картоном и другими материалами, способствуют эстетическому воспитанию.
Программа может быть дополнена или изменена, исходя из материально- технического оснащения лаборатории.
II год обучения.
План учебной работы.
Количество занятий в неделю - 2 дня.
Время занятий - 3 учебных часа.
Количество часов за учебных год - 216 часов.
Пояснительная записка.
Для работы с учащимися 2 года обучения необходима более высокая техническая и теоретическая подготовка, что требует дополнительных теоретических сведений. Необходимо шире применять метод учебного эксперимента, более глубоко и систематизировано знакомить учащихся с методом моделирования как способа научного познания. Усилить требования к качеству, изготавливаемых моделей отвечающим требованиям правил ФАИ. Должны уделить внимание технической эстетике. Основная задача- подготовка спортсменов для участия в городских, областных, республиканских, международных соревнованиях по всем категориям моделей. Проведение исследовательских (практических и теоретических) работ для участия в международном конкурсе «Космос» в Звездном городке г. Москва. Продолжить совершенствование спортивного мастерства учащихся кружка, изучение основ техники безопасности при проведении соревнований исследовательских работ, связанных с МРД. Проводить с учащимися беседы с целью укрепления морального духа, так как
соревнования более высокого уровня (республиканские, международные) отличаются от соревнований местного масштаба и требуют от спортсмена большей ответственности, что заставляет его переживать за результат выступления. Соревнования, как правило, связаны с сильными эмоциональными ощущениями, переживаниями. Необходим систематический анализ выступлений спортсменов, разбор полетов моделей ракет для выявления причин ошибок. Учащийся должен сознательно преодолевать трудности, возникающие в процессе создания модели, соревнованиях, для чего ему нужно четко представлять причины их порождающие.
Примерный план II года обучения в кружке ракетно-космического моделирования
№
Наименование темы
Количество часов
i
всего
теория
практика
1
Вводное занятие
3
3
-
2
Классификация моделей ракет
3
1
2
3
Аэродинамика малых скоростей тел. вращения
12
3
9
4
Работа по индивидуальным планам по следующим темам:
Расчет времени полета, особенности конструкций, расчета оптимальной и максимальной высоты полета, используемые материалы в следующих моделях:
а) Модель ракеты категории С-3 А;
б) Модель ракеты категории С-6А;
в) Модель ракеты категории С-4Аи В;
г) Модели- копии ракет С-7.
138
20
118
5
Баллистика полета моделей ракет
9
3
6
6
Наземное оборудование для многодвигательных нижних ступеней моделей ракет.
9
3
6
7
Запуски моделей ракет, испытание МРД
18
у
18
8
Подготовка и проведение соревнований
21
3
18
9
Заключительное занятие
3
3
-
Итого:
216
39
177
Тема 1. Вводное занятие.
Развитие ракетно-космического моделирования в нашей стране и за рубежом. Метод моделирования как форма научного познания. План работы кружка.
Организационные вопросы. Правила безопасности и поведения в кружке, во время тренировочных пусков моделей и на соревнованиях.
Тема 2. Классификация моделей ракет.
Параметры моделей ракет. Ограничения по правилам ФАИ. Виды моделей ракет и их классификация.
Практическая работа: Запуск моделей ракет. Определение точек траектории полета. Разбор полетов.
Тема 3. Аэродинамика малых скоростей тел вращения.
Основные понятия гидроаэродинамики. Аэродинамические подобия и спектры обтекания. Пограничный слой. Особенности гэродинамики малых скоростей и чисел Рейнольдея.
Практическая работа. Определение лобового сопротивления моделей ракет в аэродинамической трубе. Запуски и замер параметров полета моделей ракет различной формы.
Тема 4. Работа по индивидуальным планам.
а) Одноступенчатая модель ракеты категории С-3 А.
Исторический обзор моделей чемпионов. Разработка и изготовление комплекта моделей для участия в тренировках и на официальных соревнованиях. Изготовление парашютов. Испытание модели при различных условиях старта. Подготовка стартового оборудования. Доработка МРД. Изучение метеоусловий. Тренировочные запуски. Участие в городских и областных соревнованиях. Подготовка к чемпионату РК, международным соревнованиям.
б) Одноступенчатая модель ракеты категории С-6А.
Исторический обзор моделей чемпионов. Разработка и изготовление комплекта моделей для участия в соревнованиях. Изготовление тормозных лент. Испытание моделей. Подготовка стартового оборудования. Тренировочные запуски. Изучение метеоусловий. Участие в соревнованиях различного уровня.
в) Модель ракетоплана С-4 А и В.
Исторический обзор моделей чемпионов. Разработка и изготовление комплекта моделей для участия в тренировках и на официальных стартах. Варианты принудительной посадки модели. Испытание и регулировка моделей в свободном полете. Изготовление стартового оборудования. Доработка МРД. Участие в соревнованиях различного уровня..
г) Модели-копии категории С-7.
Поиск документации для изготовления модели-копии. Выбор прототипа и масштаба для изготовления модели. Подбор материалов. Изготовление чертежа. Разработка конструкции модели. Работа над моделью. Отделка и окраска модели. Подготовка стартового оборудования. Доработка МРД. Участие в соревнованиях различного уровня.
Согласно данным индивидуальным планам учащиеся лаборатории занимаются в течение всего учебного года, в случае необходимости изготовления моделей двух категорий одним спортсменом возможно изменение учебного плана.
Тема 5. Баллистика полета моделей ракет.
Баллистические ракеты. Полет, участок траектории. Методы расчета баллистической кривой (весовой, графоаналитической, приближенной). Внешняя баллистика.
Тема 6. Наземное оборудование для многодвигательных нижних ступеней моделей ракет.
Стартовое оборудование. Понятия о конструкциях наземных комплексов в большой технике. Наземная пиротехника. Правила безопасности. Практическая работа: Изготовление наземного оборудования для многодвигательных нижних ступеней. Испытание. Запуски моделей ракет с многодвигательными системами. Разбор полетов.
Тема 7. Запуски моделей ракет. Испытание МРД.
Практическая работа: Правила безопасности на старте. Порядок работы на старте. Запуски моделей ракет. Контроль полета модели ракеты. Определение результатов полета. Разбор полетов.
Тема 8. Подготовка и проведение соревнований.
Правила проведения соревнований. Отбор моделей для участия в соревнованиях. Подготовка запасных моделей. Изготовление тары для перевозки моделей. Оформление технической документации для участия в соревнованиях. Правила безопасности. Обеспечение стартов. Инструментальная сумка. Распорядок дня во время соревнований. Практическая работа: Запуски моделей ракет. Техническая конференция.
Тема 9. Заключительное занятие.
Подведение итогов учебного года. Итоговая- выставка моделей ракет и космической техники.
Программа второго года занятий в кружке является базовой для дальнейших работ по моделям ракетопланов, моделей-копий ракет и экспериментальному ракетному моделированию.
Литература.
1. Глушко В.П. «Космонавтика» (Энциклопедия), Москва Советская Энциклопедия 1985 г.
2. Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра 2007 г. №4, 5.
3. Букш E.J1. «Основы ракетного моделизма», Москва Издательство ДОСААФ СССР 1972 г.
4. Рожков B.C. «Спортивные модели ракет» М. ДОСААФ. 1984 г.