Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа "Нет наркотикам"»
«Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о молодёжной наркомании. Основная задача педагогической профилактики
заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с наркотиками, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростка установки на наркотизацию – желание попробовать дурман. Но для того чтобы такого желания не возникало, молодой человек должен успешно строить отношения с окружающим миром – решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с собственными задачами воспитания. Но педагогическая профилактика не должна сводиться только к предупреждению знакомства с наркотиками. Как показывают исследования, практически все подростки - наркоманы до знакомства с наркотиками имели опыт (весьма солидный) курения, употребления алкаголя. Прослеживается четкая зависимость: чем раньше ребёнок приобрёл такой опыт, тем больше у него шансов в дальнейшем познакомится и с наркотиками. Объяснение этому простое. Во-первых, эффект воздействия всех этих веществ оказывается схожим, во-вторых, подросток быстро привыкает к тому, чтобы не решать свои проблемы, а скрываться от них при помощи дурмана.
Когда следует начинать формирование иммунитета к наркотическому соблазну?
Конечно, заранее, прежде чем у ребёнка возникает желание познакомиться с наркотиками. И наиболее подходящим для этого специалисты – психологи считают старший школьный дошкольный и младший школьный возраст. Дело в том, что именно в этом возрасте дети впервые получают информацию о существовании веществ, способных особым образом влиять на настроение. В этом же возрасте некоторые дети впервые знакомятся с алкоголем, пробуют курить. Важно, чтобы ребёнок был заранее подготовлен к восприятию различных аспектов явления. Чем раньше ребёнок начнёт учиться общаться с окружающими, правильно вести себя в конфликтных и стрессовых ситуациях, находить способы самореализации, тем меньше соблазн для него будут представлять наркотики.
Работа школы направлена на реализацию следующих задач:
формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
формирование умений оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение) и других людей;
формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
развитее коммуникативных навыков (умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
пробуждению у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний;
просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.
Содержание программы отвечает следующим принципам:
педагогическая профилактика носит комплексный характер. Вопросы предупреждения курения, использования детьми алкоголя, наркотиков, токсикоманических веществ должны рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса. У детей необходимо сформировать представление об абсолютной опасности и недопустимости любых форм одурманивания;
содержание психолого – педагогической профилактики должно отражать наиболее актуальные для каждого возраста проблемы, связанные с различными аспектами наркотизма. Так, при работе с 6-8 летними детьми основное внимание уделяется предупреждению приобщения к алкоголю, курению (наиболее реальным формам наркогенного заражения для этого возраста) Работа с 9-11 летними детьми предполагает анализ вопросов связанных с предупреждением приобщения к наркотикам и токсикоманических препаратам;
педагогическая профилактика должна носить опережающий характер. Целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, тоесть до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду наркоманий для ребёнка становится реальным;
педагогическая профилактика должна носить не запрещающий, конструктивно- позитивный характер. Важно не только сформировать у ребёнка представление о недопустимости употребления ПАВ, но и показать ему, как без помощи ПАВ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
при организации психолого – педагогической профилактики должен соблюдается принцип запретной информации. Полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к ПАВ (информация о специфических свойствах различных ПАВ, способах их применения)
Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодёжи. Распространение наркомании, особенно среди молодого населения России. Приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодёжью ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры и неспособность усилиями только правоохранительных органов противостоять активизации деятельности наркомафии в стране, привели к тому, что в употреблении наркотиков началось массовое вовлечение самой уязвимой перед этим злом части общества – детей и подростков. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду, особенно среди родителей.
Данная программ разработана с учетом достижений науки, психолого – педагогических исследований для повышения уровня и качества здоровье сберегающих технологий, по способу получения информации и приобретения ключевых компетентностей по здоровьесбережению носит инновационный характер.
Правильно организованная работа позволяет создать ту благоприятную атмосферу, в условиях которой можно развивать познавательные способности обучающихся по программе детей.
В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями:
Биология – действие наркотических веществ на органы человека.
Психология – изучение психологической характеристики учащихся, для успешного усвоения желаемых результатов.
Основные принципы обучения, предусмотренные Программой.
Комплексность – согласованное взаимодействие: на межведомственном уровне – органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркоманий в рамках своей компетенции; на профессиональном уровне – специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактики (воспитатели, педагоги, психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги. Работники комиссии по делам несовершеннолетних),в системе образования – органов управления образованием, на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а так же образовательных учреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики.
Дифференцированность – дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учётом:
возраста детей, выделение старшего дошкольного возраста(5-6 лет), младшего школьного возраста(7-10лет), среднего школьного возраста(11-14 лет), старшего подросткового возраста(15-16 лет), юношеского возраста(17-18 лет) и молодёжного от 18 лет.
степени вовлечения в наркогенную ситуацию (не вовлеченные в наркогенную ситуацию, но относящиеся к «группе риска наркотизации»; заболевшие наркоманией)
3.Аксиологичность - формирование у детей и молодёжи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.
4.Многоаспектность – сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:
социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющий выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а так же навыков «быть успешным», быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения наркотиков;
образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально- психологических, медицинских, правовых и морально- этических последствиях злоупотребления психоактивными веществами.
5.Последовательность (этапность) – разделение целей и задач профилактики на общие стратегические и частные (этапные). Невозможность реализации профилактических программ одномоментно, по типу разовых кампаний. Для обеспечения последовательности реализации системной профилактики в неё обязательно должен входить социально- психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространения наркотиков, но и на формирование структур и элементов сдерживания распространения, системы социально- психологической поддержки.
Взаимодействие педагога с семьёй.
Программой предусмотрена работа родительского всеобуча, по плану которого проводятся родительские собрания на различные темы. Кроме собраний каждый родитель имеет право посетить любое занятие.