Просмотр содержимого документа
«Обрядовые праздники»
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ
КАЛЕНДАРНЫХ ОБРЯДАХ И ПРАЗДНИКАХ
Башкирова Джанетта Геннадьевна
Преподаватель Хоровых дисциплин,
зам.директора по методической работе,
руководитель методического совета ДШИ
С большим удовольствием в праздничные дни собирается огромное количество людей под открытым небом. Следование народным традициям и обычаям, выполнение обрядов объединяет людей в группы по интересам и проявлению своих талантов, способствует возникновению импровизации, мотивирует к пению, танцам, состязаниям, конкурсам, массовым играм и хороводам. В праздниках, в народном праздничном проявлении люди ощущают себя как единое целое, как носителей культуры своего региона, своей страны, как представителей определенной национальности, которой присущи отличительные особенности и различия в традициях, обрядах, обычаях. В массовых гуляньях, как в городе, так и сельской местности все участники представляют нацию, народ в целом своей страны. Люди раскрепощаются, становясь не только зрителями, но и активными участниками праздничного действа. Народные праздники – это давнее народное наследие наших предков, из глубины веков явившееся нам. Многие детали забыты и истерлись из памяти, не сохранившись до наших дней. Поэтому по крупицам собираем все, что связано с обычаями и обрядами нашего народа, стараемся возобновить, преумножить, дополнить своими современными традициями. Радует, что все чаще и чаще мы возвращаемся и обращаемся к истории возникновения и существования народного праздника, пытаемся осмыслить, исследовать, сделать определенные выводы о том, что народный праздник – это многогранный источник духовного и эстетического развития людей.
Культура народного праздника способствует воспитанию, как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации людей. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник – это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.
Таблица 1.
Характеристика традиционных празднеств
Период времени
Главная характеристика обрядового действия
В древние времена
не было деления на артистов и публику
каждый участник был задействован
состояние пассивности не одобрялось
праздник – социальный механизм укрепления национальной сплоченности
Современность
деление на организаторов, ведущих, артистов и публику
состояние большинства участников праздника – сторонние наблюдатели праздничного действа
праздник – дополнительный день отдыха, отмеченный в календаре
Таблица 2.
Календарно-обрядовые традиции в разные периоды времени
Старый вариант
Современный вариант
Праздник зимнего солнцеворота – Коляда, Новый год
Новый год: колядки
Масленица
Проводы русской зимы
Праздник Герасима Грачевника и сорока мучеников
Праздник прилета птиц (отмечается, в основном, детьми)
Выход в поле, первая запашка
Праздник первой борозды
Семицко-троицкие праздники, проводы Ярилы
Праздник русской березки; к этой группе близко примыкают праздники цветов
Купальская неделя
Праздник Ивана Купалы
Зажиночные и дожиночные праздники
Праздники урожая
Осенние посиделки: «капустки», «супрядки»
Осенние помочи
Таблица 3.
Художественные элементы в старых календарных и современных
народно-традиционных праздниках
Календарные народные праздники
Старый вариант
Народно-традиционные праздники
Современный вариант
Действа, связанные с огнем
светящаяся звезда на Коляду
прогон скота через костры с целью очищения на Новый год
прыгание через масленичные костры.
костры на Ивана Купалу
масленичные костры
сожжение чучела зимы
новогодние свечи
купальские свечи на воде
факельный огонь от вечного огня в семейных праздниках.
Действа, связанные с водой
«Молчаливая вода» в крещенско-новогодних обрядах
очищение водой в ивановскую ночь
вода при крещении детей.
купание и обливание водой в летних днях молодежи
обливание Засухи в празднике Русской березки.
Действа, связанные с растительностью
украшение елки – зимой, березы – летом, снопа – осенью
поиски сон-травы, папоротника, иван-чая в Ивановскую ночь, спуск венков на воду и прочие.
украшение новогодней елки, вербы в купальских праздниках, завязывание ленточек березку, плетение венков на ивановскую ночь, культ цветов в праздниках цветов, тополя, снопа.
Сегодня возрастает значимость духовного возрождения культурно-досуговой среды в стиле народных традиций, информационно-культурного, эмоционального и эстетического «потребления» как важных факторов, которые учитываются в программах создания данной культурной среды. Это расширяет рамки традиционного функционализма, так как, включая в понятие функций осуществление духовной деятельности, связанной с восприятием культурно-досуговой среды, с постижением и формированием эстетических и этических ценностей, специалист учреждения культуры различает и внутренние специфические функции разных типов учреждении культуры. Но если в давние времена праздники проводились спонтанно, без сценария, ведущего, где каждый знал последовательность обрядовых действий, свою роль в участии, то в современный период организатор, как правило, это работник культурно-досугового учреждения, пытается восстановить утраченную цепочку ценностей и привлечь население к массовым празднествам, собирая по крупицам утраченное временем, приближая к оригиналу. Через систему обычаев и традиций народ воспроизводит свою духовную культуру, составляющую основу народной культуры, а празднично-обрядовая культура – это неотъемлемый элемент народной культуры, который несет на себе региональный оттенок.
Целью культурно-досугового учреждения является полное собрание и передача традиций из поколение в поколение, так как они несут в себе не только огромную эмоциональную нагрузку, но и играют воспитательную роль, так как русский народ всегда свято чтил и хранил свои традиции, а ритуалы и их фольклорное сопровождение – это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта. Традиции – часть истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать.
В сфере следования народным традициям в настоящее время наметился ряд положительных направлений:
разрабатываются проекты привлечения населения к народным традициям и обрядам с целью возрождения народной культуры
создаются сценарии для проведения массовых празднеств в духе национально-культурных традиций
происходит ознакомление детских коллективов с обычаями и ритуалами русской культуры.
Социальная сущность народного праздника в том, что он предоставляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества и его идеалы. Праздник является продолжением жизни общества, его будней, только другими средствами, в других формах. Связь праздника с повседневными трудовыми буднями осуществляется через праздничное осмысление труда, через создание атмосферы праздника будней. Но речь идет не только о народных праздниках в масштабе страны, города, района, села, но и о праздничных традициях каждого коллектива, о тех традиционных праздниках, которые входят в личный быт каждого человека и становятся важным моральным фактором расширения культурно-досугового пространства. В этом отношении большие резервы имеются у организаторов праздников в детских школах искусств. Поэтому праздничное оформление труда, яркий праздничный показ образца – это важнейшая задача культурно-образовательной работы сегодня. Таким образом, организацию народного праздника можно рассматривать как особый вид социально-культурного действия народных масс в часы досуга. Сам праздник представляет как момент отдыха, так и переключение эмоциональной разрядки. Сочетание в празднике различных форм самовыражения масс с восприятием ими зрелища выражает сущность праздника.
Разнообразные виды искусства присущи каждому празднику, такие как музыка, живопись, литература, театр. Также и народные праздники включают в себя, помимо всех видов искусств, еще и обычаи, как общепринятый порядок, образ действий, общепринятая норма поведения, средство сохранения и передачи опыта, и обряды как особое коллективное символическое, образное действо.
Функции праздника:
торжественное обновление жизни
коммуникативная и регулятивная
эмоционально-психологическая
нравственно-воспитательная.
С годами праздники наполнялись новыми религиозными представлениями. Праздники вошли в повседневную жизнь людей и имели для них культурное значение, на основании исследований многих ученых сделан вывод, что праздники относятся к первоначальным формам досуговой деятельности.
Народные праздники издревле связаны с природой, с земледельческим и скотоводческим календарем. История и культура народов повлияли на специфику праздников, придали им особый оттенок, отражающий сложившиеся устои жизни и быта народа, составляющих национальную культуру каждого народа.
Главная задача культурно-досугового учреждения – приобщать население к незаслуженно забытым традициям, знакомить с обычаями и обрядами наших предков, способствовать самопроявлению и самовыражению в праздничной обстановке, воспитывать эстетические чувства.
Последним весенним праздником в календарном цикле земледельческойобрядности была Троица. Этот праздник воспринимался народом, как переломный момент не только в природе, но и в сельскохозяйственных работах, так как этот период приходился на завершение пахоты и посевной, переход от весны к лету. Святая Троица – один из древних праздников, история празднования которой исчисляется тысячелетиями. Сегодня она тоже отмечается широко. Праздник Троица появился задолго до возникновения Христианства.
Рис.1. Хоровод на Св.Троицу
Наши предки издревле праздновали его, в этот день они украшали свои жилища и подворье, входы в них зелеными ветками разных лиственных пород деревьев. Эта зелень считалась своеобразным оберегом, защищавшим людей и домашних животных от злых духов. В Троицкий день пастухи плели венки из зеленых ветвей деревьев и раздавали их селянам, венки символизировали святую животворящую защитную силу.
Традиции праздника дошли до наших дней, но они отличаются лишь тем, что пол домов и церквей не устилается травой, как это было раньше в древней Руси.
Рис.2. Убранство церкви на Св.Троицу
На Святую Троицу, как и сто лет назад, водят хороводы, завязывают разноцветные ленточки на березке, пекут пироги, устраивают веселые игрища.
В культурно-досуговом учреждении ДК «Энергетик» п. Озерный был организован фольклорный праздник «Люблю березку русскую», посвященный празднованию Святой Троицы, с участием детей и взрослых.
Праздничный зал согласно традициям был ярко украшен зелеными ветвями разнообразных деревьев, разноцветными венками, детскими картинами и иллюстрациями, поделками из природного материала – все это олицетворяло красоту природы родного края, в центре зала стояла русская красавица березка.
Дети, наряженные в народные костюмы: яркие сарафаны и косоворотки, под русскую хороводную мелодию вошли в зал. В сценарий мероприятия были включены стихи и песни, посвященные символу России – русской березке, хороводы «Во поле березонька стояла», «Ай, да березонька!», а девочки в ярких русских сарафанах исполнили танец «Прялица». На этом празднике звучали веселые задорные частушки о березке, они были исполнены в сопровождении детского оркестра русских народных инструментов: балалайка, ложки, трещотки, свистульки. Праздник был познавательным не только для детей, но и для взрослых, они узнали, что в старые времена на Руси крестьяне из березы делали лучины для освещения избы, и девицы под горящую лучину пряли пряжу долгими зимними вечерами.
В хороводной игре «Веночек» дети и их родители друг за другом шли по кругу, ведущий выбирал понравившегося человека и одевал ему на голову сплетенный веночек, обладатель веночка становился ведущим и был вправе выбрать того, кому хотел его передать. Игра всем понравилась, она была оживленной, веселой, эмоционально-насыщенной, сопровождалась Троицкими народными песнопениями Смоленской области в исполнении трио. Не забыли и традиционную игру «Ручеек». Взрослые и дети на празднике задорно пели, танцевали, играли в русские народные игры около березки. В заключение мероприятия, согласно народному обычаю, произвели обряд – с удовольствием украсили березку венками, разноцветными ленточками и бусами из природного материала.
Праздник, посвященный празднованию Святой Троицы, получился лучистым, светлым, радостным!
Роль и популярность современного массового праздника связаны с тем, что народные праздники имеют глубокие исторические корни, социально-психологический настрой, случайно временно забытые, но радует, что появилась потребность народа в праздничном действии.
В народном празднике заложены высокая духовность и нравственность, которые выступают проводниками формирования уважения к народным традициям, обычаям, обрядам, способствуют возникновению доброжелательных взаимоотношений окружающих, бережного отношения к природе, воспитания экологических чувств.
Воспитательная роль современного народного праздника состоит в соблюдении фольклорных традиций народа, в проявлении и воздействии их на каждую личность. Народное празднество активно влияет на весь уклад жизни общества. Традиционная культура развивает у людей чувство собственного достоинства и национальной гордости, соотнесения себя к определенной культуре, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.
Современные массовые народные праздники – это наиболее доступная и естественная форма реализации творческого потенциала, который выявляется в обрядово-праздничной культуре. В системе организации досуга в культурно-досуговом учреждении очень важную роль играют и занимают одно из первых мест именно календарно-обрядовые народные праздники; имеющие языческую основу, они способствуют сохранению, дополнению и преумножению достижений родной культуры, которая передается последующим поколениям.
Народные традиции в современных календарных обрядах и праздниках пользуются успехом не только в сельских поселениях, но и в провинциальных городах. Исследовав и изучив эту тему на основе деятельности ДК «Энергетик», можно сделать следующие выводы: жители пос. Озерный имеют позитивные суждения о праздниках, проводимых в Доме культуры «Энергетик». Доказательством служит Троица, проведенная в 2014 году, которая собрала большое количество людей. Все больший интерес проявляют люди к традициям, обычаям и обрядам наших предков, вносят в свой обиход элементы народной культуры. Народный праздник является неотъемлемой частью жизни людей, а культурно-досуговое учреждении выступают как особыйе – это функциональная основа для возрождения народных традиций и обычаев.
«Являясь неразрывной частью социальной жизнедеятельности общества, народные праздники и соизмеряют с ней жизнь каждого человека, и выступают как особый вид социально-культурной деятельности людей, протекающей в свободное время. Народный праздник необычайно многообразен и предполагает несколько типов этой деятельности, ведущей среди которых является обрядовая.»[3]
Список литературы:
1.Котович О.В., Крук И.И. Золотые правила народной культуры. Минск 2010.-590с.
2. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа С-П.: Паритет, 2004. - 442 с.
3. Романова Г.А. Празднично-обрядовые формы народной культуры: зарождение, развитие, современное бытование Смоленск, 2012. - 164 с.
4. Чекулаева Е.О. 100 Великих праздников М.: Вече, 2009. - 431 с.