Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образование детей фольклорного кружка «Иэйии»
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образование детей фольклорного кружка «Иэйии»
учебная программа фольклорного крушка на 1 год. Цель программы: Развитие личностно – ориентированных качеств и творческого потенциала учащихся с учетом психофизических особенностей, а также сохранение и популяризации культурного наследия народа Саха.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образование детей фольклорного кружка «Иэйии»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п.кысыл – Сыр муниципального района Вилюйский улус (район)»
Республики Саха (Якутия)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ ДО ДДТ
_______________А.Н. Прокопьева
Приказ №______от «_____»________2015г.
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей
Фольклорного кружка «Иэйии»
Возраст обучающихся 9-14 лет
Срок реализации программы 1 года
Количество детей в группе 10-12 чел.
Руководитель кружка:
Педагог дополнительного образования
Степанова Матрена Николаевна
п.Кысыл – Сыр 2015г.
Паспорт программы
Полное наименование программы
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образование детей фольклорного кружка «Иэйии»
Основание для разработки программы
Федеральный закон «Об образовании в российской федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
Приказ Минобрнауки России «Порядок организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» от 29.082013г. №1008
Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.СанПин 2.4.4.3172 от 4.07.2014г.№41
Письмо Минобрнауки России «примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. №06-1844 ФГОС
Направленность программы
Художественно-эстетическое
Тип образовательных программ
Модифицированная
Срок реализации
1 года
Возраст обучающихся
9-14 лет
Цель программы
Развитие личностно – ориентированных качеств и творческого потенциала учащихся по средством народной культуры, а также сохранение и популяризации культурного наследия народа Саха.
Задачи программы
Задачи программы:
Обучающие:
Ознакомить обучающихся с фольклором народов Якутии
Расширение знаний в области истории развития хомуса
Приобщение детей к национальному музыкальному инструменту хомусу как этнокультурное наследие народа
Приобретение знаний, умений и навыков искусства игры на хомусе
Личностные УУД:
Формирование и повышение культуру общения и поведения социальной активности учащихся.
Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
Способствовать развитию практических навыков по использованию народного творчества.
создания условия для личностного роста ребенка;
Регулятивные УУД:
Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий
формирование этнокультурной компетенции;
Познавательные УУД:
Формировать познавательный интерес к традициям своего народа.
Формировать практических навыков по использованию народного творчества.
Воспитание у учащихся бережного отношения к культуре своего народа и других национальностей.
Коммуникативные УУД:
Развивать коммуникативные качества детей посредством народных песен, танцев, игр.
Формировать адекватность восприятия информации
Формировать умение работать к коллективе
Структура программ и оглавление
Целевой раздел
Пояснительная записка
Содержательный раздел
Учебно - тематический план 1го года обучения
Содержание
Учебно- тематический план 2го года обучения
Содержания
Учебно - тематический план 3го года обучения
Содержания
Организационный раздел
Организация воспитательного процесса
Материально-техническая обеспеченность
Работа с родителями
Модель выпускника
Ожидаемые результаты
- Отличительные особенности музыкального фольклора народов Якутии;
- Приобщение детей к национальному музыкальному инструменту хомусу как этнокультурное наследие своего народа;
- Приобретение знаний, умений и навыков искусства игры на хомусе;
- научатся импровизировать;
- приобретение знаний умений навыков по исполнению народных песен;
- приобретение знаний умений навыков по исполнению хороводных танцев народов Якутии;
-уметь исполнять фольклорное произведения в ансамбле;
- уметь выразительно декламировать.
Личностные УУД:
потребность сотрудничества, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания предложенного материала; проявление индивидуальных творческих способностей, осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения и оценку со стороны взрослых и сверстников, анализировать причины успеха/неуспеха.
Познавательные УУД: понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД: умение включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе, учитывать мнения партнёров; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Пояснительная записка.
Фольклор в развитии внутреннего мира человека занимает немаловажное значение. Жанры якутского фольклора обширны и притягательны. Чарующие звуки хомуса, веселые скороговорки, народные песни, осуохай, тойук очень интересуют детей всех возрастов. Овладение жанрами фольклора, ведет к развитию ребенка как индивидуума, любящего свою народную культуру и ценящего обычаи и традиции других культур.
Живые традиции народной музыкальной культуры, интернациональный язык музыки, понятный людям любой национальности, способствуют сближению и взаимопониманию людей. Кроме этого чарующие звуки народных инструментов, берущие свои корни из глубины веков и еще в самом начале своего зарождения синхронизированные со звуками природы, способны воздействовать на психо-эмоциональное состояние человека. Как говорили наши предки, удвоить его радость, разогнать, развеять печаль, исцелить от болезней. А умение играть на любых музыкальных инструментах способствует развитию интеллектуального потенциала человека, гармонизирует психо-соматическое состояние организма. Особенно важно приобщать детей к народной музыке в раннем школьном возрасте. Так как этно-музыка развивает у детей художественное восприятие окружающего мира, пробуждает творческую фантазию, способствует самоидентификации в обществе, осознанию себя как части культурно- исторического пласта какой-либо народности, уникального индивидуума, укрепляет чувство гордости за свой народ и толерантности. Пропаганда традиционной музыки должно проводиться наравне с пропагандой классической музыки, так как этническая музыка и фольклор именно те основы, на которых уже на генном уровне заложены основы связи человека со своим народом, историей и культурой, основывается вся его духовная составляющая.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.
Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения.
Ощеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей фольклорного кружка «Иэйии», является модифицированной имеет художественную направленность, предназначена для ознакомления и изучения фольклора народов Якутии, разработана для русскоязычных детей.
Актуальность:
Среди учащийся идет массовая распространение субкультур и течений, предпочтение отдается сиюминутным впечатлениям и развлекательности Информационная культура навязывает свои ценности и вкусы, среди учащихся преобладает материальные ценности, а в образовании актуально и приоритетно духовно-нравственная воспитание и личностное развитие. Пересматриваются приоритеты жизни: сохранять традиции или быть современными, интересными в социокультурной среде.
С связи с этим воспитание детей через фольклорное искусство ведет к развитию ребенка как индивидуума, любящего свою народную культуру и ценящего обычаи и традиции других народов.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании: личносто-деятельностного характера обучения, способствующего развитию у детей стремления к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; ситуации «успеха» для каждого учащийся; максимальных условий для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; условий для развития у детей коммуникативных навыков, чувства ответственности за коллективный результат, облегчения процесса адаптации в обществе.
Цель программы: Развитие личностно – ориентированных качеств и творческого потенциала учащихся с учетом психофизических особенностей, а также сохранение и популяризации культурного наследия народа Саха.
Задачи программы:
Обучающие:
Ознакомить обучающихся с фольклором народов Якутии
расширение знаний в области истории развития хомуса
приобщение детей к национальному музыкальному инструменту хомус как этнокультурное наследие народа
приобретение знаний, умений и навыков искусства игры на хомусе
Личностные УУД:
Формирование и повышение культуру общения и поведения социальной активности учащихся.
Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
Способствовать развитию практических навыков по использованию народного творчества.
создания условия для личностного роста ребенка;
Регулятивные УУД:
Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий
Формирование этнокультурной компетенции;
Познавательные УУД
Формировать познавательный интерес к традициям своего народа.
Формировать практических навыков по использованию народного творчества.
Воспитание у учащихся бережного отношения к культуре своего народа и других национальностей.
Коммуникативные УУД
Развивать коммуникативные качества детей посредством народных песен, танцев, игр.
Формировать адекватность восприятия информации
Формировать умение работать к коллективе
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта.
Новизна программы заключается: в активной методике обучения, позволяющей проводить занятия в игровой форме, объединении различных видов творческой деятельности (пение, танец, игра на старинных народных инструментах); интеграция; театрализации народных праздников, сказок, эпосов и обрядов.
В своей работе мы использовали следующие принципы построения воспитательной системы:
1. Принцип природосообразности. Обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы. Основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании их возраста, пола, особенностей психики и физиологии.
2. Принцип культуросообразности. Формирование личности ребенка на лучших примерах фольклора народов Якутии, взаимодействия с семьей, обществом.
3. Принцип личностно ориентированного воспитания. Признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности
4. Принцип сотворчества. Сотрудничество педагогов и учащихся, совместный поиск наиболее эффективных и интересных форм и видов деятельности, дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффектности такой системы - объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий эффективности развитие личности ребенка.
5. Принцип дифференциации. Отбор содержания, форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей всех участников воспитательного процесса.
6. Принцип успешности. Вера в свои силы, успех как основа для раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития. Он открывает новые возможности, «новую зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский).
Формы и методы занятий:
Обучение учащихся проводится по утвержденному календарно тематическому плану. (Приложение №1)
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, интегрированные, нетрадиционная форма. Организация образовательного процесса включает в себя: теоретические и практические занятии. Форма обучения индивидуальная коллективная и групповая.
А так же для решение поставленных задач используются различные методы:
- словесный
- наглядный
- практический
- межпредметные связи – синтез нескольких дисциплин
- частично поисковой
- групповой
- индивидуальный
- креативный
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе учащийся:
- будут знать жанров и видов фольклора народов Якутии;
- отличительные особенности музыкального фольклора народов Якутии;
-приобщение детей к национальному музыкальному инструменту хомусу как этнокультурное наследие своего народа;
- приобретение знаний, умений и навыков искусства игры на хомусе;
- научатся импровизировать на хомусе;
- приобретение знаний умений навыков по исполнению народных песен;
- приобретение знаний умений навыков по исполнению хороводных танцев народов Якутии;
-уметь исполнять фольклорное произведения в ансамбле;
- уметь выразительно декламировать.
Личностные УУД:потребность сотрудничества, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений; проявление индивидуальных творческих способностей, осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Регулятивные УУД:понимать и принимать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения и оценку со стороны взрослых и сверстников, анализировать причины успеха/неуспеха.
Познавательные УУД: понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД: умение включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе, учитывать мнения партнёров; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Программа рассчитана на учащихся 9-14 летнего возраста. Срок обучения – 1 года. Приём детей осуществляется с начала учебного года без специального отбора, единственный критерий – желание ребёнка.
Режим занятий:
2 раза в неделю, по 1 часу в день, с перерывом 15 мин для отдыха через каждые 45 минут.
Оценка освоение программы:
Отслеживание результата – это видение того, насколько идет продвижение к цели. Оценивание результата – это сопоставление полученного результата с предполагаемым или заданным; соотношение результатов отслеживания с критериями; качественный анализ деятельности относительно целей. Задачи, поставленные в программе, ориентированы на воспитание и развитие детей. Проверить результаты обучения позволяют мониторинг по образовательной программе (Приложение№2) Дополнительные показатели – результаты участия ребят в концертах, конкурсах, фестивалях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
На 1 год обучения
Цель: Приобщение детей к национальному музыкальному инструменту хомус.
№
Раздел занятий
Тема занятий
Общее
Колл.
часов
Тео
рия
Прак
тика
Вводное занятие
Знакомство с кружком, инструктажи
1
1
Культура народа Саха
Ураанхай Сахалар – гипотезы происхождения народа Саха
Якутские одежды и уборы
Основные традиционные занятии
Обычаи и традиции Народа Саха
От фольклора…
Фольклор как часть культуры
1
0,3
0,3
Жанры фольклора
1
0,3
0,3
Хомус
Хомус и хомусисты
2
1
1
Мастера хомуса
0,3
0,3
Техника игры на хомусе.
Основная техника игры на хомусе: на руке, прижатие губам, между зубами.
5
0,5
4,5
Разновидности ударов
Основной удар
Переменный удар
Обратный удар
10
0,5
9,5
Дыхательные приемы при игре на хомусе
Дыхательные приемы при игре на хомусе
2
0,5
1,5
Варьирования звуками
Изменение основного с помощью букв. Изменение основного звуке с помощью слог
5
0,5
4,5
Стиль игры на хомусе
Сыыйа тардыы, наигрывания по мелодиям, импровизация
6
0,5
5,5
Имитация на хомусе
Умеренная игра
7
0,5
6,5
Куорэгэйдэтии
Кэ5элэтии
Хаастатыы
Топот
Тренировка развитие навыков
Индивидуальная свободная игра
3
1
2
Игра по паром
Коллективная игра
Осуохай
Осуохай. Виды осуохайа
5
0,5
4,5
Булуулуу осуохай
Аммалыы осуохай
Найахалыы осуохай
Постановочная работа
Якутские народные песни
Якутские народные песни
4
0,5
3,5
Стиль «Дэгэрэн»
Стиль «Дьиэрэтии»
Постановочная работа
Скороговорки
Счетные скороговорки
2
0,5
1,5
Сатирические скороговорки
Героический эпос «Олонхо»
Ньургун Боотур Стемительный
11
3
8
Структура и сюжет олонхо
Персонажи
Образ Богатыря
Образ Красавицы
Постановка олонхо «Ньургун Боотур Стремительный»
Проектные работы – 4
Конкурсы, выступлении- 3
Итого 72 часов
Краткая содержание тематического плана программы
Тема: Ураанхай Сахалар – гипотезы происхождения народа Саха по легенде «Омо5ой Баай и Эллэй Боотур»
По мнению самого народа Саха первопредком является Омо5ой Баай.
Много-много лет тому назад, когда этот край (нынешнюю Якутию) населяли одни тунгусы, Омогой Баай, ставший первопредком якутской народности, из-за больших распрей и вражды потерпев поражение, примерно с двадцатью домочадцами и рабами с реки Ангары приплыл по реке, говорят, в этот край — в Сайсары, или иначе в Необозримую Туймааду, на место нынешнего города
У Омогоя Баая по прибытии в этот край умножились табуны и стада, он завел табунщиков и коровниц. Имел он двух родных дочерей: старшая по имени Чэмэй Куо, младшая — Эбэлэй Чымаа, еще были у него и несколько молодых рабов-воспитанников и одна жена. Эллэй с Омогоем знакомятся, разговаривая также только жестами. (Оказалось, что они друг друга не понимают, потому что представляют разные народности.) Он, говорят, поведал: "Пройдя через семь речек, в восьмой раз попал я на эту реку Лену и поплыл по ней вниз". По его рассказу потом предположили: "Может быть, он из кыргызов или татар". Сам никому не рассказывал, говорят, какой он народности, из какого рода.
Тема: Ураанхай Сахалар – гипотезы происхождения народа Саха по результатом исследовательских работ
По вопросу происхождения саха существует обширная литература. В ходе изучения этногенеза саха были высказаны самые различные версии, связывающие предков этноса с разными древними и средневековыми этносами. Советскими и российскими историками достигнуты определенные результаты в изучении этнической принадлежности древних и средневековых этносов Центральной Азии и Сибири. Поэтому у нас имеется отличная возможность сравнивать различные гипотезы о происхождении саха с современным состоянием изучения этнической истории тюрко-монгольских народов.
Участник Великой северной экспедиции 1733–1743 гг. Г. Ф. Миллер также занимался вопросами происхождения сибирских народов. По его утверждению, предки саха жили в соседстве с монголами и бурятами и вынуждены были уйти в результате неудачных войн. Как считал ученый, в Монголии до возвышения Чингиз-хана преобладали тюркоязычные племена (Миллер, 1937). Таким образом, он впервые обратил внимание на сведения якутского фольклора, связывающие этот этнос с территорией Забайкалья и Монголии периода возвышения Чингиз-хана.
Как известно Г. Ф. Миллер давал высокую оценку саха, утверждая, что когда-то они были единым народом с татарами. «Якуты же среди почитаемых ими богов имеют одного, которому они присваивают имя древнего татарского князя Татара, этим не только подтверждается родство между якутами и татарами, но этот факт можно даже принять как сильное доказательство древности татарской истории» (Миллер, 1999: 99). Г. Ф. Миллер открыто утверждал, что Сибирь была когда-то татарским государством, а его коренным народом были и есть татары.
Другой участник Камчатской экспедиции — Я. И. Линденау, на основе сведений, полученных от информаторов из числа саха, пришел к мнению о формировании единого этноса саха на территории Байкальского региона. Переселение саха на среднюю Лену под предводительством Баджея — деда Тыгына, к приходу русских властвовавшего над родами саха, происходило во второй половине XVI в. (Линденау, 1983: 176). Исследователи следующих веков, искавшие следы пребывания предков саха на территории Байкала, ориентировались на сведения Я. И. Линденау, как пересказ фольклорной версии XVIII в. о прародине саха.
Первую монографию, посвященную происхождению народа саха, выпустил в 1937 г. Г. В. Ксенофонтов. При решении этой задачи он использовал, в основном, огромный фольклорный материал наряду с историческим (востоковедческим). Автор подверг подробному научному анализу историографию вопроса, выделил теоретические подходы к решению этногенетических процессов. По его сложной теории сначала происходило переселение на Вилюй уранхайцев (оронкон-ураныкааны), представляющих собой потомков отуреченных тунгусских племен и гуннов с примесью монголов и тюрок. Вторыми на Вилюй переселились в VII–VIII вв. скотоводы «гулигань» или «уч-курыкан». Народ «саха» уйгурского происхождения — предки саха Центральной Якутии, переселилась на Лену из Прибайкалья в IX–XII вв. (Ксенофонтов, 1992). Тем самым утверждалась версия о раннем проникновении предков саха в различные районы Якутии, хотя при этом ее автор вступил в противоречие с данными исторической науки. Так обычно считается, что вилюйские и северные саха появились в результате слияния потомков переселенцев из центральных улусов Якутии и местных автохтонных племен тунгусов и юкагиров. Г. В. Ксенофонтов отделяет вилюйских саха от центральных, приходя к выводу о преобладании в составе первых впоследствии объякученных эвенков. Таким образом, он как бы связывает ранний этап этногенеза саха с проблемой проникновения и распространения эвенков по Якутии как пришельцев из более южных районов. Его выводы и гипотезы свидетельствуют о том, что автор был прекрасно знаком с трудами востоковедов своего времени. Например, он у них мог принять гипотезу, связывавшую хуннов с эвенками, или известие о бегстве последнего уйгурского кагана к племенам да-шивей, по мнению историков населявших территорию Южной Якутии (см.: Кюнер, 1961).
Г. В. Ксенофонтов сделал чрезвычайно много для изучения историографии происхождения саха, сбора фольклорных источников и высказал ряд смелых гипотез, не потерявших свою актуальность до наших дней. Например, автор уделял особое внимание племенам хори-тумат, ойрат, баргут (Ксенофонтов, 1992).
Первый комплексный подход к решению проблем происхождения саха применил академик А. П. Окладников. В работе, посвященной древнему этапу истории Якутии, он использовал данные фольклора, языка, этнографии, археологии и иные. Ему удалось связать археологические памятники курумчинской культуры с предками саха, которых в средневековых письменных источниках называли курыканами или гулиганями. А. П. Окладников практически во всех областях якутской этнографии и археологии был первооткрывателем — так он является автором научной гипотезы о южном происхождения якутского эпоса олонхо, преобладания монгольских слов в якутских терминах оседлого скотоводства и тюркского происхождения — в социальной и общественно-политической сферах жизни саха. Им были открыты скотоводческие поселения на средней Лене, названные культурой «малых домов» и «кыргыс-этехов». По мнению этого автора, последняя волна предков саха, считавшая себя потомками Эллэя (кангаласцы), только в конце XV в. или в первой половине XVI в. с Верхней Лены вышла в район средней Лены. В дальнейших трудах по изучению этногенеза, особенно в научно-популярных книгах в постсоветский период, можно встретить интерпретации основных положений его многочисленных статей и монографий по данному вопросу (Окладников, 1955).
А. И. Гоголев пазырыкскую культуру считает стартовой площадкой для этногенеза и формирования якутской этнокультуры. В имеющихся параллелях материальной и духовной культуры саха с материалами скифо-сибирской эпохи в Южной Сибири он усматривает наличие индоиранского субстрата в этногенезе саха (Гоголев, 2003). По мнению А. И. Гоголева в древнетюркскую эпоху предки саха были представлены курыканами. В этногенезе саха прослеживается участие второй тюркоязычной группы с кыпчакским наследием. Считается, что эти племена, придерживавшиеся обряда погребений с конем, окончательно определили культуру и язык саха. Таким образом, А. И. Гоголев является автором гипотезы об участии кыпчаков в этногенезе саха (Гоголев, 1993). Однако с исторической точки зрения до сих пор неясным представляются пути и время проникновения носителей кыпчакских элементов на среднюю Лену. Кыпчакский компонент А. И. Гоголев связывает с кангаласцами, отождествляя их с канглы, имеющимися в составе казахов и других народов кыпчакской принадлежности.
Тема: Якутские одежды и уборы
Якутская дохристианская одежда ХVII-ХVIII вв. изготавливалась в основном из природных натуральных материалов — кожи, замши, меха домашних животных, так как основным видом хозяйственной деятельности якутов, как тюркского народа, было табунное коневодство и разведение крупного рогатого скота. Шкуры пушных зверей использовались для дополнительного утепления в зимних изделиях, в основном, в качестве отделки. Меховые полосы в два ряда нашивались по краю борта, низу изделия и рукава — приём оформления, обусловленный, прежде всего, холодным климатом и перенятый у северных народов. Привозные шёлковые, шерстяные ткани импортного производства, полученные путём натурального обмена, применялись в качестве отделки, так как были дорогими. Китайская хлопчатобумажная ткань «дабы» шла на нательную одежду, но её могли позволить себе только богатые люди. Бедные же люди изготавливали нательные и летние изделия (рубахи, халатоподобную одежду) в основном из тонких замшевых кож.
У многих народов в основе покроя изделий лежит прямолинейный крой, как наиболее рациональный и часто обусловленный формой и размерами материалаТрадиционный якутский крой в этом смысле не является исключением. Так, повседневные изделия в основном имеют прямокроеный стан и рукав. Женская одежда такого покроя, в отличие от мужской, декорируется или нашивками из прорезной кожи по кокетке или бисерными и меховыми полосами по краям борта и подола
Женская одежда «кытыылаах сон»
Нарядная, праздничная одежда якутов, как правило, имеет более сложный покрой — обычно стан делают расширенным к низу, рукава имеют сборку по окату. Такой рукав называют «бууктаах», то есть, формы «буф», якуты заимствовали его из русской городской одежды, также как и отложные воротники. Облегчённые кафтаны с асимметричной застёжкой, характерные для прибайкальских народов, носили зажиточные якуты. Пальто богато декорировалось по борту бисерной вышивкой, металлическими элементами и узкой полоской дорогого меха
Особый интерес с точки зрения заимствования культурных традиций костюмов других народов представляет халатообразное изделие из ткани дабы с цельнокроеными рукавами, которую носили женщины летом. Эти изделия сильно отличаются от перечисленных выше изделий своей конструктивной формой. Очевидно, крой перенятый у восточно-азиатских народов, не имел большого распространения и развития из-за нерационального расхода
Женская одежда «таҥалай сон»
Наиболее распространенным и характерным для якутской одежды считается крой «оноолоох, бууктаах» — когда-то перенятый у русских военных и путешественников, но видоизменённый в соответствии с якутскими культурно-художественными традициями. Такие изделия обязательно имеют складки по боковым и среднему шву спинки («оноо») и рукав со сборкой по окату («буук»). Пальто такого покроя носили как мужчины, так и женщины. Различие проявлялось в декоративном оформлении. У мужчин пальто шили из кожи или ткани дабы. Пальто из ткани имело бархатный воротник и манжеты. Женские пальто такого покроя изготавливалось из меха или замши, в зависимости от сезонного назначения. Варианты пальто из замши шили с декоративными вставками из сукна или шёлка. Если размер шкуры не позволял изготовить объёмную, удлинённую одежду, например зимнее пальто «сагынньях», комбинировали разные материалы — замшу, мех пушных зверей, ткани. Другая разновидность такого покроя называется «кытыылаах». Как вид верхней одежды он распространился значительно позже, с распространением мануфактурных тканей. Эти изделия отличались от «оноолоох» тем, что по краю борта, низа изделия и рукава нашивалась широкая двойная полоса из сукна. Такую одежду женщины носили в прохладные дни.
Костюм «хассыат, халадаай»
Наиболее древним считается крой одежды «таҥалай». Это изделие небольшого объёма, выполненное из ровдуги с меховой отделкой. Отличительные особенности этого изделия: меховая надставка в верхней части рукава; разрезы по боковым швам; декоративный элемент с металлическими подвесками на уровне талии по бокам. В разных вариациях подобное оформление присутствует во многих изделиях различного сезонного и функционального назначения. Наиболее ярким примером стиля «таҥалай» считается изделие с укороченным меховым рукавом, кокеткой, отлётным элементом по переду, богато декорированный бисером и металлической отделкой. По мнению некоторых исследователей, назначение одежды свадебное. Эти изделия бережно хранились, передавались по наследству, как большую ценность. Однако, этот крой в дальнейшем не получил развития. К началу ХХ века он практически исчез из употребления.
В дальнейшем на развитие традиционной якутской одежды повлияло распространение и широкое использование тканей. Этот фактор повлиял не только на крой одежды, но и на культуру одежды якутов в целом.
Илин-кэлин - нагрудное и наспинное украшение из серебра в виде гривны летом одевалось поверх платья — халадай, зимой — поверх шубы. Как и другие украшения илин-кэлин был призван защитить свою обладательницу от влияния злых духов — абаасы и привлечь к ней богатство, плодородие и здоровье. Полный комплект серебряных украшений женщины саха 19 века весил около 15 - 25 кг. Шейная гривна кылджы – один из наиболее архаичных и устойчивых видов традиционных украшений якутов. В прошлом они, по-видимому, бытовали как самостоятельный вид украшения. Это подтверждается и материалами раскопок якутских захоронений ХVIIIв. В ХIХ в.кылджы- составная часть женских украшений, к которой подвешивались передняя и задняя части нагрудно-наспинного комплекта илин-кэлин кэбиhэр. Якутские гривны по своему происхождению – пожалуй, одноиз самых загадочных украшений.
Тема: Основные традиционные занятия
Основные традиционные занятия якутов – коневодство (в русских документах 17 века Якуты назывались "конными людьми") и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рогатым скотом – женщины. На севере разводили оленей. Было развито также рыболовство. Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (песец, заяц, северный олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и др.). Существовало собирательство – сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушёном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой.
Тема: «Фольклор как часть культуры»
Что такое культура дать определение понятию «культура» очень не просто. Казалось бы. Все знают что это такое. Под культурой чаще всего понимают искусство. Художественное творчество. А культурным считают человека образованного воспитанного, деликатного. Все это так. Однако этим культура не исчерпается. Понятие «культура» и не однозначно переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. И уже отсюда видно что культура не является не природное, а созданное человеком и каждая из форм человеческой деятельности относятся культуре.
И так, культура это все что создано человеком. А так же сам процесс человеческой деятельности.
Тема: Жанры фольклора:
Фольклор это устное народное творчества – неотъемлемая часть культуры. Отражает историю, быт, обычаи и традиции народов.
Мифология
Обрядовая поэзия
Героический эпос (Олонхо)
Сказка
Исторические придания и легенды
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Загадка
Народные песни
Осохай
Тойук
Тема: «Хомус и хомусисты»
Хомус – инструмент широко распространенный по всему миру. Хомус относится к тем немногочисленным музыкальным инструментам, которые с доисторических времен дошли до сегодняшнего дня в практически неизмененном виде. Хомус распространён в 90 странах мира у 200 народов и народностей, в мире известно более 162 разновидностей хомуса из камыша, бамбука, кости, дерева, железа и других металлов. Только в одних его можно найти только в музеях. А в других его музыкальная судьба продолжается, получая новое современное звучание, новую жизнь , превращая его в любимый всеми инструмент. Хомус состоит из следующих частей. Корпус имеет вид кольца (тиэрбэс) и два прямых конца (сынаахтар) имеют четыре грани, которые нанизываются внутренними и внешними щечками (иэдэстэр). Язычок (тыл) имеет колено (хохуора) и закругленный язычок (Чыычаа)
Известные хомусисты: С. Шишигин, Хомус Уйбаан, Юлия Кривошапкина, группа «Айархаан»
Тема: «Мастера хомуса»
знаменитые кузнецы по изготовлению хомуса. В республике более 50 мастеров изготовителей хомуса, из них 10 мастера изготовители международного уровня. Реворий Чемчоев – Чомчоо Уус, Роман Готовцев, Петр Осипов –Толон Уус, Михаил Мальцев – лучшие мастера изготовители древнейшего музыкального инструмента в мире. Известные ансамбли: ансамбль хомусистов (рук. Л.Н. Турнин, Таттинский улус), «Алгыс» (рук. И.Е. Алексеев, народный ансамбль «Дьурул» (Намский улус), этногруппа «Айархаан» (рук. А.М. Дегтярева) и др. Хомус - любимый образ в произведениях якутских писателей с самого зарождения якутской художественной литературы.
Тема: «Техника игры на хомусе»
Научить, правильно держать хомус, овладеть приемами ударов пальцами язычок, правильно дышать, уметь слушать основной звук хомуса и его обертоны.
Тема: Наигрыши по народным мотивам
Разучивание хрестоматийных мелодий такие как Осуо-осуохай, 4ыт-тыа итд.
Тема: «Способы дыхания».
При игре на хомусе дыхание имеет важную роль чтобы звуки хомуса слились в беспрерывную музуку, чтобы язычок не терял энергию колебался, издавая звуки не останавливаясь нужно вдыхать и выдыхать воздух во время игры.
Вдыхать можно и нужно по разному. Если во время одного удара сделать длинный вдох, время звучания значительно увеличился. Во время одного удара можно вдыхать два, три и несколько раз. Применяя такое дыхание можно менять и силу и время звучания. При быстрой игре необходимо использовать придыхании мышцы брюшного пресса, диаграммы. Сила скорость должны вдыхания должны должны совпадать с собственными колебаниями язычка. Чрезмерно резкий вдох приводит к затуханию колебаний язычка, иногда и к полной остановке.
Тема: Варьирование звуками с помощью букв
Чтобы видоизменить звук хомуса надо про себя говорить буквы и дергать за язычок хомуса. Здесь мы учимся двигать языком и узнаем в каких случаях, какой звук выходит.
Тема: Варьирование звуками с помощью слог
Здесь мы изменяем звуки не только с помощью языка а так же глоткой дыша носом (работает все органы речи)
Тема: «Разновидности ударов»
При игре на хомусе для извлечения звука (громкость продолжительность) удары по язычку имеет важную роль
• Основной удар (показ, обучение)
• Обратный удар (показ, обучение)
• Переменный удар (показ, обучение)
Тема: «Стиль игры на хомусе. Традиционный стиль»
Традиционная и умеренная игра на хомусе – нераспространенный, можно сказать исчезаюший стиль игры. При такой игре звук хомуса плывет по воздуху не переставая, не исчезая ни на секунду. Непрерывная тихая песня хомуса усиливается с каждым разом; волнуя все больше слушателей нежностью своей волшебной силы.
Тема: «Умеренная стиль игры на хомусе». Умеренная игра – это игра обычно для себя, а не зрителя. При умеренной игре, в основном, пользуются основным ударом. Не применяются разновидности ударов, так как при такой игре исполнитель не думает о внешних эффектах и полностью раскрывают свою душу с помощью волшебного язычка хомуса, над которым когда-то колдовал кузнец.
Простым видам умеренной игры является воспроизведение на хомусе мелодий народных песен так, чтобы слышны и слова песни. При этом ударять по язычку в такт мелодии и беззвучно шевелить органами речи, как бы выговаривая слова песни.
Тема: Осуохай в древности танцевали только на ысыахах, он носил обрядовый характер, поклонению солнца и божеств. Осуохай сопровождается исполнением песни. Типы пения осуохая различается по темпу, мелодии, ритма и по тематике.
Содержание осуохая:
Вступление ( Осуо-осуоосуокай это как бы призывает, созывает людей к танцу. Служит как сигналом о начале танца)
Основное
Кульминация (Котутуу)
Заключение
Разновидности осуохайа:
Булуулуу осуокай мелодия протяжённая чем у остальных
Аммалыы осуохай ритмичная, поется 2мя сроками движения отл. От других осуохаев.
Найахалыы осуохай особенность заключается в ритмике, потому как этот вид раньше пели только жители северных улусов (северные якуты). И чувствуется слияние 2 культур – народа саха и северных народов.
Тема: Якутские народные песни
Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам. Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следовать за четким и ясным произношением слов, выполнять логические ударение в музыкальных фразах. Жанровые разнообразия. Учить петь с чувством, выразительно, использую различные интонации, исполнительские краски.
Тема: Героический эпос «Олонхо»
Олонхо – эпос, который занимает одно из ведущих мест в традициях фольклора народов Якутии. Произведение занесено в список ЮНЕСКО как шедевр устного культурного наследия человечества.
Структура эпоса, исполнение
Эпос Олонхо состоит из поэм, каждая из которых включает в себе по десять тысяч стихотворных песен. Наиболее известная поэма эпоса под названием «Нюргун Боотур Стремительный» состоит из 36 песен. Согласно якутским традициям, одну поэму должен исполнять один песнопевец.
В исполнение Олонхо допускается импровизация, поэтому все сказатели должны обладать ораторским искусством, а также высоким актерским мастерством. В наши дни песнопевцы исполняют Олонхо без музыкального сопровождения, часто в беглой форме.
Сюжет якутского эпоса Олонхо
Действие эпоса происходит одновременно в трех пространствах: верхнем, среднем и нижнем. Центральный объект – мировое дерево, которое своими корнями уходит в нижнее пространство, его ствол находиться в среднем, а ветви тянутся в верхнее, где обитают божественные силы. Дерево представляет собой символ мировоздания, загробной и земной жизни человека.
Персонажи олонхо
Айталыын Куо — персонаж многих олонхо, имя женщины из племени айыы аймаҕа; Айталыын выступает в роли сестры или суженой невесты главного героя, а в олонхо «Дыырай Бэргэн (Бөгө)» — невесты-оборотня, не желающей выйти замуж по предначертанию божеств; в других олонхо Айталыын — сестра героя, богатырка, спасающая своего брата от гибели или пленения. Имя Айталыын носят и удаган из племени айыы, оживляющие погибшего богатыря
Кыыс Бухатыыр — главная героиня одноименного олонхо, дева-богатырка. В основе развития сюжета олонхо о деве-богатырке лежат две сюжетные линии: взаимоотношение между богатыркой и плененым ею богатырем-рабом, потеря и поиск героиней похищенного коня. В переплетении этих двух сюжетных линий создается эпический образ женщины, первой жительницьи Среднего мира, ставшей прародителъницей племени ураанхай саха. Кыыс Кыскыйдаан — сатирический персонаж олонхо, женщина из племени абааһы, сестра богатыря Нижнего мира. Ее безобразный облик дополняется непривычной для людей айыы — одеждой из шкуры жертвенных животных. Самое главное желание Кыыс Кыскыйдаан выйти замуж за богатыря айыы аймаҕа. С юмором обрисованы ее старания понравиться богатырю айыы, ее страстные песнопения, в которых выражается характер женщины легкого поведения. Ньургун Боотур — главный герой одноименного олонхо, богатырь-защитник племени Айыы. По просьбе обитателей Среднего мира верховные божества спускают с Верхнего мира могучего богатыря Ньургун Боотура с сестрой Айталы Куо и заселяют их в Среднем мире. Ньургун Боотур защищает соплеменников от злых замыслов враждебных сил, возвращает на Средний мир похищенных женщин, освобождает плененных богатырей айыы, обустраивает семейную жизнь вызволенных им из беды. Он сам становится родоначальником ураанхай саха, соединив судьбу с женщиной-богатыркой, побежденной в единоборстве с ним.
Туйаарыма Куо — персонаж многих олонхо, женщина айыы аймаҕа — суженая невеста героя или сестра его. Туйаарыма — эпический женский идеал, наделенная красотой, устойчивой нравственной чистотой, настоящая представительница слабого пола, находящаяся под защитой и покровительством всего рода (племени) и богатырей
Методические рекомендации по реализации программы.
Дополнительное образование художественно-эстетического профиля – по-прежнему одно из самых массовых и популярных среди детей и родителей.
1. Использую различные виды образовательных технологий:
Структурно-логические технологии:
Педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний;
все сценарии занятий обязательно выстраиваются по логике: «прочувствовать» - «осознать» - «выявить своё отношение»;
Диалоговые технологии:
учебное занятие с необходимостью строятся в диалогической форме, в состоянии групповой, индивидуальной и коллективной форм организации творческой деятельности;
в процессе обучения необходимо расширение пространства сотрудничества на уровне «педагог-воспитанник», «воспитанник-воспитанник», «педагог - автор», «воспитанник-автор».
Игровые технологии:
Игровая форма взаимодействия педагога и воспитанника через реализацию определенного репертуара, игры, делового общения.
2. Методика техники игры на хомусе.
Чтобы научится играть на хомусе, необходимо приобрести пять основных навыков: научиться правильно держать хомус, овладеть приёмами ударов пальцами о язычок, правильно дышать, уметь слушать основной звук хомуса и его обертоны, научится видоизменять звук. Занятия по технике игры на хомусе ведётся основываясь на проекте программы хомусиста – импровизатора, виртуоза мира С. С. Шишигина.
3. Организация воспитательного процесса носит воспитывающий, развивающий и системный характер. Воспитание на фольклорной основе дает возможность формировать в каждом ученике лучшие человеческие качества, такие как человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к созданию рук человеческих, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до конца... Освоение доступного фольклорного материала формирует представления ребенка о народном музыкально-поэтическом языке. Его образно-смысловом строе. Благодаря естественности звуковой организации народных песен, у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что незамедлительно скажется на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народнопоэтических текстов развивают голос, повышают речевую и определяют певческую культуру детей. Элементы хореографии, включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют точнее передать, а, следовательно, и освоить национальную характерность самовыражения. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. Именно в фольклоре, в народной мудрости заложены большие возможности для воспитания творческого отношения детей к окружающему миру, для усвоения нравственных норм из народных традиций: народных праздников, игр, обрядов... Для активизации творческой деятельности детей следует использовать принцип дифференцированного подхода к различным группам учащихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей, а также объективных законов педагогического процесса. В основе последнего должны лежать наглядность, повторность и образно-игровая подача материала.
4.Технология творческой деятельности предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все воспитанники участвуют в планировании, подготовке, осуществлению и анализе данной деятельности.
5. Технология «Портфолио успешной личности». Особенность современного процесса обучения - переход от традиционного к личностно – ориентированному обучению, направленному на саморазвитие и самовоспитание подростков и старшеклассников.
Материально-техническое обеспечение программы: для реализации программы нужен:
Кабинет для занятий;
Наличие индивидуального хомуса у каждого ребенка;
Музыкальный центр;
Народные костюмы, атрибуты;
Интернет ресурсы;
Методическая и специальная литература.
Работа с родителями: Одним из важнейших аспектов деятельности кружка является работа с семьей. Фольклорный кружок ежегодно будет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Сотрудничество, как педагога, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Формы работы с семьей будет как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи).Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Отношения с родителями, будет строятся на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего педагог должен понимать и уважать его родителей!
Примерный план работы
с родителями
Месяц
Наименование мероприятия
Форма
Место проведения
Сентябрь
- Общее собрание родителей.
- собрания детей и родителей (соц.риска)
Коллективное
Индивидуально
ДДТ
Октябрь
Собрание родителей:
Повестка дня:
- знакомство с деятельностью кружка
- план с деятельностью кружка на учебный год.
- Консультация «Развитие социального интеллекта у детей»
Коллективное
В рамках кружка
Беседа:
«Общение в семье»,
«Поверь в свое дитя».
Индивидуальная
В рамках кружка
Совместная работа детей и родителей над проектом «Мир наших увлечений»
Индивидуальная
В рамках кружка
Ноябрь
Мини концерт ко дню Матери «Мама я тебя очень люблю»
Коллективная
В рамках кружка
Декабрь
Беседа (дисскуция) «Агрессивное поведение детей».
Коллективная
В рамках кружка
Встреча с родителями за круглым столом «В чем польза доп. Образования» (обсуждения работы кружка и достижений за полугодие)
Коллективная
В рамках кружка
Январь
Работа над костюмами, атрибутами, оформлениями.
Индивидуальная
Коллективная
В рамках кружка
Февраль
Фотовыставка «Наши замечательные папы».
Коллективная
В рамках кружка
Март
Беседа «Давайте слушать и слышать своих детей».
Коллективная
В рамках кружка
Консультация: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье-основа воспитания положительных черт характера ребенка»
Усвоение норм общечеловеческой морали, культуры общения, ценностей материального и духовного характера;
Соблюдение норм коллективной жизни, опирающихся на уважение к закону, к праву окружающих людей;
Толерантность, терпимость и открытое отношение друг к другу, к различным социальным группам.
Психофизический
Творческий потенциал;
Саморегуляция поведения;
Мотивация на здоровый образ жизни;
Здоровое самоуважение;
Коммуникативная компетентность.
Самоопределение в социуме
Гражданская зрелость;
Социальная ответственность, проявляющаяся в заботе о благополучии своей страны, региона, окружающих людей;
Готовность к осуществлению задач собственного профессионально-нравственного развития;
Убежденность в необходимости и значимости трудовой деятельности;
Способность выстраивать свое поведение в соответствии с общекультурными, гражданскими и социальными поведенческими нормами;
Готовность к позитивной деятельности в социуме.
Гражданин, гуманист, человек, обладающий социальными и межкультурными компетенциями
Обладающий нормами общечеловеческой морали, культуры общения, ценностей материального и духовного характера;
Соблюдающий нормы коллективной жизни, опирающихся на уважение к закону, к праву окружающих людей;
Обладающий толерантностью, терпимостью и открытым отношением друг к другу, к различным социальным группам.
Адаптированный и самостоятельный, успешный, обладающий компетенциями саморазвития
Обладающий высокими нравственными качествами, творческой адаптивностью, социальной зрелостью;
Умеющий самосовершенствоваться, ведущий здоровый образ жизни.
Образованный, творческий, обладающий до профессиональной компетентностью.
Свободно ориентирующийся в потоках информации;
Владеющий широким спектром методов практико-ориентированной деятельности;
Готовый к самостоятельному поиску, к продолжению образования;
Способный самоопределиться;
Трудолюбивый.
Свободная личность с чувством ответственности, с достаточным уровнем самосознания и самоуважения.
Творческая личность с развитой эмоциональной сферой, индивидуальными способностями, с готовностью к самосовершенствованию.
Это гуманная личность с гражданским самосознанием, с развитыми чувствами милосердия, доброты, любви ко всему живому и забота о нём, с коммуникативными особенностями.
Это физически и психологически здоровый человек с потребностями к здоровому образу жизни.
Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
Осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
Мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
Готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
Уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
Осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
Мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Использованная литература
Уткин К.Д. «Культура народа Саха» Якутия- 1998г.
Уткин К.Д. «мастера хомуса- носители металлургической культуры якутов» Якутск -1994г.
Эргис Г.У. «Очерки по якутскому фольклору» Москва – 1974
Материалы 1 всесоюзной Конференции «Варган (хомус) и его музыка» Якутск 1991г.
Попова М.А. «Саха торуткультурата» Якутск- 1994г
Шишигин С.С. «Играйте на хомусе» . Покровск - 1993г
Сборник «Якутские народные песни» часть 1 – 1977г
Сборник «Якутские народные песни» часть 2 – 1977г
Сборник «Якутские народные песни» часть 3 – 1980г
Алексеева Г.Г «От фольклора до профессиональной музыки» Новосибирск 1986г.