(фамилия, имя, отчество, возраст при рождении ребенка)
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников____________________________
От которой по счету беременности ребенок. Протекание беременности (токсикоз 1-й половины, 2-й половины беременности, падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания) ____________________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя)_____________________________________________
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка)_________________________________________________________
Вес и рост ребенка при рождении___________________________________________________
Вскармливание:
когда принесли кормить __________________________________________________________
Гуление (2-3 мес.)________ Лепет (4-8 мес.)_________ Характер лепета_________________
Первые слова к (около года) _______________________________________________________
Фразы к (1,5 – 2 года) _____________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)__________________________________
Использование жестов____________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) _______________ ________________________________________________________________________________
Занимались ли с логопедом (когда, где, результат) ____________________________________
I. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:
а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм)__________
в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры)______________
б) определение направления источника звука (звучащей игрушки)_______________________
III. Исследование зрительного восприятия:
а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой — маленький_______________________________________________________________________
б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):
3 года — красный, синий, желтый, зеленый:__________________________________________
4 года — красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый:____________________________
в) восприятие формы (с 3 лет):
различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат)_____________________________________________________________
IV. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:
а) ориентировка в пространстве (вверху — внизу, впереди — сзади)______________________
б) складывание разрезных картинок (из 2—3 частей)___________________________________
в) складывание фигур из палочек по образцу (2—4 палочки)____________________________
V. Состояние общей моторики: (нормальная моторика; нарушения моторики - моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.)
Для детей от 2 до 3 лет:
пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу_____________________________________
перешагнуть через препятствие высотой 25—30 см_________________________________
медленно покружиться на месте_________________________________________________
бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы__________________________________
подпрыгнуть на двух ногах на месте______________________________________________
выполнить наклоны вперед и в стороны___________________________________________
Для детей от 3 до 4 лет:
пробежать 3—4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20—25 см друг от друга_______________________________________________________________
перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу_________________________________
пройти по положенному на пол шнуру____________________________________________
прыгнуть в длину с места_______________________________________________________
переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой)__________________________________________________________________
VI. Состояние ручной моторики: (нормальная моторика, нарушения моторики).
в) паузация (правильная, нарушенная — деление слов паузой им слоги, деление слогов на звуки)__________________________________________________________________________
г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)__________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ (с 3 лет)
Показать на картинках предметы, называемые логопедом:
стол — стул, косы — козы;
папа — баба, горка — корка;
точка — дочка, миска — мишка.
Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков).
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ
И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
1. Пассивный словарь:
а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.___
б) понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы щи картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»___________________________________________________
в) понимание действий:
показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. (на картинках)___________________
выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», 'Покорми куклу», «Посади куклу» и др.)_________________________________________________________________
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка — чашки, гриб — грибы, кукла — куклы, мяч — мячи)__________________
3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.)__________________________________
4. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом — домик, ложка — ложечка, мяч — мячик, кукла— куколка)______________
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ
И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
1.Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).
2. Активный словарь:
а) существительные: назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т.д.____________________________________
б) глагольный словарь: назвать, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т.д. ________________________________________________________
в) прилагательные (с 3 лет): назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов_______________________________________________________________________
3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):
а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа____________________________________________________________
стол — столы рука — руки
мяч — мячи шар — шары
кукла — куклы глаз — глаза
б) употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т.д.)____________________________________________________________________________
в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):
Это хвост кого? — Лисы.
Это сумка кого? — Мамы.
Это машинка кого? — Мальчики.
Это уши кого?— Зайца;
г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар — красный, карандаш — синий, машина красная, чашка — синяя)___________________________________________________
д) употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов картинках или по Демонстрации действий с предметами)_____________________________________________________________________
е) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):