Просмотр содержимого документа
«Опыт ПДО по теме "Приобщение младших школьников к декоративно-прикладному искусству через обучение рукоделию"»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Собинского района
Детский подростковый центр г. Лакинска
Опыт работы по теме:
ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
К ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ РУКОДЕЛИЮ.
Педагог дополнительного образования
ТИМОФЕЕВА Н.С.
г. Лакинска, 2017 год
Без "духовной оседлости", без ощущения корней, без любви,
без интереса к собственной истории, далекой и близкой,
не может быть полноценного человеческого счастья.
Культурная среда также необходима для нравственной жизни,
как растительный и животный мир для нашего
биологического существования.
академик Д.С. Лихачёв
Наименование опыта
Приобщение учащихся младших классов к декоративно-прикладному искусству через обучение рукоделию.
2. Условие возникновения, становления опыта
Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению, представляется вполне закономерным. Объединение «Рукодельница», котором я руковожу, работает на базе детского подросткового центра. В нашем центре создается благоприятная среда для развития детей. Процесс обучения, дифференцированный подход помогают всесторонне развить ребенка. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности. В нашем центре нет отбора детей по способностям. Принимаются все дети без исключения. К сожалению, с возрастом способность детей к творчеству угасает. Это связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент мышления, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии. Поэтому я считаю, что необходимо включение специальных занятий по развитию творческого мышления в программу работы своего объединения, что стимулирует развитие творческих способностей детей. Отсюда, возникает необходимость рассмотрения вопроса применения таких форм и методов обучения декоративно-прикладному искусству, через которые воспитанники захотят творить, воплощать свои идеи.
3. Актуальность и перспективность опыта
Актуальность опыта состоит в том, что реализация программы «Рукодельница» позволяет приобщить детей и подростков к таким традиционным народным ремёслам, как обработка бумаги, вышивка и лоскутная работа. Это, с одной стороны, оказывает благотворное воздействие на формирование их нравственной сферы, развивает эстетические чувства, учит отличать подлинное искусство от подделок массового искусства, с другой стороны, предоставляет им возможность овладеть навыками профессиональной деятельности в данных ремёслах, что может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни. Педагогическая целесообразность данного опыта состоит в том, что он отвечает, в рамках концепции модернизации образования, потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Действительно, освоение детьми основного содержания программы содействует развитию познавательной компетенции в области изобразительного и декоративно - прикладного искусства и повышению на этой основе общего уровня мотивации к обучению.
Занятия в объединении «Рукодельница» позволяют развивать творческие задатки обучающихся, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, материалами и приспособлениями, необходимые для дальнейшего обучения. Происходит ориентация детей на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
4. Ведущая педагогическая идея
В основу опыта положено представление о том, что одним из важнейших средств формирования творческой личности в современных условиях является обращение к национальному духовному наследию и художественным традициям, в том числе и в области декоративно-прикладного искусства. Программа моего объединения направлена на мотивацию личности к творчеству и познанию. Она поможет детям овладеть всеми этапами обработки бумаги, вышивки и лоскутной работы, приучить к самостоятельному творчеству, раскрывая при этом творческие способности каждого ребенка, поможет быть сосредоточенным и усидчивым, терпеливым и аккуратным, бережливым. Программа дает возможность вернуть детей к культуре, научить создавать изделия декоративно–nрикладного искусства своими руками, и видеть результат своего труда.
5. Теоретическая база опыта
Для более результативной работы особое значение уделяется наглядному материалу. Собрана большая библиотека методической и периодической литературы, изготовлены учебные пособия, демонстрационный и дидактический материал: коллекция ниток и пряжи, схем, раздаточный материал, карточки для самостоятельной работы, дидактические игры:«Дело мастера боится», «Волшебный узор», «Рукодельница». Ознакомление и изучение изделий декоративно прикладного искусства родного края вызывает у детей восхищение мастерством, виртуозностью народных умельцев, возбуждает у них желание приобщиться к тому или иному виду рукоделия, овладеть секретами изготовления и навыками художественной обработки различных материалов и приемами их декоративного оформления.
6. Новизна опыта
Новизна и оригинальность опыта состоит в том, что я не просто знакомлю обучающихся с рядом областей декоративно-прикладного искусства, развиваю их художественно-эстетические чувства, но и обеспечиваю получение ими знаний, навыков, мастерства, самостоятельного творческого мышления. Работы, созданные детьми на основе изучения народного искусства, несут теплоту ручного труда, они душевны и непосредственны; их отличает бережное отношение к народной традиции, оригинальность ее современного восприятия, возможность воплощения собственной идеи в создании разнообразных композиций. Программа объединения «Рукодельница» разработана с учетом основных требований к программам дополнительного образования, существующих методик в области декоративно-прикладного творчества и направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося. Деятельностный подход к планированию занятий определяет содержание программы. Программа носит развивающую функцию, она прививает интерес к декоративно-прикладному творчеству, позволяет детям раскрыть свой талант, творчество.
7. Технология опыта
При проведении занятий основной упор делаю на формирование знаний, умений и навыков при изготовлении различных работ из бумаги, вышивкой и лоскутной техникой, приобщение к ценностям национальной художественной культуры, создание условий для самореализации личности, овладение навыками коллективного творчества. Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно-прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах. Дело в том, что процесс рукоделия очень увлекателен и выполняет ряд функций. К ним относятся развитие психических процессов учащихся (мышление, память, внимание), познавательная функция, формирование трудовых умений, развитие творческих способностей, пространственного мышления, организация самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса. Работа таким мелким инструментом, как игла, развивает мелкие мышцы пальцев рук, координацию движений, способствует развитию глазомера. Помимо сказанного, рукоделие оказывает большое влияние на воспитание аккуратности, усидчивости, терпения, настойчивости, стремление преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постоянно контролируя свои действия, что особенно важно.
Особое место на занятиях уделяется качеству. Прилагаются все усилия к тому, чтобы изделия были как можно более высокого качества. Здесь дело осложнялось тем, что детям всегда нравились, выполненные ими работы, они фактически не видели в них недоработок, недостатков. Учитывая это, постепенно, через взаимоконтроль в парах, группах я приучала ребят контролировать себя, не гнаться за количеством, а работать под девизом: «Лучше меньше, да лучше». Процесс обучения строила таким образом, чтобы изделия, выходящие из рук, просто не могли быть не качественными. Этому способствовали определенные упражнения, вспомогательные приспособления, выбор изделий различной сложности. Наблюдая за работой детей, я мысленно разделила их на три группы. Первая группа – дети быстро и качественно справляющиеся с работой. Вторая группа – дети, у которых работа вызывает небольшие затруднения и в качестве, и во времени исполнения. Третья группа – дети, плохо справляющиеся с работой, не качественно. Я думаю в перспективе работать над тем, чтобы дети из слабой группы перешли в среднюю, а из средней в сильную. На данный момент все учащиеся умеют самостоятельно подготовить свое рабочее место. Большинство из них правильно определяют материалы и инструменты, необходимые для изготовления данного изделия, умеют соблюдать порядок на рабочем месте в течение всего занятия без напоминания руководителя или товарищей, экономно расходуют материалы, правильно изготовляют изделия по образцам, соблюдают правила техники безопасности. Все работы, выполненные ребятами, помещаются на постоянно действующую выставку. Дети видят результат своего труда, сравнивают, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы. Хотя детские работы далеки от совершенства, но в них много выдумки, фантазии, старания. Они отличаются остроумным, оригинальным исполнением и творческим решением поставленных задач.
Важно совершенствовать эстетический вкус ребенка, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в его деятельности.
В организации занятий выделяю следующие этапы:
Организационная часть.
Повторение пройденного.
Изложение нового материала.
Подготовка к практической работе.
Практическое выполнение задания.
Заключительная беседа. Подведение итогов.
Уборка рабочих мест
На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные методы – это рассказ, беседа. Рассказом начинается новая тема, например об истории того или иного вида декоративно-прикладного искусства, характерных особенностях. Рассказывается и о назначении выполняемых изделий. Рассказ сопровождается демонстрацией образцов изделий. В беседе принимают участие все дети. Беседа оживляет занятие, активизирует внимание ребят. Короткие беседы проводятся на каждом занятии. Спрашивая детей, предлагая им сравнить, проанализировать, выясняется степень знаний, подготовленность к работе, а также степень усвоения материала. В ходе занятия используется вводная беседа, в процессе которой кратко повторяется пройденное, определяется цель занятия. Беседа возбуждает у учащихся интерес к знанию. В заключительной беседе закрепляются знания, полученные на занятии.
К наглядным методам обучения относится демонстрация на занятиях различных схем, таблиц, образцов. Такие демонстрации преследуют различные цели, например, знакомят ребят с народными промыслами, с работами художников, с материалами и трудовыми процессами. Практической работе уделяется особое внимание. Она включает в себя полноценный технологический цикл, необходимый для создания изделий декоративно-прикладного творчества в различных техниках, предусмотренных программой: создание эскизов будущих изделий, будь то сувениры, игрушки, салфетки, скатерти, шали, сумки, модели одежды и так далее. Осмысление технологического процесса приучает обучающихся к целесообразному использованию последовательности изготовления изделий.
Графические работы включают в себя подготовку рисунка для вышивки, подготовку эскиза и технического рисунка, изготовление выкроек, выполнение эскизов для изделий, конструирование изделий. На все это обращается большое внимание, так как такие виды работ, упражнений развивают творческое мышление, фантазию детей, дают возможность на практике проверить свои силы в художественном творчестве. Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Инструктаж применяется при обучении детей практическим действиям. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения, последовательности выполнения работы, при ознакомлении с правилами работы с иглой, ножницами, и т.д. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Вводный инструктаж проводится перед выполнением практического задания для ознакомления с последовательностью выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы. Дети наблюдают за движением рук и одновременно слушают объяснения. В процессе выполнения задания группой дается дополнительный инструктаж отдельным группам обучающихся, не усвоившим задание. Занятия по рукоделию требуют большой индивидуальной работы. Как правило, большинству детей при фронтальном показе все кажется ясным и простым, но, приступая к работе, они сталкиваются с трудностями. Так бывает при выполнении новых технических приемов. В этом случае проводится индивидуальный инструктаж с каждым. Заключительный инструктаж проводится в конце каждого занятия. При этом демонстрируются лучшие образцы, цветовые сочетания, лучшие работы, отмечаются характерные недостатки, типичные ошибки. После окончания темы проводится просмотр готовых изделий, где отмечаются достоинства выполненных работ, а также недостатки, анализируются ошибки, обобщаются навыки, полученные в результате прохождения темы. Для таких просмотров оформляется небольшая выставка, чтобы ребята могли ознакомиться с работами, сравнить их со своими.
На занятиях необходимо стимулировать обучающихся к выразительности решения, развивать у них умение самостоятельно выбирать формат, пользоваться различными материалами, применять соответствующую технику исполнения. Одним из важных аспектов занятия является умение анализировать свои работы, критически оценивать их на основе постоянного сравнения. В итоге дети умеют вести работу последовательно, приобщаются к художественному рукоделию, развивают свой эстетический вкус, формируют восприимчивость к миру прекрасного, желание глубже изучить прошлое своего народа, а значит, не прервется нить преемственности культурных и творческих традиций, оставленных нам предыдущими поколениями.
В целях развития детского творчества, поддержки и выявления талантливых обучающихся, повышения их мастерства в объединении проводятся персональные выставки работ, конкурсы, защита проектов, ведутся индивидуальные творческие дневники, в которых учитываются все работы выполненные ребенком в течение периода обучения в объединении. Изделия, выполненные детьми, становятся постоянными участниками и призерами районных и областных выставок и конкурсов. Все это помогает проследить динамику творческого и духовного роста ребенка, помочь создать его индивидуальную образовательную траекторию в условиях дополнительного образовательного учреждения.
Результативность
Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики, а следовательно, и когнитивных способностей.
Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате занятие народными ремеслами способствует общему повышению успеваемости в школе и помогает достигнуть успеха во взрослой жизни.
9. Адресная направленность
Любить свою Родину, культурное наследие, народное творчество, насильно заставить нельзя, да и не надо. Моя задача, как педагога, состоит в создании атмосферы, условий, использования таких технологий, при которых дети сами с интересом и желанием захотят узнать о своей стране и ее культуре. Однако, даже при таких условиях нереально рассчитывать на то, что все дети объединения в последствии станут ярыми пропагандистами и поклонниками народного творчества, но знакомство, изучение и приобщение к национальным корням произойдет обязательно.
Многолетняя работа объединения своими практическими результатами подтверждает верность предположения, что приобщение детей к духовному и материальному миру культуры русского народа и использование в современных педагогических технологиях приемов и средств, апробированных в народе веками, способствует проявлению в детях искреннего стремления к красоте, создает условия для их духовно-нравственного развития.
Список литературы
Андронова Л.А. Лоскутная мозаика. – М., 1993.
Барадулин В.А., Танкус О.С. Основы художественного ремесла. – М.: Просвещение,1978.
Богуславская И.Я. Русское народное искусство. – Л., 1968.
Василенко В.М. Русское прикладное искусство. – М.: Искусство,1977.
Васютина Н. Декоративное украшение одежды, изделий труда и жилища на уроках изобразительного искусства. // Народная школа,. - 1997. - №1. - с.69.
Внеклассная работа по труду: работа с разными материалами. / Составитель Рукасова А.М. – М.: Просвещение, 1981.
Грекова Е.И. Развитие личности ребенка на основах национальной культуры. // Начальная школа. – 1997.- №5.- с.75.
Гринн М.Э. Шитьё из лоскутков. – М., 1995.
Гряникова В.М. Декоративное панно из лоскутков. // Начальная школа. – 1991. - №2.- с.48.
Исаева И. Лоскутная техника для начинающих. // Дошкольное воспитание. – 1995. - №7. – с.42.
Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа, 1980.
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997.