Организация исследовательской деятельности по краеведению как средство формирования патриотизма и гражданственности учащихся
Организация исследовательской деятельности по краеведению как средство формирования патриотизма и гражданственности учащихся
В работе описывается ситема организации исследовательской работы по краеведению с учащимися на базе школьного краеведческого музея. Называются технологии, методы и формы работы, упор делается на применение ИКТ-технологий.Деятельность в данном направлении в ОУ соответствует целям и задачам современного образования в России: формирование будущего гражданина, любовь к родине у которого будет одним из основных качеств личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности по краеведению как средство формирования патриотизма и гражданственности учащихся »
Организация исследовательской деятельности по краеведению как средство формирование патриотизма и гражданственности учащихся
Поникарова Т.М.,
учитель истории, руководитель музея
МКОУ «Липчинская СОШ»
Свердловская область
Одним из приоритетных направлений в организации учебно-воспитательной деятельности современной школы является воспитание патриотизма в детях, сохранение лучших традиций для обеспечения преемственности поколений, формирования позитивного отношения к школе и к труду. Необходимость развития интересов учащихся в области истории родной страны, родного языка, культуры, школы, людей, прославивших свою малую Родину, связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родной истории, тем более действенными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения к традициям своего народа. Воспитание учащихся на основе принципов уважения и заботы, гордости за свое является одним из основных направлений работы МКОУ «Липчинская СОШ». Этому способствует, на наш взгляд, организация исследовательской деятельности школьников по краеведению через предметы гуманитарного цикла и в рамках работы школьного музея. Исследовательская работа детей, проектная деятельность способствуют формированию у учащихся гражданско-патриотических, нравственных, эстетических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской, трудовой деятельности, служит целям совершенствования образовательного и воспитательного процесса . В области исследований сложился определенный перечень тем, который мы успешно разрабатываем с учащимися не один год. Это темы проектов:
· Моя малая Родина;
· История моей семьи в истории России;
· Природные памятники района;
· Война и человек;
- Замечательные земляки;
-Летопись села.
Проектная и исследовательская работа школьников по краеведению в основном проходит на базе музейных фондов и направлена на формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, активной жизненной позиции и воспитание гражданина-патриота. Сам процесс создания проектов, рефератов, исследований имеет огромное значение. Он позволяет учащимся заниматься интересной поисковой, познавательной деятельностью в историческом, культурном и краеведческом контексте, творчески реализовывать себя в применении различных компьютерных технологий. Кроме информационно-коммуникационных технологий( о которых ниже) при организации исследования по краеведению используются также следующие педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, истоковская технология воспитания на социокультурном опыте, игровые технологии. Ведущий же метод – метод проекта. В краеведческой работе используются также методы учебно-воспитательной работы: объяснительно- иллюстративный; инструктивно-репродуктивный; проблемный (проблемное изложение, частично-поисковый, научно-исследовательский).
Каждому из перечисленных методов соответствуют формы проведения исследовательской работы: рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия; практическое занятие, викторина, консультация; проблемная лекция, решение проблем с помощью учителя, работа в музеях, архивах, конференция, экспедиция.
Все работы учащихся пополняют фонды музея, а презентации на дисках - видеотеку музея. Этими материалами успешно пользуются сами проектанты при выступлениях на классных часах, при проведении экскурсий по музею в качестве экскурсоводов, а также другие учащиеся и учителя. По результатам проектной работы в музее оформляется сменная выставка. Все материалы о проектной деятельности музея по возможности публикуются на сайте школы.
Например, приоритетными направлениями проектной, исследовательской и творческой деятельности учащихся по краеведению стали в 2013-2014 учебном году – важные юбилейные даты: 95-летие ВЛКСМ, 100- летие Первой мировой войны, 80-летие Свердловской области, 90-летие образования Слободо-Туринского района, 25-летие средней школы с.Липчинское. Их реализация проявилась на разных уровнях: защита проектов, исследований на школьной конференции юных исследователей по теме «1025 лет Крещению Руси»,заседания кружка «Краеведение»,районные творческие и краеведческие конкурсы и игры, районные краеведческие чтения и музейные конкурсы при ИКМ с.Туринская Слобода. На уровне района учащиеся становились победителями и призёрами. (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Последнее время краеведческие исследования ведутся с внедрением новых информационных технологий. Это (ИКТ) нашло отражение в том , что большая часть проектов, исследований учащихся выполнены в форме компьютерных презентаций в программе Microsoft Office Power Point. Они пополнили видеотеку музея. К ним относятся: «Быть учителем – это прекрасно( 2014 г. – 25 лет средней школе); «День Победы» ( презентация – открытка); «Мы по земле прошли недаром» (70 лет Победе); «Всем, кто ушёл в бессмертие» (70 лет Победе)» ; «Комсомольцы – беспокойные сердца»; «Задорожных В.В. – заслуженный механизатор сельского хозяйства РФ»; «Каждое дело человеком ставится, человеком и славится» ( Васенина В.Г. – заслуженный работник сельского хозяйства РФ)»; «Если скажут слово Родина…». Также осваивается работа по созданию буклетов, например: «Археологический памятник «Стоянка Липчинская» (Красная Горка)»; «История школы в датах и событиях»; «История Липчинской сельской библиотеки». Многие из этих работ участвовали в районных краеведческих конкурсах. Надо подчеркнуть, что неотъемлемой частью краеведческой исследовательской работы является использование, анализ, обработка различных источников информации. К документальным относятся: карты, книги, энциклопедические словари, справочники-определители, хрестоматии, сборники устного народного творчества народа, музейные материалы. К живым источникам относятся: местные жители (старожилы), специалисты – краеведы, научные работники. Сейчас и доступ к интернет-ресурсам. Самое главное состоит в том, чтобы научить ребят искать и находить нужный материал, делать записи, зарисовывать, определять местоположение по карте, составлять вопросы для интервью, правильно записать информацию, правильно оформить своё исследование и т.п. Исследование ребёнка, школьника всегда проходит в сотрудничестве с педагогом. К педагогам-исследователям в свете темы доклада можно назвать в нашем ОУ: Маманишвили Л.П., Грачёву Т.В., Друганову Е.Б., Клюшменко Е.В., Осипову Т.В., Самойлову О.В., Снигирёву С.В.
Материалы краеведческих исследований учащихся используются на уроках истории, обществознания, литературы, МХК, при изучении курсов «Человек. Урал. Истоки», «История Урала», «География Свердловской области».
В целях большей популяризации исследовательской работы в школе проводятся конференции юных исследователей. Проводятся они раз в два года с 2003г. Инициатор – Клюшменко Е.В. Сначала они были посвящены русскому языку и литературе. В 2005 г. присоединилась я, Поникарова Т.М.Конференция была посвящена 60-летию Великой Победы, исследования ребят в форме рефератов были сделаны на краеведческом материале. Доклады юных краеведов – это важная форма донесения информации, отчета о проделанной работе, о наблюдениях, находках, сведениях, собранных в процессе поисковой работы. Затем во всех остальных конференциях всегда были исследования детей по краеведению. А в 2014 г. вновь состоялась конференция юных исследователей только на основе краеведческого материала по теме «Моя родословная». Важно, что она вышла за рамки внутришкольной конференции , объединила участников других школ и районов, краеведов не только юных , но и мудрых. Благодаря Общественному Фонду депутата Государственной Думы Баринова И.В. этот форум приобрёл статус областного. К конференции была подготовлена выставка генеалогических древ, рисунков, родовых книг, фотоальбомов, семейных реликвий, просмотр видеофильмов.
Таким образом,практическая направленность организации исследовательской деятельности по краеведению и само участие в ней показывает учащимся, какое значение в решении больших проблем свой страны имеют маленькие краеведческие дела, в которых они участвуют.
Путеводной звездой в продолжение этой трудной работы являются для нас слова Сигурда Шмидта,
председателя союза краеведов России ( с 1990 по 2013(умер)), академика РАО:
«Поощрение развития краеведения- это задача федерального масштаба, важная по всей России и для отдельных её регионов - крупных областей и малых городов. Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края , его особенностях и достопамятностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие.
Оно воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного края в регионе, в России в целом. И возрастающее на наших глазах внимание к краеведению и на местах, и в Москве, и в Петербурге, и в центральных учреждениях системы образования и науки, и в средствах массовой информации отражает осознание усиливающегося значения провинции в общественно – политической и культурной жизни страны. Это является и заметным показателем демократизации общественных отношений в России».