Организация научно – исследовательской деятельности учащихся по истории Великой Отечественной войны и родного края
Организация научно – исследовательской деятельности учащихся по истории Великой Отечественной войны и родного края
Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации научно- исследовательской деятельности учащихся по истории Великой Отечественной войны и родного края.
В процессе работы, я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решила через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России проводя между ними параллели. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному творческому росту учителя.
Ключевые слова: исследовательская деятельность,самостоятельное творчество, история страны, Великая Отечественная война,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация научно – исследовательской деятельности учащихся по истории Великой Отечественной войны и родного края »
Г.Ц. Моритоева
Учитель биологии МБОУ
«Узонская средняя общеобразовательная школа»
Организация научно – исследовательской деятельности учащихся по истории Великой Отечественной войны и родного края
Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации научно- исследовательской деятельности учащихся по истории Великой Отечественной войны и родного края.
В процессе работы, я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решила через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России проводя между ними параллели. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному творческому росту учителя.
Ключевые слова: исследовательская деятельность,самостоятельное творчество, история страны, Великая Отечественная война,
Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству.Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.
Современная система образования и воспитания должна стать системой, сочетающей общеобразовательную, общеразвивающую и профильную подготовку учащихся, выдвигая в качестве основополагающей идеи компетентностный подход в образовательном пространстве, она нацеливает нас педагогов на поиск и апробацию новых программ и учебников, новых технологий, новых методов и приемов, ориентированных на формирование и индивидуальное развитие личности, развитие у обучающихся ключевых компетенций. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Эти задачи невозможно решить путем «вручения» ученикам соответствующих знаний. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Способность к самостоятельному познанию развивается только висследовательской деятельности.Но исследовательский метод пока не нашел широкого применения в педагогической практике.
Нами накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Исследование как метод и как самостоятельная технология используются нами как на уроках, так и во внеклассной работе.
Модель обучения учебно-исследовательской деятельности основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов совершенствования личности, является более высоким уровнем развивающего обучения, средством формирования самостоятельного мышления, компетенции.
Что же такое исследовательская деятельность учащихся?
Это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Главный смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение нового знания, то в образовании – приобретение учащимися функционального навыка исследования, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний. Важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу. Поэтому не каждая исследовательская задача пригодна для реализации в школе
Большое внимание в организации исследовательской работы учащихся уделяю анализу исторических документов. Работа с первоисточниками даёт возможность детям получить информацию не в готовом виде, а научиться добывать её самостоятельно. Непосредственной работе с документом предшествует изучение алгоритма исследования. Он включает в себя следующие моменты: определение типа документа, социальной принадлежности его автора, связь с эпохой, отражение в тексте документа типичных явлений исторической действительности, соответствие описания автором происходящих событий объективной реальности, поиск скрытой информации, установление аналогии с современностью. С этой целью мной была составлена памятка для учащихся «Как работать с историческими документами». Следует заметить, что составление таких памяток практикую и при выполнении учащимися других видов работ (написание исторических сочинений, подготовка рефератов, заполнение тестов и т. д.).
Изучение истории России XX века предоставляет огромные возможности для исследовательской деятельности. Для не очень отдаленного прошлого нам предоставляется бесценная возможность непосредственного общения с теми, кто обладает историческим опытом – родителями, бабушками, дедушками, старшими современниками вообще.
Задача учителя – организовать ситуацию общения таким образом, чтобы добиться максимального учебного эффекта и, одновременно, получить ряд ценных свидетельств о прошлом, пригодных для использования, как в школе, так и в научной практике.
Наиболее удачными формами такой организации являются, как показывает опыт, интервью и различные формы опросов, в чем следует убедить учащихся. Но нельзя ограничиваться лишь сбором информации. Необходимо показать ученикам, что информация, полученная от респондентов, с течением времени “преломилась” (исказилась, дополнилась). К ней надо относиться как к любому историческому источнику – критически, делая поправку на свойственный людям субъективизм. Метод интервью дает возможность общения людей разных эпох и поколений, столь необходимую при изучении исторического опыта на уроках истории. Определение тематики интервью обычно зависит от конкретной проблемы, которую следует изучить в соответствии с установками. Например: «Война в жизни моей семьи», «Дети войны», «Труженики тыла», «Участники ветераны Великой Отечественной войны», «История моей семьи в истории Страны». Если этот метод используется при работе над исследовательским проектом, то тема интервью выбирается исходя из темы и целей проекта. Например, при работе над проектом «Село Узон в годы Великой Отечественной войны». Одной из тем интервью стала «Воспоминания тружеников тыла в годы ВОВ».
Аналитическая часть работы с собранной информацией может иногда проходить на уроке, чаще в проблемных лабораториях. Здесь ученики могут на время превратиться в политологов, экономистов, социологов, культурологов и т.д. Очень важно, что при этом материал не представлен учащимся в готовом виде, а «добыт» и обработан им самостоятельно. Таким образом, меняется отношение к знаниям: из вещи «купленной в магазине», они превращаются в «сделанное своими руками», приобретают новую ценность.
Не менее ценна и дидактическая сторона: создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка «изнутри», он способен ее прочувствовать, «сопережить». История в глазах детей оживает, становится ближе и доступнее. Все это дает колоссальный «выброс» эмоций, способствующий формированию положительной мотивации к изучению выбранной темы, к исследованию. При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть в конкретных обстоятельствах, через его деятельность, и отсюда реально и заинтересованно подойти к изучению событий государственного масштаба. История государства в этом случае не отдаляется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека, в том числе и собственная значимость. Процесс исследования, включающий общение со старшими, что предусматривает формирование жизненно необходимых навыков, позволяет услышать живой голос человека прошлого, ощутить свою важную роль «хранителя традиции», «спасителя информации; первооткрывателя». Ученик – интервьюер превращается в исследователя, сотрудника учителя на уроке, получает навыки научной работы, изучает историю в активной позиции, обретая к ней качественно новый интерес.
Большое значение в достижении высоких результатов имеет участие одарённых учащихся в работе школьного исторического научного общества. Там они приобретают первые навыки научной работы, делового сотрудничества, опыт публичных выступлений. В структуру исторического общества входит учёный совет (все учителя-предметники) и совет учащихся, которые вместе представляют собой дружный творческий коллектив.
Деятельность исторического научного общества нашей школы осуществляется по нескольким направлениям в четырёх секциях
1. методология исторического исследования
2. поисковая краеведческая работа
3. изучение актуальных проблем отечественной и зарубежной истории
4. вопросы обществознания.
Используются разнообразные формы работы в рамках школьного научного общества. Это лекции, научные семинары, конференции, «круглые столы». Организуются экскурсии.
Работа с учащимися построена поэтапно. Самым трудным этапом является выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, анализ полученных результатов, рефлексия. Уровень сотрудничества учитель-ученик – это одно из условий успеха в поисково-исследовательской работе с учащимися. Оформление выполненных исследований доставляют большое удовольствие ребятам. Когда трудный путь исследования закончен, они приступают к оформлению своих работ.
Итогом исследовательской работы является ежегодная научно-практическая конференция в школе, на которую приглашаются учителя и учащиеся. В этом году мы в школе отмечали 100- летний юбилей нашего земляка Гомбоева Доржи Гомбоевича участника Великой Отечественной войны, поэта, члена Союза журналистов СССР, основоположника народного музея села Узон. В рамках мероприятий была проведена районная научно- практическая конференция по 4 секциям:
1 секция - Доржи Гомбоев - поэт, член Союза журналистов СССР, старейший селькор;
2 секция – Доржи Гомбоев – ветеран Великой Отечественной войны и событий на Халхин – Голе;
3 секция – Доржи Гомбоев – основатель сельского музея, краевед, общественник;
4 секция – Доржи Гомбоев – образцовый семьянин, народный целитель.
Где приняли участие учащиеся школ и взрослые. Были выявлены лучшие исследовательские работы.
Большая поисковая работа ведется по выявлению участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла во время войны, результатом которого является «Зал боевой славы нашей школы», рефераты, творческие работы, исследовательские работы: «Человек интересной судьбы Тумунов Доломорито», «Имя в судьбе человека», «Минии хγгшэн абын Долооморито гэжэ нэрын тайлбари», «Дрался храбро и дерзко», «История моей семьи в истории страны», «Судьба человека». Исследовательская работа Моритоева Намсарая по историческому краеведению «Жизненный путь моего деда» признана лучшей на районной научно-практической конференции «Наследники Великой Победы», в краевой научно-практической конференции «Человек в истории. Россия – ХХ век», в фестивале творческих и исследовательских работ школьников «Портфолио» г. Москва.
Каждый 1418 дней Великой Отечественной войны был до краев насыщен подвигами. Вся работа нашего музея направлена на воспитание у учащихся чувства сопричастности к подвигам, ныне уже отдаленным во времени, но близким сердцу каждого человека, высокого сознания личной ответственности за продолжение и умножение славных боевых и трудовых традиций тех, кто принес нашей Родине Великую Победу. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решила через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России проводя между ними параллели. За определенный период работы были проведены следующие исследовательские работы по данной теме: «Оценка жизненного состояния древостоя и загрязнения воздуха детского сада «Радуга»». Данная работа получила диплом ІІ степени на районной научно-практической конференции, диплом ІІI степени на окружной НПК «Шаг в будущее». «Комплексная оценка экологического состояния участка реки Иля», работа получила диплом II степени на районной НПК, диплом III степени на окружной НПК «Шаг в будущее»; Проект «Река моей малой родины»; «Парк детского сада «Радуга», как фактор, влияющий на гармоничное развитие и здоровье ребенка»- диплом I степени РНПК; «Мусорный ветер- результат деятельности человека», «Биоиндикация парка Победы», «Мой школьный двор». В 2014 году работа представлена на Всероссийские творческие дистанционные конкурсы с международным участием «Конкурс.net» и удостоена диплома 2 степени в номинации «Край родной, навек любимый», «Преобразование учебно- опытного участка»2011г, «Нет в целом мире лучше края»2012г., «Имя в судьбе человека»2013г., «Исследование феномена «черемуховых холодов» и «бабьего лета»» 2014г., и т.д. Все эти работы были представлены на районные, окружные, краевые, всероссийские научно – практические конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», «Шаги в науки», напечатаны в сборниках «Фестиваль творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио», проекта для одаренных детей социальной сети работников образования nsportal.ru «Алые паруса», на сайте социальной сети «Infourok» на дистанционном образовательном портале «www prodlenka.org».
Самое решающее звено этой новации учитель. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному и творческому росту учителя.
Литература
1. Гольденберг М. Интервью как метод активизации познавательной деятельности при изучении отечественной истории 1960-1980 гг.// История. 2005 год, №6.
2. Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности школьников// Вопросы психологии. 2004, год №4.
3. Леонтович А.В. Учебно – исследовательская деятельность школьника, как модель педагогической технологии – Народное образование 1999г. № 10
4. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1995г.
3. Тарасова Н.В. Проектная работа по истории// Преподавание истории и обществознания в школе – 2004, №3.
4. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Средних веков: 6 класс. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 200