«Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, между теорией и практикой.
Слайд 2
Актуализация проведения проектной деятельности
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность, позволяющая каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности »
Российская Федерация
Чукотский автономный округ
АНАДЫРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования села Усть-Белая»
689540, Чукотский автономный округ, Анадырский район, с. Усть-Белая, ул. Анадырская, тел./факс: 93 453, e-mail: [email protected]
Доклад на тему:
Подготовила учитель начальных классов
Колодиенко Оксана Леонтьевна
2013-2014 уч. год.
«Организация проектной деятельности учащихся».
Слайд 1
«Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, между теорией и практикой.
Слайд 2
Актуализация проведения проектной деятельности
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность, позволяющая каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
Преимущества метода проекта:
Он даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
Успешно интегрируется в образовательный процесс;
Обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность;
Позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия. Сплачивает детей, развивает коммуникативность.
Проектная деятельность предоставляет большие возможности для перехода от учения как процесса запоминания к самостоятельной деятельности, от ориентации на среднего ученика к дифференцированному обучению.
Участвуя в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор.
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
Слайд 3
Мы включаем школьников в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса, ведь даже первоклассник может осуществить самостоятельную проектную деятельность. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
В проектной деятельности младших школьников выделяем следующие этапы учебной деятельности:
мотивационный (я, как учитель заявляю общий замысел, создаю положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи);
планирующий – подготовительный (определяем тему и цели проекта, формулируем задачи, вырабатываем план действий, согласовываем способы совместной деятельности);
информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; я наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, я выступаю участником коллективной оценочной деятельности).
На наш взгляд, такое построение проектной деятельности наиболее оптимально для учащихся начальной школы.
Особенности учебных проектов младших школьников.
Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
При организации проектной деятельности в начальной школе мы учитываем психолого-физиологические особенности младших школьников.
У учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру.
Темы детских проектных работ мы выбираем в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу.
Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе ограничиваем 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или сдвоенными уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.
Слайд 4
Структура проекта Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.
Слайд 5, 6
Ι этап. Погружение в проект. (Выбираются и формулируются проблемы, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. Найти практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта)
Слайд 7
ΙΙ этап. Организационный (Выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы)
Слайд 8
ΙΙΙ этап. Осуществление деятельности (Поиск необходимой информации, сбор данных: изучение литературы, проведение опроса, анкетирование, использование сети Интернет.)
IVэтап. Обработка и оформление результатов проекта. Презентация (Представление исследовательских и творческих проектов, демонстрации понимания задачи работы, обсуждение и анализ полученной информации.
Слайд 9
Например, в работе над проектом «Дикие животные» или «Как помочь птицам зимой» может быть выделен проект «Коллаж – дикие животные» или «Кормушки для птиц». В этом примере проекты названы по своему конечному результату. Особый вид проекта – учебный проект. Его результат – новые знания, полученные участниками проекта на уроках литературы, окружающий мир, технология. Чтобы стало понятно, что участники проекта как следует изучили какую-то тему, им предлагается включить в проект разного рода действия с этими знаниями:
решить какую-либо проблему по изучаемой теме,
провести исследования и получить какие-то новые знания по этой теме,
применить полученные знания при создании изделия (в т.ч. информационного) или при проведении мероприятия.
Обычно названием учебного проекта становится название изучаемой темы. (показ учебников).
Слайд 10
Мы предлагаем не ограничиваться только учебными проектами, а использовать в учебном процессе разные виды проектов. Работа над такими проектами предполагается в основном во внеурочное время.
Слайд 14
Вывод
Таким образом, в процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (в современной трактовке – универсальные учебные действия), а именно:
Проектировочные – осмысливание задачи. Планирование этапов предстоящей деятельности.
Исследовательские – выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
Информационные – самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, в книгах, словарях, в интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, родителей), структурирование информации, выделение главного.
Кооперативные – взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
Коммуникативные – умения слушать и понимать других, вступать в диалог. Задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
Экспериментальные – организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Рефлексивные – осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов). Осуществление самооценки.
Презентационные – построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.
Слайд 15
Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:
обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
научиться применять полученные знания,
организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.