"Организация работы отделения социально-трудовой реабилитации воспитанников, проживающих в детском доме-интернате"
"Организация работы отделения социально-трудовой реабилитации воспитанников, проживающих в детском доме-интернате"
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными. В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Организация работы отделения социально-трудовой реабилитации воспитанников, проживающих в детском доме-интернате" »
Организация работы отделения социально-трудовой реабилитации в условиях работы детского дома-интерната.
По различным причинам в стране всё больше остаётся детей, заботу о которых берёт на себя государство, а процесс их социального становления происходит вне семьи в детских домах и школах-интернатах.
В Конвенции ООН о правах ребёнка подчёркивается значимость подготовки ребёнка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения.
В связи с изменениями в обществе всё более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказания ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. И наконец, трудовая деятельность – этообъективная потребность общества, без неё общество не может полноценно функционировать и развиваться.
Появились и новые функции детского дома:
• Устройство детей в семьи;
• Подготовка ребенка к семейной жизни;
• Возврат детей в кровную семью;
• Психологическая работа с теми воспитанниками, которые не будут переданы в семью;
• Работа с травмами ребенка при возврате его из семьи в учреждение;
• Создание условий, приближенных к семейным.
В нашем учреждении проживает 215 воспитанников, имеют рекомендации в ИПР на трудовую деятельность – 40 воспитанников, 86 – не прописаны рекомендации, 21 – не разрешено..
Наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации: в условиях интернатного учреждения, где семья заменена интернатом; в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребёнка в различные виды практической деятельности.
Чтобы определить жизненно важные потребности человека с умственными нарушениями, целесообразно сначала определить основные социальные потребности человека без серьезных нарушений умственного здоровья:
Общение и дружеские связи, Приобретение прочных привязанностей, создание собственной семьи, воспитание детей, Формирование интересов и профессиональных приоритетов, Приобретение профессии, Получение оплачиваемой работы, Распространенные социальные связи, Поддержание физической формы, Культурное развитие, Досуг и отдых.
Как показывает наша практика, когда дети взрослеют, они, как и другие люди, в большинстве случаев все равно хотят дружить и мечтают о любви и семье, хотят быть нужными, полезными окружающим людям. Даже если фактически они не могут зарабатывать на жизнь, они хотят чувствовать себя занятыми, работающими людьми. Им нравится посильное движение, занятия спортом; им нравится бывать на людях, в кафе, музее и театре, ходить в гости. Как и всем другим людям.
Но вся проблема в том, что наши воспитанники в силу своего диагноза, долгого пребывания в закрытых учреждениях (отказники с рождения, изъятые из неблагополучных семей и т.д.) не имеют социальных навыков.
А социальные навыки - это ресурс, обеспечивающий внутреннюю готовность к преодолению жизненных трудностей выпускников, их социальная компетенция.
Несформированность социальных навыков, лежащих в основе компетенций выпускников является главным фактором возникновения дезадаптивного или асоциального поведения (неумение взаимодействовать с разными людьми, отсутствие умений и возможностей поддерживать контакты, неумение подчиняться или выполнять правила) и т.д.
Преодоление социальной эксклюзии:
1. Социальная эксклюзия - это ситуация, при которой ребенок или подросток отчуждается обществом и исключается из полноценного социального воздействия.
Ситуация усугубляется переживаниями и восприятием ее воспитанниками как трудной жизненной ситуации, с которой они самостоятельно справиться не могут.
2. Социальная эксклюзия не может быть преодолена воспитанником интернатного учреждения самостоятельно, без помощи со стороны лиц, заинтересованных в его успешной социализации.
Совместные действия референтных лиц и воспитанников могут привести к изменению их положения, компенсировать отсутствие навыков социальной компетенции, необходимых в самостоятельной жизни, обеспечат адаптацию к труду.
Обобщение опыта работы психологов, воспитателей в учреждениях позволяет говорить о том, что главной проблемой социальных затруднений, барьеров не всегда являются материальные трудности, чаще возникают психологические сложности.
У воспитанников интернатных учреждений отсутствуют потребности в социально теплых отношениях с другими людьми (кровными родителями, родственниками, близким человеком) в социальном окружении.
На этапе инновационных изменений в коррекционно-педагогической деятельности возникла потребность в создании комплексной программы, корректировке традиционных целей и соответственно задач трудового воспитания и обучения.
Цельюкомплексной программы по трудовому обучению и воспитанию является создание единого образовательного пространства, направленного на эффективную подготовку воспитанников к самостоятельному выполнению несложных видов работ квалифицированного труда в условиях современного промышленного и сельскохозяйственного производства.
Основные задачи трудовой реабилитации заключаются в том, чтобы сделать ребенка способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественно-трудовую жизнь общества.
В перспективе ребенок, получивший определенные навыки, сможет почувствовать себя полноправным членом общества и что немаловажно иметь дополнительные материальные средства.
Профессиональная ориентация – это система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих ребенку в выборе профессии с учетом его способностей и потребностей общества.
По мнению С.Л. Мирского, «умственно отсталые дети очень редко сами выбирают профессию». Чаще всего их профессиональные интересы складываются под влиянием трудового обучения: воспитанники выбирают те специальности, по которым осуществляется их подготовка. Поэтому мы делаем диагностику по различным методикам и опросникам воспитанников старше 14 лет. В том числе методика Е.А.Климова «Профессиональное предпочтение». 1 раз в квартал заполняются карты отслеживания социально-трудовых навыков у воспитанников.
Профориентация складывается из следующих этапов.
Первый этап. Включает изучение трудовых возможностей воспитанников в целях предварительного отбора для обучения определенному виду труда, соответствующему широкой профессии. На этом этапе происходит элементарное профессиональное просвещение воспитанников – ознакомление с видами труда.
Второй этап. Уточнение трудовых возможностей воспитанников и завершение профотбора в рамках определенного вида труда. Начало работы по воспитанию положительного отношения к труду.
Третий этап. Изучение способностей и наклонностей воспитанников по конкретной узкой профессии.
Четвертый этап. Профадаптация к условиям производительного труда.
Трудовое и предпрофильное обучение и воспитание в учреждении организовано по следующим направлениям:
Трудовое обучение
- Сельскохозяйственный труд – воспитанники изучают основные сельскохозяйственные культуры (классификация овощных, цветочных, плодово-ягодных культур), агротехнику их возделывания, у них формируются знания и умения по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений, развиваются умения по распознаванию и определению выращиваемых культур.
- Растениеводство - привитие навыков ухода за растениями.
- Начальная трудовая подготовка - воспитанники приобретают элементарные технико-технологические знания и практические умения, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке; обучаются доступным видам труда: работа с бумагой и картоном, с природным материалом, с текстильным материалом, с древесиной.
- Трудовая деятельность в процессе обучения(межпредметные связи)– при изучении других дисциплин воспитанниками осуществляется: приобретение организационных умений в труде, решение специальных задач, направленных на коррекцию умственной деятельности (анализ объекта, установление логических последовательностей, определение правильности действий и результатов).
- Внеурочная трудовая деятельность– воспитанники закрепляют трудовые знания и умения, необходимые им для дальнейшей самостоятельной жизни. Знакомятся с дополнительными элементами прикладного творчества: техника бисероплетение, изонить, вышивка, вязание, соломка, папье-маше, ковроткачество, работа с берестой и т.д.
- Социально-бытовая ориентация - реализация практической подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение детьми в условиях целенаправленного обучения опытом социального поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме.
Предпрофессиональное обучение. Это наши ученические мастерские.
В своей работе мы используем опыт России и других стран. Трудовые мастерские существуют в России в системе образования с начала ХХ века.
Зачем же в обучении мастерские?
Если познавательные занятия в группах необходимы для формирования основных психических функций и учебных навыков, игровые – для решения поведенческих и эмоционально-волевых проблем, то работа в мастерской часто является для ребенка с нарушениями развития единственной возможностью принять участие в продуктивной деятельности. Кроме того, создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет свою связь с миром, что особенно важно для таких детей.
Большой потенциал мастерская имеет с точки зрения коллективной деятельности, когда обязанности каждого ребенка делегированы. Так, например, при изготовлении коллективного изделия каждый выполняет посильную для него роль и в то же время ощущает свою значимость в общем процессе.
На своем опыте мы убедились, что сколько-нибудь значимого результата приходится ждать очень долго. Но практика показала, что увлеченность интересным делом, а в частности ковроткачество, работа с берестой, глиной, красками, тканями, лентами и т.д. оказывает мощное реабилитирующее воздействие на ребенка в целом.
Традиционные ремесла включают в себя две обязательные составляющие – технологию и творчество. Технология в данном случае связана с многократным повторением, монотонностью и систематичностью. Творчество дает возможность детям выразить свое отношение к продукту своей деятельности.
Наши воспитанники участвуют в различных конкурсах декоративно-прикладного творчества регионального, всероссийского уровней. И впервые в этом году свои работы воспитанники смогли выставить для продажи в сети магазинов «SPAR».
- Столярное дело – воспитанники приобретают навыки работы со столярными инструментами и деревообрабатывающими станками; обучаются самостоятельно изготавливать различные столярные изделия, производить ремонт мебели своими руками.
- Швейное дело – воспитанники приобретают навыки работы на швейных машинках с различными приспособлениями, обучаются их обслуживать, овладевают технологией изготовления различных швейных изделий; учатся пользоваться инструментами для ручного шитья и изготавливать простейшие изделия с применением ручных стежков.
- Ткацкое дело –воспитанники знакомятся с изделиями народных художественных промыслов и учатся самостоятельно создавать декоративные изделия на ткацких станках.
- Берестяное дело – развитие творческих способностей воспитанников через работу с берестой.
- Сапожное дело –воспитанники изучают технологические процессы проектирования и создания колодки, раскрое материалов, особенностях различных видов обуви, различных методах затяжки и крепления низа обуви и др.
- Парикмахерское дело – воспитанники овладевают технологиями моделирования образа, знакомятся с историей и новыми тенденциями парикмахерского искусства.
- Штукатурно-малярное дело - воспитанники изучают основные операции штукатурно-малярных работ; знакомятся с основными свойствами отделочных материалов, учатся определять дефекты отделок, причины их появления и способы устранения. - Гончарное дело – воспитанники обучаются разным подходам к декорированию и формообразованию изделий из глины.
В процессе начальной трудовой подготовки воспитанников, делается акцент на работу с текстильным материалом и древесиной, для дальнейшего успешного трудового обучения швейному и столярному делу.
В детском доме-интернате социально-трудовая реабилитация воспитанников приобретает поистине первостепенное значение. Воспитанники с умственной отсталостью положительно относятся к занятиям трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение разнообразных методов и приёмов обучения позволяет заинтересовать воспитанников и сделать учебно – воспитательный процесс более доступным и социально значимым.
Актуальными и перспективными для учреждения являются активные формы обучения. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:
- между программными требованиями и разным уровнем реальных возможностей детей;
- между уровнем развития речи воспитанников (как правило, низким) и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;
- между низкой мотивацией воспитанников к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;
- между отсутствием осознания некоторыми воспитанниками своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.
Проанализировав все противоречия, мы пришли к выводу, что, привлекая воспитанников труду, всех одинаково обучать нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития воспитанников. Такую возможность предоставляют инновационные технологии: метод проектов и использование в трудовом обучении информационных компьютерных технологий.
Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных типологических групп воспитанников с интеллектуальной недостаточностью применительно к занятиям трудового обучения (Е.А. Ковалёва, С.Л. Мирской, Н.П. Павлова):
- дети, при обучении которых не возникает необходимость опоры на систематический дифференцированный подход;
- дети с преимущественными нарушениями целевой стороны трудовой деятельности (планирования и целеполагания в работе);
- дети с преимущественным нарушением исполнительной стороны трудовой деятельности;
- дети с преимущественным нарушением энергетической стороны трудовой деятельности;
- дети с одновременным нарушением двух-трёх сторон трудовой деятельности.
Использование метода проектов позволяет педагогу на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении, а воспитанникам – на практике использовать знания и умения.
Для комплексного решения задач технологического обучения активно используются различные методы, в том числе выполнение учебных технологических проектов.
Цель работы над такими проектами – включение воспитанников в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до её осуществления. Этот метод позволяет воспитанникам выбрать деятельность по своим интересам, которая соответствует их способностям и формирует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, дети учатся находить и анализировать информацию под руководством инструктора, получать и применять знания в различных областях, приобретают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.
Осуществление проектного обучения требует соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определённая часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов воспитанников.
На репродуктивных этапах обучения воспитанники развивают умения работать с информацией, материалами, инструментами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обучения воспитанники достигают осознания собственных возможностей в проектно-технологической деятельности.
Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, выставку лучших изделий.
Использование в трудовой реабилитации информационных
компьютерных технологий
Создание, обработка, хранение и совместная демонстрация текстовой, графической, аудио- и видеоинформации в цифровом формате.
Разработка мультимедийных презентаций, тестов-вопросников, создаваемых с учётом психофизических особенностей адресата средствами Word и Excel, а также тесты, созданные инструментальной системой Microsoft FrontPage
Применение видеороликов, видеоклипов разъясняющих сущность протекания технологических процессов и их управление.
Необходимая информация предоставляется из Интернет-ресурсов, педагоги корректируют данный материал, работая в программах, редактирующих видеоинформацию.
Компьютерные программы создаются без учёта специфики коррекционного образовательного учреждения, исходя из этого, возникает необходимость создания презентаций на основе существующих компьютерных программ, собственных разработок с разным уровнем сложности, использование иллюстративного материала, с учётом возможностей воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.
Главные критерии эффективности применения данной технологии:
- экономия времени;
- мобильность;
- качество получаемой информации;
- обширный выбор материала;
- многообразие цветового разрешения слайдов;
- эстетичный вид предлагаемой информации.
Применение данной технологии расширяет возможности творчества, как педагога, так и воспитанников, повышает интерес к занятиям, что ведёт к интенсификации процесса трудового обучения и воспитания.
Специалисты отделения, проводя мероприятия по социально-трудовой реабилитации, обращают внимание на следующие моменты:
- четкая постановка целей, задач трудовой деятельности ребенка;
- выполнение деятельности, направленной на получение результата;
- четкое планирование процесса трудовой деятельности с определением графика выполнения работ, форм и методов контроля и оценки, динамики успеха ребенка;
- обязательное подведение промежуточных и конечных итогов. Специалистами отделения обращается внимание не только на результаты трудовой деятельности, но и на отношение воспитанника к выполняемым заданиям;
- освоение социально-бытовых навыков ведения домашнего хозяйства;
- развитие алгоритма решения личных проблем, формирование умения принимать решение.
Главное - Детский труд должен быть посильным, доступным, результативным, систематическим, разнообразным по своему содержанию, формам, характеру и предоставлять несовершеннолетним возможность выбора в соответствии с их способностями и интересами.
Особое место в трудовой реабилитации занимает сельскохозяйственный труд.
В учреждении разработана программа для детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью по сельскохозяйственному труду.
Программа не только способствует профориентации и социальной адаптации воспитанников, но и развивает их умственный потенциал, положительно влияет на физическое развитие и на личностные свойства. А самое главное целью данной программы является предпрофессиональная подготовка воспитанников по специальностям: растениевод, садовод и основы ландшафтного дизайнера.
Большая часть содержания программы - практическая деятельность воспитанников в теплице, в саду, на территории «ИДДИ №1», в ДОЛ «Солнышко", в ходе которой решаются задачи обучения, воспитания и коррекции детей данной группы.
Совместный общественно полезный труд воспитанников, связанный с живой природой, сочетается с другими видами мероприятий: экскурсии в оранжереи, на ипподром, на фермерские хозяйства, Ботанический сад города; участие в интеллектуально-развивающих викторинах и играх, тренингах, конкурсах, оформление разнообразной наглядной информации.
Это новое для нас направление, в практике у нас второй год. В прошлом году на базе лагеря была установлена теплица на 36 кв.м., где были высажены перцы, томаты, баклажаны, зелень. Приобретена сельскохозяйственная техника: трактор с различными прицепами, мотоблок.
Также разработан земельный участок площадью 0,5 га для посадки овощных культур. Впервые был посажен картофель механизированным способом. Опыт оказался удачным, собрали хороший урожай.
В этом году у нас уже 3 теплицы в лагере и одна теплица на территории детского дома. А площадь высаженных корней овощей на грунте составляет 1 га.
Мы с нашими ребятами в этом году вырастили сами рассаду томатов, баклажанов, перцев и цветочных культур. Продали рассаду на сумму 3000 рублей. И это только начало. Самое главное, мы обеспечили 4 теплицы общей площадью 154,4 кв.м. и земельный участок площадью около гектара собственной рассадой. Это не много не мало около 3000 корней.
Так как специальное образование детей с умственной отсталостью - глубоко индивидуальный процесс, объем, качество и конечный результат которого определяется характером отклонения в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма, программный материал отобран в соответствии с психическими особенностями и возможностями детей данной группы.
Я убеждена, что взрослые не должны «нависать над детьми», «давить» их своим авторитетом, надо с детьми вести себя естественно, как в каждой семье. Постоянно находясь с детьми, каждым своим словом и поступком мы должны утверждать: «Делай, как я, и все будет хорошо». Только на личном примере мы сможем вырастить достойных людей. Именно так в любой семье и воспитывают детей, приучая их к труду, предавая им мастерство, оставляя им в наследство чувство дома, принципы морали и нравственности.
Если мы хотим вернуть к жизни (в полном смысле этого слова) детей и подростков, хотелось бы обратить внимание еще на один важный момент в отношениях между взрослыми и детьми: родители в семье любят ребенка просто так, независимо от того, хорош он ли он для других людей или нет, только за то, что он есть. Желательно, чтобы и в наших учреждениях к детям сохранилось такое же отношение - ребенок должен быть самоценностью. Он должен быть уверен, что, несмотря на возможные неудачи, в этом доме он в любом случае найдет тепло и поддержку.
Ведь дети - это бутоны цветов, раскрывающиеся навстречу свету, теплу, солнцу, доброте человеческих сердец. И пусть они не станут врачами, учеными, математиками, главное, чтобы они выросли настоящими людьми, достойными звания - Человек.
И посмотрите, пожалуйста на последний слайд – эти милые животные – наши кролики, которые мы вырастили в нашем лагере. И перспективным направлением в нашей дальнейшей деятельности является развитие направления «Основы животноводства».
По направлению «Основы животноводства» воспитанники познакомятся с многообразием сельскохозяйственных животных, научатся применять полученные знания на практике, проводить и фиксировать наблюдения, познакомятся с основами проведения исследовательской работы, способами совместной деятельности, сформируется бережное отношение к животным.