kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация работы по программе «Социокультурные истоки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 2014 году в Ульяновской области ввели новый предмет "Социокультурные истоки". 29 школ и 3 Центра детского творчества стали пилотными площадками. МБОУ ДОД ЦДТ №2 г.Ульяновска также получил статус пилотной площадки. В материале дается пояснение целей, методов, средств преподавания предмета в ЦДТ с привлечением студентов Ульяновского государственного университета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы по программе «Социокультурные истоки» »

Организация работы по программе «Социокультурные истоки» с воспитанниками Центра детского творчества №2 г.Ульяновска с привлечением студентов Ульяновского государственного университета

Е.В. Шмакова, к.п.н., педагог дополнительного образования Центра детского творчества №2 г.Ульяновска.

В сентябре 2014 года в образовательных учреждениях, а также в учреждениях дополнительного образования Ульяновской области началась реализация муниципальной воспитательно-образовательной программы «Социокультурные истоки». Инициатором введения данной программы стали члены Ульяновской Городской Думы.

Областной духовно-патриотический Центр «Арское» города Ульяновска совместно с представителями кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности, а также учреждением дополнительного образования – Центром детского творчества №2 города Ульяновска разработали программу действий по работе по реализации данной программы.

Цель курса «Социокультурные истоки» – введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира учащегося. воспитанника.

Задачи:

– раннее и системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

– присоединение семьи к образовательному учреждению;

– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

– подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации [2, с.10].

Одна из важнейших особенностей содержания предмета – внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности.

Учитывая возрастные особенности и повышенное внимание школьников к самопознанию и самоутверждению, учебный курс «Социокультурные истоки» вносит в содержание размышления об истоках творчества, помогает им в осознании собственных возможностей, а в условиях предпрофильного обучения способствует формированию мотивации выбора дальнейшего обучения. «Социокультурные истоки» содействуют не только осознанному выбору того или иного профиля, но и делают акцент на ценностные ориентации любого вида творчества, будущей профессиональной деятельности. Это поможет увидеть глубинные истоки различных творческих сфер, осознать их духовно-нравственные основы, принять многовековую традицию общественного служения.

В настоящее время, в период испытаний, одним из главных и определяющих является вопрос: "Во что верит человек?" Ибо сказано: "Где сокровище ваше, там и сердце ваше" (Лк. 12, 34).

Российская программа "Социокультурные истоки" дают только жизненный ориентир, "только те основы духовности, без которых, - по словам русского философа И.А. Ильина, - нельзя начинать самую борьбу за Родину. Человек верит в то, что он воспринимает и ощущает как самое главное в своей жизни. Скажи мне, что для тебя самое главное в жизни, и я скажу, во что ты веришь".

Программа "Социокультурные истоки" имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России.

Новое педагогическое направление вызывает живой интерес и активно реализуется в регионах Северо-Запада, Центральной России, на Урале.

Главной стратегической целью программы "Социокультурные истоки" является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.

Программа "Социокультурные истоки" призвана последовательно, шаг за шагом возродить первоначальный контекст категорий и ценностей в образовании. И, как показывает практика, в течение десяти лет накоплен существенный положительный опыт развития первоначального контекста многими учителями.

Стержневая основа программы способна интегрировать предметы гуманитарного и естественно-научного направлений в единое образовательное пространство.

На базе областного духовно-патриотического Центра «Арское» города Ульяновска создано методическое объединение по апробированию и систематическому внедрению программы «Социокультурные истоки» в образовательные и воспитательные программы. Ценно то, что здесь создана цепочка взаимодействия школьного и ВУЗовского образования. Центр «Арское» является связующим звеном. На базе Центра проводятся семинары, занятия со школьниками и студентами, педагогами. Особое внимание уделяется работе с педагогами. Дети легко перестраиваются на получение новой информации. Педагогам, особенно долго проработавшим в учреждениях образования, порой трудно перейти на совершенно новый уровень, а в «Социокультурных истоках» он действительно новый, общения и преподнесения информации. Нами разработана совместная программа действий, определены пилотные площадки, которым оказывается методическая помощь.

Курс направлен на развитие, прежде всего, внутреннего мира, и носит ценностно-ориентированный характер. Он направлен на то, чтобы школьник попытался осознать себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовного, нравственного и социокультурного опыта Отечества. Но должны пройти годы, прежде чем мы увидим результаты нашей деятельности. Тем не менее, уже сейчас очевидно, что «Истоки» способствуют формированию патриотических и гражданских установок, привязанности к Отечеству, к своей малой родине, к соотечественникам.

Учитывая социализацию как одну из задач современного образования, важно сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, в духовном и культурном наследии. Воспитывать учащихся, достойных представителей своей культуры, знающих и понимающих ее идеалы, ценности, и в то же время открытых другим культурам, обладающих навыками толерантности, сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме - наша главная задача.

В плане подготовки к профессиональной деятельности, что тоже очень важно для современного образования, «Истоки» призваны расширить культурологическую компетентность учащихся. Важно подвести их не столько к пониманию престижности, удобности той или иной профессии, что сейчас порой выходит на первый план, сколько к пониманию духовно-нравственного смысла любого вида деятельности: предпринимательства, служения, творческого труда.

Один из ведущих разработчиков программы «Социокультурные истоки» А.В.Камкин отмечает, что в своих работах он старается показать, что ценности бытия могут быть представлены с позиции ретроспективы, то есть рассказать, как это было у наших предков. Если мы остановимся только на этой позиции, мы превратим «Истоки» в музей [3, с.45].

Тогда мы будем рассматривать ценности культуры как нечто застывшее, мемориальное, ушедшее в прошлое. Поэтому важно показать, что они не исчезли, живы. Каждая универсалия представлена и в перспективном плане; Мы говорим о том, что они будут с нами, и с новыми поколениями, какими они будут в будущем. Мы меняемся: мы не такие как наши предки, а наши внуки будут не такие как - мы, но вечные ценности — это то, что нас объединяет, скрепляет. Этому и посвящено содержание учебного курса.

Прошло два с половиной месяца учебного года. Мы с полной уверенностью можем сказать о том, что программа «Социокультурные истоки» очень актуальна и необходима в наши дни. Предмет и программа обеспечены педагогической и психолого-методической системой. Сердцевиной урока становятся диалоги. Идет не запоминание, а совместное размышление. Каждый урок ориентирован на положительный жизненый опыт ребенка, его семьи и близких — так «Истоки» превращаются в уроки жизни, побуждая детей и взрослых к добрым делам и поступкам. Так развивается идея активного воспитания.



Список использованной литературы

  1. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

  2. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12.

  3. Камкин, А.В, Кузьмин, И.А. Истоковедение. – 2-е изд., доп. – М.: Издательский дом Истоки, 2007. – Т. 1. – 102с.

  4. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса [Текст] / Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко и др. - М.: «Новая школа», 1994. - 111с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Организация работы по программе «Социокультурные истоки»

Автор: Шмакова Евгения Васильевна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147322

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Рабочая программа по истории 10 класс ( базовый уровень) "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-istorii-10-klass-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "219002"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433994798"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа по русскому языку1-4класс  УМК Перспектива"
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku1-4klass-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "295569"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455824191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства