kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация самообразования студентов как один из путей развития их творческой активности

Нажмите, чтобы узнать подробности

При современных темпах развития науки и техники, в условиях бурного роста и совершенствования средств массовой  информации, в эпоху высоких информационных технологий очевидна необходимость постоянной, протекающей в течение всей жизни человека, образовательной работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация самообразования студентов как один из путей развития их творческой активности»

Организация самообразования студентов как один

из путей развития их творческой активности

 

 

  При современных темпах развития науки и техники, в условиях бурного роста и совершенствования средств массовой  информации, в эпоху высоких информационных технологий очевидна необходимость постоянной, протекающей в течение всей жизни человека, образовательной работы.

  С возрастающей остротой встает задача постоянного повышения культурного уровня и производственной квалификации, систематического обновления и углубления знаний. Выбор  данной темы оправдан тем, что в соответствии с требованиями, предъявляемыми современной дидактикой, обучение учащихся должно ориентироваться на развитие творческого мышления, обеспечивающего возможность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в меняющихся условиях окружающей жизни.

  Наиболее актуальна данная тема в нашем образовательном учреждении, где мы готовим будущих учителей, так как «учитель остаётся учителем, покуда учится сам».

  Для самообразования, прежде всего, характерно наличие активных познавательных потребностей и интересов. Самообразование – это неотъемлемая часть непрерывного образования, это активная познавательная деятельность, протекающая по личной инициативе человека в форме индивидуальной самостоятельной работы по овладению знаниями и в коллективных формах – работа в парах, группах; работа с консультантами.

  Задача формирования у студентов готовности к непрерывному образованию настоятельно требует включения самообразования в учебный процесс. Дело здесь не в навязывании им какой-то дополнительной, сверхпрограммной работы, а в изменении самого характера учебного процесса.

  Исходя из сказанного наиболее приемлемой мы считаем лекционно-семинарскую систему обучения, которая призвана решать целый комплекс задач по обучению студентов алгебре по государственным стандартам повышенного уровня, а так же организации непрерывного математического образования в режиме сотрудничества с Воронежским педуниверситетом, по всестороннему развитию индивидуальных особенностей студентов и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей, формированию навыков самостоятельной работы.

  Каждый из этих уроков преследует свою дидактическую цель. Так, цель урока-лекции обеспечить усвоение учащимися основных понятий темы на уровне знаний; цель урока-практикума – закрепление и коррекция знаний, умений, навыков; цель урока-семинара – обобщение и систематизация знаний; цель урока-зачёта – контроль и оценка знаний, умений, навыков.

  Изучение теоретического материала предлагается студентам укрупнёнными блоками с тем, чтобы высвободить не менее двух-трёх последовательных уроков для решения задач. Такая практика представляется оправданной. Первый из серии уроков обычно посвящается нахождению общих приёмов, алгоритмов, выделению основных типов и видов задач, решаемых с помощью изученной теории. Этот урок вместе с изученным ранее теоретическим материалом становится основной для последующих уроков-практикумов, на которых студенты проявляют больше самостоятельности, а преподаватель имеет возможность лучше изучить их индивидуальные особенности.

  Для непрерывного обучения и самообразования особо важное значение имеет развитие самостоятельности и творческой активности студентов и воспитание у них навыков самообучения по математике.

  В психолого-педагогической литературе самостоятельность понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельность личности тесно связана с инициативностью, независимостью, активностью, настойчивостью, самокритичностью и самоконтролем, уверенностью в себе, что немало важно для будущего учителя.

  Важной чертой личности студента является познавательная самостоятельность или готовность своими силами вести целенаправленную познавательно-поисковую деятельность.

  На наш взгляд, наибольшие возможности для развития у студентов навыков самообучения представляются на уроках практикумах и           уроках-семинарах, где можно организовать разнообразную самостоятельную работу.

  Групповая, парная формы работы позволяют организовать диалоговое обучение.

  Наблюдая в учебном процессе работу студентов можно заметить, что они стараются работать группами, совещаются друг с другом. Это объясняется тем, что они испытывают потребность в общении. Работая в группах, они на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимоконтроля.

  Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывают чувство коллективной ответственности за результат совместной работы. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования.

  К групповым формам работы относится парная работа. Особенностью парной работы является то, что, работая за одной партой, студенты дают взаимную оценку действиям друг друга, вольно или невольно проявляют интерес к тому, как реализуются учебные задачи соседом по парте. Студенту, как правило, небезразлично, как решается товарищем по парте пример, задача, какие получены ответы.

  Работу в парах целесообразно применять не только на этапе различных упражнений, но и с целью взаимоопроса, в результате чего повышается речевая и мыслительная активность каждого обучающегося. Каждый студент получает возможность на таких уроках говорить, отвечать, объяснять, доказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их.

  По некоторым темам сообщается список вопросов для взаимоопроса, по другим же темам предлагается студентам самим составить такие вопросы, что способствует развитию у них умений выделять главное, анализировать, грамотно формулировать требования. Эти умения очень важны для будущего учителя. Такая форма работы способствует лучшему усвоению учебного материала; комплексно  решаются другие педагогические проблемы:

  - стимулируется познавательная деятельность;

  - ликвидируются пробелы в знаниях учащихся;

  - снимается стрессовое состояние перед опросом.

  Развитию навыков самообразования способствуют не только формы организации учебного процесса, но и содержание предлагаемого учебного материала.

  Необходимо включать в задания для самостоятельной работы вопросы, последовательно приобщающие учащихся к самообразовательной деятельности. Вначале это может быть предложение отыскать иные варианты решения задач. Так, например, при изучении темы «Решение систем линейных уравнений» сначала предлагается разным группам посчитать определители по-разному: по формуле, путем разложения его по элементам строки, путем приведения  к треугольному виду. Затем студенты уже сами выбирают различные способы вычисления определителей.

  Большое значение в организации самостоятельной работы на уроке имеет постановка перед учащимися вопросов, носящих проблемный характер, побуждающих учащихся мыслить, самостоятельно применять ранее полученные знания. Так, например, после изучения тем «процесс ортогонализации и процесс нормирования векторов, студентам предлагается задание: проортонормировать систему векторов. С этим заданием предлагается справиться самостоятельно.

  Первая реакция у некоторых студентов: «мы такого не решали». Тогда им предлагается вспомнить две ранее изученные темы, соединить их в одном задании и составить алгоритм ортонормирования системы векторов.

  Таким образом, включение самообразования в учебный процесс предусматривает последовательное обучение всех учащихся определенным видам и приёмам самостоятельной работы с нарастающей степенью самостоятельности, как на уроках, так и при организации домашней работы.

  Результативность лекционно-семинарской системы обучения проверяется при проведении зачётных уроков. Важность зачётов состоит не только в том, что они позволяют контролировать усвоение учащимися нового материала, причем не в виде набора отдельных фактов, а как цельной системы, но они являются и обучающим мероприятием. Зачёты дают возможность организовать сравнительно длинную самостоятельную работу. Зачётная система успешно выполняет функцию активизации учащихся. Зачёт состоит из нескольких этапов:

 1) опрос, в ходе которого проверяется усвоение студентами основных теоретических положений темы (определений, понятий, теорем);

 2) тестирование или математический диктант, целью которого является проверка усвоения основных формул и алгоритмов по данной теме;        

 3) индивидуальная самостоятельная работа – проверяются умения и навыки в решении задач.

  Программа зачёта объявляется за 7-10 дней до его проведения. Это помогает студентам планировать свое время, побуждает их более ответственно относиться к работе.

  В качестве одной из форм диагностики усвоения знаний на урока алгебры применяются тесты. Задания, включенные в тесты менее трудоёмки, но не менее трудны, чем задания традиционных проверочных работ. Каждый студент имеет возможность улучшить свой результат, повторно пройдя тестовое испытание.

  Тесты – это система специальных заданий, организованных так, чтобы проверить, что именно из программы усвоил студент и насколько глубоко. Тесты являются удобным тренажером для тренировки в самых разнообразных учебных действиях.

  Подведя, итог всему сказанному, хочется отметить, что воспитать и обучить творческую личность можно лишь в том случае, если педагог так организует собственную деятельность учащихся, что она включает в себя процесс поиска, открытия новых фактов. Наша система работы  направлена на реализацию задач, предполагающих решение проблемы педагогического колледжа «Управление качеством образования как необходимое условие подготовки современного специалиста», а так же проблемы предметно-цикловой комиссии физико-математических дисциплин «организация научно-исследовательской работы студентов в условиях повышенного уровня обучения».

  Использование в  работе лекционно-зачётной формы проведения алгебры целесообразно по ряду причин:

- во-первых, высшая алгебра в колледже изучается в системе обучения «колледж-университет» (подготовка студентов к обучению в ВУЗе);

- во-вторых, недостаточное количество учебников и задачников по высшей алгебре создало необходимость теоретический материал изучать с помощью лекций, а контроль знаний осуществлять в форме зачётов, тестов, тематических практических работ;

 - в-третьих, лекционно-семинарская система способствует подготовке студентов к самостоятельной работе в качестве учителя математики.

  Судить о преимуществах той или иной формы проведения занятий можно по конечному результату, которым для преподавателя алгебры является промежуточная аттестация:

  Можно отметить, что с увеличением доли лекционно-семинарских занятий увеличивается качество знаний студентов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Князева Ольга Геннадьевна

Дата: 29.04.2015

Номер свидетельства: 207017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности студентов при изучении литературы."
    ["seo_title"] => string(122) "ispol-zovaniie-mietoda-proiektov-v-orghanizatsii-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-studientov-pri-izuchienii-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286652"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454384454"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Научно-практического семинара  «От творчества студента, к творчеству учёного» "
    ["seo_title"] => string(86) "nauchno-praktichieskogho-sieminara-ot-tvorchiestva-studienta-k-tvorchiestvu-uchionogho"
    ["file_id"] => string(6) "221203"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435115445"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства