kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация исследовательской деятельности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете "Организация исследовательской деятельности обучающихся (из опыта работы)"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности обучающихся»

Организация исследовательской деятельности обучающихся

(из опыта работы)

Шарандина В.В., МБОУ «СОШ № 53» г. Кургана


Выпускник школы, имеющий намерение в отношении продолжения образования, должен иметь определенный опыт исследований и исследовательской работы в подтверждение владения способами познавательной деятельности, а значит, своей информационно – коммуникативной компетентности.

Главный смысл исследования в сфере образования обнаруживается в том, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие познавательной способности ребенка, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.

Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Прежде всего, хочу отметить, что личный интерес и личная увлеченность являются большим стимулом для участия в исследовательской деятельности. Кстати, не только для ребенка, но и для самого учителя. Одной из главных составляющих содержания работы при организации исследовательской деятельности является выстраивание личностного отношения к объекту исследования и его результатам. Необходимо воодушевить учащихся, чтобы они находили связи собственного мира с заявленной темой.

Тема - это определение сути. Для того чтобы сформулировать тему, необходимо, прежде всего, выявить проблему, определить объект и предмет исследования.

Проблема - это постановка вопроса, который нуждается в решении, изучении того, что не было изучено. Проблемы обычно заключаются в выявлении новых или неизвестных лиц, родственников, фактов их биографий, создании (восстановлении) родословной своей или другого человека и т.п.

Ученик, в соответствии со своим текущим интересом, САМ выбирает и обозначает область и объект интереса, который становится темой его исследования. Если учащийся не смог сам выбрать тему работы, но хочет работать в данной области, с ним выясняется круг его интересов, и предлагаются темы на выбор. Это и актуальность, значимость темы для сегодняшнего дня, и темы, рекомендуемые в различных учебниках (школьных и вузовских), и темы, которые значимы для местного сообщества и человечества в целом.

Из опыта работы хочется отметить, что, обычно, уже в 50% случаев обучающиеся знают тему, с которой хотели бы работать. Это происходит по разным причинам и могут быть: интерес, возникший еще на уроке; традиции семьи; интерес, возникший в ходе чтения литературы или каких-то основополагающих событий в истории России; интерес, возникший из предрасположенности к каким-то видам деятельности; желание в чем-то себя утвердить, когда заведомо берутся очень сложные темы.

Необходимо отметить, что, корректировка темы может проходить на любом этапе работы, но смысл темы, как правило, не меняется. Это зависит и от разделов, которые вызвали особый интерес учащегося, и от сложностей, с которыми встретился обучающийся в ходе работы.

Практика показывает, что детей, которых можно увлечь написанием исследовательской работы много. Однако, одного этого недостаточно.

Уже в самом начале работы востребованными становятся: умение работать с информацией, способность к анализу, настойчивость, да и просто наличие свободного времени. Здесь в полной мере проявляются парадоксы нашего образования. Ученик (чаще ученица), который успешен в школе, на уроках, часто теряется в незнакомой для себя ситуации выбора, принятия самостоятельного решения. А ребята, которые мыслят свободно обычно не «заморочиваются» на такие вещи и отказываются от исследовательской деятельности.

Поэтому для успешного ведения исследовательской работы в школе необходима система, наличие НОУ, факультативных, элективных и т.п. курсов, работа кружков (либо структура, представленная на слайде). Ну, а если всего этого нет или развито недостаточно, то необходим огромный энтузиазм учителя и его готовность уделять значительную часть своего свободного времени для кропотливой работы с детьми (чаще немногочисленными).

У меня лично в году работает 2-3 ребенка. Да и то обычно не одновременно. А если одновременно, то это очень большая нагрузка.

Когда все совпало, тогда начинаешь конкретную работу. Обычно обучение способам и приемам исследовательской деятельности происходит в процессе образования, на уроках. Это малоэффективно, но пока альтернативы нет.

Например, в последний год я вела в 9 классе уроки истории. Именно здесь в ходе занятий и выявляла учащихся, склонных к исследовательской деятельности (предмет предполагает работу с историческими источниками). Сразу же работала на перспективу, т.е. «подбрасывала» детям идею, которую в 10 классе можно будет развить. Не думаю, что все идеи получат продолжение, но что-то все-таки получится.

Особой проблемой для меня является неумение детей владеть родным языком. Выразить свою мысль, тем более в письменной форме, это настоящее мучение. Кроме того, сейчас, с наличием Интернета и огромным информационным «хламом», выделить главное и определить суть – также является огромнейшей проблемой.

Хочу отметить также такой момент, как участие и помощь родителей, других членов семьи. Во-первых, это стимулирует мотивацию ребенка, во-вторых, существенно облегчает положение учителя. Как правило, я сразу же в неформальной обстановке беседую с родителями, интересуюсь их отношением к нашей будущей работе, высказываю надежду на поддержку своего ребенка. Родители практически всегда очень хорошо отзываются на такую беседу.

Также очень важно поддерживать «рейтинг» такого ученика-исследователя среди ребят. При каждом удобном случае я стараюсь сообщить о его успеха в работе, а уж о победе в конкурсе или удачном выступлении и подавно. Ребята всегда это воспринимают адекватно, часто многие подходят и интересуются – нельзя ли и им где-нибудь поучаствовать. Эта внешняя мотивация иногда приводит к более серьезным результатам.

Несколько слов непосредственно о работе. Для работы в архивах и библиотеках нужно много свободного времени и, конечно, деньги. А идет учебный год. Поэтому большую часть работы (поиск в фондах) приходится брать на себя, что, конечно не на пользу детям.

Как, наверное, многие из нас мы делаем работы «куда прикажут». Поэтому существует проблема сроков. «Положение о конкурсе» обычно приходит, сами знаете когда. На этот случай стараюсь иметь заготовки, которые можно быстро довести до ума.

В заключение перечислю названия некоторых работ, которые в последние годы создавали с детьми, и которые были отмечены призами на городских и областных конкурсах:

  1. Археологическое прошлое Зауралья.

  2. Езиды: история моего народа.

  3. Александр Шараборин – герой нашего времени.

  4. Земля пленительного счастья.

Сейчас мы работаем над исследованиями для областного конкурса «Отечество», для конкурса от «Мемориала», для городской научно-исследовательской конференции «Знание-поиск-творчество-труд» и для конкурса «Курган: вчера, сегодня, завтра».

Помимо этого идет работа и по подготовке к олимпиадам школьников по предметам: история, обществознание, право и избирательное право. Не забыт и традиционный предметный конкурс по истории «Золотое Руно».

В заключение необходимо отметить, что учебно-исследовательская работа для учащихся школы имеет свою практическую направленность.

Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы. Во-вторых, у них появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати. В-третьих, есть возможность представить свои работы для участия в городских и областных семинарах и конференциях. В-четвертых, работая в тесном контакте с научными консультантами (педагогами), учащиеся имеют возможность познакомиться с научными школами города, выбрать свой профессиональный путь.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Организация исследовательской деятельности обучающихся

Автор: Шарандина Валентина Владимировна

Дата: 31.03.2017

Номер свидетельства: 405527

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Модель уровневой организации исследовательской деятельности обучающихся в МОУ «Гимназия №30»"
    ["seo_title"] => string(80) "model_urovnevoi_organizatsii_issledovatelskoi_deiatelnosti_obuchaiushchikhsia_v_"
    ["file_id"] => string(6) "553443"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1592329162"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Организация исследовательской деятельности обучающихся учреждений дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "organizatsiia_issledovatelskoi_deiatelnosti_obuchaiushchikhsia_uchrezhdenii_dopo"
    ["file_id"] => string(6) "570927"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1611235266"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "organizatsiia_issledovatelskoi_deiatelnosti_obuchaiushchikhsia_na_urokakh_i_vo_v"
    ["file_id"] => string(6) "518218"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1566565098"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Организация исследовательской деятельности обучающихся  на уроках биологии и химии "
    ["seo_title"] => string(99) "orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-biologhii-i-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "193526"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427646112"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся по биологии в контексте ФГОС "
    ["seo_title"] => string(110) "orghanizatsiia-uchiebno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-po-biologhii-v-kontiekstie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "189715"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427018759"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства