Просмотр содержимого документа
«Организация краеведческой работы по изучению художественнной культуры родного края»
Организация краеведческой работы по изучению художественной культуры родного края
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному селу или городу, к родной речи- задача первостепенной
важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать
эту любовь? Она начинается с малого- с любви к своей семье, к
своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта
любовь к родному переходит в любовь к своей стране- к её
истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству,
человеческой культуре.
Д.С.Лихачёв
Одним из принципов педагогики является единство обучения и воспитания. Школа обязана не только помочь обучающимся овладеть прочными знаниями, выработанными человечеством на протяжении веков, но и превратить их в твёрдые убеждения, дать им гражданскую направленность. Обучение школьников и формирование у них высоких гражданских и нравственных качеств- неразрывные стороны школьного образования. Успешно осуществлять воспитание школьников можно в процессе учебной и внеклассной работы по своему предмету.
Один из путей активизации учебно-воспитательной работы по русскому языку, литературе, мировой художественной культуре и совершенствованию патриотического, духовно-нравственного и эстетического воспитания видится мне в использовании краеведческого принципа. В школьном краеведении заключены огромные возможности для реализации задач подрастающего поколения. Краеведению принадлежит важное место в укреплении связи обучения с жизнью, подготовке учащихся к общественно полезному труду, оно помогает в учебно-воспитательном процессе решать задачи духовно-нравственного, патриотического, трудового и эстетического воспитания, развития познавательных интересов.
Всестороннее изучение родного края, на которое направлена работа в системе школьного краеведения, немыслимо без познания художественной культуры, которая способствует расширению общеобразовательного и мировоззренческого кругозора школьников, повышает их общую и эстетическую культуры, воспитывает патриотизм, формирует духовно-нравственные качества.
Через художественное краеведение осуществляется связь школы с жизнью родного края, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. Оно способствует вовлечению учащихся в художественное творчество, расширяет возможности активной пропаганды среди местного населения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной художественной жизни, что открывает путь к познанию многих закономерностей развития местной художественной культуры в её взаимосвязях с художественной культурой нашей страны.
Краеведческая работа по художественной культуре начинается с поиска, отбора, изучения различного художественного материала, его использования в учебной и внеклассной работе по литературе, русскому языку, МХК. Первые поиски художественных объектов проводим в своём посёлке, районе, в близлежащих населённых пунктах сельской местности; этот поиск продолжается в различных населённых пунктах своей области и соседних областях ( Воронежской, Липецкой, Белгородской). На основе полученных данных о наличии в данной местности различных художественных объектов ( памятников истории и культуры, деревянного зодчества, музеев) выполняем карту-схему размещения в данном районе, данной области учтённых краеведческих объектов художественной культуры.
Изучение любого объекта художественной культуры проводим в следующей последовательности:
-прослушивание краеведами вводной лекции учителя о художественном объекте, содержащей характеристику его особенностей: идейно-художественных, композиционно-структурных, колористических; в лекции сообщается , к какому виду искусства данный объект относится, даётся краткая историческая справка о его создании, авторе; здесь же знакомлю с методикой наблюдения и осмотра художественного объекта, правилами и порядком сбора различного познавательного материала( зарисовка с натуры, описание, фотографирование и т.д.);
- проведение экскурсии к объекту с целью его визуального наблюдения, осмотра в целом и отдельных его фрагментов, вызывающих особый познавательно-художественный интерес, сопровождается выполнением зарисовок и описаний, фотографированием, а в некоторых случаях сбором вещественных экспонатов, например, изделий народного декоративного творчества; во время экскурсий провожу также с краеведами собеседование по вопросам, требующим выяснения при непосредственном осмотре памятника искусства или других краеведческих объектов;
-проведение практических занятий с использованием разнообразных материалов, полученных во время экскурсий, а также при выполнении индивидуальных краеведческих заданий; эти занятия позволяют соответственно оформлять и систематизировать краеведческие материалы по художественной культуре; с учётом разных интересов и наклонностей юных краеведов проводятся практические занятия по рисованию, аппликации, изготовлению декоративных изделий, макетов, написанию творческих работ.
Содержание и направленность этих занятий определяется краеведческой тематикой. Наряду с изучением объектов искусства, архитектуры, краеведы знакомятся с творческой и производственной деятельностью писателей, художников, мастеров народного искусства.
Разновидностью практических занятий является изготовление наглядных пособий по изучению культуры родного края, которые используются в учебной работе по литературе, истории, изобразительному искусству, мировой художественной культуре и во внеклассной работе, общешкольных мероприятиях.
Накопление познавательного, творческого и других материалов краеведческого характера, его хранение является разновидностью практической деятельности краеведов, результатом которой стало создание школьного музея художественной культуры.
Для практического осуществления школьниками краеведческих заданий учу юных краеведов вести дневники экскурсий, записывать и обрабатывать устную и письменную информацию о художественной жизни родного края, участвовать в пропаганде знаний об искусстве: читать лекции для учащихся, проводить беседы, уметь вести музейную работу, выполнять обязанности экскурсовода в школьном музее.
Педагогический эффект, качественный уровень краеведческой работы по художественной культуре измеряется многими показателями, в числе которых следует выделить повышение уровня знаний у юных краеведов о художественной жизни родного края, потребность в пропаганде этих знаний среди учащихся школы и местного населения. Эти знания являются существенным дополнением к содержанию уроков литературы, истории, изобразительного искусства, мировой художественной культуры.