Организация педагогической деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Организация педагогической деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
В условиях сегодняшнего дня меняются основные отношения в социальном и предметном мире. Особо значимыми в создавшихся условиях являются проблемы ориентации дошкольников и младших школьников в мире объективных ценностей, своевременного определения возможностей и склонностей к занятиям определенного вида творчества.
Деятельность учреждений дополнительного образования направлена на удовлетворение запросов детей и их родителей в оказании образовательных услуг, способствующих своевременно ориентировать детей дошкольного и младшего школьного возраста, на развитие имеющихся у них творческих возможностей, на самореализацию личности ребенка. Давно доказано, что детское творчество развивает личность ребенка, формирует интеллект, мышление, способствует приобретению опыта творческой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация педагогической деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных техников»
Методические рекомендации
к организации педагогической деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
в учреждении дополнительного образования
технической направленности
Выполнила: педагог дополнительного образования
Петряева Н.А.
г. Каменск-Шахтинский
2017 год
В условиях сегодняшнего дня меняются основные отношения в социальном и предметном мире. Особо значимыми в создавшихся условиях являются проблемы ориентации дошкольников и младших школьников в мире объективных ценностей, своевременного определения возможностей и склонностей к занятиям определенного вида творчества.
Деятельность учреждений дополнительного образования направлена на удовлетворение запросов детей и их родителей в оказании образовательных услуг, способствующих своевременно ориентировать детей дошкольного и младшего школьного возраста, на развитие имеющихся у них творческих возможностей, на самореализацию личности ребенка. Давно доказано, что детское творчество развивает личность ребенка, формирует интеллект, мышление, способствует приобретению опыта творческой деятельности.
Педагогу дополнительного образования, необходимо опираясь на: достижения педагогической науки, знания возрастной психологии детей, методику преподавания своего предмета, организаторские способности и личностные качества, сделать досуг детей познавательным, разнообразным, творческим и интересным. Ведь в сфере дополнительного образования 50 % успешности ребенка будет зависеть от созданных условий для занятий и от грамотной организации учебного процесса. Остальные 50 % это желание ребенка, поддержка, заинтересованность и материальные возможности родителей.
Только учитывая характерные особенности развития личности обучающихся, педагогу удастся грамотно организовать образовательный процесс и достичь поставленных целей. Для педагогических воздействий исключительно благоприятен период 6-7 лет, так как он во многом предопределяет будущий моральный облик человека. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Используя в процессе обучения сюжетно-ролевые игры, педагог способствует тому, что дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Педагогу необходимо обеспечить, чтобы запоминаемый материал обладал яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д.
Ребенку обязательно потребуется помощь взрослых в развитии мышления, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.
В результате правильно организованной педагогической работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. Основные достижения дошкольного возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, формируется позиция школьника.
Педагогу следует помнить, что шестилетки развиты неодинаково и требовать от ребенка соответствовать тем или иным собственным представлениям, по меньшей мере, неосмотрительно. Кроме того, у каждого ребенка свой собственный индивидуальный темп деятельности и развития и то, что удается у одного ребенка, совсем не обязательно будет получаться у другого.
Формирование групп первоклассников для занятий техническим творчеством имеет некоторую особенность. Группы формируются из детей прошедших курс подготовительного блока программы и детей, пришедших в учреждение дополнительного образования впервые.
Выявить уровень подготовленности детей, не прошедших курс обучения подготовительного блока, помогает тестовая практическая работа, например, изготовление игрушки «Вертушка». Данная форма работы позволяет выявить уровень подготовленности детей к занятиям в объединении. Детям, имеющим слабую подготовку, необходимы дополнительные занятия и количество детей в группе не должно превышать 8 человек.
Занятия с этими группами проводятся по 6 часов в неделю (4 часа - занятие по программе основного блока + 2 часа факультатив). При такой организации образовательного процесса, педагог сможет уделить больше внимания каждому ребенку, а обучающиеся в полном объеме освоят образовательную программу.
При выполнении тестовой практической работы поступающим в объединение необходимо:
Обвести шаблон.
Вырезать деталь по линиям.
Раскрасить деталь цветными карандашами.
Если все три действия вызывают у ребенка затруднения, и он получает три «минуса», значит у него слабый уровень подготовленности.
Результаты тестирования заносятся в таблицу:
(+) достаточный уровень, (-) слабый уровень.
№
п/п
Фамилия, имя
умеет обвести шаблон
умеет вырезать по линиям
умеет раскрасить
Важным условием усвоения учебного материала является грамотное применение педагогических принципов при осуществлении образовательного процесса. Принцип доступности позволяет усваивать новую информацию на основе уже имеющихся базовых знаний. Необходимо соотносить сложность и объем новых знаний с возрастом учеников и их индивидуальными особенностями, такими как состояние здоровья, способность к обучению, психофизическое состояние. Педагог должен приучить учеников к преодолению трудностей в процессе понимания и усвоения новых знаний, а так же построить элементы учебного материала в порядке возрастания его сложности. Обучающиеся вначале выполняют модели по шаблонам, выкройкам, чертежам, схемам, затем переходят к изготовлению более сложных моделей, и к самостоятельной разработке конструкций.
Принцип научности. Ребенку необходимо привить понимание того, что наука приобретает все большее значение в жизни и повседневной деятельности человека, а не только является необходимостью для осуществления профессиональной деятельности. Ученики должны понимать и осознавать научную картину мира, взаимосвязь всех научных областей, общую направленность их на улучшение качества жизни человека в этом мире.
Используя принцип систематичности и последовательности у обучающегося должна сформироваться четкая, ясная и понятная в целом картина мира с присущей ей системой взаимосвязанных закономерностей и понятий. Система знаний должна создаваться в логической последовательности и в той же последовательности предлагаться к восприятию ученикам. Навыки и умения, уже приобретенные ребенком в процессе обучения должны систематически применяться в реальных условиях, иначе они начинают ослабевать.
Чтобы достигнуть наилучшего образовательного результата, педагогу, необходимо обратить внимание на следующие методические рекомендации по работе с инструментом и материалом:
1. Ножницы – первый инструмент, которым начинают работать ребята, и не все одинаково быстро его осваивают. Рекомендации:
не выполняйте работу за ребенка, давая заготовку ребенку, оставляйте что-то недоразрезанным;
можно работать с «рукой» ребенка, проговаривая каждое свое движение;
предложите порезать газету для папье-маше – ребенок не будет бояться «испортить» заготовку и будет уверенно работать ножницами.
2. Линейка – это еще один инструмент. Научить ребенка работать с ним – задача педагога. Рекомендации:
используйте книгу «Геометрия для малышей»; работая по линейке с «рукой ребенка», проговаривайте каждое свое действие;
оставляйте недочерченной линию, несоединенные точки и т.д.
3. Клей. Обильно намазанная непросохшая модель имеет неэстетический вид, ребенок не может долго ждать, пока клееная работа высохнет. Рекомендации:
на первых порах применять щелевое соединение, скрепки;
учить ребенка накладывать клей тонким слоем;
при наклеивании обязательно применять салфетки для удаления лишнего клея.
4. Перевод шаблона на светоскопе требует уверенного движения руки. К этой работе нужно готовиться постепенно. Рекомендации:
давать обводить шаблоны из плотного картона;
через просвет ребенок может перевести 1-2 детали модели - наиболее простые и маленькие.
5. Дети любят делать игрушки «оригами», но не умеют отгибать точно и ровно лист бумаги. Рекомендации:
объяснить, что качество поделки зависит от точности и аккуратности выполняемых ребенком операций;
на первых порах проводить занятия по «оригами» в виде операционного диктанта (ребенок шаг за шагом вслед за преподавателем выполняет задание);
первые поделки должны быть с наименьшим количеством сгибов и разрезов.
С ребятами 6-8 лет целесообразно выполнять несложные упрощенные технические модели, лишь обобщенно передающие внешнее сходство с действительными машинами. Большую роль в развитии конструкторского мышления детей играет создание технических моделей. Получив, при изучении предыдущих тем, необходимый запас знаний и умений – ребята могут приступать к изготовлению технических моделей. Для создания моделей, прежде всего, необходимо выделить основные детали конструкций и общий принцип ее построения. Например, транспортные автомобили состоят из таких основных деталей: несущая рама, кабина, кузов, колеса. Вначале выполняют эскиз машины, находят конструктивные особенности, форму деталей – это намного облегчает процесс моделирования.
Изделия, предлагаемые для практической работы по темам, должны дать возможность изучить указанные технико-технологические сведения и сформировать нужные знания и умения. Большое внимание необходимо уделять конструкции изделий. Для этого проводить анализ изделий на основе образца в сборе и в деталях по схеме: сколько деталей всего, какой они формы, как между собой соединены, из какого материала сделаны. Время изготовления одной и той же поделки может изменяться в зависимости от подготовленности ребят. Иногда можно дать ребятам задание – завершить работу дома с родителями.
Моделирование, конструирование предполагает аналитический характер деятельности, формирует способности нестандартного мышления, вырабатывают такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, все это особенно важно дляформирования личности обучающихся.
Не спешите выбрасывать обрезки бумаги, картона, нити проволоки при работе в объединение – им всегда найдется применение, например, из обрезков цветной бумаги можно делать мозаичные картины, а обрезки нитей заменят волосы у куклы-марионетки. Таким образом, без специального заучивания, ребята на практике осваивают понятие «экономия материалов».
Работу, связанную с повышенным риском травмирования, (прокалывания отверстий шилом) необходимо проводить с педагогом за его рабочим столом.
Самостоятельная работа способствует развитию самоконтроля, формирует ответственность, трудолюбие и познавательную активность обучающихся. В познавательной активности выделяют три уровня активности обучаемых в зависимости от степени их самостоятельности: репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительный (преобразующий) и творческий. Репродуктивно-подражательная деятельность проявляется в ходе усвоения производимых действий, и предполагает осмысление учащимися способов их получения. Поисково-исполнительская деятельность сопоставима с исследовательской деятельностью, поскольку выражается в самостоятельном поиске путей решения предлагаемой педагогом проблемной ситуации. Здесь используется частично-поисковый метод. Творческая деятельность как высшая форма проявления познавательной деятельности связана с выходом за пределы заданной ситуации, поиском новых, оригинальных способов ее решения, что возможно при достаточно высоком уровне саморегуляции поведения; это уровень также сопоставим с личностной активностью.
Элементами познавательной деятельности, которые ведут к ее активизации, являются как эмоциональная деятельность на уровне восприятия событий и формирования представлений, что обусловливается психолого-возрастными особенностями учащихся, так и мыслительная деятельность, на уровне теоретического осмысления ими явлений и фактов.
Педагог уже на мотивационном этапе имеет возможность, учитывая жизненный опыт учащихся, через создание проблемной ситуации путем постановки познавательной задачи, способы решения которой лежат в зоне ближайшего развития учащегося, организовать активизацию познавательной деятельности. При этом педагог выделяет существенные связи, которые подлежат усвоению, показывает обучающимся, как решить проблему или ответить на вопрос, т.е. дает план и модель деятельности. В дальнейшем предусматривается самостоятельная деятельность самих учащихся. Следовательно, активизация познавательной деятельности предусматривает вооружение обучающихся необходимыми инструментами поиска знаний, что позволяет достигнуть высокого творческого уровня деятельности, основой которого выступает творческое мышление учащихся.
Правила поведения в учебном кабинете и их соблюдение постепенно формируют у обучающихся потребность в самоорганизации. Пусть ребята свободно чувствуют себя в мастерской, сами выбирают необходимый материал, инструмент, соблюдая правила техники безопасности, и сами убирают рабочие места, тогда они не будут «дергать» педагога по пустякам, а самостоятельно и ответственно станут работать в мастерской. Обязательное участие обучающихся в итоговых мероприятиях: выставках, соревнованиях и конкурсах, приучит детей доводить начатую работу до конца, выполнять ее правильно и аккуратно.
При работе с детьми данного возраста следует применять игровые методыи приемы. По окончании изучения каждой темы, рекомендуется проводить конкурсы, технические викторины. В каникулярное время проводить познавательно-развлекательные мероприятия. В конце года можно устроить праздник. На празднике предусмотреть: выставку поделок; игры и соревнования; отгадывание технических загадок; всем участникам праздника вручить медали «Юный конструктор».
Соревнования моделей являются одной из форм подведения итогов темы, четверти, года. Правила соревнований должны быть очень просты. Для значимости мероприятия следует сформировать судейскую коллегию, обеспечить награждение победителей и поощрение участников. Демонстрацией результатов детского труда также служит выставка детского творчества. Но более важный результат - это результат отсроченный, который скажется через некоторое время, когда ребенок, оказавшись в привычной, будничной обстановке, вспомнит, как он вместе со своими друзьями участвовал в работе объединения и возможно захочет продолжить эти занятия в группах технического направления.
Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями обучающихся. Педагогу необходимо увидеть и понять специфические черты детского сообщества, определить уровень развития коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы. Проведение мероприятий, экскурсии, коллективные творческие дела сплачивают детский коллектив, позволяют сформировать коммуникативную культуру, проявлять уважение к людям, умение работать в группе. Выставки, соревнования, конкурсные мероприятия пробуждают у детей дух соперничества, способствуют проявлению личных качеств, формируют тем самым чувства личного достоинства, сопереживания, взаимовыручки и взаимоподдержки.
Педагогу, работающему с детьми 6-8 лет, необходимо особое внимание уделить работе с родителями. Почему-то почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: неусидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа... Но ведь не только родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить. То есть не совсем перестали, но, если раньше его любили, безусловно, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить. Педагогу необходимо объяснить родителям, что их отношение ни в коей мере не должно изменяться в связи с успехами или неудачами ребенка, более того, родители должны пытаться подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он по-прежнему, несмотря ни на что, остается любимым.
Здоровье – это главная ценность любого человека. Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, поэтому нужно вести здоровый образ жизни. Для этого с раннего детства нужно учить правильному отношению к своему здоровью, формировать у детей, особенно школьников здоровый образ жизни. Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50%. Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны способствовать формированию прежде всего общей культуры детей. Крайне важно воспитывать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Беседы с детьми и родителями, познавательные мероприятия, просмотр презентаций, видеороликов, проведение физкультминуток на занятиях – вот тот необходимый педагогу арсенал, позволяющий привить детям потребность к здоровому образу жизни.