Основной задачей по проблеме воспитания юных спортсменов является организация системы работы тренера с родителями.
Это кропотливая ежедневная работа. Формы и методы её разнообразны: это родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, пропаганда психолого-педагогических знаний, консультации, педагогические практикумы, “круглые столы”, посещения на дому, привлечение к непосредственной работе с детьми. Основная и главная задача тренера - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений он должен обладать большим терпением и тактом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация работы тренера с родителями»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества г.Ворсма
Методическая разработка
Организация работы тренера с родителями
Автор:
Педагог дополнительного образования
Резанов Н.В.
Г. Ворсма, 2014 г.
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей по проблеме воспитания юных спортсменов является организация системы работы тренера с родителями.
Это кропотливая ежедневная работа. Формы и методы её разнообразны: это родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, пропаганда психолого-педагогических знаний, консультации, педагогические практикумы, “круглые столы”, посещения на дому, привлечение к непосредственной работе с детьми. Однако тренер должен понимать, что разнообразие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех работы. Основная и главная задача тренера - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений он должен обладать большим терпением и тактом. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.
Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений тренера-преподавателя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку.
Актуальность темы: необходимость сотрудничества между Домом детского творчества и родителями. Сотрудничество необходимо:
чтобы контролировать ребенка
для общения и взаимопонимания
чтобы действовать в одном направлении
чтобы помочь ребенку получить дополнительные навыки
для поддержки детей с неустойчивым характером
чтобы узнать, что представляет из себя ребенок, меняется ли характер
ДДТ помогает родителям
в контроле свободного времени
в воспитании ребенка
развивать физические и интеллектуальные возможности детей
Родители могут помочь ДДТ
платить взносы
в организации соревнований
Что мешает родителям и ДДТ успешно сотрудничать?
нехватка рабочего времени
недостаток информации
поведение ребенка
Проблема: Исходя из проблемно-ориентированного анализа педагогической ситуации было выявлено, что педагоги дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности испытывают затруднения при взаимодействии с родителями своих воспитанников. И сами родители не всегда компетентны в воспитании своих детей. Для определения путей взаимодействия тренеров, родителей и детей была определена тема моей работы: «Организация системы работы тренера с родителями».
Цельработы: определить условия для сотрудничества родителей и дома детского творчества в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.
Задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- изучить документацию, имеющуюся в учреждении;
- наметить перспективы работы ДДТ с семьей;
- реализовать программу «Школа для родителей»
Ожидаемый результат: проанализировав все точки зрения на данный вопрос и ситуацию в нашем учреждении, мы сможем повлиять на отношение родителей к дополнительному образованию и выстроить с ними позитивное взаимодействие.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Нормативно-правовая информация о взаимодействии ДДТ с семьей
Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности тренера и родителей. Такие взаимоотношения закладывают основу правильного воспитания, формируют уверенных в себе детей, любящих себя и мир.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования современная стратегия воспитания направлена, прежде всего, на:
- необходимость соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
- достижение нового уровня взаимодействия семьи и, образовательного учреждения в воспитании и социализации детей и молодежи.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если:
- дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
осуществляется совместное планирование, организация и проведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;
создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;
отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль тренера-преподавателя способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.
Из чего складывается сотрудничество с родителями?
1. Необходимо установить доброжелательные отношения с родителями.
На первом родительском собрании можно разобрать следующие вопросы:
а) Что понимают под сотрудничеством людей?
Назовите основные его проявления.
б) Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?
в) В чем спортивная школа может помочь родителям, а родители спортивной школе?
г) Что мешает тренерам-преподавателям и родителям успешно сотрудничать?
д) Что необходимо, чтобы взаимодействие тренеров и родителей было плодотворным?
е) Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?
2. Определиться в совместных требованиях к ребенку, не ущемляя его прав и свободы.
3.Выработать оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома.
4. Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет спортивная школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
5.Выявление причин дезадаптации ребенка к школе и совместное с родителями их устранение.
6. Организация педагогического просвещения родителей.
7. Привлечение родителей к совместной деятельности как в спортивной школе, так и вне ее.
8. Анализ отношений с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.
Индивидуальная работа с родителями может проводиться в форме непосредственного и опосредованного взаимодействия. В качестве опосредованного взаимодействия со спортивной школой разрабатываются памятки, информационные буклеты для родителей, где содержится информация о правах и обязанностях ДДТ, родителей и детей; часах и днях консультаций для родителей со стороны тренера и администрации; основные мероприятия за год и д.р.
Информационные буклеты выполняет еще одну важную функцию - поддерживают уверенность родителей в том, что они являются частью образовательного коллектива, равноправными участниками процесса воспитания и обучения детей. Другая форма опосредованного общения – календари, где отмечены даты проведения основных соревнований, мероприятия, в которых могут и должны участвовать родители.
Непосредственное взаимодействие – встречи и беседы, которые носят развивающую и поддерживающую функцию. От успешного развития взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета, удовлетворенность своей работой. Для родителей результатом становится лучшее знание своих детей и обучающих программ, уверенность в том, что при обучении учитывается их мнение и пожелание, увеличение родительской компетентности, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к ДДТ, к тренировочным занятиям, в развитии их знаний и умений, успешном социальном становлении.
Основные формы общения родителей и тренеров в ДДТ:
Как показывает информация в системе общего образования активно используются четыре формы работы с семьей:
Просветительская: использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей.
Государственно-общественная: создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей.
Формы сотрудничества:
Собрание, где обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Собрание может иметь форму конференции, диспута, коллективного творческого дела.
Формы познавательной деятельности:
день открытых дверей;
праздники, турниры и т.д.
Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов; в спортивных праздниках могут соревноваться дети и родители, могут быть смешанные команды.
Формы трудовой деятельности:
оформление (плакаты)
материально-финансовая помощь спортивной школе (ремонт, техническое оснащение; благотворительность, спонсорство)
Формы досуга:
- совместные оздоровительная работа семьи и школы (Дни здоровья, спортивные мероприятия, праздники);
- экскурсии, походы
Встреча с администрацией, специалистами
- Вечер вопросов и ответов (после опроса родителей)
- Работа с родительским комитетом, индивидуальные беседы, групповые консультации, практические занятия (овладение навыками)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В течении всего учебного года регулярно проводятся родительские собрания. Во всех учебных группах имеются протоколы заседаний родительских собраний. Ежегодно в план работы учреждения вставляется блок «Школа для родителей».
В ДДТ сложились все предпосылки для создания попечительского совета, необходимо продумать нормативно-правовые аспекты его создания. Для проведения сельских и выездных мероприятий родители воспитанников привлекают собственные денежные средства для решения следующих вопросов: использование личного транспорта для выезда на соревнования, приобретение расходных материалов, а также всесторонне содействуют повышению имиджа спортивной школы в социальной инфраструктуре села, берут на себя правовую защиту прав и интересов воспитанников.
В учреждении можно запланировать развитие внебюджетной деятельности по оказанию дополнительных образовательных услуг, поэтому назревает необходимость создания экономического совета, в состав которого войдут представители родительской общественности ДДТ. В целях повышения компетентности родителей в вопросах воспитания детей планируется внедрение программы «Школа для родителей».
Программа работы с родителями «Школа для родителей»
Идея программы: установление доверительных партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дома детского творчества.
Цель программы: активное приобщение родителей к воспитанию детей.
Задачи программы:
Выработать единые установки в подходе к воспитанию в спортивной школе и в семье.
Создать благоприятную воспитывающую среду детей и родителей.
Разработать и пропагандировать лучшие модели воспитания в семье.
Разработать методические рекомендации по воспитанию детей в семье.
Принципы в работе с семьей:
- системность,
- уважительность,
- единство общественного и семейного воспитания,
- оптимальность сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм повышения педагогической культуры родителей.
Цели и задачи работы с семьей:
- просветительская – повышение педагогической культуры родителей;
- консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка;
- коммуникативная – обогащение семей опытом по воспитанию детей.
Ожидаемые результаты:
- укрепление взаимосвязей в семье.
- разработка модели успешного семейного воспитания.
- повышение педагогической культуры родителей.
- активное участие родителей в общешкольных мероприятиях.
- проведение родительских собраний при явке до 90 % родителей.
- соблюдение единства требований педагогов и родителей в воспитании подрастающего поколения.
- сокращение числа неблагополучных семей из числа родителей воспитанников спортивной школы.
План мероприятий по реализации цели и задач.
Комплекс приоритетных мероприятий
Подготовительный этап
Информационный поиск и знакомство с опытом включения родителей в повседневную жизнь учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
Оценить ресурсные возможности ДДТ для создания сообщества детей и взрослых
Выявить мнение родителей и детей (анкеты, опросы и др. формы)
Повышение квалификации педагогов по данной проблеме и обеспечение методического сопровождения
Составить картотеку «Организация общих дел»
Создание ресурсных условий для создания воспитательной системы.
Практический этап
Направления совместной деятельности
обучение
воспитание
самоуправление
Привлечение родителей к организации и проведению элективных курсов, познавательных лекций и бесед
Ежегодная организация, подготовка и проведение коллективных творческих конкурсов:
- семья года
- спортсмен года
- тренер года
Родительский комитет ДДТ
Привлечение воспитанников и родителей к экспертизе качества образования
проведение открытых учебных тренировок, консультации педагогических работников.
Совет ДДТ
Изучение образовательных запросов детей и родителей, а также возможностей педагогов
Проведение спортивного праздника «Спортивная семья»
Организация учебных экскурсий с родителями
Тематические беседы квалифицированных специалистов: медработников, представителей правоохранительных органов, психологов, юристов)
День открытых дверей для родителей
Спортивные мероприятия День здоровья.
Совет ДДТ
Обеспечение информационной образовательной среды:
- работа сайта ДДТ,
- систематизация банка данных о воспитанниках и родителях
Совет ДДТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав точки зрения на данный вопрос и ситуацию в нашем учреждении, мы сможем повлиять на отношение родителей к дополнительному образованию в Доме детского творчества и выстроить с ними позитивное взаимодействие. В данной работе были рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения работы ДДТ с семьей. Проанализированы формы работы с родителями, применяемыми в нашей спортивной школе. Сделаны выводы о необходимости развития нормативно-правовой базы учреждения по работе с семьей с целью создания единого педагогического сообщества.
Критериями эффективности работы спортивной школы с родителями служат:
Конкретные дела родителей, помощь ДДТ, группе
Наличие традиций сотрудничества ДДТ с родителями
Обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей
Позитивный уровень сохранности здоровья детей
Высокая скорость реакции родителей на запросы ДДТ и наоборот
Список литературы
Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительно образования детей. М., 2001
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3362-1
Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей.
Немов Р.С. Психология. М., 2003
Никитин М.В. Попечительский совет как важный фактор демократизации школы. // Завуч №3, 2001
Письмо министерства образования РФ от 18.07.2003 года. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации.
Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе. Ростов н/Д., 2004
Яковлев Д.Е. Дополнительное образование. Словарь-справочник. М., 2002