Просмотр содержимого документа
«"Организация внеурочной деятельности художественно- эстетической направленности в рамках реализации ФГОС"»
Найданова Ольга Семёновна
классный руководитель 4Г класса
МАОУ «Кондратовская средняя школа»
Организация внеурочной деятельности
художественно-эстетической направленности в рамках реализации ФГОС
В рамках традиционного образовательного процесса до недавнего времени складывались следующие виды деятельности:
- учебный процесс, организованный на уроке;
- набор воспитательных мероприятий в классе и в школе;
- индивидуальные занятия по разным направлениям.
Данная деятельность, при определённых условиях, могла «разбавляться» системой дополнительного образования.
А как не просто научить читать, а научить читать бегло и осознанно всех, не исключая заикающихся ребят? Как разучивать песни так, чтобы выступать на общешкольных концертах в хоре из 100 человек? Как приготовить мюзикл и при этом не навредить здоровью ребёнка? Именно эта цель была поставлена и достигнута нами в ходе работы.
С появление ФГОС появилась внеурочная деятельность, которая объединила несколько сторон образовательного процесса. Самым ценным во внеурочной деятельности является то, что эта деятельность направлена на достижение учебных результатов, которые не удаётся решить на уроке.
Таким образом, внеурочная деятельность – это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса. Для реализации общекультурного направления нами в 2013 году была выбрана модель сотрудничества с муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Детская школа искусств д.Кондратово».
Занятия музыкой способны открыть детям удивительный мир художественной культуры, оставляя простор для собственного творчества. Девизом сотрудничества были выбраны слова В.А. Сухомлинского «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыкантов, а прежде всего, воспитание человека»Обучающиеся 1-х классов полным составом были зачислены в ДШИ в рамках краевого проекта по взаимодействию двух образовательных учреждений в организации внеурочной деятельности.
Целью данного проекта являлосьсоздание комфортных условий для творческого развития всех обучающихся класса, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, формирование основ базовой культуры личности через взаимодействие ОУ.
В рамках сотрудничества общеобразовательной школы и ДШИ появилась возможность расширить кругозор обучающихся, провести работу по улучшению психологического климата в классных коллективах через взаимодействие с искусством. Не маловажно было предотвратить утомляемость детей первоклассников, поступивших в школу от перенагрузок.
Все первоклассники 1 час в неделю посещали хоровые занятия. Второй час был разным: 1а, 1б – хореография, 1в – фольклор, 1г – лепка, 1д – рисование. Результатом первого года обучения стали творческие успехи обучающихся: хоровые выступления на праздниках «День учителя», «День матери», «Февромарт». 65% обучающихся принимали участие в конкурсах рисунков. Были организованы школьные выставки работ обучающихся. Предметным результатом было быстрое осваивание навыка чтения. К концу первого полугодия все дети читали. Самая низкая скорость чтения была 5 слов в минуту. Хоровое пение влияло на здоровье обучающихся. В адаптационный период и период вирусных инфекций заболеваемость в первых классах была на 0,5% ниже, чем за предыдущий год.
В конце учебного года были подведены итоги работы по проекту. Был проведён опрос родителей и детей по степени удовлетворённости данной формой работы. 80% опрошенных были готовы продолжать работу в проекте. Из оставшихся 20 % поступили на обучение в ДШИ 3%, 17 % не стали посещать ДШИ по разным причинам. 73% отметили, что необходимо разнообразить занятия в рамках одного класса.
Было принято решение о том, что занятия в хоре останутся, а второе занятие будет меняться каждую четверть. Обучающиеся смогут попробовать себя и в лепке, и в танцах, и в рисовании.
Работа продолжалась целый год. К вышеописанному результату добавилось участие обучающихся в мюзикле. Ребята получили опыт составления сценария, изготовления декораций, сольного исполнения роли. В конце года был большой концерт, посвящённый Дню Победы для жителей поселения.
К большому сожалению во второй год участия в данном проекте произошёл большой отсев обуающихся. Из-за смены руководителей хора, танцев не сработали группы и в конце года закончили обучение 2 класса из 5. 12 человек из вышедших из проекта поступили на обучение в ДШИ. Желающие работать по проекту перешли в оставшиеся 2 класса.
На начало 3-го года обучения остался один класс – 4г. Было проведено анкетирование обучающихся, родителей этого класса и выявлено, что 10 обучающихся продолжат занятия по данному проекту, что составило 38, 5% от количества ребят в классе. По результатам анкеты выяснилось, что ребята выбрали другие направления внеурочной деятельности. Для соблюдения норм, права на выбор количество занимающихся в ДШИ было одобрено.
В соответствии с планом работы двух учебных организаций была составлена программа взаимодействия, в которую были внесены 2 занятия в неделю. Главной целью занятий было – разработка и подготовка музыкальных спектаклей по одному в полугодие.
Для ребят, которые не занимались специально в рамках данного сотрудничества, было продумано развитие через воспитательную программу класса – участие в концертах, творческих конкурсах школы. Участие в спектаклях в качестве зрителей.
Результатом года были 2 музыкальных спектакля: «Новогодняя сказка», «День рождения Слонёнка». Каждый из участников имел возможность исполнять сольную партию, попробовать себя в роли декоратора, ведущего, художника. По окончанию года всем вручили сертификаты, свидетельствующие о завершении программы, участие в проекте.
Результатом являются выступления класса (100%) на концертах посвящённых Дню Матери, Дню учителя, празднике «Чести и Гордости». Часто выступления организовывались всей параллелью, что свидетельствует о том, что не смотря на выход из проекта ребята из всех классов получили бесценный опыт.
Предметным результатом можно считать то, что развивается хорошо скорость чтения. Средняя скорость по параллели – 80 слов в минуту. По классам на первом месте был 3в класс – 90 слов, на втором 3г – 88, на третьем 4д – 83 слова. Классы, которые первыми вышли из проекта отстают с большим отрывом.
Методом наблюдения было отслежено формирование личностных УУД в каждом классе. В ходе работы в данном проекте происходило личностное самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание на достаточно высоком уровне.