1 сентября 2011 года все образовательные учреждения Российской Федерации перешли на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Одной из ключевых тенденций в деятельности учреждений образования становится совершенствование внеурочной деятельности. Изучение материалов ФГОСа позволяют сделать вывод, что внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, формирует их учебную мотивацию. В рамках нового стандарта происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, адаптационную поддержку на протяжении всего периода обучения. Исходя из этого, целью внеурочной деятельности становится создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. В обучении первоклассников мы опираемся на следующие ориентиры в организации внеурочной деятельности: 1) запросы родителей (законных представителей) первоклассников; 2) приоритетные направления деятельности школы; 3) интересы и склонности педагога; 4) рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка. В соответствии с обозначенными учебно-воспитательными ориентирами мы выделяем несколько принципов организации внеурочной деятельности в 1 классе: 1) избранное содержание должно соответствовать возрастным особенностям обучающихся; 2) должна быть выстроена взаимосвязь внеурочной работы с технологиями учебной деятельности, которые реализуются на уроках; 3) нравственно-этической опорой становятся ценности воспитательной системы школы; 4) осуществляется свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. Безусловно, внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения и воспитания, созданной в школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной средней школы. В нашей школе согласно ФГОС внеурочная деятельность состоит из следующих направлений: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. 1.Духовно-нравственное направление осуществляется нами в рамках работы кружка «Я – гражданин России». Программа данного кружка определяет содержание, основные пути духовно-нравственное развития и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся 1 класса. Внеурочная деятельность, реализуемая на занятиях кружка «Я – гражданин России», призвана решать задачи духовно-нравственного становления личности младшего школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей и школы. Ценностные ориентиры кружковой работы «Я – гражданин России» традиционны для российского образования, но при этом чрезвычайно актуальны: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; долг перед Отечеством; межэтнический мир; доверие к людям разных национальностей и социальных групп, закон и правопорядок; свобода и ответственность, долг перед старшими и семьёй. Отметим новизну программы, которая заключается в том, что она основана на интеграции различных образовательных областей (история и обществознание, окружающий мир, литература, изобразительное искусство и художественный труд, краеведение) и существенно дополняет школьное базовое образование, представляя собой органическое единство воспитания и образования, единство методов обучения и творческой активности детей. Основной целью программы «Я – гражданин России» становится формирование чувства патриотизма, воспитание таких качеств человека, которые составляют основу его гражданской и социальной активности, позволяют проявить творческие и коммуникативные способности , воспитывают уважение культуре и истории страны. Для реализации поставленной цели мы предлагаем решить ряд задач: 1) дать элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны, а также об основных символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Белгородской области и Старого Оскола; 2) способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе; 3) дать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России; 4) воспитывать любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, уважение к защитникам Родины; 5) дать первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе; 6) способствовать развитию умения отвечать за свои поступки; 7) формировать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. Работа с первоклассниками в рамках урочной и внеурочной деятельности позволяет утверждать, что ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников I ступени становятся сегодня базовые национальные ценности: любовь к Отечеству, защита природы, уважение к семье, творческий труд, искусство, формирующее нравственно-этический фундамент личности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Для организации пространства духовно-нравственного, патриотического воспитания учащихся необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Основополагающей идеей этого взаимодействия должно стать обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
|