kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время доказано, что образ жизни на 50% определяет состояние здоровья человека (остальные – 20% - наследственность, 20% - экология и 10% - медицина), что свидетельствует о важности формирования здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических норм и правил, способствующих сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ »

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В настоящее время доказано, что образ жизни на 50% определяет состояние здоровья человека (остальные – 20% - наследственность, 20% - экология и 10% - медицина), что свидетельствует о важности формирования здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических норм и правил, способствующих сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья.

Образ жизни - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации. Поэтому здоровый образ жизни - это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты.

Следует подчеркнуть, что основные составляющие здорового образа жизни носят общий характер. В то же время, это динамичная система поведения человека, основанная на знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье, и это постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей.

Пути формирования здорового образа жизни вытекают из по­нимания его функциональной структуры. Ключом к ним можно счи­тать медицинскую активность, т.е. деятельность людей, связанную со своим и общественным здоровьем и направленную на охрану, ук­репление, воспроизводство здоровья, т.е. положительную медицинс­кую активность. Так, в практическом плане можно определять здо­ровый образ жизни. В понятие «здоровый образ жизни» входят преодоление факторов риска здоровью и создание благоприятной обстановки, условий для укрепления здоровья, т.е. развитие тех ин­дивидуальных и общественных факторов, которые участвуют в фор­мировании здоровья. Важным рычагом в этом процессе служит медицинская активность.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что существуют четыре составляющих, определяющих формирование здорового образа жизни:

1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а следовательно, и на образ жизни человека. При этом информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории.

2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни – это  так называемое «обучение здоровью».

Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни как отдельных людей, так и общества в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи,  находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мирововоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода  есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления.

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.

Необходимо особо отметить, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни.

4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Сложившаяся к настоящему времени коммерциализация спортивной инфраструктуры препятствует развитию массового спорта. В то же время, сводить проблему исключительно к доступности спортивных сооружений неправильно. Речь должна идти о борьбе с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры в школе, физкультпаузы на производстве, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы и другие формы, доступные для массового использования. Необходимо, прежде всего, преодолеть пассивность муниципальных органов по делам молодежи и по физической культуре и спорту, которые способны профессионально возглавить и вести эту работу. Сельские и школьные стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения как средство формирования здорового образа жизни.

Реализация указанных положений на практике будет способствовать формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья населения – важнейшего богатства страны и каждого человека.

 

 

Безродных Т.В., Шароватова А.В. (Россия, Чита, ЗабГГПУ)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ

Здоровье перестало быть ценностью. Многие вспоминают о здоровье в тот момент, когда его теряют. По словам Е.Н. Назаровой, «человек, не думающий о своем здоровье смолоду, рискует полностью утратить его к 25-30 годам, и наоборот, соблюдая ЗОЖ, можно даже вопреки наследственности и имеющимся болезням укрепить своё физическое состояние» [Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. – Москва, ACADEMA, 2007, с.3]. Современная модель здоровья определяет следующие факторы, влияющие на состояние здоровья в их процентном соотношении:

Проценты

Факторы

20%

окружающая среда

20%

наследственность

10%

государство и меры здравоохранения

50%

образ жизни человека

Из таблицы видно, что здоровье человека в большей степени зависит от него самого. Эта мысль должна осознаваться всеми взрослыми людьми, так как они являются главными воспитателями подрастающего поколения. Ведь, как известно, показателем здоровья нации выступает здоровье детей. Однако в последнее время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей, особенно за период обучения в школе.

Президент РФ Дмитрий Медведев в своем обращении к Федеральному собранию от 6 ноября 2008 года выразил обеспокоенность по поводу неудовлетворенного состояния здоровья российских школьников. Он подчеркнул, что «сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Дети проводят в школах значительную часть времени, поэтому заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги». Одной из задач, по его словам, должна стать минимизация рисков для здоровья, связанных с процессом обучения [http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=834238&ct=news-Д. Медведев].

Обеспокоенность властей радует! Но это, как говорится, одна сторона медали. Социальные проблемы российского общества не обходят стороной школьников. Увеличивается число детей, которые уже в младшем школьном возрасте страдают алкогольной, табачной и наркотической зависимостями. Одной из причин этого является доступность алкогольных и табачных изделий. Ребенок проводит в школе от 9 до 11 лет – весомый период!

Формирование привычек и норм поведения происходит в детские и подростковые годы. Из этого следует, что начинать формирование представлений о здоровом образе жизни нужно уже в младшем школьном возрасте.

Итак, что же такое здоровье? ВОЗ определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов [Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. – Санкт-Петербург, PETROC, 1997].

По мнению Е.В. Змановской, существует ещё и личностное здоровье. Автор отмечает, что «чаще всего благополучие личности связывается с такой социально-психологической характеристикой, как способность адаптироваться к социальной среде». Однако существуют разные признаки личностного здоровья. В. Франкл признаками личностного здоровья считал духовность, свободу и ответственность. С точки зрения Э.Фромма, адаптация к жизни в обществе не может являться надежным критерием нормы и аномалии личности, так как она может предполагать навязывание чуждых ему ценностей и отказ от своей личности. В подходе К. Роджерса у здоровой личности доминирует установка на процесс самоактуализации – актуализации врожденного стремления человека к росту и развитию своей личности в соответствии с тем, какой она является по своей природе и возможностям [Змановская Е.В. Девиантология. – М., Академия, 2006].

Деятельность социального педагога пронизана идеями сохранения здоровья детей и взрослых, формирования представлений о здоровом образе жизни у детей. Особое место в структуре социально-педагогической деятельности занимает работа по формированию представлений о здоровом образе жизни школьников, поскольку это обеспечивает профилактику многих девиаций, не только подросткового возраста, но и младших школьников (употребление наркотиков, алкоголя и табакокурения, проституции и т.д.).

Основными направлениями деятельности социального педагога выступают: работа с детьми «группы риска»; работа с детьми - сиротами; работа с детьми, находящимися под опекой; работа с неполными семьями; работа с детьми - инвалидами; работа с детьми, родители которых - алкоголики; профилактика бродяжничества; профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения; пропаганда ЗОЖ через интерактивные стенды, круглые столы и дискуссии со школьниками, мастер-классы.

Нельзя не отметить усилия социального педагога, направленные на половое воспитание школьников. Так, в сотрудничестве с центром планирования семьи социальный педагог обеспечивает заботу о сексуальном здоровье подростков на интересных занятиях для подростков, где необходимая для них информация подается в адекватной форме.

Сущность социально-педагогической деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни состоит в разработке стратегического плана по взаимодействию и включению в эту деятельность потенциалов социально-педагогической инфраструктуры города, области и края (на примере Забайкальского края – это Центр планирования семьи, центры «Доверие», «Лад», «Семья», активно выполняющие функцию здоровьесбережения детского и взрослого населения).

В завершение хочется сказать: «чем раньше у человека сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек, и общество в целом» (И.И. Соковня-Семенова).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Автор: Горчак Анастасия Алексеевна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167471

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях  дошкольных образовательных учреждений "
    ["seo_title"] => string(167) "osobiennosti-formirovaniia-zdorovogho-obraza-zhizni-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-razlichnymi-sriedstvami-v-usloviiakh-doshkol-nykh-obrazovatiel-nykh-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "140815"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418026645"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни" "
    ["seo_title"] => string(82) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-rol-siem-i-v-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "241004"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445167632"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Консультация для родителей: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_formirovaniie_zdorovogho_obraza_zhizni_u_doshkol"
    ["file_id"] => string(6) "428041"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1505285739"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Основные принципы формирования здорового образа жизни"
    ["seo_title"] => string(56) "osnovnye_printsipy_formirovaniia_zdorovogo_obraza_zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "573489"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1613587160"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства