Просмотр содержимого документа
«Основные принципы составления психокоррекционных программ. »
Основные принципы составления психокоррекционных программ.
Цели и задачи любой коррекционно – развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
Профилактического – предупреждение отклонений, трудностей в развитии;
Коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
Развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:
Принцип единства коррекции и диагностики.
Принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии ребенка.
Принцип приоритетности коррекции каузального типа.
В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную).
Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей.
Коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии.
Симптоматическая коррекция чаще дает лишь нестойкий кратковременный эффект.
Деятельностный принцип коррекции.
Этот принцип определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей.
Данный принцип согласует требования соответствия хода психологического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности – с другой. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
Принцип комплексности методов психологического воздействия.
Принцип утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от окружающей среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними.
Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.
При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие.
Принцип усложнения.
Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально сложному.
Учет объема и степени разнообразия материала.
Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому материалу только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
Учет эмоциональной сложности материала.
Предъявляемые задания должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции.
Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей ребенка.