ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ИСТОКИ»
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ИСТОКИ»
Развивать систему духовно-нравственных ценностей школьников призван учебный курс «Истоки», цель которого приблизить детей к вечным ценностям через самые простые понятия-род, семья, имя, слово, вера, храм, честь, терпение, покаяние, любовь... В системе духовно-нравственных ценностей выделяется главная ценность «Истоков»- Жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ИСТОКИ» »
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ИСТОКИ»
учитель Василенко Лариса Григорьевна
МБОУ «Зональненская СОШ»
Томского района Томской области
Применительно к нравственности единственно истинны только следующие слова мудрецов древности: быть нравственным-означает жить согласно нравам своей страны.
Г. Гегель
Духовно-нравственное развитие в первую очередь формирует семья, но наиболее системно, глубоко и последовательно нравственное развитие личности происходит в школе.
Основным содержанием духовно-нравственного воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, которые передаются от поколения к поколению .Ценности, которые помогают противостоять разрушительным силам, заключены в таких понятиях, как Россия, родина, народ, общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа-всё это традиционные источники нравственности.
Развивать систему духовно-нравственных ценностей школьников призван учебный курс «Истоки», цель которого приблизить детей к вечным ценностям через самые простые понятия-род, семья, имя, слово, вера, храм, честь, терпение, покаяние, любовь... В системе духовно-нравственных ценностей выделяется главная ценность «Истоков»- Жизнь.
Учебный курс «Истоки» начинается в начальной школе, продолжается в основной и заканчивается в старших классах. В основной школе учащиеся присоединяются к устойчивым идеалам, формам и нормам социокультурной практики. В 5 классе эта задача решается посредством цикла «Семь чудес России», в рамках которого идёт знакомство с выдающимися памятниками Отечественной культуры.
В 6 классе (цикл «Слово и Образ Отечества») ученики знакомятся с « кодом» пространства (край, земля, рубеж, приметные места) и «ритмы» времени (календарные системы, годичный и жизненный цикл), учатся видеть диалектику религиозного и светского.
В 7 классе (цикл «Дело и подвиг Отечества») идёт осознание истоков мастерства и предназначения дела (земледелие, ремесло, ратное дело), понимание, что у каждого человека должно быть своё дело. Постоянная работа со словом обогащает речь «священными» словами, например, «дело праведное», «труд благословенный», существовала традиция освящения дела. Идёт постоянная работа с опорой на народную мудрость, обращение к пословицам и поговоркам: «Богу молись, а сам трудись», «Праведное дело сродни подвигу». Такая работа подводит школьников к осознанию, что труд воспитывает добрую волю.
«Вся семья вместе, так и душа на месте», такими словами начинается занятие на тему «Тепло родного очага». Что нам нужно сделать сегодня, чтобы семьи наших детей были счастливы? Обращаться к традициям семьи, родного дома, говорим о дочерней любви, об отцовской заботе, сыновнем долге, материнском благословении, продолжаем словесный ряд через слова: лад, мир, согласие, надежда… Вспоминаем пословицу «Не надобен и клад, коли в семье лад». Дети рассказывают о своих семейных традициях, семейных реликвиях, семейных кулинарных рецептах, приходят к осознанию, что родной дом любят не за богатство, а за щедрость и взаимопонимание. (Родной дом защищает от злого слова и молвы).
Слово – важный инструмент образования .Поэтому очень важно сформировать добрые образы семьи .Родители-самые светлые люди на земле «Почитай родителей, и продлятся дни твои на Земле»-гласит одна из заповедей.
Занятие по теме «Век и жизненный круг» формирует представление об образе времени и ценности жизни на разных этапах. Школьники по-новому осмысливают знакомые слова: Родина, Отечество, Время, Детство, Отрочество, Дружба, составляют коллективно на основе прочитанной статьи учебника правила поведения отрока (подростка):
Первым в разговор со взрослым не вступать;
Без приглашения за стол не садиться;
Громко не смеяться;
Не разговаривать без надобности;
Семью не посрами!
Программа «Истоки» занимает особое место в развитии ценностных ориентиров, она формирует «социальный иммунитет», являясь живительной средой, которой сегодня так не хватает детям.