Просмотр содержимого документа
«"Особенности интеграции урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ОО"»
Особенности интеграции урочной и внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС ОО
в МАОУ «Кондратовская средняя школа»
Личность не воспитывается по частям,
но создаётся синтетически всей суммой влияний,
которым она подвергается.
А.С. Макаренко
Сегодня государство нам диктует новые условия в оказании образовательных услуг. Новый взгляд и на образовательный результат. Ядро ФГОС ОО составляет образовательный результат нового типа ‒ это УУД. Личностные (индивидуальные) образовательные достижения обучающихся представляют совокупность и интеграцию урочных и внеурочных результатов, полученных в образовательных учреждениях обучающимися за определенный период времени.
Интеграцию не как механическое соединение, а как сближение и связь отдельных систем в единое целое. Интегративный подход в образовании рассматривается как взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на организацию и осуществление поисковой деятельности обучающихся, активное и самостоятельное приобретение ими знаний и овладение способами применения в различных ситуациях. Реализация интегративного подхода в учебном процессе предполагает создание условий для самораскрытия и самореализации потенциальных возможностей обучающихся, развитие способности к сотрудничеству, общению, эффективному построению межличностных отношений, что востребовано в современном обществе.
Стандарты нового поколения основаны на формировании общих и предметных компетенций у обучающихся. Процесс формирования представляет собой образование сложного интегрального продукта, задачу создания которого, невозможно решить средствами только одного какого – либо предмета. Мы все сегодня понимаем, что необходимо выстроить целостную педагогическую систему, способную объединить усилия педагогов по реализации компетентностного подхода. Объединение не только педагогов одного образовательного учреждения, но и в интеграции основного общего и дополнительного образования. Тем более что в Концепции модернизации Российского образования подчеркивается важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений дополнительного образования.
Обучающиеся 5- го класса, приходят не из откуда. Они «родом» из начальной школы. Поэтому на основании того, что я являюсь заместителем директора в начальной школе, расскажу о зародившихся традициях в 1-4 классах, которые мы плавно передаём со своими выпускниками.
Внеурочная деятельность в нашей школе состоит из двух модулей: «Курсы предметной направленности», которые направлены на повышение интеллектуального уровня, подготовку к конкурсам, олимпиадам; и модуля «Курсы по выбору». Так или иначе, первый модуль выбирается всеми родителями и обучающимися. Это длительные курсы, рассчитанные на год. Курсы второго модуля формируются из разных классов параллели. В них может быть от 8 человек.
Выбор курсов осуществляется в сентябре. Содержание курсов начинает определяться в апреле на основании анкетирования родителей и имеющихся ресурсов в образовательном учреждении. На сегодняшний момент самыми рейтинговыми курсами являются «Мир моих интересов», «Мой друг компьютер», «Мультакадемия», «Фильмакадемия». Продолжением данных курсов в 5 классе является «Робототехника».
Где же вы скажете интеграция? Наша деревня находится в очень благоприятных условиях. Мы используем все ресурсы, которые нам доступны. Уроки обществознания мы имеем возможность соединять с экскурсиями в Пермский районный суд. Повышаем правовые знания и в ЗАГСе Пермского района. Народный музей Пермского района проводит уроки по истории, краеведению, окружающему миру и природоведению на различные темы. Центральная районная библитека - это ещё один мощный ресурс для сотрудничества в разных направлениях. Краевой патриотический клуб «Пластун» неразлучный друг ребят, обучающихся в кадетских классах.
Я остановлюсь на примере духовно-нравственного воспитания обучающихся. Для осуществления этой важной задачи мы решили объединить усилия с ДШИ д. Кондратово.
Для того чтобы дети гордились своей страной, своей культурой, мы решили вводить подрастающее поколение в мир этой культуры через творческую деятельность. На первом этапе нами был разработан образовательный проект «Ступени к успеху». Был заключён двухсторонний договор о сотрудничестве между двумя образовательными учреждениями, утверждён совместный план работы; привлечены квалифицированные кадры школы искусств для реализации дополнительных образовательных программ по общекультурному направлению.
Следующим этапом работы по организации внеурочной деятельности школьников стало открытие в сентябре 2013г. на базе детской школы искусств деревни Кондратово экспериментальной площадки по внедрению эстетического всеобуча для обучающихся Кондратовской средней общеобразовательной школы в рамках краевого согласованного исследования по теме «Организация дополнительного образования художественно-эстетической направленности широкого круга детей школьного возраста на ознакомительном уровне», организуемого Краевым центром художественного творчества учащихся «Росток» в 2013-2015 годах.
Более 100 обучающихся Кондратовской средней общеобразовательной школы получили возможность обучения на базе детской школы искусств деревни Кондратово по комплексной образовательной программе «Ступени к успеху», в которой представлены несколько образовательных модулей: хоровой, танцевальный, театральный, фольклорный, декоративно-прикладной. Комплексная образовательная программа «Ступени к успеху» дала возможность школьникам на ознакомительном уровне освоить несколько видов искусств и реализовать творческий потенциал в разных видах деятельности.
В первый год обучения каждым классом (их было 5) выбирались 2 модуля по желанию родителей. Например, хор и лепка. По результатам первого года обучения выяснилось, что запросы изменились. Желания ребят и родителей расширились. Тогда было решено, что во второй год классы, участвующие в проекте пойдут работать по принципу «вертушки». Одну четверть изучают два модуля, во второй модули меняются. Ребята смогли получить новее знания, расширить кругозор, развивались личностные качества каждого обучающегося.
Данный проект длится 3-ий год. Сегодня это уже профессионалы своего дела, которые не боятся сцены, участвуют в мюзиклах. Наиболее успешные ребята определились и поступали в ДШИ на то отделение, которое стало для них приоритетным.
На параллели есть класс, который в данном эксперименте является контрольным. Ежегодно анализируем результаты, подводим итоги совместной деятельности и видим, что совместные усилия приводят к достойным результатам. Планируем данный опыт использовать в основной школе.